Судья: Долгова Е.В. № 33а-9892 /2023
Докладчик: Казакова И.А. (2а-523/2023)
(42RS0008-01-2023-000037-81)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 октября 2023 года г. Кемерово
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Казаковой И.А.
судей Пронченко И.Е., Рюминой О.С.
при секретаре: Шупилко Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Казаковой И.А. дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отделение Кемерово) к Кредитному потребительскому кооперативу «Досрочная пенсия», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 о ликвидации кредитного потребительского кооператива
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 31 июля 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отделение Кемерово) обратился в суд с иском к КПК «Досрочная пенсия», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 о ликвидации кредитного потребительского кооператива.
Требования мотивировал тем, что в соответствии с информационным сообщением Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2011 «По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию» кредитные кооперативы, нарушающие требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Отсутствие у кредитного потребительского кооператива членства в саморегулируемой организации, является основанием для его ликвидации в судебном порядке.
Кредитный потребительский кооператив «ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ» зарегистрирован 06.06.2022 (<данные изъяты>) и в настоящее время является действующим юридическим лицом. Кооператив обязан был вступить в саморегулируемую организацию в течение девяноста дней - до 04.09.2022 включительно.
Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов размещен на сайте Банка России (www.cbr.ru).
По результатам мониторинга сведений о саморегулируемых организациях кредитных потребительских кооперативов, входящих в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, установлено, что КПК «Досрочная пенсия» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов.
Данное нарушение зафиксировано актом от 10.10.2022 № ВН-6-16-2-1/30475 о невступлении КПК «Досрочная пенсия» в саморегулируемую организацию кредитных потребительских кооперативов.
Банком России в адрес КПК «Досрочная пенсия» направлялось письмо от 29.06.2022 № Т6-16/21456 «О мероприятиях, направленных на недопущение нарушений» с требованием в срок не позднее 05.09.2022 провести мероприятия, направленные на предотвращение нарушения ч. 1 ст. 35 Закона № 190-ФЗ, путем вступления в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы. Требования, изложенные в письме Кооперативом исполнены не были.
Таким образом, КПКГ «Досрочная пенсия» нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах в части наличия обязательного членства в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов. Следовательно, деятельность КПК «Досрочная пенсия» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для его ликвидации.
Кроме того, кооперативом не исполнены три предписания: от 27.07.2022 № Т128-99-2/20593 не представил в Банк России отчетность по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» за полугодие 2022 год в соответствии с Указанием Банка России от 02.02.2021 № 5722-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности и иных документов и информации кредитных потребительских кооперативов», без учета изменений, внесенных Указанием Банка России от 14.12.2021 № 5722-У; от 29.09.2022 № Т6-16/32107 не предоставлена информация и документы, в том числе реестра пайщиков, реестра выданных займов и привлеченных денежных средств в период, учетную политику (запрос направлен в целях проведения мониторинга соблюдения Кооперативом ограничения деятельности в связи с отсутствием членства в СРО); от 30.09.2022 № ТД14-13/42386 не представлена информация, предусмотренная пунктом 2.6 Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.
Согласно информации, полученной от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Кемеровской области (письмо от 28.09.2022 № 08-13/007455) по запросу Банка России, КПК «Досрочная пенсия» не обладает признаками недействующего юридического лица, установленные п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Ввиду того, что с момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации юридическое лицо утрачивает правоспособность, прекращают деятельность и утрачивают полномочия органы управления юридического лица, а нереализованные права требования к обществу погашаются, для соблюдения прав и интересов неопределенного круга лиц действующим законодательством предусмотрена определенная процедура ликвидации юридического лица.
Решение суда о ликвидации юридического лица не означает его автоматического исключения из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур.
Просил ликвидировать КПК «Досрочная пенсия» за нарушение требований ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
Обязать учредителей (участников) КПК «Досрочная пенсия» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО1, ФИО13, ФИО14, ФИО15 произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решением Рудничного районного суда г. Кемерово от 31 июля 2023 года постановлено:
«Административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отделение Кемерово) к Кредитному потребительскому кооперативу «Досрочная пенсия», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 о ликвидации кредитного потребительского кооператива, удовлетворить.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Досрочная пенсия», <данные изъяты>, адрес регистрации: <адрес>
Обязать учредителей (участников) Кредитного потребительского кооператива «Досрочная пенсия» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией в шестимесячный срок со дня вступления решения суда вступления в законную силу».
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить.
Считает, что у суда не имелось оснований для ликвидации КПК в судебном порядке, поскольку ответчиком процедура ликвидации начата в добровольном порядке, не завершена и административным истцом не представлено доказательств того, что кооператив не будет ликвидирован в ином, установленном законом порядке.
Основанием для удовлетворения административного иска является доказанность факта осуществления указанной деятельности кооперативом в нарушение требований закона об обязательном членстве в саморегулируемой организации.
Из установленных по делу обстоятельств не следует, что кооператив с момента принятия решения о ликвидации осуществляет деятельность, предусмотренную ч. 1 ст. 3 Закона № 190-ФЗ.
Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; нарушены нормы материального и процессуального права.
На апелляционную жалобу представителем Центрального банка Российской Федерации (Банк России) ФИО16 принесены возражения.
В суде апелляционной инстанции представитель Центрального банка Российской Федерации (Банк России) ФИО16, просил оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителя Центрального банка Российской Федерации (Банк России) ФИО16, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитным потребительским кооперативом является добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
Согласно п. 12 ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России в течение девяноста дней, следующих за днем создания кредитного кооператива, прекращения своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы, осуществляет контроль за соблюдением кредитными кооперативами, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
До вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
В силу пп. 2 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива, в том числе в следующих случаях неоднократного нарушения кредитным кооперативом Федерального закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России; нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
В соответствии с частью 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 06.06.2022 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Кредитного потребительского кооператива «Досрочная пенсия» за основным государственным регистрационным номером № (л.д. 20-24).
Учредителями КПК «Досрочная пенсия» являются ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, а ФИО1 была избрана председателем правления кооператива, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, протоколом № 2022- 1 общего собрания учредителей КПК «Досрочная пенсия» от 31.05.2022 (л.д. 14-19).
В рамках осуществления надзора за кредитными потребительскими кооперативами Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отделение Кемерово) запросил сведения в отношении КПК «Досрочная пенсия» в МИФНС России по Кемеровской области-Кузбассу (л.д.19-20).
Судом установлено, что КПК «Досрочная пенсия» относится к категории юридических лиц - налогоплательщиков, представляющих отчетность в налоговый орган, КПК «Досрочная пенсия» не обладает признаками недействующего юридического лица (л.д. 25).
Учитывая, что КПК «Досрочная пенсия» не относится к кредитным кооперативам второго уровня, поскольку не подпадает под понятие, определенное статьей 33 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», ему следовало в срок до 04.09.2022 вступить в саморегулируемую организацию.
По результатам проведения мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в сети Интернет на предмет вступления КПК «Досрочная пенсия» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, Банком России установлено, что КПК «Досрочная пенсия» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, входящих в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.
Данное нарушение зафиксировано актом от 10.10.2022 № ВН-6-16-2-1/30475 о невступлении КПК «Досрочная пенсия» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы (л.д. 53).
Кроме того, судом установлено, что Банком России в адрес КПК «Досрочная пенсия» направлялось письмо от 29.06.2022 № Т6-16/21456 «О мероприятиях, направленных на недопущение нарушений» с требованием в срок не позднее 05.09.2022 провести мероприятия, направленные на предотвращение нарушения части 1 статьи 35 Закона № 190-ФЗ, путем вступления в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы(л.д. 49-50). Однако требования истца, изложенные в указанном письме, КПК «Досрочная пенсия» исполнены не были.
Неисполнение кооперативом обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию в силу закона является самостоятельным и достаточным основанием для ликвидации КПК «Досрочная пенсия». Документов от КПК «Досрочная пенсия», подтверждающих членство в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, в суд, а также в Банк России не поступало.
Также судом установлено, что в ходе осуществления Банком России контроля и надзора за деятельностью КПК «Досрочная пенсия» выявлены неоднократные нарушения требований закона, а также случаи неисполнения Кооперативом предписаний Банка России.
Отделением Кемерово в ходе осуществления функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков за деятельностью некредитных финансовых организаций в отношении КПК «Досрочная пенсия» в 2022 году было выявлено систематическое игнорирование предписаний Банка России.
При таком положении суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения административного иска о ликвидации КПК «Досрочная пенсия».
Исходя из вышеприведенных положений закона и обстоятельств дела судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда.
ФИО1 считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для ликвидации Кооператива в судебном порядке, поскольку Кооперативом было принято решение о ликвидации в добровольном порядке, отсутствовали доказательства осуществления, с момента принятия решения о добровольной ликвидации, деятельности, установленной частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
Вместе с тем, как видно из материалов дела, решение о добровольной ликвидации принято Кооперативом 16.12.2022, после получения заявления Банка России от 11.11.2022 о ликвидации.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» указано, что обращение учредителя организации с заявлением о ее ликвидации в орган, наделенный правом принимать решение о государственной регистрации, не препятствует принятию судом административного искового заявления уполномоченного органа или прокурора о ликвидации (статья 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В данном случае суд в порядке административного судопроизводства должен проверить наличие или отсутствие оснований для ликвидации организации, на которые ссылается уполномоченный орган или прокурор.
Вопреки доводам административного ответчика, принятие решения о ликвидации самим Кооперативом не препятствует суду решить по существу вопрос об обоснованности требований уполномоченного органа о ликвидации Кооператива по решению суда, при этом к обстоятельствам, имеющим юридическое значение, не относится наличие или отсутствие вины Кооператива (его членов, его ликвидатора) в том, что процедура добровольной ликвидации не была завершена.
Суд обосновано пришел к выводу о наличии оснований для ликвидации Кооператива, исходя из того, что принятие общим собранием членов Кооператива решения от 16.12.2022 о добровольной ликвидации не влечет неизбежным образом завершение данной процедуры в разумные сроки, даже после того, как имеющиеся препятствия (в частности, наличие задолженности в федеральный и местный бюджеты по штрафам в размере 375000 руб. по двум постановлениям Банка России № 22-5832/3110-1 от 08.12.2022, № 23-536/3110-1 от 03.04.2023 по делам об административных правонарушениях и 50000 руб. по постановлению № 5-140/2023 от 11.05.2023 мирового судьи судебного участка № 4 Рудничного судебного района города Кемерово по делу об административном правонарушении) будут устранены.
Как верно указано административным истцом, процедура добровольной ликвидации, в отличие от ликвидации по решению суди, является обратимой.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон № 190-ФЗ не устанавливает запрета на принятие уполномоченным органом управления юридического лица решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации и о возобновлении деятельности.
Сроки осуществления добровольной ликвидации юридического лица законом не ограничены, и превышение сроков, определенных общим собранием участников, не влечет автоматического исключения организации из ЕГРЮЛ, равно как и иных юридически значимых последствий.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административным истцом доказано одновременное наличие двух оснований ликвидации Кооператива по решению суда, каждое из которых по отдельности является достаточным для удовлетворения административного иска, а именно нарушение Кооперативам установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательством членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, а также неоднократное неисполнения предписаний Банка России в соответствии с подпунктом «а» пункта 9 части 3, статьи 5, статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями требований закона может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства.
Доводы апелляционной жалобы по своей сути повторяют правовую позицию административного истца в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение неправильного решения, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 31 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 31 октября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: