Судья Бережная С.В. Дело № 33А–8002
Докладчик Шалагина О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июня 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Бегуновича В.Н., Пушкаревой Н.В.,
при секретаре Дорожкиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. административное дело по апелляционной жалобе Ефимова С.В. на решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 22 апреля 2016 года по делу по административному иску Ефимова С. В. к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области оспаривании действий органа власти,
УСТАНОВИЛА:
Ефимов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области об оспаривании действий органа власти.
Требования мотивированы тем, что 28.11.2012 года между ним и КУГИ Кемеровской области был заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Барабинская, 1, площадью 936 кв.м., разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, сроком по 13.11.2015 года, с последующей пролонгацией на основании п. 7.2. Договора на неопределенный срок.
Поскольку договор аренды изначально был заключен на срок менее пяти лет, а пролонгация, предусмотренная п. 7.2. Договора, не определяет дату окончания срока действия Договора, он обратился к ответчику с письменным заявлением о продлении срока действия Договора на более длительный срок, превышающий пять лет, на что ему 01.12.2015 года дан ответ о том, что данный Договор не расторгнут и является действующим согласно п. 7.2. Договора.
В связи с отказом административного ответчика от заключения с ним дополнительного соглашения о продлении срока действия Договора и разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации и Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, в том числе на официальном сайте учреждения http://fkp42.ru/ в разделе «Новости» от 06.11.2015 года, он повторно обратился в адрес КУГИ Кемеровской области с заявлением о подписании декларации об объекте недвижимости либо о выдаче на его имя доверенности на право подписания данной декларации. Однако 04.03.2016 года ответчик направил в его адрес ответ об отказе в подписании вышеуказанной декларации в связи с тем, что у него отсутствуют правовые основания для ее заверения. Ему было письменно рекомендовано на общих основаниях получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении принадлежащего ему жилого дома.
Дополнительное соглашение о продлении срока действия Договора либо подписание КУГИ Кемеровской области декларации об объекте недвижимости ему необходимо для оформления права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на земельном участке, в упрощенном порядке, для чего требуется оформить технический план на жилой дом и поставить дом на государственный кадастровый учет в органе кадастрового учета.
Поскольку принадлежащий ему жилой дом построен после 1 января 2013 года, технический паспорт, изготовленный до 1 января 2013 года, отсутствует и не может являться документом-основанием для подготовки технического плана на дом. Что касается разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, то согласно п.4 ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.
Таким образом, единственным возможным документом-основанием для подготовки технического плана на жилой дом в данном случае будет являться декларация об объекте недвижимости. Заполнение декларации ответчиком предусмотрено разъяснениями Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 года, а также официальными разъяснениями Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области от 19.10.2015 года исх. №@, в том числе, представленными на официальном сайте учреждения http://fkp42.ru/ в разделе «Новости» от 06.11.2015 года.
Считает отказ административного ответчика подписать Декларацию неправомерным, противоречащим положениям п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Кроме того, считает действия административного ответчика, связанные с отказом в продлении срока действия Договора аренды и подписании Декларации неправомерными и нарушающими его права на оформление жилого дома в упрощенном порядке, что привело к принятию органом кадастрового учета Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 14.04.2015 года №, а затем к отказу в осуществлении государственного кадастрового учета по п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ по причине истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранения обстоятельства, послужившего основанием для принятия решения о приостановлении.
С учетом уточнений просит признать незаконным действие административного ответчика, выразившееся в письменном отказе от 04.03.2016 года от подписания декларации об объекте недвижимого имущества - жилом доме, расположенном по адресу: г. Кемерово, ул. Барабинская, 1, на земельном участке с кадастровым номером №; обязать административного ответчика подписать декларацию об указанном объекте недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель КУГИ по Кемеровской области- Зяблинцева В.А. заявленные исковые требования не признала.
Решением Рудничного районного суда г. Кемерово от 22 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований Ефимова С.В. отказано.
В апелляционной жалобе Ефимов С.В. просит решение суда отменить, указывая, что не согласен со ссылкой суда на п.11 Приказа Минэкономразвития России от 29.11.2010 № 583 (ред. от 25.02.2014) «Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке», поскольку истец оформляет здание, а не помещение.
Судом не учтено, что Министерство экономического развития РФ вправе осуществлять толкование изданных им же нормативно-правовых актов. В частности, Министерство экономического развития РФ в своих письмах, рассылаемых на всей территории Российской Федерации, разъясняет практику применения приказа Минэкономразвития РФ от 13.12.2010 № 628 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к его подготовке», что не противоречит официальному толкованию норм.
Ссылается на то, что перечень полномочий ответчика, на которые ссылается суд, не является исчерпывающим, при этом ответчик осуществляет ряд полномочий, связанных с распоряжением земельными участками на территории г. Кемерово, не перечисленных в ст. 4 Закона Кемеровской области от 04.07.2002 № 49-03, не имея полномочий собственника земельных участков, в том числе таких как подача заявлений в орган кадастрового учета с целью осуществления кадастрового учета земельных участков и выдача решений на представление интересов ответчика в органе кадастрового учета, получение арендной платы за аренду земельных участков.
Осуществляя полномочия по распоряжению земельными участками на территории г. Кемерово, ответчик фактически выполняет функции собственника земельных участков.
Полагает, что отказ от подписания декларации об объекте недвижимости нарушает его права на оформление жилого дома в упрощенном порядке, что приведет к осуществлению значительных затрат и времени на оформление жилого дома в общем порядке.
В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель Ефимова С.В. Тарасов К.С. Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Ефимова С.В. Тарасова К.С., поддержавшего доводы жалобы, рассмотрев дело в соответствии со ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 28.11.2012 года между Ефимовым С.В. (Арендатор) и КУГИ Кемеровской области (Арендодатель) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Барабинская, 1, площадью 936 кв.м., разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, сроком до 13.11.2015. (л.д. 12-13). Согласно п.1.4 Договора земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 7.2 Договора предусмотрено, что в случае, если по окончании срока действия настоящего Договора Арендатор продолжает использовать земельный участок при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Сообщением от 01.12.2015г. Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Ефимову С.В. разъяснено, что договор аренды земельного участка от 28.11.2012г. возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок и является действующим в соответствии с п. 7.2 Договора (л.д.17).
На арендованном земельном участке Ефимовым С.В. возведен индивидуальный жилой дом.
Письмом от 04.03.2016г. (исх.№) КУГИ Кемеровской области на обращение Ефимова С.В. по вопросу составления и заверения декларации на вновь созданный объект недвижимости дан ответ об отсутствии у Комитета правовых оснований для заверения декларации ввиду отсутствия правомочий собственника земельного участка. Разъяснено право на осуществление государственного кадастрового учета вновь созданного объекта недвижимости на общих основаниях при получении разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.18).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого отказа КУГИ Кемеровской области.
Судебная коллегия находит выводы суда неправильными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется, в том числе, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу ч.1 ст.20 названного Федерального закона с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (ч.2 ст.20 Федерального закона).
Согласно ст.22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», если иное не следует из настоящего Федерального закона, заявителем вместе с заявлением представляются необходимые для кадастрового учета документы, к которым, в том числе, относится технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Из положений ч.4 ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», ч.3 ст.48 и ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ следует, что до 01.03.2018 года кадастровый (технический) паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства в черте поселения - приусадебный земельный участок), получение разрешения на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства не является обязательным требованием для проведения государственной регистрации этого объекта.
В соответствии со ст.41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (ч.1).
Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (ч.8).
Форма декларации и требования к ее подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч.10).
Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 года № 628 утверждены форма декларации об объекте недвижимости и требования к ее подготовке.
В соответствии с п.2 указанных Требований в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем. При этом декларация о созданных объектах недвижимости составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такое здание, сооружение, объект незавершенного строительства.
В случае, если декларация заполняется в отношении созданного объекта недвижимости, реквизиты "Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" и "Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" заполняются в отношении лица, обладающего соответствующим земельным участком на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет, реквизит "Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости (земельного участка, на котором находится здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" - в отношении представителя правообладателя такого земельного участка (п.21 Требований с изменениями, внесенными Приказом Минэкономразвития России от 31.12.2013 года № 805).
Анализ приведенных положений Федерального закона и нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что п.21 Требований к числу правообладателей земельного участка, на котором создан объект недвижимости, заполняющих декларацию, относит не всех арендаторов земельных участков, а только тех, с которыми заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более пяти лет, а в иных случаях декларация составляется и заверяется арендодателем земельного участка (правообладателем) или его уполномоченным представителем.
Изложенное свидетельствует об ошибочности вывода суда и доводов КУГИ Кемеровской области в оспариваемом отказе о том, что правом составления и заверения декларации об объекте недвижимости обладает только собственник земельного участка.
В соответствии со ст.1 Закона Кемеровской области от 22.12.2014 года № 128-ОЗ «Об отнесении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе – городе Кемерово к полномочиям специального органа исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющего отдельные полномочия в сфере земельных отношений» и пунктами 1.1, 1.5, 1.6 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.09.2015г. № 293, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений, в том числе осуществляющим предоставление земельных участков на основании договора аренды.
Таким образом, реализуя полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на основании договора аренды, КУГИ Кемеровской области является правообладателем таких земельных участков и, соответственно, в данном случае имеет полномочия на составление и заверение декларации об объекте недвижимости, созданном на земельном участке, предоставленном Ефимову С.В. на праве аренды.
Следовательно, отказ КУГИ Кемеровской области в совершении данных действий является незаконным.
При таких данных решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований Ефимова С.В. о признании незаконным отказа КУГИ Кемеровской области от подписания декларации об объекте недвижимого имущества, изложенного в ответе от 04.03.2016 года. Поскольку заявление Ефимова С.В. о заверении и подписании декларации по существу не было рассмотрено, судебная коллегия считает необходимым возложить на КУГИ Кемеровской области обязанность рассмотреть это заявление по существу и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства в течении 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего определения.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 22 апреля 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым требования Ефимова С.В. удовлетворить. Признать незаконным отказ Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от подписания декларации об объекте недвижимого, изложенный в письме от 04.03.2016 года. Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области рассмотреть по существу заявление Ефимова С.В. о составлении и заверении декларации о созданном объекте недвижимости и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства в течении 30 дней со дня внесения настоящего определения.
Председательствующий: Шалагина О.В.
Судьи: Бегунович В.Н.
Пушкарева Н.В.