Судья Братухина Е.А. дело № 33-1717/ 2018
3 мая 2018 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,
судей Шерстенниковой Е.Н. и Маркина В.А.,
при секретаре Карташовой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 3 мая 2018 года дело по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Кировской области» на решение Юрьянского районного суда Кировской области от 16 февраля 2018 года, которым на Управление Пенсионного фонда РФ в Юрьянском районе Кировской области (межрайонное) возложена обязанность восстановить (возобновить) Симканичу Амброзию Ивановичу выплаты: государственной пенсии в соответствии со ст.ст. 5, 9, 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; ежемесячной денежной выплаты по категории «Участники войны, ставшие инвалидами» в соответствии с п.2 ст. 15, пп.1 п.4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 № 363 с даты прекращения указанных выплат, то есть с 01 июля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Симканич А.И. обратился в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Юрьянском районе (межрайонное) о признании незаконными решений о прекращении выплат, восстановлении выплаты, обязании произвести выплаты. В обоснование заявленных требований указал, что с 21.01.2011 являлся получателем пенсии по инвалидности. 11.07.2016 на основании архивной справки Львовского территориального архивного отдела отраслевого государственного архива МО Украины от 09.03.2016 ему было выдано удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны серии ВВ № 5206179, на основании которой он приобрел право на получение второй пенсии. С 01.07.2016 он стал получать государственную пенсию по инвалидности на основании ст. 5, 9, 16 ФЗ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; ежемесячную выплату на основании п. 1 ст. 23.1, пп. 2 п. 2 ст.23.1 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; дополнительное ежемесячное материальное обеспечение согласно Указу Президента РФ от 30.03.2005 № 363. В августе 2017 года истец получил от ответчика уведомление о прекращении указанных выплат с 01.07.2017. В устной форме ему объяснили, что поступило уведомление из Военкомата Кировской области о прекращении указанных выплат. В связи с прекращением указанных выплат он ежемесячно недополучает от ответчика <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Из ответа военной прокуратуры ему стало известно, что указанные выплаты прекращены на основании письменного уведомления военного комиссара Кировской области Мешавкина Ю.А. по рапорту начальника юридического отдела Малых В.Н. о выявлении факта незаконной выдачи ему удостоверения ветерана-участника ВОВ. Считает решения ответчика по прекращению указанных выплат незаконными, принятыми с нарушением норм права. Выданное ему удостоверение недействительным не признано. Коллегиальное решение о присвоении ему статуса ветерана-участника ВОВ не может быть отменено единоличным распоряжением военного комиссара по месту жительства гражданина.
Истец просил признать за ним право, как ветерана ВОВ, на получение дополнительной пенсии на основании ст. 16 Закона «О государственном пенсионном обеспечении пенсиях РФ», дополнительной ежемесячной выплаты на основании п.1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 № 363, обязать ответчика восстановить указанные выплаты, обязать выплатить суммы невыплаченных государственной пенсии по инвалидности на основании ст. 5, 9, 16 ФЗ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; ежемесячной выплаты на основании п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 № 363 с 01 июля 2017 года.
Определением суда от 16.02.2018 принят отказ истца от требований о признании незаконными решений Управления Пенсионного фонда РФ в Юрьянском районе Кировской области (межрайонное) о прекращении Симканичу А.И. указанных выше выплат, производство по делу в данной части прекращено.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Кировской области» ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и ошибочность выводов суда. В жалобе указано, что при принятии решения о признании Симканича А.И. ветераном-участником Великой Отечественной войны комиссия военного комиссариата не учла, что архивная справка Львовского территориального архивного отдела ОГА МО Украины от 09.03.2016 № 179-2/323 не может служить документом, подтверждающим факт участия истца в боевых действиях, поскольку выдана архивным учреждением иностранного государства, а для принятия решения подтверждающими документами могут служить только архивные справки архивных учреждений РФ. Согласно Инструкции от 11.10.2000 № 69 подтверждающим документом может служить военный билет. В военном билете истца на 7 странице указано, что Симканич А.И. не участвовал в боях, боевых походах. В справке Львовского архива информация о непосредственном участии истца в боевых действиях в Венгрии в ноябре 1956 г. отсутствует. Считает, что прохождение военной службы и нахождение на территории, на которой велись боевые действия, данный факт не подтверждают. Справка содержит лишь информацию о зачислении истца в списки части и объявлении ему благодарности за успехи в боевой подготовке. Считает, что Соглашение от 15.04.1994 «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов ВОВ, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих» не подлежит применению по настоящему делу. Соглашение распространяется только на лиц, которым льготы были предоставлены законодательством бывшего Союза ССР. Соответствующие документы на льготы должны быть выданы по состоянию на 01.01.1992. Истец удостоверение получил только в 2016 году. Считает, что военный комиссар имеет право принимать решения о выдаче или об отказе в выдаче удостоверений для реализации мер социальной поддержки, в случае, если удостоверение выдано незаконно, принимать меры к устранению допущенной ошибки. Военком провел проверку и пришел к выводу о том, что участие истца в боевых действиях не подтверждается. Решение комиссии принято без надлежащей оценки архивной справки и с нарушением закона. Второе решение комиссии не имеет юридического значения, поскольку не утверждено военным комиссаром.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ – УПФ РФ в Юрьянском районе (межрайонное) указало, что выплаты истцу были прекращены на основании решения военного комиссара, который имеет право на принятие такого решения.
В суде апелляционной инстанции представитель ФКУ «Военный комиссариат Кировской области» Малых В.Н. настаивал на удовлетворении жалобы.
Представитель Симканича А.И. – Новоселов С.Л. возражал против удовлетворения жалобы.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Юрьянском районе Кировской области Байбуровская Н.Г. указала, что действия пенсионного органа по прекращению выплат являются законными и обоснованными, поскольку в адрес Управления поступило решение военного комиссара о незаконности выдачи истцу удостоверения ветерана-участника Великой Отечественной войны.
Симканич А.И. в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 2).
В разделе 1 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося Приложением к ФЗ «О ветеранах», указаны боевые действия в Венгрии в 1956 году.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Обращаясь в суд, Симканич А.И. указал, что с декабря 1955 года по ноябрь 1958 года проходил военную службу в войсковой части 55217, в составе 895 отдельного ордена «Красной звезды» батальона связи. В 1956 году в числе личного состава указанного батальона принимал участие в боевых действиях операции «Вихрь» по подавлению контрреволюционного мятежа в Венгрии.
Симканич А.И. указал, что представил в военкомат справку Львовского территориального архивного отдела отраслевого государственного архива МО Украины от 09.03.2016, согласно которой Симканич А.И. <дата> года рождения 22.12.1955 зачислен в списки войсковой части 55217, приказ № 0356, рядовой, р/телеграфист; исключен из списков части 19.11.1958, приказ № 318, рядовой, л/надсмотрщик; уволен в запас в Иршавский РВК. Согласно приказу командира войсковой части 55217 № 0307 от 02.11.1956 батальон с 1 на 2 ноября 1956 года поднят по боевой тревоге с задачей совершить марш по маршруту: Овруч, Н.-Волынск, Ровно, Львов, Стрый и сосредоточиться в Мукачево. По тревоге выведено офицеров - 15, с-тов и солдат - 119 человек, автотранспорта - 28 единиц, со штатным имуществом связи и вооружением (поименного списка личного состава в приказе нет). В приказе командира войсковой части 55217 № 0314 от 04.11.1956, по строевой части, значится, что батальон прибыл в район сосредоточения город Мукачево в 16.30 час. 4.11.1956. В приказе командира войсковой части 55217 № 0314 от 09.11.1956 значится, что батальон в количестве 73 человек личного состава и 17 автомобилей 11.11.1956 совершает марш по маршруту Берегово, Мукачево, Стрый, Львов, Ровно, Н.-Волынск, Овруч (поименного списка личного состава в приказе нет). В историческом формуляре 895 отдельного ордена «Красной Звезды» батальона связи за 1943-1972 г.г. значится: с 4 по 9 ноября 1956 года 895 отдельный ордена «Красной Звезды» батальон связи в составе 128 Гвардейской Стрелковой Туркестанской Краснознаменной дивизии принимал участие в боевых действиях по подавлению Контрреволюционного мятежа в Венгерской Народной Республике. 5 и 6 ноября 1956 года по приказу командира 128 Гвардейской Стрелковой дивизии личный состав батальона участвовал в выполнении операции «Вихрь» по обеспечению воинских частей связью в городе Дебрецен (Венгрия). Приказом командира войсковой части 55217 № 0311 от 06.11.1956 личному составу батальона за успехи в боевой подготовке объявлены поощрения, в том числе, рядовому Симканич А.И. объявлена благодарность.
Симканич А.И. указывает, что на основании данной справки архива комиссией военного комиссариата установлено, что он (Симканич А.И.) в составе в/ч 55217 (895 отдельный батальон связи) принимал участие в боевых действиях на территории Венгрии с 04.11.1956 по 09.11.1956, комиссией принято решение - выдать ему удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны. Данное решение комиссии 11.07.2016 утверждено военным комиссаром Кировской области.
11.07.2016 Симканичу А.И. выдано удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны серии №№, в котором указано, что предъявитель удостоверения ветеран-участник Великой Отечественной войны имеет права и льготы, установленные ст. 15 ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Закона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных, в том числе, в подпункте "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством. Указанные лица также имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с п. 2 ст. 15, пп.1 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 № 363.
Данные меры социальной поддержки с 01.07.2016 были предоставлены истцу ГУ-Управлением Пенсионного фонда РФ в Юрьянском районе: назначены государственная пенсия в соответствии со ст.ст. 5, 9, 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; ежемесячная денежная выплата по категории «Участники войны, ставшие инвалидами» в соответствии с п. 2 ст. 15, пп. 1 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 № 363.
28.06.2017 решениями ГУ - Управление Пенсионного фонда в Юрьянском районе указанные выплаты прекращены.
Основанием послужило уведомление Военного комиссариата Кировской области от 15.06.2017, в котором указано, что по результатам проведенной в военном комиссариате Кировской области проверки по факту выдачи Симканичу А.И. удостоверения ветерана ВОВ серии №№, можно сделать вывод, что данное удостоверение выдано Симканичу А.И. незаконно и необоснованно. В уведомлении содержится просьба прекратить выплаты, осуществляемые на основании выданного удостоверения.
Выплаты истцу были прекращены ответчиком со ссылкой на пп. 3 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно данной норме выплата страховой пенсии прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
В соответствии со статьями 2 и 28 Федерального закона "О ветеранах" Постановлением Правительства РФ от 5 октября 1999 г. № 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны" утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, его описание, инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны.
Согласно Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 11.10.2000 № 69, права и льготы, установленные ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных, в частности, в пп. «а», пп.1 п.1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», предоставляются на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 № 1122.
Таким образом, документом, подтверждающим право ветеранов Великой Отечественной войны на меры социальной поддержки, является соответствующее удостоверение, указанные меры предоставляются при предъявлении такого удостоверения, и, соответственно, предоставление мер социальной поддержки прекращается, если удостоверение не предъявлено в связи с его отсутствием.
Удовлетворяя требования иска, предъявленного в данном случае к пенсионному органу, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что имеется выданное Симканичу А.И. в установленном порядке удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, которое является единственным основанием для предоставления мер социальной поддержки. При таких обстоятельствах, с учетом того, что уведомление, направленное ответчику, содержит предположительный вывод о незаконности выдачи удостоверения и при этом имеется решение компетентной комиссии военкомата о выдаче удостоверения, утвержденное руководителем военкомата, оснований для вывода о том, что удостоверение является недействующим (аннулировано) не имеется, предоставление мер социальной поддержки Симканичу А.И. не могло быть прекращено.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Являются не состоятельными доводы ответчика, содержащиеся в возражениях на апелляционную жалобу военкомата, повторяющие его (ответчика) позицию в суде первой инстанции, которая опровергнута выше.
Как видно из дела, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдано Симканичу А.И. на основании решения комиссии военкомата, которая назначена приказом военного комиссара Кировской области от 23.08.2011 № 47 «О составе комиссий военного комиссариата Кировской области по выдаче удостоверений, свидетельств и других документов на пользование установленными законодательством льготами отдельным категориям граждан». В данном приказе указано, с целью упорядочения работы по своевременной выдаче установленных удостоверений и повышения ответственности должностных лиц за их законную выдачу и использование, назначить комиссию по проверке документов, предоставляемых на выдачу удостоверений о праве на льготы на основании Федерального закона «О ветеранах» и приказа МО РФ от 02.11.2009 № 1177, в составе председателя комиссии ФИО1 и членов комиссии: ФИО2, ФИО 3, ФИО 4
Вышеприведенный Приказ МО РФ от 02.11.2009 № 1177, и заменивший его приказ Министра обороны РФ от 11.08.2012 № 2288, а также действующий в настоящее время приказ Министра обороны РФ от 29.09.2017 № 595, регулируют вопросы порядка выдачи удостоверений иной категории ветеранов, а именно, ветеранов боевых действий в Вооруженных Силах РФ.
Применительно к данному порядку, принятие решений о выдаче удостоверений относится к исключительной компетенции комиссий по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана, которые в соответствии с принятым решением готовят заключения о выдаче удостоверений, данные заключения утверждаются председателем комиссии. Решения принимаются большинством голосов членов комиссии, комиссии возглавляют должностные лица, относящиеся к числу руководителей военных органов.
Таким образом, вынесенное 11.07.2016 комиссией военкомата и утвержденное его руководителем решение являлось достаточным основанием для выдачи Симканичу А.И. удостоверения участника ВОВ и предоставления пенсионным органом мер социальной поддержки.
Обоснованность выдачи удостоверения Симканичу А.И., впоследствии, являлась предметом заседания комиссии военкомата Кировской области 06.09.2017. Комиссия подтвердила наличие оснований для выдачи удостоверения, выдача удостоверения признана обоснованной.
Само по себе несогласие руководителя военкомата с данным решением, а также выраженное в уведомлении от 15.06.2017 мнение, что удостоверение выдано незаконно и необоснованно, не свидетельствуют о том, что данное удостоверение является недействующим (аннулировано).
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Как следует из жалобы, доводы третьего лица сводятся к несогласию с решением, принятым 11.07.2016 комиссией военкомата, о выдаче Симканичу А.И. удостоверения. Между тем, с соответствующим иском военкомат в суд не обратился, в то время, как выдача удостоверения относится к вопросам совместного ведения, и только лишь имеющиеся у руководителя военкомата возражения после того, как удостоверение выдано истцу на основании решения комиссии военкомата, утвержденного руководителем, не являются достаточными для отказа в иске Симканича А.И., предъявленного к пенсионному органу.
В связи с изложенным, судебная коллегия оснований для отмены принятого решения по доводам апелляционной жалобы не усматривает и приходит к выводу о том, что решение Юрьянского районного суда Кировской области от 16 февраля 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Юрьянского районного суда Кировской области от 16 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: