НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 30.08.2022 № 33-8238/2022

Судья Чурсина Л.Ю. Дело №33-8238/2022 (2- 1355/2022)

Докладчик Полуэктова Т.Ю.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 30 августа 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда

в составе председательствующего Першиной И.В.

судей Бычковской И.С., Полуэктовой Т.Ю.

при секретаре: Ломовой Л.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу – Ереминой О.С., действующей на основании доверенности, на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2022 г.

по иску Китаева Олега Владимировича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии

заслушав доклад судьи Полуэктовой Т.Ю.

У С Т А Н О В И Л А:

Китаев О.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу (далее – ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа.

С решением не согласен, так как сведения о его работе содержатся в трудовой книжке, которая заполнена надлежащим образом.

С учётом уточнения требований просит признать незаконным решение ГУ – ОПФР по Кемеровской области -Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ – ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу включить в стаж на соответствующих видах работ по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в Республике Казахстан:

с ДД.ММ.ГГГГ по 06.07.1991, с 13.01.1992 по 05.05.1992 в качестве подземного горнорабочего, подземного электрослесаря на шахте «Чурубай-Нуринская» в календарном исчислении; с 26.08.1992 по 10.11.1992, с 26.07.1993 по 14.11.1996, с 25.11.1996 по 23.05.2006 в качестве подземного электрослесаря на шахте «Чурубай-Нуринская» в календарном исчислении;

с 24.05.2006 по 29.02.2008 в качестве подземного заместителя механика на шахте «Абайская» в календарном исчислении;

с 01.03.2008 по 06.11.2011 в качестве инженера-электрика на шахте «Абайская» из расчета один год работы за 9 месяцев;

с 07.11.2011 по 25.07.2019 в качестве подземного механика на шахте «Абайская» в календарном исчислении.

Обязать ответчика назначить досрочную страховой пенсии по старости по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей.

Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2022 г. постановлено исковые требования Китаева О.В к ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.

Признать решение ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу включить Китаеву О.В. в страховой стаж и общий трудовой стаж периоды работы в Республике Казахстан:

с 20.05.1991 по 06.07.1991, с 13.01.1992 по 05.05.1992 - производственная практика подземного горнорабочего, подземного электрослесаря на шахте «Чурубай-Нуринская»;

с 26.08.1992 по 10.11.1992; с 26.07.1993 по 14.11.1996; с 25.11.1996 по 23.05.2006 в качестве подземного электрослесаря на шахте «Абайская»;

с 24.05.2006 по 29.02.2008 в качестве подземного заместителя механика на шахте «Абайская»;

с 01.03.2008 по 06.11.2011 в качестве инженера-электрика на шахте «Абайская»;

с 07.11.2011 по 25.07.2019 в качестве подземного механика на шахте «Абайская»;

Обязать ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу включить Китаеву О.В.в стаж на соответствующих видах работ по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в Республике Казахстан: с 20.05.1991 по 06.07.1991, с 13.01.1992 по 05.05.1992 производственной практики подземного горнорабочего, подземного электрослесаря на шахте «Чурубай-Нуринская» в календарном исчислении,

с 26.08.1992 по 10.11.1992,

с 26.07.1993 по 14.11.1996,

с 25.11.1996 по 23.05.2006 в качестве подземного электрослесаря на шахте «Абайская» в календарном исчислении,

с 24.05.2006 по 29.02.2008 в качестве подземного заместителя механика на шахте «Абайская» в календарном исчислении,

с 01.03.2008 по 06.11.2011 в качестве инженера-электрика на шахте «Абайская» из расчета один год работы за 9 месяцев,

с 07.11.2011 по 25.07.2019 в качестве подземного механика на шахте «Абайская» в календарном исчислении.

Обязать ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу назначить Китаеву О.В. страховую пенсию по старости на основании п.11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу судебные расходы, затраченные на оплату услуг адвоката, в размере 10 000 рублей.

В остальной части исковых требований Китаева О.В. к ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу отказать.

В апелляционной жалобе представитель ГУ - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу Еремина О.С. просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, как незаконное и необоснованное, указывая на то, что спорные периоды работы на территории Республики Казахстан не могут быть учтены в подсчет страхового и специального стажа, так как документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств -бывших республик Союза ССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. С 01.01.1998 в Республике Казахстан начал действовать Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и существовавшие ранее льготы отменены. В силу прямого указания пенсионного законодательства Российской Федерации с 1 января 2013 года применяются дополнительные тарифы страховых взносов финансирование страховой части пенсии, в связи с чем начисление и уплата дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является обязательным условием для включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, доказательств того, что за периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислялись и уплачивались дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не представлено.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Кемеровского областного суда, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ Китаев О.В. обратился в пенсионный орган г. Междуреченска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 41).

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Китаеву О.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, ввиду невключения периодов работы истца в Республике Казахстан из-за введения в действие Закона от 20.06.1997 года № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», отменяющего ранее существовавшие льготные пенсии. На дату обращения общий трудовой стаж Китаева О.В. с учетом периода учебы составил 05 лет 09 месяцев 08 дней, стаж на соответствующих видах работ в неведущих профессиях - 02 года 02 месяца 16 дней (л.д. 12-14).

Согласно трудовой книжки Китаев О. В. принят на шахту «Шерубай-Нуринская» государственного специализированного предприятия «Карагандаликвидшахт» для прохождения производственной практики подземного горнорабочего с 20.05.1991, откуда уволен с окончанием практики 06.07.1991, вновь принят на работу для прохождения производственной практики подземным электрослесарем, откуда в связи с окончанием уволен 05.05.1992, что также следует из архивной справки (л.д. 15-21, 22).

26.08.1992 принят в качестве подземного электрослесаря, 10.11.1992 уволен в связи с призывом в Советскую Армию.

26.07.1993 принят в качестве подземного электрослесаря на шахту «Абайская», 14.11.1996 уволен по собственному желанию.

25.11.1996 принят в качестве подземного электрослесаря на шахту «Абайская», с 24.05.2006 переведен подземным заместителем механика, 01.03.2008 переведен подземным инженером электриком, с 07.11.2011 года переведен подземным механиком и 25.07.2019 уволен по собственному желанию.

Данные периода работы Китаева О.В. в качестве подземного электрослесаря, поземного заместителя механика, подземного инженера электрика подтверждается справкой, уточняющей особый характер труда от 10.03.2022, согласно которой, в спорные периоды работы на шахте «Абайская» Китаев О.В. работал полный рабочий день на подземных работах, что также подтверждается архивной справкой Объединенного архива Угольного департамента от 22.06.2021. Отвлечений на учебный отпуск, отпуск без содержания не имелось (л.д. 23,24).

Из справки Центра Единого Сервиса № 562 от 22.06.2021 следует, что по документам шахты Абайская Угольного департамента АО «АрселорМиталл Темиртау» значится Китаев О.В. с 01.09.2015 продолжал работать механником участка подготовительных работ №1 службы подготовительных работ, 25.07.2019 трудовой договор расторгнут по инициативе работника (л.д. 25).

В соответствии с ответом АО «Единый накопительный Пенсионный фонд» Республики Казахстан от 21.02.2022, работодателем за Китаева О.В. производилось отчисление страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение за период с 19.02.1998 по 08.10.2010, что подтверждается оборотами по транзитным счетам (л.д. 27, 28-31).

Оценив собранные по делу доказательства, доводы сторон, применяя положения норм действующего пенсионного законодательства, регулирующие спорные правоотношения, суд пришёл к выводу о наличии правовых оснований для включения Китаеву О. В. спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ в Республике Казахстан, так и в страховой стаж, ввиду предоставления документального подтверждения выполнениям Китаевым О.В. работ в качестве подземного электрослесаря, поземного заместителя механика, предусмотренных Списком работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 13.09.1991 N 481, наличия сведений по оборотам по транзитным счетам за спорные периоды.

Разрешая требования о включении в стаж на соответствующих видах работ периода работы с 01.03.2008 по 06.11.2011 в качестве инженера-электрика на шахте «Абайская» из расчета один год работы за 9 месяцев, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в данной части ввиду отсутствия указания данной должности в Списком работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 13.09.1991 N 481, но имея подтверждение полной занятости под землей на шахте «Абайская».

Также судом включён спорный период с 20.05.1991 по 06.07.1991, с 13.01.1992 по 05.05.1992 исходя из того, что истец принимался на работу на шахту «Шерубай-Нуринская» для прохождения производственной практики, увольнялся в связи с окончанием производственной практики, что подлежит включению на основании ст. 187 Трудового кодекса РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, согласно которому … в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права…

Разрешая требования в части назначения досрочной страховой пенсии, суд учёл, что по данным Пенсионного фонда стаж Китаева О.В. на дату обращения - ДД.ММ.ГГГГ на соответствующих видах работ в неведущих профессиях составляет 02 года 02 месяца 16 дня, а с учетом включенных спорных периодов в календарном исчислении и в исчислении 1 год работы за 9 месяцев составляет 25 лет 01 месяц 24 дня, с учетом подсчета стажа в календарном исчислении - 22 года 11 месяцев 08 дней, а с учетом периода работы с 01.03.2008 по 06.11.2011 в качестве инженера-электрика на шахте «Абайская» в исчислении 1 год работы за 9 месяцев, более 26 лет, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на ответчика по досрочному назначению Китаеву О.В. страховой пенсии по старости по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ, признав решение Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в полном объёме.

В соответствии со ст. 98. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей, с учетом проделанной работы – составление искового заявления, участия в судебных заседаниях.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии правовых оснований для включения в общий трудовой стаж спорных периодов работы в Республике Казахстан, а также о включении в стаж на соответствующих видах работ по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 20.05.1991 по 06.07.1991, с 13.01.1992 по 05.05.1992 в качестве подземного горнорабочего, подземного электрослесаря на шахте «Чурубай-Нуринская» в календарном исчислении, с 26.08.1992 по 10.11.1992, с 26.07.1993 по 14.11.1996, с 25.11.1996 по 23.05.2006 в качестве подземного электрослесаря на шахте «Чурубай-Нуринская» в календарном исчислении, с 24.05.2006 по 29.02.2008 в качестве подземного заместителя механика на шахте «Абайская» в календарном исчислении, с 01.03.2008 по 11.10.2010 в качестве инженера-электрика на шахте «Абайская» из расчета один год работы за 9 месяцев, поскольку выводы суда первой инстанции в данной части соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу, в связи с чем суд апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не усматривает оснований для признания решения суда в данной части незаконным и его отмены либо изменения, исходя из следующего.

С 1 января 2015 г. страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.

Действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства - участника Соглашения, ограничивается только территориями государств - участников Соглашения. В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства - участники Соглашения, так и государства - участники Содружества.

Из смысла пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г., рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, вытекает, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств - участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.

Указанное толкование пункта 2 статьи 6 Соглашение дано Экономическим судом СНГ N 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 г.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, отмена института досрочных пенсий для работников, осуществляющих подземные работы на территории Республики Казахстан не является основанием для невключения спорных периодов в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан.

Профессии истца в спорные периоды времени предусмотрены Списком работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 13.09.1991 N 481, - Подземные горные работы в действующих и строящихся шахтах (рудниках) по добыче угля (сланца), руды и других полезных ископаемых, содержащих (в том числе и во вмещающих породах) двуокись кремния 10% и более, или при наличии газодинамических явлений, горных ударов

горнорабочие по ремонту горных выработок

горнорабочие подземные

электрослесари подземные.

Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) предусмотрены в позиции «1010100а» Все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах.

При этом материалы дела содержат документы, подтверждающие стажа работы истца в указанных должностях и уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение за период с 01.01.1998 по 11.10.2010.

Между тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 12.10.2010 по 25.07.2019 в качестве подземного инженера -электрика, подземного механика на шахте «Абайская» в календарном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене на основании пунктов 3,4 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права) по следующим основаниям.

Согласно ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

При рассмотрении спора по существу, судом не учтено, что в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельность в Республике Казахстан.

В силу части 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Учитывая изложенное, в целях определения права на досрочную страховую пенсию, устанавливаемую в Российской Федерации с учетом периодов работы в Казахстане после 13 марта 1992 г., необходимо: соотнести выполняемую работу на территории Республики Казахстан с условиями (критериями), установленными законодательством Российской Федерации для досрочных пенсий, и подтвердить документально периоды этой работы; получить подтверждение компетентного органа иностранного государства о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию, по законодательству Республики Казахстан.

Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР" от 22 июня 2004 года N 99р) предусмотрено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В частности, в Республике Казахстан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское государственное казенное предприятие "Государственный центр по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан".

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Между тем, из представленной компетентным органом - АО «Единый накопительный Пенсионный фонд» Республики Казахстан от 21.02.2022 и оборотам по транзитным счетам усматривается, что работодателем за Китаева О.В. производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение до 11.10.2010 (л.д. 27-31).

Таким образом, оснований для включения периода работы с 12.10.2010 по 25.07.2019 в качестве подземного инженера -электрика, подземного механика на шахте «Абайская» в календарном исчислении в льготный стаж истца не имеется ввиду отсутствия подтверждения уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Учитывая, что на дату обращения – ДД.ММ.ГГГГ льготный стаж истца составлял 19 лет 04 месяцев 20 дней, с учётом бесспорного льготного стажа работы, учтенным Пенсионным органом (02 года 02 месяца 16 дня и включенных периодов работы по решению суда – 17 лет 2 месяцев 4 дней (20.05.1991 по 06.07.1991 – 01 месяц 17 дней; 13.01.1992 по 05.05.1992 -03 месяца 23 дня; 26.08.1992 по 10.11.1992 – 02 месяца 15 дней; 26.07.1993 по 14.11.1996 – 3 года 03 месяца 19 дней; 25.11.1996 по 23.05.2006 – 9 лет 5 месяцев 28 дней; 24.05.2006 по 29.02.2008 – 1 год 09 месяцев 05 дней; с 01.03.2008- 11.10.2010 – 2 года 01 месяц 10 дней), то также не имеется правовых оснований для назначения Китаеву О.В. досрочной страховой пенсии по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328– 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2022 г. отменить в части, принять в данной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Китаева Олега Владимировича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу № 740837/21 от 01.02.2022 незаконным в части невключения в стаж на соответствующих видах работ по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 12 октября 2010 г. по 25 июля 2019 г., обязании включить в стаж Китаева Олега Владимировича на соответствующих видах работ по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 12.10.2010 по 06.11.2011 в должности инженера-электрика на шахте «Абайская» из расчета один год работы за 9 месяцев, с 07.11.2011 по 25.07.2019 в качестве подземного механика на шахте «Абайская» в календарном исчислении и назначить досрочную страховую пенсии по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со ДД.ММ.ГГГГ отказать.

В остальной части решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2022 г. оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу Ереминой Олеси Сергеевны удовлетворить частично.

Председательствующий И.В. Першина

Судьи И.С. Бычковская

Т.Ю. Полуэктова