Судья: Чурсина Л.Ю. УИД: 42RS0013-01-2022-002236-90
Докладчик: Бычковская И.С. Дело №33-9147/22 (2-1756/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 27 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего И.В.Першиной
судей Т.Ю.Полуэктовой и И.С. Бычковской,
при секретаре М.А.Свининой,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи И.С.Бычковской апелляционную жалобу представителя ГУ ОПФ РФ по Кемеровской области – Кузбассу О.С.Ереминой на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 28 июня 2022 года по делу по иску Полищука Андрея Ивановича к государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ,
УСТАНОВИЛА:
Полищук А.И. обратился с иском к государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения от 14 марта 2022 г. № 97337/22 незаконным, включении в стаж на соответствующих видах работ по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы и отвлечений с 1 января 1998 г. по 28 февраля 1998 г. в качестве подземного горномонтажника - календарно, с 1 марта 1998 г. по 16 декабря 1998 г., с 26 декабря 1998 г. по 5 сентября 2003 г. в качестве подземного горного мастера - календарно, с 6 сентября 2003 г. по 6 января 2006 г. в качестве помощника начальника участка, занятого 50% и более рабочего времени на подземных работах из расчета год работы за 9 месяцев; с 26 мая 2008 г. по 2 июня 2008 г. в качестве подземного горнорабочего очистного забоя из расчета год работы за год и три месяца, с 3 июня 2008 г. по 31 июля 2008 г. в качестве подземного горного мастера календарно, с 1 августа 2008 г. по 31 января 2012 г. в качестве заместителя начальника участка, занятого 50% и более рабочего времени на подземных работах из расчета год работы за 9 месяцев, с 1 февраля 2012 г. по 14 сентября 2013 г. в качестве помощника начальника участка, занятого 50% и более рабочего времени на подземных работах из расчета год работы за 9 месяцев, с 15 сентября 2013 г. по 3 января 2019 г. в качестве заместителя начальника участка, занятого 50% и более рабочего времени на подземных работах из расчета год работы за 9 месяцев на шахте «имени В.И. Ленина» АО «Арселор Миттал Темиртау» Республика Казахстан, а также периодов с 14 марта 2019 г. по 21 марта 2019 г., с 1 апреля 2020 г. по 15 апреля 2020 г., с 6 мая 2020 г. по 10 мая 2020 г., с 12 мая 2020 г. по 30 июня 2020 г., 1 июля 2019 г., 29 сентября 2020 г., 7 июля 2021 г., 26 июля 2019 г., 29 июля 2020 г., 31 августа 2020 г., 16 апреля 2021 г., 8 июля 2021 г., с 1 февраля 2022 г. по 10 февраля 2022 г. из расчета год работы за год и три месяца. Кроме того, заявлено о взыскании судебных расходов в размере 15 000 руб.
Требования мотивированы тем, что истец 15 февраля 2022 г. обратился в Пенсионный фонд г. Междуреченска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением Пенсионного фонда от 14 марта 2022 г. № 97337/22 ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Ответчиком не включен ряд периодов ввиду введения в действие на территории Республики Казахстана законодательства, отменяющего ранее существовавшие льготные пенсии. Из решения Пенсионного фонда следует, что на дату обращения за пенсией стаж Полищука Андрея Ивановича на соответствующих видах работ в неведущих профессиях составил 5 лет 1 месяц 23 дня. Истец полагает, что принятие Пенсионным фондом решения, осуществленным без учета Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., а также без учета части 3 статьи 2 ФЗ «О страховых пенсиях», без учета оборотов по транзитным счетам за периоды работы в Республике Казахстан, а также без учета норм, содержащихся в Трудовом кодексе РФ, а именно в статьях 174, 187, 225, 212 Трудового кодекса Российской Фежерации, предусматривающих сохранение заработной платы работникам, направленным на курсы, а также без учета Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.
В судебное заседание истец Полищук А.И. не явился, его представитель Левченко И.И. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу – Еремина О.С. исковые требования не признала.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 28 июня 2022 года постановлено: исковые требования удовлетворить частично.
Признать решение государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2022 г. № 97337/22 незаконным в части невключения периодов отвлечений и работы в Республике Казахстан.
Обязать государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбасса включить в стаж Полищука Андрея Ивановича на соответствующих видах работ по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы:
с 1 января 1998 г. по 28 февраля 1998 г. в качестве подземного горномонтажника – календарно,
с 1 марта 1998 г. по 16 декабря 1998 г., с 26 декабря 1998 г. по 5 сентября 2003 г. в качестве подземного горного мастера - календарно,
с 6 сентября 2003 г. по 6 января 2006 г. в качестве помощника начальника участка, занятого 50% и более рабочего времени на подземных работах из расчета год работы за 9 месяцев;
с 26 мая 2008 г. по 2 июня 2008 г. в качестве подземного горнорабочего очистного забоя из расчета год работы за год и три месяца,
с 3 июня 2008 г. по 31 июля 2008 г. в качестве подземного горного мастера календарно,
с 1 августа 2008 г. по 31 января 2012 г. в качестве заместителя начальника участка, занятого 50% и более рабочего времени на подземных работах из расчета год работы за 9 месяцев,
с 1 февраля 2012 г. по 14 сентября 2013 г. в качестве помощника начальника участка, занятого 50% и более рабочего времени на подземных работах из расчета год работы за 9 месяцев,
с 15 сентября 2013 г. по 3 января 2019 г. в качестве заместителя начальника участка, занятого 50% и более рабочего времени на подземных работах из расчета год работы за 9 месяцев на шахте «имени В.И. Ленина» АО «Арселор Миттал Темиртау» Республика Казахстан.
Периоды отвлечение от работы:
Командировки:
с 14 марта 2019 г. по 21 марта 2019 г., с 1 апреля 2020 г. по 15 апреля 2020 г., с 6 мая 2020 г. по 10 мая 2020 г., с 12 мая 2020 г. по 30 июня 2020 г., 1 июля 2019 г. из расчета год работы за год и три месяца
Обучение в учебных заведениях: 1 июля 2019 г., 29 сентября 2020 г., 7 июля 2021 г. из расчета год работы за год и три месяца,
Медицинский осмотр, медицинское обследование, вакцинация: 26 июля 2019 г., 29 июля 2020 г., 31 августа 2020 г., 16 апреля 2021 г., 8 июля 2021 г., с 1 февраля 2022 г. по 10 февраля 2022 г. из расчета год работы за год и три месяца.
Взыскать с государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбасса в пользу Полищука Андрея Ивановича судебные расходы, затраченные на оплату услуг адвоката в размере 10 000 руб.
В остальной части исковых требований Полищука Андрея Ивановича к государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу отказать.
В апелляционной жалобе представитель ГУ ОПФ РФ по Кемеровской области-Кузбассу О.С. Еремина, действующая на основании доверенности, просит отменить решение суда в удовлетворенной части и вынести новое решение, об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что спорные периоды работы на территории Республики Казахстан не могут быть включены в подсчет страхового и специального стажа, так как документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств – бывших республик СССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Ссылается на то, что согласно действующему законодательству Республики Казахстан, работа на территории Республики Казахстан в период с 1 января 1998 г. не может быть приравнена к стажу на соответствующих видах работ, так как по пенсионному законодательству Республики Казахстан, не предусмотрено права на досрочное назначение пенсии. Также считает, что включение в подсчет специального стажа периодов командировок, обучения, медицинских осмотров, медицинских обследований и вакцинации, действующим законодательством не предусмотрено. Полагает, что нормы Трудового Кодекса РФ применимы только в случае включения периодов работы в страховой стаж.
На у апелляционную жалобу Полищук А.И. поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения сведений на официальном Интернет-сайте Кемеровского областного суда, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему:
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Полищук А.И. обратился в Пенсионный фонд г. Междуреченска 15 февраля 2022 г. с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
Решением Пенсионного фонда от 14 марта 2022 г. № 97337/22 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, ввиду невключения периодов работы истца из-за введения в действие на территории Республики Казахстана Закона от 20 июня 1997 г. № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», отменяющего ранее существовавшие льготные пенсии.
Из решения Пенсионного фонда от 14 марта 2022 г. № 97337/22 следует, что на дату обращения за пенсией стаж Полищука Андрея Ивановича на соответствующих видах работ в неведущих профессиях составил 5 лет 1 месяц 23 дня. В специальный стаж не включены спорные периоды.
Как следует из трудовой книжки истца, Полищук А.И. работал на шахте «им. В.И. Ленина» «АрселорМиттал Тамиртау» горномонтажником подземным, переведен с 1 марта 1998 г. горным мастером подземным, переведен с 6 сентября 2003 г. помощником начальника подземного участка, откуда с 6 января 2006 г. уволен.
Из справки, уточняющей особый характер труда, следует, что с 1 января 1998 г. по 28 февраля 1998 г. Полищук А.И. работал в качестве подземного горномонтажника с полным рабочим днем, с 1 марта 1998 г. по 5 сентября 2003 г. в качестве подземного горного мастера с полным рабочим днем под землей, с 26 мая 2008 г. по 2 июня 2008 г. в качестве подземного горнорабочего очистного забоя с полным рабочим днем под землей, остальные спорные периоды работы занят 50% и более рабочего времени на подземных работах, предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы с 17 декабря 1998 г. по 25 декабря 1998 г.
С 4 февраля 2019 г. по 23 января 2021 г. Полищук А.И. осуществлял трудовую деятельность в АО «Распадская Коксовая» в профессии горнорабочий очистного забоя. Данный период работы с исключением спорных дней отвлечения включен ответчиком в стаж на соответствующих видах работ (по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.) в исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Согласно справке ПАО «Распадская» у истца Полищук А.И. имеются отвлечения от работы: командировки, обучение в учебных заведениях, медицинский осмотр, медицинское обследование, вакцинация: с 14 марта 2019 г. по 21 марта 2019 г., с 1 апреля 2020 г. по 15 апреля 2020 г., с 6 мая 2020 г. по 10 мая 2020 г., с 12 мая 2020 г. по 30 июня 2020 г., 1 июля 2019 г., 29 сентября 2020 г., 7 июля 2021 г., 26 июля 2019 г., 29 июля 2020 г., 31 августа 2020 г., 16 апреля 2021 г., 8 июля 2021 г., с 1 февраля 2022 г. по 10 февраля 2022 г.
Уплата работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в отношении Полищука Андрея Ивановича за период работы истца в Республике Казахстан подтверждается оборотами по транзитным счетам, представленным компетентным органом Республики Казахстан.
Из данных о стаже, представленных Пенсионным фондом следует, что спорные периоды работы Полищука Андрея Ивановича не включены в стаж на соответствующих видах работ.
Разрешая спор, руководствуясь пенсионным законодательством, регулирующим данные правоотношения, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанций пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периодов его работы с 1 января 1998 г. по 28 февраля 1998 г. в качестве подземного горномонтажника - календарно, с 1 марта 1998 г. по 16 декабря 1998 г., с 26 декабря 1998 г. по 5 сентября 2003 г. в качестве подземного горного мастера - календарно, с 26 мая 2008 г. по 2 июня 2008 г. в качестве подземного горнорабочего очистного забоя из расчета год работы за год и три месяца, с 3 июня 2008 г. по 31 июля 2008 г. в качестве подземного горного мастера календарно на шахте «имени В.И. Ленина» АО «Арселор Миттал Темиртау» Республика Казахстан, а также периодов отвлечений от работы с 14 марта 2019 г. по 21 марта 2019 г., с 1 апреля 2020 г. по 15 апреля 2020 г., с 6 мая 2020 г. по 10 мая 2020 г., с 12 мая 2020 г. по 30 июня 2020 г., 1 июля 2019 г., 29 сентября 2020 г., 7 июля 2021 г., 26 июля 2019 г., 29 июля 2020 г., 31 августа 2020 г., 16 апреля 2021 г., 8 июля 2021 г., с 1 февраля 2022 г. по 10 февраля 2022 г.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее по тексту - Соглашение), статьёй 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пунктов 2, 3 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В соответствии со статьёй 10 Соглашения государства - участники Содружества взяли на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно письму Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
При назначении пенсии, в том числе, досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом, периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно пункту 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию: из государств - бывших Республик Союза ССР", документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из указанных государств должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н. утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно пункту 4 которого в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Оспаривая решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж спорных периодов, ответчик указывает на отсутствие документального подтверждения факта работы со стороны компетентного органа республики Казахстан в трехмесячный срок, установленный законом для получения ответов на запрос пенсионного органа.
Вместе с тем, в материалах дела имеются как справка, уточняющая характер работы и условия труда Полищук А.И. в спорные периоды, так и сведения из центрального филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» деятельности социального и пенсионного обеспечения», который является компетентным органом в области пенсионного обеспечения в Республике Казахстан, о производимых перечислениях обязательных пенсионных взносов в отношении Полищука А.И. за период с 20 февраля 1998 г. по 20 сентября 2018 г.
Не могут повлечь отмену оспариваемого судебного акта доводы апелляционной жалобы об отмене с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан института досрочных пенсий.
Действительно, с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан назначение льготных пенсий отменено, а с 1 января 2000 г. действует Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 4-1 "О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда", которым предусмотрено назначение специального государственного пособия в соответствии с перечнем профессий и должностей, поименованных в Списке № 1,2 утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан 19 декабря 1999 г. N 1930.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции верно указано, что отмена на территории Республики Казахстан с 1 января 1998 г. института досрочных пенсий, не имеет значения, поскольку вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а истец проживает на территории Российской Федерации.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсия" установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Факт уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в спорные периоды работы подтверждается справкой Центрального филиала некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения Республики Казахстан от 27 июля 2021 г.
Учитывая вышеизложенное, вопреки доводам апеллянта о незаконности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы истца в Республике Казахстан после 1998 года в связи с отменой в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. назначения досрочных пенсий, спорные периоды работы Полищука А.И. после 1 января 1998 г. подлежат зачету в стаж работы истца в соответствии с принятыми на себя Российской Федерацией международными обязательствами.
Как было указано выше, в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г. при назначении пенсии, в том числе, досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В спорные периоды с 1 января 1998 г. по 28 февраля 1998 г., с 1 марта 1998 г. по 16 декабря 1998 г., с 26 декабря 1998 г. по 5 сентября 2003 г., с 26 мая 2008 г. по 2 июня 2008 г., с 3 июня 2008 г. по 31 июля 2008 г. Полищук А.И. осуществлял деятельность в качестве подземного горномонтажника, подземного горного мастера, подземного горнорабочего очистного забоя, на подземных работах на шахте «имени В.И. Ленина» АО «Арселор Миттал Темиртау» Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет. Требуемая величина ИПК для назначения страховой пенсии по старости в 2018 году составляет не менее 13,8 баллов.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрены списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "е" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".
Пунктом 1 Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481, предусмотрены подземные горные работы в действующих и строящихся шахтах (рудниках) по добыче угля (сланца), руды и других полезных ископаемых, содержащих (в том числе и во вмещающих породах) двуокись кремния 10% и более, или при наличии газодинамических явлений, горных ударов – горнорабочие подземные и электрослесари подземные.
Материалами дела подтверждается работа истца в указанные периоды в профессиях, предусмотренных Списком № 481 в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилам и иными нормативными правовыми актами.
С учетом приведенного выше правого регулирования, судом первой инстанции обоснованно в стаж работы Полищука А.И. включены периоды работы с 1 января 1998 г. по 28 февраля 1998 г., с 1 марта 1998 г. по 16 декабря 1998 г., с 26 декабря 1998 г. по 5 сентября 2003 г., с 26 мая 2008 г. по 2 июня 2008 г., с 3 июня 2008 г. по 31 июля 2008 г. в соответствующем исчислении в качестве подземного горномонтажника, подземного горного мастера, подземного горнорабочего очистного забоя, на подземных работах на шахте «имени В.И. Ленина» АО «Арселор Миттал Темиртау» Республики Казахстан.
Доводы апелляционной жалобы о том, что периоды нахождения истца на медосмотрах, медобследованиях, обучении, вакцинации, в командировках не подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и признаны необоснованными, оснований не соглашаться с выводами суда в данной части судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что такие основания для отмены решения суда первой инстанции в части имеются.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периодов работы Полищук А.И. с 6 сентября 2003 г. по 6 января 2006 г. в качестве помощника начальника участка, занятого 50% и более рабочего времени на подземных работах из расчета год работы за 9 месяцев; с 1 августа 2008 г. по 31 января 2012 г. в качестве заместителя начальника участка, занятого 50% и более рабочего времени на подземных работах из расчета год работы за 9 месяцев, с 1 февраля 2012 г. по 14 сентября 2013 г. в качестве помощника начальника участка, занятого 50% и более рабочего времени на подземных работах, с 15 сентября 2013 г. по 3 января 2019 г. в качестве заместителя начальника участка, занятого 50% и более рабочего времени на подземных работах из расчета год работы за 9 месяцев на шахте «имени В.И. Ленина» АО «Арселор Миттал Темиртау» Республика Казахстан, суд первой инстанции исходил из положений Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, указав, что работа, предусмотренная Списком № 1, подлежит включению в стаж по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из расчет 1 полный год работы в подземных условиях как 9 месяцев.
Данные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, решение в данной части подлежит отмене.
Как было указано выше, в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г. при назначении пенсии, в том числе, досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Так, пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481 "Об утверждении Списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет" (далее - Список N 481).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в пункте 5 которых предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Особый порядок установлен для исчисления стажа работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанных, в том числе в пункте 15 вышеназванных Правил.
Так, в соответствии с пунктом 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным пунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 - за 9 месяцев.
В соответствии с разделом 1 "Горные работы" Списка № 1, от 26 января 1991 г. подразделом "г" "Рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде)", право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют начальники участков, их заместители (помощники), выполняющие работы в подземных условиях (позиция 1010100г-24097), все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах (позиция 1010100а).
Из анализа приведенных норм следует, что по общему правилу в подземный стаж включаются в календарном исчислении периоды работ по профессиям, предусмотренным Списком N 481.
В случае если подземный стаж не достигает 25 лет, но составляет не менее 10 лет, то каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 засчитывается за 9 месяцев.
При этом льготному исчислению по пункту 11 части 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" 9 месяцев за 1 год работы подлежит только полный год работы и только при условии занятости полный рабочий день на подземных работах.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29).
Из материалов дела следует, что в периоды работы Полищука А.И. с 6 сентября 2003 г. по 6 января 2006 г., с 1 августа 2008 г. по 31 января 2012 г., с 1 февраля 2012 г. по 14 сентября 2013 г., с 15 сентября 2013 г. по 3 января 2019 г. на должности заместителя начальника участка и помощника начальника участка, его рабочий день под землей составлял 50% и более, сведений об осуществлении трудовой деятельности в подземных условиях полный рабочий день, то есть не менее 80% рабочего времени в материалах дела нет.
Напротив, справка, уточняющая особый характер работы истца, указывает на работу в периоды с 6 сентября 2003 г. по 6 января 2006 г., с 1 августа 2008 г. по 31 января 2012 г., с 1 февраля 2012 г. по 14 сентября 2013 г., с 15 сентября 2013 г. по 3 января 2019 г. 50 % и более рабочего времени в учетном периоде, сведения о работе 80% рабочего времени в данной справке не содержатся. Материалы дела доказательств полной занятости истца в спорные периоды также не содержат.
Таким образом, руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в материалах дела отсутствуют доказательства занятости Полищука А.И. в периоды работы с 6 сентября 2003 г. по 6 января 2006 г., с 1 августа 2008 г. по 31 января 2012 г., с 1 февраля 2012 г. по 14 сентября 2013 г., с 15 сентября 2013 г. по 3 января 2019 г. в качестве заместителя начальника участка и помощника начальника участка, в течение полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения данных периодов в специальный стаж истца.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии сведений об уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в период с 1 января 2013 г. судебная коллегия оставляет без внимания, поскольку, с учетом вынесения нового решения спорные периоды работы истца на территории Республики Казахстан после 1 января 2013 г. в специальный стаж не включены, а в отношении дней отвлечений в период работы на АО «Распадская Коксовая» с 2019 по 2021 г. ответчик не оспаривает факт уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу (данные периоды, за исключением спорных дней, включены ответчиком в специальный стаж по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в бесспорном порядке).
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 28 июня 2022 года в части признания решения государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу от 14 марта 2022 г. № 97337/22 незаконным в части невключения периодов работы в Республике Казахстан с 6 сентября 2003 г. по 6 января 2006 г., с 1 августа 2008 года по 31 января 2012 года, с 1 февраля 2012 года по 14 сентября 2013 года, с 15 сентября 2013 года по 3 января 2019 года из расчета 1 год работы за 9 месяцев отменить, принять в отмененной части новое решение.
В удовлетворении требований о включении в специальный стаж по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 6 сентября 2003 г. по 6 января 2006 г., с 1 августа 2008 года по 31 января 2012 года, с 1 февраля 2012 года по 14 сентября 2013 года, с 15 сентября 2013 года по 3 января 2019 года в качестве заместителя начальника участка и помощника начальника участка, занятого 50% и более рабочего времени на подземных работах из расчета год работы за 9 месяцев, на шахте «имени В.И. Ленина» АО «Арселор Миттал Темиртау» Республика Казахстан отказать
В остальной части решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 28 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ ОПФ РФ по Кемеровской области-Кузбассу – без удовлетворения.
Председательствующий: И.В.Першина
Судьи: Т.Ю.Полуэктова
И.С. Бычковская