НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 29.05.2013 № 33-4348/2013

Судья Гуляева Т.С. Дело № 33А–4348

Докладчик Шалагина О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 мая 2013 года

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда

в составе:

председательствующего Шалагиной О.В.,

судей Евтифеевой О.Э., Конева Н.Б.,

при секретаре Корытникове А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Беловского городского Совета народных депутатов на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 22 февраля 2013 года по делу по заявлению прокурора г.Белово Кемеровской области в защиту интересов Российской Федерации о признании недействующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Белово обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации к Беловскому городскому Совету народных депутатов Беловского городского округа муниципального образования «Беловский городской округ «Город Белово» о признании недействующим нормативного правового акта.

Требования мотивированы тем, что Решением Беловского городского Совета народных депутатов от 27.09.2012г. N 57/371-н утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления и муниципальным служащим Беловского городского округа (далее - Положение).

Отдельные положения указанного нормативного правового акта противоречат действующему федеральному, областному законодательству.

Так, пункт 2 части 7 статьи 4 Положения, предусматривающий включение в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии муниципального служащего единовременного пособия муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию, противоречит следующим нормам действующего федерального законодательства:

В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств-участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ (части 1 и 2 статьи 3).

В силу пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

В соответствии с ч.2 ст.22 Федерального закона от 02.03.2007г. N 25-ФЗ органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. При этом, как указано в данной норме закона, размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 23 Федерального закона от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему (пункт 1).

При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации (пункт 2 названного Закона).

Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (пункт 3 данного Закона).

Отдельные вопросы, связанные с поступлением на муниципальную службу в Кемеровской области и прохождением муниципальной службы в Кемеровской области, урегулированы Законом Кемеровской области от 30.06.2007г. N 103-ОЗ "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы", Положением об оплате труда муниципальных служащих Беловского городского округа, утвержденным решением Беловского городского Совета народных депутатов от 26.02.2009 N 7/92-н. Указанными нормативными правовыми актами, в частности, предусмотрена такая выплата как единовременное пособие муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию.

Вместе с тем, из анализа приведенного законодательства следует, что вопросы установления основных и дополнительных гарантий муниципальным служащим урегулированы Федеральным законом от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ и Трудовым кодексом Российской Федерации, которыми не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления дополнительных гарантий для муниципальных служащих при увольнении с муниципальной службы.

Таким образом, с учетом положений Федерального закона от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ, статей 6, 11, 64, 164 и 165 Трудового кодекса Российской Федерации, нормы Положения об оплате труда муниципальных служащих Беловского городского округа, утвержденного решением Беловского городского Совета народных депутатов от 26.02.2009г. N 7/92-н, установившие для муниципальных служащих после их увольнения с муниципальной службы дополнительные гарантии в виде выплаты единовременного пособия муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию, противоречат требованиям действующего федерального законодательства и приняты органом местного самоуправления с превышением компетенции, в связи с чем такая выплата как единовременное пособие муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию подлежит исключению из состава среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии муниципального служащего.

По вышеприведенным основаниям прокурором города был принесен протест на пункт 4.11 Раздела II (оплата труда муниципальных служащих) и пункт 12 Раздела III (Размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления) Положения об оплате труда муниципальных служащих Беловского городского округа, утвержденного решением Беловского городского Совета народных депутатов от 26.02.2009 N 1/92-я, определяющие выплату муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию единовременного пособия из расчета один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на момент выхода на пенсию, за каждый полный год стажа муниципальной службы, но не более десяти минимальных размеров оплаты труда (протест Беловским городским Советом народных депутатов еще не рассмотрен).

Такая выплата как ежемесячное денежное поощрение (включение данной выплаты в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии муниципального служащего, также предусмотрено пунктом 2 части 7 статьи 4 Положения) подлежит исключению из состава среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии муниципального служащего, поскольку данная выплата не предусмотрена в составе денежного содержания муниципального служащего ни статьей 5-1 Закона Кемеровской области от 30.06.2007г. N 103-ОЗ "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы", ни иными Федеральными законами и законами Кемеровской области. Кроме того, в настоящее время имеется вступившее в законную силу решение Беловского городского суда, которым были признаны недействующими нормы подпункта 4.10 пункта 4 Раздела II и пункта 10 Раздела III Положения об оплате труда муниципальных служащих Беловского городского округа, утвержденного решением Беловского городского Совета народных депутатов от 26.02.2009 N 7/92-н (в соответствии с данными нормами Положения к ежемесячным и иным дополнительным выплатам денежного содержания муниципального служащего БГО было отнесено, в том числе и ежемесячное денежное поощрение в размере до 25% должностного оклада). Указанное решение Беловского городского суда вынесено по заявлению прокурора города от 10.06.2012 о признании недействующим нормативного правового акта.

Противоречит действующему законодательству и часть 5 статьи 7 Положения, согласно которой гражданину, выехавшему на постоянное место жительство за пределы территории РФ, сумма назначенной пенсии выплачивается на территории РФ в рублях путем зачисления на его счет в кредитной организации.

В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.03.2007г. N 25-ФЗ, ч.1 ст.5 Закона Кемеровской области от 25.04.2008 N 31-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а на лиц, замещавших муниципальные должности, в полном объеме распространяются права лиц, замещавших государственные должности Кемеровской области, установленные законодательством Кемеровской области.

Как следует из ч.1 ст.8 Закона Кемеровской области от 30.06.2007г. N 103-ОЗ "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы" порядок начисления муниципальному служащему пенсии за выслугу лет регулируется нормативным правовым актом органа местного самоуправления, который принимается в соответствии с законом Кемеровской области, регулирующим начисление пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Кемеровской области. Аналогичные нормы закреплены в ч.3 ст.5 Закона Кемеровской области от 25.04.2008 N 31-ОЗ в отношении порядка назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность.

В соответствии с ч.3 ст.7 Закона Кемеровской области от 07.06.2008 № 50-ОЗ «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кемеровской области, и должности государственной службы Кемеровской области» такой порядок выплаты предусмотрен только, если на это есть письменное заявление гражданина. Вышеуказанные нормы ч.5 ст.7 Положения ущемляют права лиц, получающих муниципальную пенсию за выслугу лет, по сравнению с правами лиц, замещающих государственные должности Кемеровской области и правами государственных гражданских служащих Кемеровской области, что противоречит требованиям ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.03.2007г. N 25-ФЗ.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2 части 7 статьи 4 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления и муниципальным служащим Ведовского городского округа, утвержденного решением Беловского городского Совета народных депутатов от 27.09.2012г. N 57/371-н (в части включения в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии, ежемесячного денежного поощрения, единовременного пособия муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию, а также других видов надбавок и выплат, предусмотренных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Ведовского городского округа, на которые производится начисление страховых взносов) и часть 5 статьи 7 данного Положения.

Представитель Беловского городского Совета народных депутатов ФИО3 против удовлетворения заявленных требований возражала.

Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 22 февраля 2013 года постановлено:

Заявление прокурора г. Белово Кемеровской области в защиту интересов Российской Федерации о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 2 части 7 статьи 4 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления и муниципальным служащим Беловского городского округа, утвержденного решением Беловского городского Совета народных депутатов от 27.09.2012г. № 57/371-н (в части включения в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии, ежемесячного денежного поощрения, единовременного пособия муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию, а также других видов надбавок и выплат, предусмотренных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Беловского городского округа, на которые производится начисление страховых взносов) и часть 5 статьи 7 Положения.

В апелляционной жалобе председатель Беловского городского Совета народных депутатов ФИО4 просит решение суда отменить, указывая, что в соответствии с действующим законодательством органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Возможности участия органов государственной власти в определении размеров и условий труда муниципальных служащих, в том числе путём федеральных и региональных правовых актов, законодательство не содержит.

Единовременное пособие муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию предусмотрено пунктом 6 статьи 5-1 Закона Кемеровской области от 30.06.2007 № 103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы», поэтому включение данной выплаты в Положение об оплате труда муниципальных служащих Беловского городского округа и в Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления и муниципальным служащим Беловского городского округа является законным.

Единовременное пособие в связи с выходом на пенсию назначается муниципальному служащему в период нахождения его в статусе муниципального служащего, а не после увольнения с муниципальной службы. В связи с чем гарантия установлена в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в Законе Кемеровской области «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы в Кемеровской области», и на основании областного закона эта гарантия внесена в Положение об оплате труда муниципальных служащих Беловского городского округа.

Что касается включения в Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления и муниципальным служащим Беловского городского округа ежемесячного денежного поощрения в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии, то данная норма также включена в Положение на основании Закона Кемеровской области от 07.06.2008г. № 50-ОЗ «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кемеровской области, и должности государственной службы Кемеровской области».

Статьёй 5 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» продекларирована взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы. Указанная взаимосвязь обеспечивается, в том числе посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, а также соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца. Пунктом 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к дополнительным выплатам денежного содержания государственного гражданского служащего отнесено ежемесячное денежное поощрение.

28 февраля 2013 года было принято решение Совета № 62/456-н «Об утверждении Положения об оплате труда муниципальных служащих Беловского городского округа». В данном положении статья, касающаяся ежемесячного денежного поощрения, также включена.

Считает, что установленные Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления и муниципальным служащим Беловского городского округа, такие выплаты как единовременное пособие в связи с выходом на пенсию и ежемесячное денежное поощрение, учитываемые вместе с другими видами выплат для назначения пенсии, не противоречат законодательству, их действие не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, не влечет за собой негативных последствий. Отмена данных пунктов, наоборот, ухудшит и без того невысокое материальное положение части беловчан - бывших муниципальных служащих.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Зотовой Г.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что решением Беловского городского Совета народных депутатов от 27 сентября 2012 года N 57/371-н утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления и муниципальным служащим Беловского городского округа (далее – Положение) (л.д.9). Решение опубликовано в газете «Беловский вестник», № 106(27д), 11.10.2012г., вступило в силу с 01.01.2013г.

Пунктом 2 части 7 статьи 4 Положения, регламентирующей определение размера пенсии муниципальным служащим Беловского городского округа, предусмотрено, что в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии, включается, в том числе, ежемесячное денежное поощрение, единовременное пособие муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию, другие виды надбавок и выплат, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Беловского городского округа, на которые производится начисление страховых взносов. Кроме того, согласно части 5 статьи 7 Положения, устанавливающей порядок назначения, перерасчета размера, выплаты и организацию доставки пенсии, гражданину, выехавшему на постоянное место жительство за пределы территории РФ, сумма назначенной пенсии выплачивается на территории РФ в рублях путем зачисления на его счет в кредитной организации.

Разрешая требования прокурора, суд пришел к правильному выводу об их удовлетворении, поскольку оспариваемые в указанной части нормы Положения противоречат федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств-участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Согласно ст.3 названного Федерального закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Общие принципы оплаты труда муниципального служащего установлены в статье 22 названного Федерального закона, согласно которой оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (ч.1).

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2).

Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по определению дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания муниципального служащего.

Статья 23 данного Федерального закона устанавливает гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, в частности муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей (п.5 ч.1).

Согласно ч.1 этой же статьи Закона при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (ч.3).

Анализ приведенных положений Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что дополнительные гарантии, которые могут быть предоставлены муниципальным служащим законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования по своему характеру не относятся к тем видам дополнительных выплат, которые входят в состав денежного содержания муниципального служащего.

В соответствии со ст.24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч.1).

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч.2).

Отдельные вопросы, связанные с поступлением на муниципальную службу в Кемеровской области и прохождением муниципальной службы в Кемеровской области, урегулированы Законом Кемеровской области от 30 июня 2007 года N 103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы», который в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает, в частности, ежемесячные и иные дополнительные выплаты денежного содержания муниципальных служащих; порядок назначения муниципальному служащему пенсии за выслугу лет.

Статьей 5-1 названного Закона области определены следующие ежемесячные и иные дополнительные выплаты денежного содержания муниципальных служащих:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за ученую степень, ученое звание и почетное звание Российской Федерации;

4) ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы лицам, в основные служебные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование;

5) премия по результатам работы;

6) материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

7) единовременное пособие муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию;

8) другие виды надбавок и выплат, предусмотренные федеральными законами, законами Кемеровской области.

Из приведенной нормы Закона области следует, что названным Законом субъекта Российской Федерации не установлены такие дополнительные выплаты, входящие в состав денежного содержания муниципального служащего, как ежемесячное денежное поощрение и другие виды надбавок и выплат, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При отсутствии в Законе области, а также в каком-либо федеральном законе нормы, устанавливающей указанные виды дополнительных выплат, орган местного самоуправления в силу вышеприведенных положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» сам не вправе устанавливать эти дополнительные выплаты. Соответственно, такие дополнительные выплаты как ежемесячное денежное поощрение и другие виды надбавок и выплат, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Беловского городского округа, не могут входить в состав денежного содержания муниципального служащего, а, следовательно, не могут быть включены в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии.

По изложенным основаниям вывод суда о признании недействующим подп.2 п.7 ст.4 оспариваемого Положения в указанной части является правильным.

Судебная коллегия считает законным решение суда и в части признания недействующим указанного пункта Положения, предусматривающего включение в состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии, единовременного пособия муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию.

Разрешая требования прокурора в указанной части, суд исходил из того, что Законом Кемеровской области от 30 июня 2007 года N 103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы», Положением об оплате труда муниципальных служащих Беловского городского округа, утвержденным решением Беловского городского Совета народных депутатов от 26.02.2009г. N 7/92-н, предусмотрена такая выплата как единовременное пособие муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию. Однако установление для муниципальных служащих после их увольнения с муниципальной службы дополнительной гарантии в виде выплаты единовременного пособия муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию противоречит требованиям действующего федерального законодательства, в частности, ст.ст.6, 11, 64, 164 и 165 ТК РФ, и приняты органом местного самоуправления с превышением компетенции.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными мотивами суда.

Так, из положений статей 11 и 172 Трудового кодекса Российской Федерации буквально следует, что действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, действительно распространяется на отношения муниципальной службы, однако с особенностями, предусмотренными специальными федеральным и региональным законодательством о муниципальной службе. Гарантии работникам, освобождённым от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц (статьи 11 и 172 Трудового кодекса Российской Федерации).

В настоящее время правовые основы поступления на муниципальную службу в Российской Федерации, прохождение и прекращение муниципальной службы регламентированы Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Содержание данного Федерального закона также указывает на то, что действие трудового законодательства распространяется на муниципальных служащих с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 24 марта 2007 года № 25-ФЗ (статья 3), что муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты не только в соответствии с трудовым законодательством, но и законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (пункт 3 части 1 статьи 11). Из текста данного Федерального закона также усматривается, что законодатель, вводя понятие муниципальной службы и муниципального служащего (часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 10), понятие должности муниципальной службы (часть 1 статьи 6) и в связи с этим устанавливая квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы (статья 9), правовой статус муниципального служащего (статьи 11, 12, 13 и 14), порядок поступления на муниципальную службу, её прохождения и прекращения (статьи 16-19), общие принципы оплаты труда муниципального служащего, гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, и пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи (статьи 22-25), порядок финансирования муниципальной службы (статья 34 и 35), одновременно констатирует, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (части 1 и 2 статьи 22, части 2 и 3 статьи 23). Вместе с тем каких-либо норм, обязывающих законодателя субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии муниципальным служащим исключительно в период их нахождения на муниципальной службе в федеральном законодательстве не содержится.

Очевидно, что при таких обстоятельствах субъект Российской Федерации либо орган местного самоуправления не лишены возможности предусмотреть своим законом или уставом муниципального образования муниципальным служащим дополнительные гарантии, в том числе материально-финансового характера, предоставляемые не только в течение срока их службы (ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск и др.), но и предоставляемые при прекращении службы, в частности, в связи с выходом на пенсию в виде единовременного пособия.

Вместе с тем, указанные суждения суда не повлияли на правильность его выводов.

Законом Кемеровской области от 30 июня 2007 года N 103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» единовременное пособие муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию предусмотрено в составе ежемесячных и иных дополнительных выплат денежного содержания муниципальных служащих.

Между тем, как было указано выше, по своему характеру данное пособие является дополнительной гарантией, предоставляемой муниципальному служащему, и не относится к тем видам дополнительных выплат, которые входят в состав денежного содержания муниципального служащего.

Исходя из того, что в состав среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, учитываемого при определении размера пенсии, включаются только виды выплат, которые связаны с оплатой труда муниципального служащего и составляют его денежное содержание, а поскольку единовременное пособие муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию не является дополнительной выплатой, входящей в состав денежного содержания муниципальных служащих, то, соответственно, включение данного пособия в состав среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, учитываемого при определении размера пенсии, не соответствует действующему федеральному законодательству.

Признавая недействующим ч.5 статьи 7 Положения, суд обоснованно, проанализировав федеральное законодательство и законодательство Кемеровской области, в частности, ч.3 ст.7 Закона Кемеровской области от 07.06.2008 № 50-ОЗ «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кемеровской области, и должности государственной службы Кемеровской области», пришел к выводу, что установленный оспариваемой нормой порядок выплаты пенсии гражданину, выехавшему на постоянное место жительство за пределы территории РФ, применяется только если на это есть письменное заявление гражданина. Суд правильно указал на то, что нормы ч.5 ст.7 Положения ущемляют права лиц, получающих муниципальную пенсию за выслугу лет, по сравнению с правами лиц, замещающих государственные должности Кемеровской области, и правами государственных гражданских служащих Кемеровской области, что противоречит требованиям ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.03.2007г. N 25-ФЗ.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям материального закона, подлежащего применению к разрешению заявленных требований.

По изложенным основаниям доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда, они основаны на неправильном применении норм материального права и выводов суда не опровергают.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 22 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Шалагина О.В.

Судьи: Евтифеева О.Э.

Конев Н.Б.