Судья: Шульц Н.В. № 33А-4965
Докладчик: Евтифеева О.Э.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«26» апреля 2017 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Евтифеевой О.Э.,
судей: Пронченко И.Е., Никулиной И.А.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства
по докладу судьи Евтифеевой О.Э. дело по частной жалобе Межрайонной ИФНС России № 1 по Кемеровской области на определение Мариинского городского суда Кемеровской области от 01 марта 2017 года
по делу по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской федерации (государственное учреждение) в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах Кемеровской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах Кемеровской области) к Шульгину И. В. о взыскании пени на недоимку по страховым взносам,
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области 08 апреля 2016 года удовлетворены требования ГУ УПФ РФ в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах Кемеровской области о взыскании с Шульгина И.В. доначисленные пени на недоимку по страховым взносам за 2012-2013 годы в размере <данные изъяты> рублей, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
08.02.2017 Межрайонная ИФНС России № 1 по Кемеровской области обратилась с заявлением о замене стороны взыскателя правопреемником.
Требования мотивированы тем, что в ОСП по г.Мариинску, Мариинскому и Чебулинскому районам Кемеровской области на исполнении находится исполнительное производство № <данные изъяты> в отношении ФИО1 в пользу УПФР в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах Кемеровской области.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов возлагаются на налоговые органы.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом.
Определением Мариинского городского суда Кемеровской области от 01 марта 2017 года в удовлетворении требований о замене стороны взыскателя отказано за необоснованностью, поскольку оснований для замены стороны взыскателя не имеется, контроль за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, в том числе взыскиваемых по решению суда, в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, осуществляет Управление Пенсионного фонда Российской Федерации.
В частной жалобе Межрайонная ИФНС России № 1 по Кемеровской области просит определение суда отменить и разрешить вопрос по существу.
Указывают, что судом неверно истолкованы нормы Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий».
Кроме того, указывают, что позиция Налогового органа согласуется с позицией Федеральной службой судебных приставов, изложенной в письме № 00014/16/111554-СВС от 30.11.2016.
Изучив письменные материалы, обсудив доводы частной жалобы, доводы возражений, проверив законность и обоснованность определения суда в соответствии с требованиями ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа, выданного Мариинским городским судом Кемеровской области, постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Мариинску, Маринскому и Чебулинскому районам возбуждено исполнительное производство в пользу взыскателя УПФР в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах Кемеровской области в отношении должника ФИО1 с предметом исполнения: взыскание задолженности по уплате страховых взносов и пени.
Требования исполнительного документа не исполнены.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что оснований, предусмотренных ст. 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для процессуального правопреемства не имеется, поскольку доказательств реорганизации либо упразднения взыскателя не представлено.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, полагает, что при вынесении определения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены неправильно.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» были приняты Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", начиная с 1 января 2017 года, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В соответствии с указанным федеральным законом налоговые органы будут осуществлять администрирование страховых взносов за период до 01.01.2017, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", так и страховых взносов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, взыскание недоимки, за периоды, предшествующие 01.01.2017, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, осуществляют налоговые органы.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав – исполнитель производит замену стороны правопреемником на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом,
Из разъяснений, содержащихся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).
Принимая во внимание, что в силу прямого указания закона, в связи с проведенными в соответствии в Указом Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 13 организационными изменения полномочий органов исполнительной власти по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, взыскатель УФПР в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах Кемеровской области выбыл из правоотношения по взысканию недоимки, являющейся предметом исполнительного производства, возбужденного на основании судебного акта, следовательно, имеются основания для замены выбывшей стороны правопреемником – ИФНС России № 1 по Кемеровской области, заменившей взыскателя по исполнительному производству, т.е. на орган, которому переданы полномочия по администрированию страховых взносов.
Указанное не было принято во внимание судом при разрешении заявления о замене взыскателя правопреемником, что повлекло неправильные выводы суда, определение подлежит отмене. Разрешая вопрос по существу, судебная коллегия полагает необходимым заявление удовлетворить, произвести замену взыскателя УПФР в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах правопреемником – Межрайонной ИФНС России № 1 по Кемеровской области по исполнительному производству № <данные изъяты> от 07.07.2016 в отношении должника ФИО1
Руководствуясь ст. 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
определение Мариинского городского суда Кемеровской области от 01 марта 2017 года отменить, разрешить вопрос по существу: произвести замену взыскателя УПФР в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах правопреемником – Межрайонной ИФНС России № 1 по Кемеровской области по исполнительному производству № <данные изъяты> от 07.07.2016 в отношении должника ФИО1
Председательствующий:
Судьи: