НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кировского областного суда (Кировская область) от 02.11.2020 № 2-2131/20

Судья Бармин Д.Ю. Дело № 33-3818/2020

№ 2-2131/2020

43RS0003-01-2020-002917-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Бакиной Е.Н.,

судей Обуховой С.Г., Тултаева А.Г.,

с участием прокурора Шибановой Н.Е.,

при секретаре Воложаниновой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 02 ноября 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Кирова на решение Первомайского районного суда г.Кирова от 21 августа 2020 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Нововятского района г.Кирова удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Киров» до начала отопительного периода 2020-2021 гг. в г.Кирове организовать обеспечение горячим водо- и теплоснабжением потребителей, проживающих в доме № <адрес>, теплоснабжением потребителей, проживающих в домах а и по <адрес><адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Тултаева А.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Нововятского района г.Кирова обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Киров», территориальному управлению по Нововятскому району администрации г.Кирова о возложении обязанности, указав, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства при подготовке к отопительному сезону выявлен факт бездействия администрации г.Кирова при организации теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей <адрес>. ЗАО «Сувенир» является ресурсоснабжающей организацией (ГВС и отопление) для жителей многоквартирных домов по <адрес>, а и по <адрес> в <адрес>. Иного централизованного источника теплоснабжения, помимо котельной ЗАО «Сувенир», у граждан-потребителей не имеется. Вместе с тем, котельная находится в аварийном состоянии. ЗАО «Сувенир» находится в тяжелом финансовом положении. Вопрос о передаче котельной ЗАО «Сувенир» в муниципальную собственность не решен. Просил обязать администрацию г.Кирова принять меры по организации обеспечения горячего водо- и теплоснабжения потребителей, проживающих в доме <адрес> принять меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей, проживающих в домах а и по <адрес> к отопительному сезону 2020-2021 гг. в срок до 15.09.2020.

Первомайским районным судом г.Кирова 21.08.2020 постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Администрация г.Кирова с решением суда не согласна, ее представитель ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что судебное решение незаконно возлагает на администрацию г.Кирова обязанность организовать то, что уже надлежащим образом организовано. Несмотря на готовность муниципального образования «Город Киров» принять в муниципальную собственность котельную, принадлежащую ЗАО «Сувенир», при содействии в данном вопросе структурных подразделений, администрация г.Кирова не вправе волевым властным решением изъять у собственника его имущество против его воли. Для надлежащего выполнения своей обязанности администрацией г.Кирова направлено исковое заявление к ЗАО «Сувенир» об обязании обеспечить поставку тепловой энергии.

В отзыве на жалобу Территориальное управление по Нововятскому району администрации г.Кирова указывает, что в соответствии с Положением о территориальном управлении, утвержденном решением Кировской городской Думы от 23.12.2013 № 21/18, территориальное управление не наделено полномочиями организации в муниципальном образовании «Город Киров» водо- и теплоснабжения населения.

В суде апелляционной инстанции представитель Администрации г.Кирова по доверенности ФИО2 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить в полном объеме.

Прокурор Шибанова Н.Е. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы, решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу истца без удовлетворения.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с правилами статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах, указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит отмене по доводам жалобы.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ЗАО «Сувенир» является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей теплоснабжение и подачу горячего водоснабжения в жилой дом № по <адрес>, теплоснабжение потребителей, проживающих в домах а и по <адрес>. ЗАО «Сувенир» является самостоятельным юридическим лицом, основной вид деятельности – производство матрешки, лото и шахмат (народно-художественный промысел).

16.12.2019 генеральный директор ЗАО «Сувенир» обращался к Главе администрации города Кирова, в связи с тяжелым финансовым положением предприятия просил рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче котельной предприятия в муниципальную собственность города Кирова (л.д. 61).

Согласно акту технического обследования от 10.01.2020 техническое состояние объектов инженерной инфраструктуры ЗАО «Сувенир» после проведения технического обследования комиссия считает неудовлетворительным, оборудование котельной работает в режиме нерегулируемого процесса выработки и передачи тепловой энергии из-за больших отложений солей кальция на всех участках теплофикационных систем, то есть котлы работают на полную мощность, сжигая максимальное количество древесного топлива, но должного нагрева теплоносителя в котлах не происходит. Дальнейшая эксплуатация объектов инженерной инфраструктуры ЗАО «Сувенир» в существующем режиме ведет к аварийной работе всех элементов котлов, бойлеров и трубопроводов систем отопления, горячего водоснабжения и требует замены оборудования после двух-трех лет работы. Для восстановления возможности работы оборудования котельной ЗАО «Сувенир» в нормальном регулируемом режиме требуется полная реконструкция наружных теплотрасс в связи с их аварийным состоянием, промывка (замена) всех поверхностей нагрева водогрейных котлов, установка системы химической подготовки исходной воды перед ее применением в теплофикационных системах отопления и горячего водоснабжения, восстановление теплоизоляции теплофикационного оборудования, ремонт строительных конструкций здания котельной (стены, кровли, перекрытия, полы, столярные изделия), отсутствует выделенная и оборудованная площадка хранения твердого топлива (л.д. 32-34).

28.04.2020 Совет Директоров ЗАО «Сувенир» обратился к Губернатору Кировской области с просьбой рассмотреть вопрос о принятии на безвозмездной основе котельную предприятия ЗАО «Сувенир» на баланс города Кирова (л.д. 35).

Согласно протоколу расширенного заседания областной координационной межведомственной комиссии по вопросам своевременности и полноты выплаты заработной платы и ликвидации задолженности по заработной плате с участием губернатора Кировской области от 26.05.2020 министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, администрации г.Кирова, министерству экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области поручено в срок до начала отопительного сезона 2020-2021 гг. проработать вопрос по передаче котельной ЗАО «Сувенир» в муниципальную собственность администрации г.Кирова (л.д. 12-23).

Из письма администрации г.Кирова от 05.06.2020 следует, что в целях инициирования процедуры передачи котельной и тепловых сетей в муниципальную собственность ЗАО «Сувенир» рекомендовано направить в департамент муниципальной собственности администрации г.Кирова пакет документов. По состоянию на 04.06.2020 пакет документов и информации о планируемых мероприятиях по устранению выявленных замечаний ЗАО «Сувенир» в целях передачи данных объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность, в администрацию г.Кирова не поступил.

Согласно протоколу от 18.06.2020 совещания по подготовке котельного оборудования ЗАО «Сувенир» к отопительному периоду 2020-2021 гг., по передаче его в муниципальную собственность, ЗАО «Сувенир» в срок до 15.09.2020 рекомендовано подготовить котельное оборудование по предстоящему отопительному периоду 2020-2021 гг.; подготовить комплект документов для передачи в муниципальную собственность в срок до 01.07.2020; департаменту городского хозяйства администрации г.Кирова рекомендовать принять в муниципальную собственность котельное оборудование ЗАО «Сувенир» в срок до 15.09.2020 (л.д. 24-25).

Кроме того, из информации ЗАО «Сувенир» от 08.11.2019 следует, что в отопительный сезон 2019-2020 гг. котельная находилась на грани полной остановки из-за отсутствия у собственника средств на закупку материалов. Производимые котельной мощности не позволяли в полном объеме обеспечить жилой фонд тепловой энергией. Неоднократно поступали жалобы со стороны населения о несоблюдении температурного режима.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Таким образом, обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению на соответствующих территориях, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 8 Устава муниципального образования «Город Киров» к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

В ст. 29 Устава установлено, что администрация города Кирова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования к органу местного самоуправления - администрации муниципального образования «Город Киров» в интересах неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги по горячему водо- и теплоснабжению.

Доводы жалобы о тот, что судебное решение незаконно возлагает на администрацию г.Кирова обязанности организовать обеспечение горячим водо- и теплоснабжением, ссылки на обращение администрации в суд с иском к ЗАО «Сувенир» об обязании обеспечить поставку тепловой энергии, не опровергают выводы суда о том, что администрацией не выполнена возложенная на нее законом обязанность по обеспечению надежного горячего водо- и теплоснабжения потребителей на территории Нововятского района г.Кирова.

Кроме того, согласно постановления Администрации г.Кирова № 2142-п от 24.09.2020 приняты в собственность муниципального образования «город Киров» от ЗАО «Сувенир» на безвозмездной основе здание котельной по адресу: <адрес>, два котла и два насоса в здании котельной, что еще раз подтверждает обязанность ответчика организовать обеспечение горячего водо- и теплоснабжения на указанной территории.

При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.

Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первомайского районного суда г.Кирова от 21 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: