НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кировского областного суда (Кировская область) от 13.02.2019 № 33-53313

Судья Лумпова И.Л. Дело № 33-533 13 февраля 2019 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,

судей Маркина В.А., Шерстенниковой Е.Н.,

при секретаре Страбыкине Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове

13 февраля 2019 г.

гражданское делопо иску Шуплецова Юрия Васильевича к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Кировского филиала, КОГКУСЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

поступившее по апелляционной жалобе Шуплецова Ю.В. на решение Слободского районного суда Кировской области от 28 ноября 2018 г., которым, постановлено:

в удовлетворении иска Шуплецова Юрия Васильевича к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Кировского филиала, КОГКУСЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, - отказать.

Заслушав доклад судьи областного суда Маркина В.А., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Шуплецов Ю.В. обратился в суд с иском к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Кировского филиала, просил обязать ответчика заключить с ним публичный договор на подачу электроэнергии, взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства, полученные противоправно за период с января 2014 г. по июль 2018 г., в размере 4920 руб., компенсацию морального вреда в размере 25000 руб. В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном труда, поэтому имеет право на льготу - 50% скидку по оплате коммунальных услуг, в том числе электроэнергии. Считает, что ответчиком с ним незаконно не заключен публичный договор на оказание услуг по электроснабжению, предусматривающий цену услуги, сниженную на 50% в соответствии с льготой. Учитывая это, он стал производить оплату электроэнергии в размере 50% от тарифа, в результате чего был отключен от электроэнергии и был вынужден оплатить недоплаченные 50% за весь год. При этом компенсацию не получил.

При принятии искового заявления определением суда от 18 октября 2018г. отказано в принятии к рассмотрению требования о возложении на ответчика обязанности по заключению с истцом публичного договора на подачу электроэнергии, поскольку ранее решением Слободского районного суда от 11 января 2017 г., вступившим в законную силу, Шуплецову Ю.В. было отказано в удовлетворении данного требования по тем же основаниям.

Кроме того, определением суда от 7 ноября 2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено КОГКУСЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе».

Решением Слободского районного суда Кировской области от 28 ноября 2018 г. в удовлетворении исковых требований отказано к обоим ответчикам.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Шуплецов Ю.В. просит отменить решение суда и удовлетворить его иск в полном объеме. Полагает, что судом неверно применены нормы материального права. Его требования были основаны на нормах Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», а также ст. 426 и ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми установлен порядок предоставления льготы. Суд применил их неправильно. На законные требования заключить публичный договор согласно ст. 426 ГК РФ и ФЗ «О ветеранах» везде получил категорический отказ. Полагает, что ст. 160 Жилищного кодекса РФ на него не распространяется, поскольку он не относится к указанной в ней категории граждан. Поправки, внесенные в ФЗ «О ветеранах» относительно выплаты компенсации, не имеют для него юридической силы, поскольку не отвечают требованиям гражданского права. Суд применил региональный Закон о ветеранах № 280-ЗО и постановления Правительства Кировской области, которые также не имеют юридической силы и исполнению не подлежат. Настаивает, что в 2014-2015г.г. оплачивал 100 % поставленной электроэнергии согласно платежному поручению. Однако ему ничего не было выплачено. В 2016 году в порядке самозащиты отказался производить оплату 100% и оплачивал 50 % с учетом имеющейся льготы. В июне 2017 г. погасил задолженность, однако за 2016 г. компенсация выплачена не была. Ничего не выплачено и за период 2017-2018 г.г. Считает, что незаконными действиями ответчика ему причинены убытки и моральный вред, которые подлежат возмещению.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу КОГКУСЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» указывают на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просят оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Выслушав Шуплецова Ю.В., настаивавшего на удовлетворении жалобы и ее доводах, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, среди прочего, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

На основании статьи 22 этого же федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 10 указанного федерального закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах», являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В Кировской области действует Закон Кировской области от 7 декабря 2004 г. № 280-ЗО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» (далее – Закон №280-ЗО), в соответствии с которым оказывается социальная поддержка, в том числе ветеранам труда - лицам, имеющим удостоверение «Ветеран труда» (п.1 ч.1 ст.2).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 280-ЗО ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» или достигшим возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин), независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 процентов расходов, в том числе по оплате за электрическую энергию.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи, предоставляются в виде ежемесячных денежных выплат лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (ч.3 ст.3 Закона № 280-ЗО).

В статье 6 Закона № 280-ЗО предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий устанавливается Правительством области (ч.1).

Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, финансируются за счет средств областного бюджета (ч.3).

В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе по оплате за электрическую энергию.

Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

При этом частью 3 этой же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Действующий с 1 октября 2015 г. на территории Кировской области Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде ежемесячной денежной выплаты, утвержденный постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2015 № 59/560 (далее – Порядок от 11.09.2015), принятый во исполнение статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяет механизм предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты (далее - компенсация расходов на оплату ЖКУ) отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - граждане), к которым относятся:

1.1. Лица, имеющие право на меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки на оплату ЖКУ), включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники).

1.2. Лица, имеющие право на меры социальной поддержки на оплату ЖКУ в соответствии с законодательством Кировской области: ветераны труда, жертвы политических репрессий, работники системы образования Кировской области, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или получающие страховую пенсию, или достигшие возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин), проживающие в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (далее - педагоги-пенсионеры), многодетные малообеспеченные семьи (далее - региональные льготники).

Согласно пункту 14 Порядка от 11.09.2015 Размер компенсации расходов на оплату ЖКУ, подлежащей выплате гражданину, определяется органом социальной защиты населения на основании сведений, содержащихся в реестрах сведений для определения размера компенсации расходов на оплату ЖКУ (далее - реестры), представляемых поставщиками услуг, согласно приложению N 3. Представление реестров осуществляется ежемесячно на бумажном и (или) магнитном носителях, а также в электронном виде с использованием сертифицированного средства криптографической защиты информации в едином формате в сроки, установленные договором, заключаемым органами социальной защиты населения с поставщиками услуг. Поставщики услуг несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора. Органы социальной защиты населения имеют право на проведение проверки достоверности сведений (части сведений), представленных поставщиками услуг в реестре, включая правильность исчисления суммы компенсации расходов на оплату ЖКУ (пункт 15 Порядка от 11.09.2015).

Согласно пункту 20 Порядка от 11.09.2015, выплата компенсации расходов на оплату ЖКУ приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем наступления нижеперечисленных обстоятельств: наличия у гражданина задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по сведениям, представленным в реестрах в органы социальной защиты населения поставщиками услуг.

Выплата компенсации расходов на оплату ЖКУ возобновляется с месяца ее приостановления в следующих случаях: погашения гражданином задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно представленным в органы социальной защиты населения сведениям в реестрах поставщиков услуг (пункт 20-1 Порядка от 11.09.2015).

До 1 октября 2015 г. в отношении ветеранов труда механизм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определялся Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 09.12.2008 № 155/477 (далее – Порядок от 09.12.2008) (в решении суда ошибочно сделана ссылка на Порядок, утвержденный постановлением Правительства Кировской области от 14.11.2006 № 74/254, который действовал в отношении федеральных льготников).

Согласно пунктам 1 и 2 Порядка от 09.12.2008 указанная мера социальной поддержки также была предусмотрена в форме денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета.

Согласно пункту 2-1 Порядка от 09.12.2008, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставлялась гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Выплата гражданам компенсации расходов на ЖКУ производилась ежемесячно органами социальной защиты населения по месту жительства (по месту пребывания) гражданина на основании реестров, представленных поставщиками услуг (пункт 6 Порядка от 09.12.2008).

Перечисление сумм компенсации расходов на ЖКУ производилось органом социальной защиты населения до первого числа месяца, следующего за месяцем начисления компенсации расходов на ЖКУ (пункт 10 Порядка от 09.12.2008).

Согласно пункту 14 Порядка от 09.12.2008, выплата компенсации расходов на ЖКУ возобновлялась, начиная с месяца, в котором гражданином было представлено в орган социальной защиты населения заявление об изменении или сохранении способа доставки компенсации расходов на ЖКУ.

При этом неполученные средства должны были выплачиваться гражданину, в том числе за весь период приостановления выплаты, но не более чем за три года.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Шуплецов Ю.В., зарегистрированный по месту жительства и проживающий по адресу: <адрес>, до 1 апреля 2018 г. состоял на учете в КОГКУСЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» как ветеран труда (региональный льготник), а с 1 апреля 2018 г. состоит на учете по категории инвалид 3 группы (федеральный льготник).

В период с января 2014 г. по июль 2018 г. Шуплецову Ю.В. была оказана коммунальная услуга по электроснабжению ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Кировского филиала.

Как подтверждается материалами дела, в этот период у Шуплецова Ю.В. имелась задолженность по оплате за электрическую энергию, которая образовалась по причине того, что истец оплачивал только 50 % от суммы, выставленной по счетам, полагая, что имеет право на это в связи с вышеуказанной льготой.

В связи с наличием у Шуплецова Ю.В. задолженности по оплате электроснабжения ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Кировского филиала реестры сведений для определения компенсации в отношении Шуплецова Ю.В. за указанные периоды в КОГКУСЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» не представляло, соответственно компенсация Шуплецову Ю.В. не выплачивалась.

После внесения Шуплецовым Ю.В. платы за электроэнергию и оплаты задолженности за отдельные периоды, указанные в решении, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Кировского филиала представляло в КОГКУСЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» в реестрах сведения об этом для определения компенсации за указанные периоды, а КОГКУСЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» перечисляло истцу компенсацию на указанный им счет, открытый в ПАО Сбербанк, в том числе за периоды приостановления выплаты.

Вместе с тем, за отдельные периоды, указанные в решении, не смотря на погашение задолженности по оплате за электроэнергию и предоставление ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в органы соцзащиты соответствующих реестров, последними не была перечислена Шуплецову Ю.В. компенсация, поскольку у него имелась задолженность перед другими поставщиками коммунальных услуг.

Суд в решении эти действия ответчиков признал законными и в удовлетворении требований о взыскании денежных сумм и компенсации морального вреда отказал. Судебная коллегия полностью соглашается с выводами суда первой инстанции. Суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах, которые, в свою очередь, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оцененными судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются. Согласно вышеприведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе ветеранов труда и инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанных категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае ветеранов и инвалидов, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Позиция Шуплецова Ю.В., который считает, что, имея право на льготу, как ветеран труда и инвалид, не должен оплачивать в полном объеме выставляемые ему счета по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, и требует заключить с ним договоры на особых условиях, позволяющих производить 50 % оплаты, не основана на нормах материального права, является ошибочной.

Его требование о понуждении ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» заключить на основании ст. ст. 426, 445 ГК РФ публичный договор с указанием в нем цены услуги в размере 50 %, ранее было рассмотрено и решением Слободского районного суда Кировской области от 11 января 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением Кировского областного суда от 28 марта 2017 г., отклонено.

Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда не имеется. Данное решение соответствует требованиями законности и обоснованности.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Слободского районного суда Кировской области от 28 ноября 2018 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: