НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кировского областного суда (Кировская область) от 04.07.2023 № 2-631/2023

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 04 июля 2023 г. по делу № 33-3358/2023

Судья Дурсенева Т.Е. Дело 2-631/2023

УИД 43RS0034-01-2023-000376-86

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.

судей Маркина В.А., Митяниной И.Л.,

при секретаре Мочаловой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по иску А.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Кировской области о взыскании невыплаченной части денежного содержания, единовременного денежного поощрения, процентов за задержку выплат, обязании произвести перерасчет денежного содержания, начисление и уплату страховых взносов,

по апелляционной жалобе А.В. на решение Слободского районного суда Кировской области от 27 апреля 2023 г., которым постановлено:

А.В. отказать в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Кировской области о взыскании невыплаченного денежного содержания за период с 01 января 2022 г. по 28 февраля 2023 г. в размере 223076,79 руб., единовременного денежного поощрения в размере 17914 руб., отпускных в размере 30618,04 руб., процентов за задержку выплат в размере 39718,39 руб.; обязании произвести перерасчет денежного содержания, начисление и уплату страховых взносов.

Заслушав доклад судьи областного суда Митяниной И.Л., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

УСТАНОВИЛА:

А.В. обратился в суд с вышеназванным иском к Межрайонной ИФНС России № 13 по Кировской области, указав в обоснование, что <дата> между ним и ответчиком был заключен служебный контракт, который по настоящее время не расторгнут. Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относятся ежемесячные надбавки к должностному окладу, ежемесячное денежное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. Полагает, что ответчиком нарушены Указы Президента № 749 от 31.12.2021 и № 657 от 23.09.2022, которыми внесены изменения в Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», в связи с чем ему не верно определено и не выплачено денежное содержание. А.В. просил взыскать с ответчика невыплаченное денежное содержание за период с 01.01.2022 по 28.02.2023 в размере 223 076,79 руб., единовременное денежное поощрение в размере 17 974 руб., отпускные в размере 30 618,04 руб., проценты за задержку перечисленных выплат в размере 39 718,39 руб.; обязать ответчика произвести перерасчет денежного содержания в соответствии со ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом Указов Президента Российской Федерации № 749 от 31.12.2021, № 657 от 23.09.2022, а также произвести начисление и уплатить страховые взносы согласно Налоговому кодексу Российской Федерации.

Определением Слободского районного суда Кировской области от 27.03.2022 произведена замена ответчика с Межрайонной ИФНС России №13 по Кировской области на Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области (далее – УФНС России по Кировской области).

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе А.В. указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны не на федеральных законах и указах президента, а на письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, которые не являются нормативными правовыми актами. Указанное привело к нарушению положений трудового законодательства, допущению трудовой дискриминации. Приводит пример денежного содержания. Считает, что судом применены недействующие в 2022 г. положения Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Судом неверно истолкованы Указы Президента РФ от 31.12.2021 № 749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих» и от 23.09.2022 № 657 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы». Просит решение суда отменить.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Кировской области указывает на незаконность и необоснованность доводов жалобы, которую просит отставить без удовлетворения, решение – без изменения.

Разрешив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, заслушав представителя УФНС России по Кировской области Т.А., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, предусмотренных ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что <дата> между представителем нанимателя в лице и.о. начальника Межрайонной ИФНС России №13 по Кировской области и А.В. был заключен служебный контракт , по условиям которого А.В. обязался исполнять должностные обязанности по должности старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок, а представитель нанимателя обязался своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание (л.д. 71-72).

В соответствии с дополнительными соглашениями к служебному контракту и А.В. с <дата> приступил к исполнению должностных обязанностей по должности главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок, с <дата> ему было установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) размере 5 637 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1 788 руб. в месяц; ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет и особые условия государственной гражданской службы в размерах 30% и 90% этого оклада соответственно; ежемесячного денежного поощрения в размере 5 637 руб. в месяц; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (л.д. 73-74).

Согласно дополнительному соглашению к служебному контракту от <дата>А.В. с 01.10.2022 в составе денежного содержания был установлен должностной оклад в размере 5 863 руб. в месяц, оклад за классный чин в размере 1 860 руб. в месяц, ежемесячное денежное поощрение в размере 5 863 руб. в месяц (л.д. 75).

<дата>А.В. был уведомлен представителем нанимателя и выразил согласие на изменение с 01.01.2023 существенных условий заключенного служебного контракта в части условий оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 31.12.2021 №749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих», от 25.07.2006 №763 (ред. от 24.10.2022) «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», приказом Межрайонной ИФНС России №13 по Кировской области от 27.10.2022 «Об утверждении штатного расписания» (л.д. 76).

<дата> между сторонами было подписано дополнительное соглашение к служебному контракту, в соответствии с которым с 01.01.2023 А.В. установлено денежное содержание, состоящее из должностного оклада в размере 16 911 руб. в месяц, оклада за классный чин в размере 11 174 руб. в месяц, ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет и особые условия государственной гражданской службы в размерах 30% и 35% должностного оклада соответственно; ежемесячного денежного поощрения в размере 0,3 должностного оклада; иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (л.д. 77).

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 13, 14, 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указами Президента РФ от 31.12.2021 № 749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих» и от 23.09.2022 № 657 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы», принимая во внимание письма Министерства труда и социальной защиты РФ, Федеральной налоговой службы России относительно изменений оплаты труда государственных гражданских служащих, пришел к выводу, что в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 денежное содержание гражданских служащих территориальных органов (органов) федеральных государственных органов не изменялось, следовательно, новые (повышенные) размеры оклада и оклада за классный чин правомерно были установлены истцу с 01.01.2023. Поскольку положения Указа Президента РФ в части увеличения размера окладов гражданских служащих территориальных органов (органов) федеральных государственных органов не действовали в период с 01.01.2022 по 31.12.2022, то истцу с 01.10.2022 был проиндексирован в 1,04 раза установленный ранее (неповышенный) оклад.

У судебной коллегии нет оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ) денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Положения о фонде оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа определены в ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2021 № 437-ФЗ «О внесении изменений в ст. 50 и 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что Положения Федерального закона № 79-ФЗ в редакции настоящего Федерального закона в отношении территориальных органов (органов) федеральных государственных органов применяются с 01.01.2023.

Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее – Указ №763) установлены размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в частности, замещающих отдельные должности в органах Федеральной налоговой службы, (раздел 11 Приложения №1), а также размеры окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих (Приложение №2).

Новые размеры должностных окладов, окладов за классный чин государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения установлены Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2021 №749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих» (далее – Указ №749).

Названным указом (подп. «а» п. 8) определено, что в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов (органов) федеральных государственных органов ежемесячные и иные дополнительные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляются исходя из размеров месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения, размеров месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации, предусмотренных приложениями № 1 и 2 к Указ №763 (без учета изменений, внесенных настоящим Указом).

Исходя из приведенных нормативных положений, начало применения повышенных окладов для оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) федеральных государственных органов установлено с 01.01.2023, иного определения даты начала оплаты труда с учетом новых (повышенных) окладов названные нормативные положения не предусматривают.

Вопреки доводам истца Указ 769 не содержит положений о том, что под ежемесячными и иными дополнительными выплатами, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации следует понимать только дополнительные выплаты, поименованные в ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Под ежемесячными и иными дополнительными выплатами, предусмотренными федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, о которых говорится в Указе 749, следует понимать все выплаты, которые носят гарантированный характер и осуществляются гражданским служащим ежемесячно, к числу которых относятся также должностной оклад и оклад за классный чин государственной гражданской службы.

Также судебной коллегией отклоняются доводы А.В. об отсутствии индексации повышенного оклада в 1,04 раза.

Указом Президента РФ от 23.09.2022 № 657 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» установлено повысить с 01.10.2022 в 1,04 раза размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации, установленные Указом №763.

Названным указом (подп. «б» п. 2) установлено, что в период с 01.10.2022 по 31.12.2022 коэффициент повышения размеров месячных окладов применяется к размерам месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) федеральных государственных органов, предусмотренным разделом 11 приложения № 1 и приложением № 2 к Указу № 763 и увеличенным в соответствии с последующими указами Президента Российской Федерации без учета изменений, внесенных Указом № 749.

Таким образом, поскольку повышенные размеры окладов в соответствии с Указом № 749 установлены для федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) федеральных государственных органов, к числу которых относится А.В., с 01.01.2023, то нанимателем обоснованно произведена индексация существующего, а не повышенного оклада, в 1,04 раза, что подтверждается расчетными листками.

Доводы заявителя жалобы о необоснованном применении судом писем Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, которые источником права не являются, судебной коллегией отклоняются, поскольку при принятии решения суд руководствовался приведенными нормативными положениями, дав им толкование в совокупности и взаимосвязи, а не основывал свои выводы на письмах федеральных органов исполнительной власти, ссылка на таковые в решении к ошибочности выводов суда не приводит.

Поскольку истцу согласно расчетных листков выплачены суммы в соответствии с положениями действовавшего правового регулирования, изменение условий оплаты труда произведено установленным порядком, то ответчиком не допущено дискриминации трудовых прав А.В., оснований для взыскания заявленных сумм и компенсации в соответствии со ст. 236 ТК РФ, перерасчета денежного содержания, начисления и уплаты страховых взносов, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего правового регулирования, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Материальный закон истолкован и применен судом первой инстанции правильно, с учетом установленных обстоятельств дела.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение постановленного решения суда в апелляционном порядке, не допущено.

Руководствуясь ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Слободского районного суда Кировской области от 27 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 июля 2023 г.