Судья Тимохин И.В. Дело № 33-4320/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шевченко Г.М.
и судей Митяниной И.Л., Обуховой С.Г.
при секретаре Бакулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 15.09.2016 дело по апелляционной жалобе заведующей отделом культуры администрации Санчурского района ФИО1 на решение Санчурского районного суда Кировской области от 30.06.2016, которым постановлено:
Иск ФИО2 удовлетворить.
Признать п.1.1 дополнительного соглашения от 11.01.2016, заключенного между ФИО2 и отделом культуры Санчурского муниципального района Кировской области в лице руководителя ФИО1 ФИО11, в части уменьшения размера должностного оклада незаконным.
Взыскать с отдела культуры администрации Санчурского муниципального района Кировской области в пользу ФИО2 ФИО12 задолженность по заработной плате за апрель, май 2016 года в размере <данные изъяты> руб.
Заслушав доклад судьи Митяниной И.Л., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась с суд с иском к отделу культуры администрации Санчурского муниципального района Кировской области о признании незаконным дополнительного соглашения к трудовому договору и взыскании заработной платы. В обоснование требований указано, что 01.12.2014 на основании трудового договора, заключенного с администрацией Санчурского района, истец назначена на должность директора МБУК «Санчурский РЦКиД». Согласно п.16 трудового договора должностной оклад истца установлен <данные изъяты> руб. в месяц. Дополнительным соглашением от 11.01.2016 к трудовому договору, составленному отделом культуры администрации района, должностной оклад истца уменьшен до <данные изъяты> руб., что отразилось на размере заработной платы за апрель и май 2016 года. По мнению истца, уменьшение должностного оклада произведено ответчиком незаконно, т.к. истец не была уведомлена о предстоящих изменениях размера оклада в установленном законом порядке, т.е. за 2 месяца. С учетом уточненных требований истец просила признать незаконным дополнительное соглашение от 11.01.2016 к трудовому договору от 01.12.2014 в части уменьшения размера должностного оклада, а также взыскать недополученную заработную плату за апрель и май 2016 года в размере <данные изъяты> руб.
Судом постановлено вышеуказанное судебное решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласна заведующая отделом культуры администрации Санчурского района ФИО1, в жалобе ставит вопрос об его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает решение суда незаконным по следующим основаниям. Руководством отдела культуры администрации Санчурского муниципального района Кировской области соблюдена процедура по изменению условий оплаты труда директора МБУК «Санчурский РЦКиД» ФИО2 Подготовка изменений условий оплаты труда руководителей проводилась в несколько этапов: уведомление руководителей учреждений культуры (12.05.2015); ознакомление руководителей учреждений культуры с показателями эффективности, от выполнения которых зависит размер переменных стимулирующих выплат (с мая по декабрь 2015 года); обсуждение в коллективах и принятие нового положения об оплате труда работников учреждений культуры (с ноября по декабрь 2015 года); формирование объемов бюджетных ассигнований на 2016 год, в том числе фонда оплаты труда: бухгалтерия провела предварительный расчет новой заработной платы руководителей учреждений культуры (сентябрь - декабрь 2015 года); согласование должностных окладов руководителей учреждений культуры с главой администрации района (январь 2016 года); подготовка дополнительных соглашений к трудовым договорам руководителей (январь 2016 года); разработка и ознакомление руководителей с локальными актами, касающимися составных частей заработной платы на 2016 год (январь 2016 года). Полагает, что судом неправомерно сделан вывод о нарушении работодателем ТК РФ об одностороннем порядке изменения существенных условий трудового договора, так как соблюдена процедура уведомления директора МБУК «Санчурский РЦКиД» ФИО2 об изменении условий оплаты труда (не менее чем за 2 месяца ей выдано уведомление, ФИО2 в декабре 2015 года ознакомлена с Положением об оплате труда, где прописаны новые размеры окладов директоров, она заранее ознакомлена с показателями эффективности и критериями оценки для определения размера переменных стимулирующих выплат). Кроме того, обращает внимание, что истцом пропущен установленный для трудовых споров трехмесячный срок исковой давности, поскольку 10.02.2016 она была ознакомлена с приказом отдела культуры администрации Санчурского муниципального района Кировской области № от 28.01.2016 «Об утверждении окладов директоров на 2016 год», с исковым заявлением о признании незаконным дополнительного соглашения к трудовому договору и взыскании заработной платы обратилась в суд только 13.05.2016.
Истец ФИО2 в возражениях на апелляционную жалобу указывает, что решение Санчурского районного суда Кировской области от 30 июня 2016 года вынесено в полном соответствии с законом и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель отдела культуры администрации Санчурского района ФИО1 на доводах жалобы настаивала.
Представитель Администрации Санчурского района по доверенности ФИО3 полагала обоснованными доводы апелляционной жалобы.
Истец ФИО2 просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что между администрацией Санчурского района (работодателем) и истцом ФИО2 заключен трудовой договор от 01.12.2014 для выполнения истцом функций директора МБУК «Санчурский РЦКиД». Согласно п.16 трудового договора должностной оклад истца установлен в размере <данные изъяты> руб. в месяц.
Решением Санчурской районной Думы от 14.12.2015 № утверждено Положение об отделе культуры администрации Санчурского муниципального района Кировской области (далее - Отдел культуры), которое вступило в силу с 01.01.2016 (л.д.59-64). Отдел культуры является отраслевым органом администрации района и осуществляет управление в области культуры и архивов (п.1.1 Положения). Согласно п. 4.3.2 Положения, руководство Отдела культуры наделено полномочиями по заключению трудовых договоров с руководителями подведомственных учреждений.
Дополнительным соглашением от 11.01.2016 к трудовому договору, заключенному с Отделом культуры, должностной оклад истца уменьшен до <данные изъяты> руб. (п.1.1 соглашения). С указанным соглашением истец ознакомлена 15.02.2016, что не оспаривалось сторонами.
Истец указывала, что ответчик незаконно внес изменения в ее трудовой договор в части изменения должностного оклада, нарушив процедуру уведомления, и просила взыскать недополученную заработную плату.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 22, 74, 135 Трудового кодекса РФ, установив, что ответчик, в одностороннем порядке, не имея на то оснований, предусмотренных ст. 74 ТК РФ, в отсутствие соответствующего уведомления, изменил существенные условия трудового договора, уменьшив размер должностного оклада, признал п.1.1 дополнительного соглашения к трудовому договору недействительным и взыскал задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> руб.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для изменения существенных условий труда работника.
В соответствии с пунктом 15приложения N 2 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012. N 2190-р утверждены рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 26.04.2013 №167н). В целях реализации Программы принят приказ управления культуры администрации Санчурского муниципального района Кировской области от 12.05.2015 № Программа направлена на решение следующих основных задач: совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений; развитие кадрового потенциала работников учреждений; создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников. Программой предусмотрено совершенствование установления окладов (должностных окладов). Осуществляется совершенствование порядка установления окладов работников сферы культуры, а также изменение соотношение доли, приходящейся на их размеры, и доли другой части заработной платы для оптимизации заработной платы с учетом задач кадрового обеспечения учреждений и стимулирования работников к повышению результатов труда.
Исходя из вышеизложенного, мероприятия по изменению условий оплаты труда были произведены во исполнение распоряжений Правительства РФ, приказов Минтруда и соцзащиты РФ, приказа управления культуры администрации Санчурского муниципального района Кировской области от 12.05.2015 №, они направлены на совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по окладам (должностным окладам), компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера) и не противоречат положениям ст. 74 Трудового кодекса РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии допустимых доказательств подтверждающих уведомление истца за 2 месяца об изменении размера должностного оклада.
Уведомление от 12.05.2015 является недопустимым доказательством, поскольку в нем указано на изменение существенных условий трудового договора с 12.07.2015, а должностной оклад изменен обжалуемым соглашением только 11.01.2016, кроме того оно носит неконкретизированный характер.
При этом, нарушение процедуры уведомления не влечет такого последствия, как признание пункта соглашения недействительным, поскольку истец дополнительное соглашение к трудовому договору подписала, продолжала осуществлять трудовую деятельность, также она была ознакомлена и не оспаривала Приказ № от 10.12.2015 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных казенных бюджетных учреждений, подведомственных управлению культуры администрации Санчурского муниципального образования Кировской области», Приказ отдела культуры Администрации Санчурского муниципального района Кировской области № от 28.01.2016, в соответствии с которыми устанавливался оклад ФИО2
Вместе с тем, учитывая допущенные при уведомлении нарушения (неуведомление за 2 месяца до изменения должностного оклада), заработная плата ФИО2 подлежит исчислению, исходя из установленного трудовым договором оклада - <данные изъяты> руб. за 2 месяца после ее уведомления об изменениях, то есть с 16.02.2016 по 15.04.2016. С 16.04.2016 - из должностного оклада, установленного дополнительным соглашением №1 от 11.01.2016.
Следовательно, требование истца по взысканию недополученной заработной платы подлежит удовлетворению только за 15 дней апреля 2016 года.
Судебная коллегия исходит из расчета, представленного ответчиком. При этом учитывает, что дополнительное соглашение №2 от 01.02.2016 о применении стимулирующих выплат ФИО2 вступило в силу с 01.02.2016, и при этом за апрель 2016 года ФИО2 приказом № от 05.05.2016 была лишена премии. То есть, в отношении оклада в размере № руб. действовала введенная работодателем стимулирующая система оплаты труда. При начислении зарплаты за апрель 2016 года из оклада <данные изъяты> руб. выплата была произведена в размере <данные изъяты> руб. При расчете из оклада <данные изъяты> руб. выплата составила бы <данные изъяты> руб., то есть разница за апрель 2016 года составляет <данные изъяты> руб. Согласно производственному календарю, при пятидневной рабочей неделе количество рабочих дней в месяце - 21 день. На период с 01 по 15 апреля приходится 11 рабочих дней. То есть недополученная зарплата составит: <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>
Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом 3-х месячного срока исковой давности для обращения в суд судебной коллегией отклоняются. Ознакомление 10.02.2016 ФИО2 с приказами о составных частях заработной платы, в том числе с приказом отдела культуры Администрации Санчурского муниципального района Кировской области № от 28.01.2016, которым устанавливался ее должностной оклад, не влечет пропуск срока на обращение в суд. Истец оспаривала дополнительное соглашение №1 от 11.01.2016 к трудовому договору, с которым ознакомлена 15.02.2016, и следовательно на момент обращения в суд - 13.05.2016 срок для защиты права не истек.
На основании изложенного выше решение суда подлежит отмене в части признания незаконным пункта соглашения и изменению в части взыскания заработной платы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Санчурского районного суда Кировской области от 30.06.2016 отменить в части. Принять новое решение.
В удовлетворении требования о признании пункта 1.1. дополнительного соглашения от 11.01.2016, заключенного между ФИО2 и отделом культуры Санчурского муниципального района Кировской области в лице руководителя ФИО1 ФИО13, в части уменьшения размера должностного оклада незаконным - отказать.
Это же решение изменить в части размера взыскания.
Взыскать с отдела культуры администрации Санчурского муниципального района Кировской области в пользу ФИО2 ФИО14 задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> руб.
Председательствующий: Судьи: