НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кировского областного суда (Кировская область) от 06.02.2013 № 33-412

  Судья Шамов О.В.                                                        Дело № 33-412                                                  06 февраля 2013 года

     А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шевченко Г.М.

и судей Обуховой С.Г., Сидоркина И.Л.,

при секретаре Некрасовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 06 февраля 2013г. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Шурминского сельского поселения Уржумского района Кировской области на решение Уржумского районного суда Кировской области от 22 ноября 2012 года, которым постановлено:

Признать действия администрации Шурминского сельского поселения Уржумского района Кировской области об удержании с Крупина А.А, налога на доходы физических лиц с доплаты к пенсии по старости незаконными.

Взыскать с МУ «Администрация Шурминского сельского поселения Уржумского района Кировской области» за счет бюджета Шурминского сельского поселения Уржумского района Кировской области в пользу Крупина А.А. удержанный налог на доходы физических лиц за период с <дата> года по <дата> года в сумме <данные изъяты> руб.

В удовлетворении требований Крупина А.А. о взыскании расходов по оплате государственной пошлины - отказать.

Заслушав доклад судьи Обуховой С.Г., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

    У С Т А Н О В И Л А:

Крупин А.А. обратился в суд с иском к администрации Шурминского сельского поселения Уржумского района Кировской области, указывая, что <дата> года ему была назначена доплата к трудовой пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей, как лицу, замещающему муниципальную должность не менее одного срока полномочий главы администрации сельского поселения. С <дата> года назначена доплата к пенсии за муниципальный стаж в размере <данные изъяты>. При выплате доплаты с неё администрацией сельского поселения удерживался налог на доходы физических лиц. Общая сумма удержанного налога за весь период выплаты указанной доплаты составляет <данные изъяты> рублей. Считает, что доплата к пенсии не подлежит налогообложению, поскольку она является одним из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.

С учетом уточненных исковых требований просил суд признать действия администрации Шурминского сельского поселения Уржумского района Кировской области» о взыскании налога на доходы физических лиц с доплаты к пенсии по старости незаконным и взыскать с ответчика <данные изъяты> рублей удержанного налога на доходы физических лиц за период с <дата> года по <дата> года, а также <данные изъяты> рублей - в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Уржумским районным судом Кировской области постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда не согласен ответчик администрация Шурминского сельского поселения Уржумского района Кировской обл., в апелляционной жалобе просят принятое решение отменить как вынесенное необоснованно и с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Крупина А.А. В обоснование указывают, что от обложения налогом на доходы физических лиц в силу ст. 217 НК РФ освобождаются пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Закон «О муниципальной службе в РФ» предусматривает, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего в РФ, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта РФ, этим же законом установлены гарантии для муниципального служащего на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Выплаты в виде ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим этим Законом не предусмотрены. Нормами Закона № 25-ФЗ не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими. Правовое регулирование в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих регулируется Законом Кировской области от 01.12.2000 № 229-30 «О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Кировской области». Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований, Законом Кировской области от 08.07.2008 № 257-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области». Нормами закона предусмотрено, что лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ». Право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие муниципальную должность не менее одного срока полномочий, установленного уставом муниципального образования, освобожденные от замещаемой должности в связи с прекращением полномочий. Находят выводы суда о том, что доплата к пенсии аналогична, по своей сути, принципам и правилам назначения, пенсии за выслугу лет, назначаемой государственным служащим, пенсионному обеспечению за выслугу лет, назначаемому муниципальному служащему не обоснованными, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона № 229-30 «О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Кировской области» муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев, т.е. назначение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим закон связывает с увольнением с муниципальной службы.

Закон № 257-30 не связывает установление доплаты к пенсии с прекращением полномочий лиц, замещавших муниципальные должности и назначением трудовой пенсии, и не является компенсацией им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением исполнения полномочий и выходом на трудовую пенсию по старости. Доплата к пенсии не назначается после прекращений полномочий лица, замещавшего выборную должность, а устанавливается при назначении пенсии по достижения старости (инвалидности) или назначения досрочной пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в РФ».

Считают, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, выплачиваемая лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, поэтому в силу ч.2 ст.217 Налогового кодекса РФ подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

В отзыве 3-н лицо- Межрайонная ИФНС России № 12 по Кировской обл. поддерживает доводы апелляционной жалобы, указывая, что в соответствии Законом «О госу_дарственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия за выслугу лет является видом пенсий по государственному пенсионному обеспечению и назначается в том числе федеральным государственным гражданским служащим. Пенсия за выслугу лет является составной частью государствен_ного пенсионного обеспечения и может быть отнесена к пенсиям, освобождаемым от налогообложения на основании п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ. Выплаты в виде ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим Федераль_ным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ не предусмотрены.

Считают, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии, выплачиваемая в соответствии с Законом Кировской области от 08.07.2008г. № 257-ЗО муниципальным служащим Кировской области в связи с выходом на пенсию, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, поэтому подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

В суде апелляционной инстанции заявитель жалобы- МУ администрация Шурминского сельского поселения Уржумского района Кировской обл. в лице главы администрации Трухина С.В., представителя по доверенности Меркулова А.С. доводы жалобы поддержали, просят решение суда 1 инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Крупин А.А., представитель 3-го лица- МР ИФНС России по Кировской обл., извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания апелляционной жалобы, не явились, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя жалобы- МУ администрация Шурминского сельского поселения Уржумского района, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Поскольку оснований для проверки законности решения в полном объеме в настоящем случае не усматривается, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения лишь в оспариваемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением комиссии по исчислению стажа муниципальной службы, установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Шурминское сельское поселение Уржумского района Кировской области от <дата> года Крупину А.А., как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность главы муниципального образования, назначена доплата к пенсии по старости в размере 25% среднемесячного денежного содержания, учитываемого для назначения доплаты к пенсии по старости, в сумме <данные изъяты> руб.

Указанная доплата назначена Крупину А.А. с <дата> года на основании Закона Кировской области от 08.07.2008 года № 257-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области», как следует из справки главы МУ администрация Шурминского сельского поселения, с <дата> 2012г. указанная доплата Крупину составляет <данные изъяты>. в месяц, с указанной доплаты удержан налог на доходы физических лиц за период с <дата> по <дата> 2012г. в размере <данные изъяты> руб.

Право истца на получение ежемесячной доплаты к пенсии и ее размер сторонами не оспаривается и соответствует закону Кировской области от 08.07.2008г. № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области», закону Кировской области от 01.12.2000 № 229-30 «О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Кировской области».

Факт удержания у истца налога с доплаты к трудовой пенсии и его размер ответчиком не оспаривается.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с п.12 ч. 1 ст. 11 ФЗ РФ от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положением ч.1 ст. 24 Закона о муниципальной службе установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В Определении Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 года N 1190-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ш.А. на нарушение его конституционных прав положениями части 3 статьи 17 Закона Хабаровского края «О муниципальной службе в Хабаровском крае» обращается внимание на одинаковую юридическую природу пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих.

Согласно п. 4 ст.7 ФЗ 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу ч.3 ст.23, ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе дополнительные гарантии муниципальным служащим и размер государственной пенсии муниципального служащего осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Часть 2 ст.1 Закона «О муниципальной службе в РФ» не определяет статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления (лиц, замещающих муниципальные должности), устанавливая, что указанные лица не являются муниципальными служащими.

В соответствии с п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Закон Кировской области от 08.07.2008 N 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области» определяет основные правовые и социальные гарантии выборных лиц, частью 3 ст. 2 указанного закона лицу, замещающему муниципальную должность, гарантируется пенсионное обеспечение.

Статья 5 Закона Кировской области предусматривает, что лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие муниципальную должность не менее одного срока полномочий, установленного уставом муниципального образования, освобожденные от замещаемой должности в связи с прекращением полномочий, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Указанная доплата к пенсии при замещении муниципальной должности не менее одного срока полномочий назначается в размере 25% ежемесячного денежного содержания по замещаемой муниципальной должности на день обращения лица за такой доплатой.

       Право на доплату к пенсии в указанном размере, имеют лица, замещавшие муниципальную должность менее одного срока полномочий, установленного уставом муниципального образования, и досрочно прекратившие свои полномочия в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с ч. 3, 4 - 7 ст.13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; упразднения муниципального образования; утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом.

В соответствии с положениями регионального законодательства гарантии пенсионного обеспечения лица, замещающего муниципальные должности, установлены в Положении о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица, утвержденного решением Шурминской сельской Думы от 28.08.2008г. № 7/31.

Соответственно, право лица, замещающего муниципальную должность на назначение выплат по дополнительному пенсионному обеспечению, поставлено законом в зависимость от наличия соответствующего стажа (срока полномочий).

Устанавливая ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости лицу, замещающему муниципальные должности, устанавливая их размер в зависимости от срока замещения муниципальной должности, как часть пенсионного обеспечения выборного должностного лица местного самоуправления, администрация Шурминского сельского поселения возложила на себя дополнительные социальные обязательства, которые распространяются на Крупина А.А.

По своей правовой природе ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости является одной из дополнительных форм гарантированной социальной защиты, предопределяемой ст. 39 Конституции РФ, Законом Кировской области от 08.07.2008 № 257-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области».

Законодательством РФ органам местного самоуправления при наличии финансовой возможности предоставлена возможность устанавливать дополнительное пенсионное обеспечение, в том числе таким категориям граждан как выборные должностные лица местного самоуправления, что не противоречит позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 11.05.2000г. № 88-О.

В соответствии с ч.5 ст.1 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Анализируя изложенное, судебная коллегия полагает, что суд пришел к правильным выводам о законодательном определении для разных категорий лиц дополнительных гарантий пенсионного обеспечения, несмотря на употребление различных терминов, в частности, для государственных гражданских служащих - "пенсия за выслугу лет", в отношении муниципальных служащих - "пенсионное обеспечение за выслугу лет", для выборных должностных лиц местного самоуправления - "доплата к трудовой пенсии по старости", и, анализируя основания таких выплат, пришел к правильному выводу об одинаковой природе таких выплат.

Доводы жалобы что указанные доплаты к пенсии не назначаются непосредственно с прекращением полномочий лиц, замещавших выборные должности, а устанавливаются при наличии оснований, к каким закон относит достижение пенсионного возраста (наступление инвалидности), либо досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ», не свидетельствуют о компенсационном характере таких доплат, а, напротив, указывают на наличие объема дополнительных гарантий пенсионного обеспечения для лиц, замещавших выборные должности.

Обоснованы выводы суда в той части, что такая доплата к пенсии по старости не относится к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» на основании требований п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», а является одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения вне зависимости от размера потребительской корзины.

Судебная коллегия полагает верными выводы суда о социальной направленности как гарантии дополнительного пенсионного обеспечения и одинаковой сущности доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления, пенсии за выслугу лет, назначаемой государственным служащим, и пенсионному обеспечению за выслугу лет, назначаемому муниципальным служащим.

Следовательно, ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления, которая выплачивается за счет средств соответствующего бюджета, является одним из видов гарантий пенсионного обеспечения, размер которой определен в зависимости от срока исполнения полномочий при замещении муниципальной должности.

Соответственно, выплаты, связанные с реализацией предусмотренных законом дополнительных гарантий пенсионного обеспечения, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и у ответчика не возникло обязанности налогового агента по удержанию суммы налога.

При толковании ст. 217 НК РФ в части освобождения от налогообложения доходов физических лиц в виде пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовых пенсий, назначаемых в порядке, установленном действующим законодательством, подлежит применению также ч.7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика.

Анализируя изложенное, судебная коллегия полагает, что на основании пункта 2 статьи 217 Налогового кодекса РФ, ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости лицу, замещавшему муниципальные должности, выплачиваемая за счет средств местных бюджетов, не подлежит налогообложению и не должна облагаться налогом на доходы физических лиц, так как предоставляет собой дополнительные гарантии пенсионного обеспечения указанных лиц.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку установленных судом первой инстанции обстоятельств дела, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы идентичны заявленным в ходе рассмотрения дела по существу, им дана надлежащая оценка судом 1 инстанции, с которой судебная коллегия согласна.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Уржумского районного суда Кировской области от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

        Председательствующий:                                        Судьи: