Судья: Сташкова Ю.С. № 33а-9473
Докладчик: Бегунович В.Н. (№ 2а-2315/2022)
(42RS0019-01-2022-002195-89)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«28» сентября 2022 года судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Бегуновича В.Н.,
судей Гульновой Н.В., Казаковой И.А.
при секретаре Темниковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по Центральному району г. Новокузнецка к ФИО1 о взыскании задолженности
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 06 июля 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция ФНС России по Центральному району г. Новокузнецка (далее также – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 в период с 29.01.2020 по 16.02.2022 состоял на учёте в инспекции в статусе арбитражного управляющего.
В Единый государственный реестр налогоплательщиков в отношении ФИО1 с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия 04.03.2020 поступил документ «Сведения о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих» о внесении 29.01.2020 сведений в сводный государственный реестр арбитражных управляющих.
01.03.2022 с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия получен документ «Сведения о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих» об исключении 16.02.2022 ведений из сводного государственного реестра арбитражных управляющих.
Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год составил 32448 руб.
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды за 2020 год составил 8426 руб.
Таким образом, за период пребывания ответчика в статусе арбитражного управляющего с 29.01.2020 по 31.12.2020 размеры страховых взносов составили: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии - 30005,68 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды - 7791,78 руб.
На заявление налогоплательщика от 08.07.2021 об освобождении от уплаты страховых взносов инспекцией составлен отказ от 20.04.2022 в представлении льготы в связи с отсутствием подтверждающих документов.
Ввиду того, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате страховых взносов в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) начислена пеня: по взносам на обязательное медицинское страхование 52.98 руб., по взносам на обязательное пенсионное страхование 204.04 руб.
Согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ, налоговым органом ФИО1 было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 2735 от 18.02.2021 с указанием срока исполнения до 13.04.2021.
22.07.2021 мировым судьей судебного участка № 6 Центрального судебного района г. Новокузнецка вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности, который 06.09.2021 отменен в связи с поступлением от должника возражений.
Инспекция с учетом уточнений (л.д.108-109) просила взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 30005,68 руб. и пеню на это недоимку в размере 204,04 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 77791,78 руб. и пеню на эту недоимку в размере 52,98 руб., а всего 38054,48 руб.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 06 июля 2022 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что он фактически не осуществлял деятельность арбитражного управляющего. Принимал участие в единственном деле о банкротстве в 2020 году. Считает, что если и считать, что он получает доход от своей профессиональной деятельности, то только после 2020 года. Приводит собственный расчет размера задолженности по страховым взносам, согласно которому сумма задолженности составляет 2516.15 руб. Также считает, что Инспекцией пропущен срок обращения в суд.
На апелляционную жалобу Инспекцией принесены возражения.
Участвующие в деле лица извещены надлежащим образом, не явились, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что процедура и сроки принудительного взыскания задолженности по страховым взносам и пени административным истцом соблюдены, при этом ответчиком обязанность по уплате задолженности не исполнена.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласна.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны также уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные управляющие являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, составляют 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, а на обязательное медицинское страхование - 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 в период с 29.01.2020 по 16.02.2022 состоял на учёте в Инспекции в статусе арбитражного управляющего.
В Единый государственный реестр налогоплательщиков в отношении ФИО1 с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия 04.03.2020 поступил документ «Сведения о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих» о внесении 29.01.2020 сведений в сводный государственный реестр арбитражных управляющих.
01.03.2022 с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия получен документ «Сведения о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих» об исключении 16.02.2022 ведений из сводного государственного реестра арбитражных управляющих.
За период с 29.01.2020 по 31.12.2020 расчеты страховых взносов составили: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии - 30005,68 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды - 7791,78 руб.
По заявлению налогоплательщика от 08.07.2021 об освобождении от уплаты страховых взносов инспекцией 20.04.2022 отказано в представлении льготы в связи с отсутствием подтверждающих документов.
Так как налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате страховых взносов, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислена пеня: по взносам на обязательное медицинское страхование 52.98 руб., по взносам на обязательное пенсионное страхование 204.04 руб.
Расчет сумм страховых взносов и пени проверен судом и обоснованно признан правильным.
Согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом ФИО1 было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 2735 от 18.02.2021 с указанием срока исполнения до 13.04.2021.
В установленный в указанных требованиях срок задолженность по уплате страховых взносов и пени не уплачена.
22.07.2021 мировым судьей судебного участка № 6 Центрального судебного района г. Новокузнецка вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности, который 06.09.2021 был отменен, в связи с поступлением от должника возражений.
В суд с административным иском налоговый орган обратился 04.03.2022, что подтверждается штемпелем на конверте.
Таким образом, установленные ст.48 НК РФ сроки обращения в суд административным истцом не нарушены.
Исходя из приведенных положений закона и обстоятельства дела суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы ответчика о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд основаны на неверном толковании норм права, какими-либо доказательствами по делу не подтверждены.
Предусмотренных п.7 ст.430 НК РФ оснований для освобождения от уплаты страховых взносов в налоговый орган и в суд ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, причин для отмены или изменения решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 06 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено «03» октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: