НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кировского областного суда (Кировская область) от 22.07.2014 № 33-2434

  Судья Бронникова О.П.                                                   Дело № 33-2434

                                                                                           22 июля 2014 года

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Погудиной Т.С.,

 судей Сметаниной О.Н., Кощеева А.В.,

 при секретаре Соколовой О.Н.,

 с участием прокурора Блиновой А.В.

 рассмотрела 22 июля 2014 года в открытом судебном заседании в городе Кирове

 гражданское делопо заявлению председателя правления ТСЖ «Совет общежитий» Эсауловой Т.С. о признании незаконным представления прокурора

 по апелляционной жалобе председателя правления ТСЖ «Совет общежитий» Эсауловой Т.С.

 на решение Ленинского районного суда города Кирова от 16 мая 2014 года,

 которым постановлено об отказе в удовлетворении заявленных требований.

 Заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А

 Председатель правления ТСЖ «Совет общежитий» Эсаулова Т.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора г. Кирова от 14.03.2014г. № 02-03-2014. В представлении прокурор указал, что ТСЖ допустило нарушения в части начисления тарифа по оплате К., расчета платы без разделения на плату за жилое помещение и места общего пользования, неправомерной корректировки. С выводами прокурора не согласна, так как размер платы установлен общим собранием членов ТСЖ, также как корректировка платы за коммунальные услуги. В случае оплаты гражданами, объединёнными в ТСЖ, коммунальных услуг в меньшем объёме, например, из расчёта тарифа (отопление) 1348,76 руб. вместо 1376,70 руб., с них никто не снимет обязанность своевременно оплатить в пользу ресурсоснабжающей организации остаток суммы за поставленный коммунальный ресурс. Собственники, объединённые в ТСЖ, решили не разделять плату за коммунальные услуги за жилое помещение и за места общего пользования, т.к. здание по ул. Свободы, 11, г.Кирова является зданием секционного типа, ранее являвшегося общежитием. Санузлы (умывальники, ванны, унитазы), а также электроплиты расположены в местах общего пользования. В связи с чем, плату за водоснабжение и водоотведение не представляется возможным разделить на плату за использование данного ресурса в жилых помещениях и в местах общего пользования, как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 354, так как в жилых помещениях водоснабжение отсутствует. Основной расход электроэнергии приходится на места общего пользования, где установлены электроплиты и иное электрооборудование (водонагреватели). В связи с чем, собственники, объединённые в ТСЖ «Совет общежитий», для упрощения порядка оплаты коммунальных услуг решили установить размер платы за воду и электроэнергию исходя из показаний общедомового прибора учёта. Нормативы, установленные постановлением Правительства Кировской области от 29.03.2007 № 90/148 и распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 13.08.2012 № 1-р, не подлежат применению к жилому дому по ул. Свободы, 11 г. Кирова, так как в доме по ул. Свободы, 11 имеются общедомовые приборы учёта по водоснабжению, электроэнергии и отоплению. Норматива для общежитий (либо для комнат) не установлено. Собственники, объединённые в ТСЖ, решили производить корректировку платы за коммунальные услуги по водоснабжению, водоотведению и электроэнергии по итогам календарного года, поскольку использование текущего счёта в расчётах с гражданами для установления текущего объёма коммунального ресурса, приходящегося на каждого гражданина, не представляется возможным. Считает, что представлением от 14.03.2014г. № 02-03-2014 прокурора г. Кирова нарушены, в том числе, и ее правакак собственника помещения по ул.Свободы, 11 г.Кирова, принимавшего участие в голосовании на общем собрании членов ТСЖ «Совет общежитий», так как прокурор не вправе ей указывать за что она должна голосовать. Просила представление от 14.03.2014г. № 02-03-2014 прокурора г. Кирова признать незаконным и отменить.

 Судом постановлено вышеприведенное решение.

 С решением не согласна председатель правления ТСЖ «Совет общежитий» Эсаулова Т.С., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указала, что ТСЖ применяло тариф по отоплению 1376,70 руб. за 1 Гкал, который был утверждён правлением РСТ как экономически обоснованный тариф для исполнителя коммунальных услуг, то есть не утверждало такой тариф самостоятельно. Нормативы, утвержденные постановлением Правительства Кировской области от 29.03.2007 № 90/148 и распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 13.08.2012 № 1-р, не могут быть применены в отношении ТСЖ, о чём обоснованно доказывалось в ходе судебного процесса. В виду специфики помещений в доме по ул.Свободы,11, г.Кирова невозможно применить указанные нормативы, поскольку по электроэнергии норматив установлен только для 1-2х-3х-4х и более комнатных квартир, а в доме по ул.Свободы, 11 нет квартир вообще. По водоснабжению норматив установлен непосредственно для жилых помещений, а в жилых комнатах по ул.Свободы, 11 водоснабжение отсутствует. Ввиду невозможности применения к зданию по ул.Свободы, 11, г.Кирова действующего законодательства о порядке начисления платы за коммунальные услуги, ТСЖ общим собранием приняло решение о проведении корректировки по электроэнергии и водоснабжению по итогам года. Такая корректировка производится по общедомовому прибору учёта согласно фактическому потреблению и рассчитывается пропорционально гражданам, проживавшим в данный период. Такая корректировка может быть как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Считаем, что такой порядок расчёта и начисления платы гражданам является наиболее справедливым и правильным.

 От прокурора города Смоленцева В.В. поступил отзыв на жалобу, в котором указано, что являясь исполнителем коммунальных услуг, ТСЖ «Совет общежитий» обязано соблюдать требования действующего законодательства.

 В суде апелляционной инстанции представитель ТСЖ «Совет общежитий» Володин К.В. повторил доводы жалобы и заявления.

 Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

 Проверив материалы дела, выслушав объяснения заявителя, мнение прокурора, полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Кирова в период с 12.02.2014г. по 17.03.2014г. проведена проверка исполнения ТСЖ «Совет общежитий» законодательства, регламентирующего порядок начисления гражданам платы за коммунальные услуги на территории г. Кирова по итогам которой, председателю ТСЖ «Совет общежитий» Эсауловой Т.С. 14.03.2014 г. внесено представление № 02-03-2014 г..

 Из представления следует, что в квитанции за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года К., проживающей по адресу: г. Киров, ул. Свободы, 11, комната №, выставлена плата за отопление с применением тарифа без учета стандарта - 1376,70 руб..

 ТСЖ «Совет общежитий» при осуществлении расчета по холодному водоснабжению, водоотведению и электроэнергии в период с 01.01.2013г. по настоящее время применяет нормативы потребления, рассчитанные самостоятельно по итогам прошлого года. Более того, норматив по электроэнергии, применяемый ТСЖ «Совет общежитий» - 150 кВт.ч, более чем в два раза превышает норматив, утвержденный в установленном законом порядке постановлением Правительства Кировской области от 29.03.2007г. № 90/148.

 ТСЖ «Совет общежитий» при осуществлении расчетов по холодному водоснабжению, водоотведению и электроэнергии плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества, отдельно не выделяет, что противоречит действующему законодательству.

 Кроме того, в рамках данной проверки установлено, что в квитанции за декабрь 2013 года комнаты № ТСЖ «Совет общежитий» произвело корректировку платы за холодное водоснабжение, водоотведение и электроэнергию. Прокурор требовал рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры города, о дате и времени рассмотрения представления сообщить в прокуратуру города, принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению за период с 01.07.2013 по 31.12.2013, по холодному водоснабжению, водоотведению и электроэнергии за период с 01.01.2013 по настоящее время. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях закона.

 В соответствии со ст.137 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.

 В силу ч.1, 2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 В ч.4 ст.154 ЖК РФ определяет структуру платы за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

 Законодателем в вышеприведенных нормах четко разграничено какие решения может принимать товарищество собственников жилья, а что устанавливается только органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом каких-либо условий, позволяющих отойти от этих правил, жилищное законодательство не содержит.

 Судом первой инстанции верно установлено, что ТСЖ «Совет общежитий» применяет тарифы и нормативы установленные самостоятельно незаконно.

 Доводы председателя правления Эсауловой Т.С. о том, что нормативы, утвержденные постановлением Правительства Кировской области от 29.03.2007 № 90/148 и распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 13.08.2012 № 1-р, не могут быть применены в отношении ТСЖ в связи с тем, что по электроэнергии норматив установлен только для 1-2х-3х-4х и более комнатных квартир, а в доме по ул.Свободы, 11 нет квартир вообще, по водоснабжению норматив установлен непосредственно для жилых помещений, а в жилых комнатах по ул.Свободы, 11 водоснабжение отсутствует, не исключают применение названных актов.

 Согласно разделу «Жилые здания» Письма Минжилкомхоза РСФСР от 09.03.1977г. № 15-1-103 «О классификации помещений зданий гражданского назначения» к жилым зданиям относятся жилые дома квартирного и коридорного (гостиничного) типа, общежития, спальные корпуса интернатов, пансионатов, дома для престарелых и другие».

 Из п.4, п.5 следует, что общежитием является жилое строение (часть строения), предназначенное, как правило, для проживания одиноких рабочих и служащих, студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов, профессионально-технических училищ и др. В общежитиях, кроме жилых комнат и других помещений, специфических для жилого дома, предусматриваются различные помещения общего пользования - вестибюль и гардероб, комнаты дневного пребывания, кухни, кубовые, комнаты для чистки одежды и обуви, служебные комнаты обслуживающего персонала и др..

 Квартирой считается жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отделенное от других помещений капитальными стенами или перегородками без проемов и имеющие самостоятельный выход на лестничную клетку, в общий вестибюль (коридор) или непосредственно наружу.

 В жилых зданиях коридорного типа с отдельными комнатами, выходящими в общий коридор, квартирой считается комплекс комнат с общей кухней и санузлом (в благоустроенном водопроводом и канализацией доме) для них на каждом этаже по каждую сторону лестничной клетки. Если же в каждой из комнат имеется кухня и санузел, то она учитывается как отдельная квартира.

 Из заявления в суд, протоколов общего собрания от 03.12.2008г., от 19.07.2013г., технического паспорта на здание по адресу: г.Киров, ул.Свободы, 11 следует, что данное здание является бывшим общежитием. В настоящий момент статус здания можно определить как жилое здание.

 Согласно пункту 3 статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

 Таким образом, из технического паспорта следует, что на каждом этаже здания фактически располагаются несколько многокомнатных квартир, образованных ввиду конструктивной возможности присоединения к жилым комнатам помещений вспомогательного использования (кухни, санузлов, душевых и т.п.). Не оформление этого юридически ТСЖ «Совет общежитий» не может расцениваться как невозможность применения нормативов использования коммунальных услуг, установленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

 Исходя из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ, введенных в действие Федеральным законом от 4 июня 2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.

 В представлении от 14.03.2014г. прокурор города указывает на невыполнение ТСЖ «Совет общежитий» п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, из которого следует, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

 Перечень общего имущества в многоквартирном доме приведен в ст.36 ЖК РФ. К общему имуществу законодатель отнес помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) и т.д.

 Кухни и санузлы не отнесены законодателем к общему имуществу в многоквартирном доме. Как указывалось ранее, это составляющие жилого помещения.

 Коллегия полагает, что довод подателя жалобы на невозможность отдельного расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, является надуманным.

 Что касается указания в квитанции за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года Кассиной Е.И. платы за отопление с применением тарифа без учета стандарта - 1376,70 руб., то необходимо указать следующее.

 В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 постановления Правительства Кировской области от 28.09.2007 № 107/401 «Об утверждении Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами», решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 16.11.2012 № 47/7 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям области на 2013 год», решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 23.01.2013 № 1 «Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям области на 2013 год» администрация города Кирова постановлением от 15.07.2013 № 2663-П с 01.07.2013 утвердила стандарт уровня платежей населения, проживающего на территории муниципального образования «Город Киров», за коммунальные услуги.

 При этом для ОАО «КТК» утвержденный экономически обоснованный тариф составляет 1376,70 руб., а тариф для населения с учетом стандарта - 1348,76 руб..

 Установление того или иного тарифа зависит от предельных индексов, установленных по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям и относится к вопросам ценообразования.

 Предметом данного спора вопрос ценообразования не является.

 Как указано в п.2 постановления администрации города от 15.07.2013 № 2663-П расчеты с населением за услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, оказываемые ресурсоснабжающими организациями, необходимо осуществлять исходя из тарифов, утвержденных решениями правления региональной службы по тарифам Кировской области, с учетом стандарта уровня платежей, утвержденного настоящим постановлением.

 Поскольку установление тарифов не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, в соответствии со ст.157 ЖК РФ, судом первой инстанции обоснованно указано на незаконность применения тарифа на теплоснабжение в размере 1376,70 руб..

 Коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о том, что корректировка размера оплаты возможна только по отоплению. Корректировка, произведенная ТСЖ «Совет общежитий», по электроэнергии, холодному водоснабжению и водоотведению, а также отоплению не основана на действующем жилищном законодательстве.

 Остальные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.

 С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А

 Решение Ленинского районного суда города Кирова от 16 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу председателя правления ТСЖ «Совет общежитий» Эсауловой Т.С. без удовлетворения.

 Председательствующий:                                         Судьи: