НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 26.10.2021 № 2-2988/2021

Судья: Прошин В.Б.

Докладчик: Хомутова И.В. Дело № 33-9614/2021 (№ 2-2988/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2021 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Хомутовой И.В.,

судей: Ельмеевой О.А., Сучковой И.А.,

при секретаре: Черновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Хомутовой И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Нуриевой А.Ш.,

на решение Центрального районного суда города Кемерово от 08 июля 2021 года,

по иску Нуриевой Айнуры Шамиловны к Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным дисциплинарного взыскания, отмене решения комиссии по служебным спорам,

УСТАНОВИЛА:

Нуриева А.Ш. обратилась с иском к УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным дисциплинарного взыскания, отмене решения комиссии по служебным спорам.

Требования мотивированы тем, что приказом от 02 марта 2021 года УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу в отношении государственного налогового инспектора отдела обеспечения процедуры банкротства Нуриевой А.Ш. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение п. 3.2 Положения об обеспечении пропускного и внутриобъектного режимов в административных зданиях УФНС России по Кемеровской области, утвержденного приказом от 13 февраля 2017 года, то есть за неисполнение обязанностей, возложенных на государственного служащего пунктом 8 раздела III должностного регламента государственного налогового инспектора отдела обеспечения процедур банкротства Управления. С приказом о применении дисциплинарного взыскания ее ознакомили под роспись 03 марта 2021 года.

Считает, что дисциплинарное взыскание в отношении нее применено неправомерно, в связи с чем подала жалобу на имя руководителя УФНС по Кемеровской области-Кузбассу с просьбой создать комиссию по трудовым спорам.

26 мая 2021 года решением комиссии по служебным спорам УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу ей было отказано в удовлетворении заявления об отмене приказа от 02 марта 2021 года, с указанным решением не согласна.

Полагает, что в результате ее прохода в здание УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу не наступило негативных последствий, вред причинен не был, в связи с чем дисциплинарное взыскание к ней применено быть не могло. Помимо нее, другие сотрудники, также проходили в здание Управления, не предъявив служебное удостоверение, однако, в отношении них не было написано докладных записок. Члены комиссии по трудовым спорам не дали оценку ее доводу о том, что ей необходимо было взять папку с документами для участия в судебном заседании, хотя она предприняла все меры, чтобы оказаться в судебном заседании для представления интересов УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу.

Считает, что служебная проверка проведена без соблюдения процессуальной формы, что является основанием для признания решения о применении дисциплинарного взыскания незаконным, что влечет за собой его отмену. В состав участников комиссии не входил представитель профсоюзного органа, что является нарушением.

С учетом уточнения исковых требований истец просит признать незаконным применение к ней дисциплинарного взыскания в виде замечания, отменить решение комиссии по трудовым спорам от 26 мая 2021 года.

Решением Центрального районного суда города Кемерово от 08 июля 2021 года постановлено: Нуриевой Айнуре Шамиловне в удовлетворении искового заявления к Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным дисциплинарного взыскания, отмене решения комиссии по служебным спорам – отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе Нуриева А.Ш. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить исковые требования истца. Приводит доводы аналогичные заявленным исковым требованиям.

Апеллянт указывает, что исходя из фактических обстоятельств дела и документов, имеющихся в материалах дела, согласно приказу УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу от 19 февраля 2021 года указано, что внести в пункт 3 приказа Управления от 27.01.2021 «О проведении служебной проверки в отношении А.Ш. Нуриевой» следующие изменения: исключить из состава участников служебной проверки ФИО1 – ведущего специалиста-эксперта отдела безопасности Управления, включить в состав участников служебной проверки ФИО2 – исполняющего обязанности начальника отдела безопасности Управления. Исходя из протокола от 24 января 2014 года членами профсоюзного комитета являются ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 Суд в решении указывает, что судебное заседание было назначено на 22 января 2021 на 09-00, однако судебное заседание было назначено на 20 января 2021 года на 09-00, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела. В материалах настоящего судебного спора отсутствуют пояснительные записки от 22 января 2021 года и от 29 января 2021 года, которым суд дал оценку как доказательствам по делу. Указывает, что она обратилась с жалобой о создании комиссии по урегулированию спора 30.04.2021, а вместо этого ей дано разъяснение. Суд не оценил тот факт, что Управлением были нарушены сроки по созданию комиссии по трудовым спорам, так как комиссия по трудовым спорам была создана 21.05.2021 согласно приказу от 21.05.2021 , с которым истец не был ознакомлен. Кроме того, в законе четко указано, что дисциплинарное взыскание обжалуется в комиссии по трудовым спорам или в суде, но не на приеме у руководителя. Комиссия по трудовым спорам состоялась, и истец присутствовала на данной комиссии, решение по данному вопросу ей вручено 28.05.2021. В решении суда отражено, что 20 января 2021 года истец в нарушение положения по обеспечению пропускного и внутриобъектного режимов в административных зданиях Управления и Инспекций ФНС России по Кемеровской области при входе в здание в 08-00 часов на посту охраны не предъявила удостоверение сотрудника по требованию дежурного. Доказательств, подтверждающих данное суждение в части установления времени нарушения трудовой дисциплины в материалах дела нет. Суд отказал истцу в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств по делу. Суд не указал какой конкретно пункт должностного регламента нарушил истец. В состав участников служебной проверки входил ФИО13 входящий в члены профсоюзного комитета на основании протокола от 24.01.2014. Суд пришел к ошибочному выводу о том, что по заявлению истца проводилась служебная проверка, поскольку по заявлению истца была создана комиссия по трудовым спорам. Истец указывает, что в заключении не указаны и неверно оценены все обстоятельства в нарушение ст. 59 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Полагает, что для издания законного, обоснованного приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, обстоятельства, связанные с установлением характера и размера вреда, причиненного проступком, должны быть установлены именно достоверно. Ввиду того, что законодатель относит указанные обстоятельства к обязательным, при отсутствии хотя бы одного элемента дисциплинарного проступка деяние не может быть признано виновным. Суд в решении не дает оценку доводу истца о заинтересованности ФИО2 о возникшей конфликтной ситуации.

Суд в оспариваемом решении искажает определенные факты, что недопустимо при осуществлении правосудия.

Относительно апелляционной жалобы представителем УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу Синкиной Е.В. принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, Нуриеву А.Ш., представителей УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу Коваленок Н.А., Синкину Е.В., заслушав проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Исходя из положений ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник при приеме на работу принимает на себя обязательства, в том числе, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину.

Согласно ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

В соответствии со ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

В силу ст. 194 Трудового кодекса Российской Федерации если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Согласно п. 5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Согласно ст.57 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Как следует из п. 1.2 Инструкции об организации проведения служебной проверки в федеральном налоговом органе, утвержденной Приказом от 22 августа 2011 года служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания в отношении конкретного государственного гражданского служащего.

Согласно п. 1.4 Инструкции об организации проведения служебной проверки в федеральном налоговом органе, утвержденной Приказом от 22 августа 2011 года служебная проверка должна быть завершена не позднее, чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. При этом днем завершения служебной проверки считается день утверждения письменного заключения по ее результатам лицом, принявшим решение о проведении служебной проверки.

Из п. 3.1 Инструкции об организации проведения служебной проверки в федеральном налоговом органе, утвержденной Приказом от 22 августа 2011 года усматривается, что при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены факт совершения гражданским служащим дисциплинарного взыскания, вина гражданского служащего, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка, характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка, обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Из материалов дела следует, что 08 июля 2015 года между УФНС России по Кемеровской области и Нуриевой А.Ш. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Управлении Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, согласно условиям которого Нуриева А.Ш. взяла на себя обязательства, связанные с прохождением гражданской службы Российской Федерации, обязалась исполнять должностные обязанности по должности государственного налогового инспектора отдела камерального контроля УФНС России по Кемеровской области в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего, а также обязалась соблюдать служебный распорядок УФНС по Кемеровской области. Согласно п.6 служебного контракта гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные ст. 15 ФЗ, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами, соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и нести ответственность за их нарушения. Как следует из подп. а, в п.7 служебного контракта представитель нанимателя имеет право требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, возложенных на него служебным контрактом, должностным регламентом государственного гражданского служащего УФНС по Кемеровской области, а также соблюдения служебного распорядка УФНС по Кемеровской области; привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка. Нуриева А.Ш. ознакомлена с условиями служебного контракта и была согласна с ними, о чем свидетельствует ее подпись в служебном контракте. Дополнительным соглашением от 27 февраля 2017 года к служебному контракту от 08 июля 2015 года установлена, что с 27 февраля 2017 года Нуриева А.Ш. обязуется исполнять должностные обязанности по должности государственного налогового инспектора отдела обеспечения процедур банкротства.

Из представленного суду должностного регламента государственного налогового инспектора отдела обеспечения процедур банкротства УФНС по Кемеровской области следует, что в целях реализации задач и функций, возложенных на отдел обеспечения процедур банкротства Управления, государственный налоговый инспектор обязан выполнять действия, предусмотренные п. 8 регламента, в том числе обязанность по обеспечению в арбитражных судах, судах общей юрисдикции представительство и защиту интересов налоговых органов по спорам, входящим в компетенцию отдела, права государственного налогового инспектора определены п.9 регламента. Как следует из п. 10 регламента государственный налоговый инспектор осуществляет иные права и исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Положением о ФНС, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», положением об УФНС Кемеровской области, утвержденным руководителем ФНС России, положением об отделе обеспечения процедур банкротства, приказами (распоряжениями) ФНС России, приказами Управления, поручениями руководства Управления. Государственный налоговый инспектор несет персональную материальную и дисциплинарную ответственность, в том числе, за несоблюдение федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России, актов ФНС России, управления, иных должностных обязанностей, предусмотренных регламентом в соответствии с уголовным, административным, гражданским законодательством, а также законодательством о гражданской службе. Государственный гражданский инспектор может быть привлечен за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 11).

Подпунктом 19 пункта 6 Положения об отделе обеспечения процедуры банкротства УФНС по Кемеровской области-Кузбассу также предусмотрена функция по обеспечению в арбитражном суде представительства и защиты интересов налоговых органов по спорам, входящим в компетенцию отдела.

Пунктами 4.1.4, 4.1.5 Служебного (трудового) распорядка аппарата УФНС по Кемеровской области предусмотрена обязанность гражданских служащих добросовестно исполнять свои должностные обязанности, возложенным должностным регламентом (должностной инструкцией) и обязанность соблюдать служебную (трудовую) дисциплину.

Как следует из п. 1.10 Положения по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях Управления и Инспекций ФНС России по Кемеровской области, утвержденного приказом УФНС России по Кемеровской области от 13 февраля 2017 года требования сотрудников подразделения охраны и работников отдела безопасности по соблюдению правил, установленных настоящим Положением, обязательны для исполнения всеми работниками Управления. Согласно п. 2.1 Положения документами, дающими право на выход (выход) в здание (из зданий), являются: служебные удостоверения работника ФНС России; постоянные пропуска Управления; удостоверения должностных лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, прокуратуры, следственного комитета РФ; временные пропуска; разовые пропуска; письменные заявки на допуск в здания, оформленные в соответствии с установленным порядком. Как следует из п. 3.1-3.3 допуск в здания Управления и выход из здания работников Управления и инспекций, входящих в состав Управления, посетителей по постоянным и временным пропускам, иностранных граждан и представителей средств массовой информации осуществляется через пост охраны. При проходе через пост охраны документы, дающие право входа в здание, обязательно предъявляются в развернутом виде дежурному по охраняемому объекту в руки. Право входа (выхода) в здание (из зданий) Управления имеют: беспрепятственно (без предъявления удостоверения) - руководитель ФНС, заместители руководителя ФНС, руководитель Управления и его заместители. Работники Управления и работники инспекций, входящих в состав Управления, имеют право входа (выхода) по служебным удостоверениям работника ФНС России, подписанным руководителем Управления. Также право входа (выхода) имеют лица, имеющие постоянные пропуска Управления. Согласно п. 10.4.1 служебные удостоверения работника ФНС России выдаются работникам Управления в отделе кадров. Порядок оформления, выдачи, изготовления, учета и уничтожения служебных удостоверений осуществляется в соответствии с требованиями Положения о служебном удостоверении работника ФНС России.

Приказом УФНС России по Кемеровской области от 02 марта 2021 года к государственному налоговому инспектору отдела обеспечения процедур банкротства Управления Нуриевой А.Ш. на основании п.1 ч.1 ст. 57 ФЗ от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Как следует из текста приказа, в ходе проведения служебной проверки в отношении Нуриевой А.Ш. установлен факт совершения Нуриевой А.Ш. дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении 20 января 2021 года требования пропускного режима, установленных п. 3.2 Положения об обеспечении пропускного и внутриобъектного режимов в административных зданиях УФНС России по Кемеровской области, утвержденного приказом УФНС по Кемеровской области от 13 февраля 2017 года

Из представленной суду характеристики следует, что Нуриева А.Ш. работает в УФНС России по Кемеровской области в должности государственного налогового инспектора отдела обеспечения процедур банкротства с 27 февраля 2017 года, характеризуется положительно.

20 января 2021 года начальником охраны по охраняемому объекту Комендатуры по защите объектов УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу в адрес руководителя УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу была подана докладная записка, из которой следует, что 20 января 2021 года в 8:00 часов на посту , расположенном в городе Кемерово, пр. Кузнецкий, 70, зафиксировано грубое нарушение Положения по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях УФНС России по Кемеровской области, утвержденного приказом УФНС России по Кемеровской области от 13 февраля 2017 года а именно: дежурный по охраняемому объекту при проходе через турникет в здание УФНС России по Кемеровской области попросил сотрудницу Управления Нуриевой А.Ш. предъявить удостоверение, Нуриева А.Ш. предприняла попытки найти удостоверение в сумке, которые не увенчались успехом, после чего Нуриева А.Ш. быстро пролезла под турникетом и прошла в свой кабинет. Мер по задержанию Нуриевой А.Ш. принято не было.

25 января 2021 года исполняющим обязанности начальника отдела безопасности составлена служебная записка в адрес руководителя УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу, из которой следует, что отдел безопасности подтверждает факт нарушения Нуриевой А.Ш. п. 3.2, п. 3.3.3, п. 3.3.4 Положения по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях УФНС России по Кемеровской области. 20 января 2021 года Нуриева А.Ш. в 08 часов прошла в здание УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу с нарушением требования Положения, что подтверждается видеозаписью, ее служебное удостоверение находилось в кабинете .

Приказом руководителя УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу от 27 января 2021 года в отношении Нуриевой А.Ш. начата служебная проверка по фактам, изложенным в докладной записке от 20 января 2021 года и служебной записке от 25 января 2021 года, утвержден состав участников служебной проверки. Приказом исполняющего обязанности УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу от 19 февраля 2021 в состав участников служебной проверки внесены изменения в связи с временной нетрудоспособностью одного из участников. В состав участников служебной проверки вошел представитель профсоюза – ФИО10, входящий в члены профсоюзного комитета на основании протокола от 24 января 2014 года.

Как следует из заключения исполняющего обязанности начальника службы безопасности УФНС России по Кемеровской области-Кузбасс от 10 февраля 2021 года, 20 января 2021 года Нуриева А.Ш. при прохождении через пост охраны не предъявила удостоверение по требованию дежурного по охраняемому объекту документы, дающие право на вход в здание Управления (служебное удостоверение, постоянный или временный пропуск), пролезла под заблокированной стойкой турникета, тем самым несанкционированно проникнув в помещение Управления. В пояснительной записке Нуриева А.Ш. сообщила, что служебное удостоверение находилось в кабинете . Тем самым Нуриева А.Ш. совершила проступок, нарушив Положение об обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях УФНС России по Кемеровской области.

Как следует из заключения по материалам служебной проверки в отношении государственного гражданского инспектора отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу Нуриевой А.Ш. от 19 февраля 2021 года, направленного в адрес начальника отдела кадров, и заключения по результатам служебной проверки в отношении государственного гражданского инспектора отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу Нуриевой А.Ш. утвержденного руководителем УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу 24 февраля 2021 года, в ходе проверки установлен факт совершения государственным налоговым инспектором отдела обеспечения процедур банкротства Нуриевой А.Ш. дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении п. 3.2 Положения об обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях УФНС России по Кемеровской области, утвержденного приказом УФНС России по Кемеровской области от 13 февраля 2017 года, выразившееся в том, что Нуриевой А.Ш. при проходе через пост охраны дежурному по охраняемому объекту не был предъявлен документ, дающий право входа в здание Управления; вина Нуриевой А.Ш., которая заключается в неисполнении возложенных на гражданского служащего п. 8 раздела III Должностного регламента должностных обязанностей в части обеспечения исполнения требований пропускного режима, установленного приказом УФНС России по Кемеровской области от 13 февраля 2017 года «Об утверждении Положения об обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях УФНС по Кемеровской области». В пояснительных записках Нуриевой А.Ш. от 22 января 2021 года и 29 января 2021 года приведены обстоятельства, объясняющие ее действия относительно исполнения требований охраны по предъявлению удостоверения: ей необходимо было получить доступ к документам, находящимся в кабинете Управления для представления интересов Российской Федерации в Арбитражном суде Кемеровской области, судебное заседание было назначено на 22 января 2021 года на 09:00 часов, сотрудник охраны не отреагировал на то обстоятельство, что удостоверение находилось в папке вместе с документами, которые она оставила в кабинете Управления, должностное лицо охраны действий для ее задержания не предпринимал в связи с тем, что при входе в здание измеряют температуру тела работников Управления, в Положении не предусмотрено внештатных ситуаций, когда сотрудник не имеет при себе удостоверения. Из текста заключения также следует, что помимо служебного удостоверения Нуриевой А.Ш. 05 августа 2019 года был выдан пропуск также дающий право входа в здание Управления, однако Нуриева А.Ш. в своих пояснениях не указала факт наличия или отсутствия у нее пропуска. При этом при вынесении заключения были учтены условия, способствующие совершению Нуриевой А.Ш. дисциплинарного проступка, отсутствие причинения вреда УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу в виду совершения нарушения, причины проступка, положительная характеристика Нуриевой А.Ш. Таким образом, служебная проверка в отношении Нуриевой А.Ш. была проведена и окончена, применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

30 апреля 2021 года в адрес государственного налогового инспектора отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу Нуриевой А.Ш. были направлены разъяснения по порядку урегулирования трудового спора, разъяснения получены Нуриевой А.Ш. 11 мая 2021 года.

21 мая 2021 года руководителем УФНС по Кемеровской области-Кузбассу приказом создана комиссия по служебным спорам, о чем Нуриева А.Ш. была извещена.

25 мая 2021 года Нуриева А.Ш. была извещена о том, что рассмотрение ее заявления по вопросу отмены приказа от 02 марта 2021 года комиссией по трудовым спорам состоится 26 мая 2021 года в 16:00 часов в УФНС по Кемеровской области-Кузбассу.

Решением комиссии по трудовым спорам УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу от 26 мая 2021 Нуриевой А.Ш. отказано в удовлетворении заявления об отмене приказа от 02 марта 2021 года о применении дисциплинарного взыскания. В решении отражено, что 20 января 2021 года Нуриева А.Ш. совершила проход в здание Управления без предъявления документа, дающего право на вход в здание Управления, что не оспаривалось самой Нуриевой А.Ш. На комиссию по трудовым спорам Нуриева А.Ш. не явилась, в связи с чем копия решения комиссии по трудовым спорам была вручена ей 28 мая 2021 года, о чем имеется ее подпись в решении.

Также суду представлены сведения о том, что судебное заседание отложено на 09:00 часов 20 января 2021 года. При этом установить по какому именно делу отложено судебное заседание не представляется возможным.

Иных доказательств суду не представлено.

Таким образом, судом установлено, что 20 января 2021 года истец Нуриева А.Ш. в нарушение Положения по обеспечению пропускного и внутриобъектного режимов в административных зданиях Управления и Инспекций ФНС России по Кемеровской области при входе в здание в 08:00 часов на посту охраны не предъявила удостоверение сотрудника по требованию дежурного, что самим истцом Нуриевой А.Ш. в ходе рассмотрения дела не оспаривалось. Указанными действиями истец Нуриева А.Ш. нарушила п. 3.1 Положения по обеспечению пропускного и внутриобъектного режимов в административных зданиях Управления и Инспекций ФНС России по Кемеровской области, но и свой должностной регламент, за что была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечаний. Проверяя доводы истца, суд установил, что приказом УФНС России по Кемеровской области от 02 марта 2021 года, которым на истца Нуриеву А.Ш. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, соответствует требованиям трудового законодательства, содержит описание дисциплинарного проступка, указано в чем выразилось ненадлежащее исполнение ею должностных обязанностей, указана дата совершения дисциплинарного проступка. То обстоятельство, что приказ не содержит данных о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть проступка, в совершении которого обвинялась истица, обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду не может служить основанием для отмены указанного приказа, поскольку данные обстоятельства отражены в заключении по результатам служебной проверки, которое было вручено истцу Нуриевой А.Ш.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, дав всем доказательствам надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Так, пунктам 1 и 2 ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлена обязанность гражданского служащего соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (ч. 1 ст. 56 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Согласно ч. 1 ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и п. 6 ч. 1 ст. 37 этого же федерального закона.

В ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" содержится перечень оснований, по которым служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы.

Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи). Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в ч. 9 ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что гражданская служба является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации. Служебная дисциплина на гражданской службе состоит в обязательном соблюдении гражданским служащим служебного распорядка государственного органа и должностного регламента. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя имеет право применить к гражданскому служащему дисциплинарные взыскания, предусмотренные ч. 1 ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в том числе в виде увольнения с гражданской службы по соответствующим основаниям.

В частности, таким основанием для расторжения служебного контракта с гражданским служащим является неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме и провести служебную проверку в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Статьей 73 Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом.

Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Доводы апеллянта о нарушениях при проведении проверки, в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения.

Довод Нуриевой А.Ш. о том, что состав комиссии по служебным спорам сформирован с нарушением требований трудового законодательства не влияет на правильность принятого решения, поскольку разрешение данной комиссией трудового спора является альтернативной формой. Также судом апелляционной инстанции не может быть принят довод подателя жалобы о том, что в результате ее действий по проходу в здание УФНС по Кемеровской области-Кузбассу без предъявления служебного удостоверения не наступило негативных последствий, поскольку основан на неверном трактовании Нуриевой А.Ш. норм права. То обстоятельство, что иные сотрудники Управления, в этот день проходили в здание Управления без предъявления служебного удостоверения, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Кроме того, совершение или несовершение иными сотрудниками УФНС России по Кемеровской области-Кузбассу дисциплинарных проступков не является предметом настоящего дела и не входит в предмет доказывания. Членами комиссии по трудовым спорам дана оценка всех обстоятельств, в том числе доводу Нуриевой А.Ш. о том, что ей необходимо было взять папку с документами для участия в судебном заседании, отмечено, что в случае отсутствия у Нуриевой А.Ш. служебного удостоверения, она могла предъявить имеющийся у нее пропуск или попасть в здание иным законным способом, при этом не нарушая трудовую дисциплину и регламенты.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлена вина истца в совершении вменяемого ему дисциплинарного проступка, при этом порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренный законом, нарушен работодателем не был, заявленные исковые требования о признании незаконным дисциплинарного взыскания и отмене решения комиссии по служебным спорам обоснованно оставлены судом без удовлетворения.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на положениях действующего законодательства и обстоятельствах, установленных в ходе рассмотрения дела.

Вопреки мнению Нуриевой А.Ш., изложенному в апелляционной жалобе в материалах дела отсутствуют и какие-либо данные, которые свидетельствовали бы о заинтересованности ФИО14 о возникшей конфликтной ситуации.

В апелляционной жалобе Нуриева А.Ш. ссылается на неправильную оценку судом представленных доказательств.

Судебная коллегия считает указанные доводы жалобы несостоятельными, не отвечающими требованиям действующего законодательства и не соответствующими установленным обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к правильному выводу о наличии оснований для применения дисциплинарного взыскания.

Решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ полностью соответствует требованиям данной нормы, основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

Судебная коллегия также отмечает, что указанные истцом в своей апелляционной жалобе доводы, равно как и само по себе несогласие с выраженным в решении выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, основанием для отмены решения не являются, так как не основаны на законе и направлены на переоценку выводов суда.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права судом применены правильно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.

Руководствуясь частью 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда города Кемерово от 08 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в мотивированной форме 26 октября 2021 года.