НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 25.09.2018 № 33-9026

Судья Матвеева Л.Н.

№ 33 – 9026

Докладчик Фролова Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 сентября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

Председательствующего: Фроловой Т.В.,

судей: Лавник М.В., Пастухова С.А.,

при секретаре: Голушковой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Т.В. гражданское дело

по апелляционной жалобе Прилуцкого Владимира Александровича и дополнениям к апелляционной жалобе

на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 28 февраля 2018 года

по апелляционной жалобе Прилуцкого Владимира Александровича

на дополнительное решение Заводского районного суда г.Кемерово от 07 июня 2018 года

по иску Прилуцкого Владимира Александровича к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 43» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области о признании незаконным не предоставления времени на отдых и приём пищи во время исполнения служебных обязанностей в отделе охраны караула; о признании времени, затраченного на подготовку к несению караула, на чистку и сдачу вооружения после смены караула – служебным временем; о признании незаконным нарушение порядка привлечения к работе в сверхурочное время, ненадлежащего учета служебного времени; о взыскании задолженности за сверхурочную работу - компенсации за службу сверх нормальной продолжительности служебного времени; об индексации компенсации за сверхурочную работу; о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л А:

Прилуцкий В.А. обратился в суд с иском к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 43» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области (далее - ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области), в котором просит признать незаконным не предоставление ему времени на отдых и приём пищи во время исполнения служебных обязанностей в отделе охраны караула в 2016-2017г.г. в течение смены; признать время, затраченное на подготовку к несению караула, время на чистку и сдачу вооружения после смены караула – служебным временем; признать незаконным нарушение ответчиком порядка привлечения к работе в сверхурочное время в 2016-2017г.г., ненадлежащий учет служебного времени в отношении него в 2016-2017г.г.; взыскать с ответчика задолженность за сверхурочную работу в 2016-2017г.г. (компенсация за службу сверх нормальной продолжительности служебного времени); произвести индексацию компенсации за сверхурочную работу в 2016-2017г.г. по день вынесения решения суда; взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Требования мотивировал тем, что с 23.04.2004 по 01.08.2017 он проходил службу в ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области), с 2014 года замещал должности: младший инспектор 2, 1 категории отдела охраны с окладом 12 500 руб., осуществлял служебную деятельность по охране в карауле объекта в ФКУ ИК-43 «жилая зона», «промзона № 2».

Приказом уволен со службы 01.08.2017.

Считает, что ответчиком были грубо нарушены его права при исчислении и выплате денежного довольствия на получение компенсации в полном объёме за исполнение служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени (сверхурочная работа) в 2016-2017г.г. по истечению учётного периода, при увольнении; на перерыв для приёма пищи на рабочем месте при исполнении обязанностей в карауле в период в 2016-2017гг.; на надлежащий учёт служебного времени и времени перерыва для приёма пищи на рабочем месте в карауле в 2016-2017г.г.

Фактически исполнение им служебных обязанностей продолжалось в течение 14,5 часа за смену согласно распорядку дня, а не 10 часов. Фактически ему не был обеспечен ответчиком перерыв на отдых и питание в течение смены из расчёта 2 часа.

Отсутствие надлежащего учёта служебного времени ответчиком привело к переработке им служебного времени.

Согласно распорядку дня отдела охраны караула, инструктаж, получение оружия проводились до заступления в караул на протяжении 2 часов и относились к его служебным обязанностям, однако ответчиком не было засчитано это в служебное время.

Считает, что отсутствуют правовые основания для не включения ответчиком в служебное время период подготовки к занятиям по несению службы до заступления в караул. Отсутствие служебного времени на подготовку к службе в карауле и не представление времени на приём пищи и отдых привело к увеличению служебного времени в течение каждой смены в среднем на 18 часов в неделю.

В нарушении требований ведомственных актов, ответчиком не составлялись графики смен на каждый месяц, с которыми он должен быть ознакомлен, не вёлся журнал учёта фактически отработанного служебного времени, не фиксировалось в журнале время прибытия и убытия сотрудника караула.

С учётом уточнения первоначально заявленных исковых требований, просил:

-признать незаконным не предоставление времени на отдых и приём пищи во время исполнения служебных обязанностей в отделе охраны караула в 2016-2017г.г. в течение смены;

-признать время в количестве 2,5 часа (смена), затраченное на подготовку к несению караула, время на чистку и сдачу вооружения после смены караула – служебным временем;

-признать незаконным нарушение ответчиком порядка привлечения к работе в сверхурочное время в 2016-2017г.г., а также ненадлежащий учет служебного времени в отношении него в 2016-2017г.г.;

-взыскать за период с 01.01.2016 по 31.07.2017 компенсацию за службу сверх нормальной продолжительности служебного времени в размере 202 008,12 руб.;

-произвести индексацию компенсации за сверхурочную работу в 2016-2017г.г. по день вынесения решения суда;

-взыскать компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб. (т.1 л.д.7, 71).

Истец Прилуцкий В.А. и его представитель Поморцев Е.В., действующий на основании устного ходатайства, в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования.

Представитель ответчика ФКУ ИК-43 ГУФСИН по Кемеровской области Кравец М.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 28 февраля 2018 года постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Прилуцкого Владимира Александровича к Федеральному казенному учреждению «ИК-43» ГУФСИН по Кемеровской области о признании незаконным непредоставление истцу времени на отдых и прием пищи во время исполнения служебных обязанностей в отделе охраны караула; о признании времени, затраченного на подготовку к несению караула, время на чистку и сдачу вооружения после смены караула в количестве 2,5 часа – служебным временем; о взыскании компенсации за службу сверх нормальной продолжительности служебного времени в размере 202 008,12 рублей; об индексации взысканной компенсации; о взыскании денежной компенсацию морального вреда, - отказать в полном объёме».

В апелляционной жалобе Прилуцкий В.А. и дополнениях к ней, просит решение суда отменить.

Указывает, что решение суда является формальным, и не разрешило спор. Суд произвольно изменил объём заявленных исковых требований, без его согласия выйдя за их пределы. Указанное обстоятельство привело к нарушению права истца на защиту, доступ к правосудию.

Кроме того, в решении суда не были разрешены по существу все заявленные требования истца, не отражены все выводы по каждому его требованию.

В резолютивной части не содержатся выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части обстоятельств, в частности положения о заявленных исковых требованиях согласно исковому заявлению и уточнению к иску. В описательной, вводной части решения не содержатся в полном объёме исковые требования.

Игнорирование его доводов привело к отсутствию возможности повторно обратиться за разрешением дела по указанным обстоятельствам.

Полагает ошибочным вывод суда о не включении спорных периодов службы в служебное время.

Дополнительным решением Заводского районного суда г.Кемерово от 07 июня 2018 года постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Прилуцкого Владимира Александровича к Федеральному казенному учреждению «ИК-43» ГУФСИН по Кемеровской области в части признания незаконным нарушения ответчиком порядка привлечения к работе в сверхурочное время в 2016-2017 г.г., о ненадлежащем учете служебного времени в отношении истца в 2016-2017 гг. - отказать в полном объёме».

В апелляционной жалобе Прилуцкий В.А. просит отменить дополнительное решение суда, указывая, что судом необоснованно не приняты во внимание его доводы об отсутствии надлежащим образом установленного распорядка служебного времени, распорядка времени в качестве перерыва. Также судом не рассматривался вопрос о ненадлежащем учёте служебного времени и нарушении порядка привлечения к сверхурочной работе.

Полагает, что суд намеренно освободил ответчика от бремени доказывания, возложив на себя функцию по доказыванию обстоятельств за сторону (ответчика) без исследования надлежащих доказательств и обстоятельств дела. В материалах дела почти отсутствуют пояснения ответчика (отзыв ответчика является ненадлежащим доказательством). Письменный отзыв ответчика не содержит доводов на все исковые требования истца и состоит в основном из цитирования нормативных актов, заимствованных судом из решения от 28.02.2018.

Ответчик не смог пояснить, как производится оплата сверхурочной работы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав истца Прилуцкого В.А. и его представителя Поморцева Е.В., действующего на основании устного ходатайства, поддержавших доводы своих жалоб, представителей ответчика ФКУ ИК-43 ГУФСИН по Кемеровской области Кузьмину Р.В., Шишкину О.Н., Максимова М.С., возражавших против доводов жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) законность и обоснованность решения и дополнительного решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (абзац 3 статьи 24 названного Закона).

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания (абзац 4 статьи 24 названного Закона).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Прилуцкий В.А. с 23.04.2004 по 01.08.2017 проходил службу на основании контракта о службе в уголовно-исполнительной системе (т. 1 л.д. 34, 35) и приказа в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 43» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области (т. 1 л.д. 12-13), а именно с 2014 года замещал должности: младший инспектор 2, 1 категории отдела охраны с окладом 12 500 руб. на основании должностной инструкции (т. 1 л.д.29-33); осуществлял служебную деятельность по охране в карауле объекта в ФКУ ИК- 43 «жилая зона», «промзона №2», что подтверждается трудовой книжкой (т. 1 л.д. 10-11).

Согласно контракту о службе в уголовно-исполнительной системе от 09.06.2014 (т. 1 л.д. 34-35) Прилуцкий В.А проходил службу в уголовно-исполнительной системе отдела охраны ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области, при этом работодатель (начальник) обязался, среди прочего, обеспечить сотруднику необходимые условия для выполнения служебных обязанностей (п.4.3), устанавливать сотруднику режим службы согласно правилам внутреннего распорядка в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы (п.4.5), при невыполнении условий контракта учреждением (органом) уголовно-исполнительной системы принимать меры к устранению причин их невыполнения и возмещению сотруднику материального и морального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4.7). Сотрудник обязуется: служить по контракту на условиях и при соблюдении требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, Присягу, внутренних распорядок (п.п.5.1, 5.2), честно и добросовестно выполнять предусмотренные по занимаемой должности обязанности (п.5.3), нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Коллективным договором ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области на 2017-2019 г.г. предусмотрено, что заработная плата работникам выплачивается 2 раза в месяц, днями выплаты являются: 20 число текущего месяца и 5 число следующего за расчётным месяцем (п. 3.3). При выплате заработной платы, в соответствии с п. 3.4 коллективного договора, работодатель в письменной форме извещает каждого работника о составных частях заработной платы, причитающихся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Приказом от 01.08.2017 Прилуцкий В.А. уволен со службы в ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области (т. 1 л.д. 36).

Как следует из искового заявления, Прилуцкий В.А. считает незаконным не предоставление ему ответчиком времени на отдых и приём пищи во время исполнения служебных обязанностей в течение смены в 2016-2017 г.г.

Признавая указанные требования не подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 100, 106, 108 Трудового кодекса Российской Федерации и установил, что согласно табелям учёта использования рабочего времени Прилуцкому В.А. из 12-часовой рабочей смены в качестве рабочего времени учитывалось работодателем 10 часов, 2 часа – время отдыха и приёма пищи в рабочее время не включено.

Кроме того, во время прохождения Прилуцким В.А. службы в уголовно-исполнительной системе отдела охраны ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области он был ознакомлен с Приказами об утверждении регламента работы и распорядка дня исправительного учреждения от 12.02.2016 № 132, 08.02.2017 № 110, 22.03.2017 № 178, являющийся обязательным для всех работников учреждения и устанавливающий общие правила внутренней организации деятельности исправительного учреждения, внутренний трудовой распорядок и основные вопросы организации рабочего времени аттестованных и вольнонаёмных работников, а также с Типовым распорядком дня караула от 12.02.2016, от 08.02.2017 № 110, 22.03.2017 № 178, являющимися приложением к указанным приказам.

Как пояснил представитель ответчика Максимов М.С. Типовые распорядки дня караула вывешиваются для ознакомления сотрудников в караульном помещении.

Истец не оспаривал в суде первой инстанции и в апелляционной инстанции, что он не был ознакомлен с распорядком дня караула. Он ссылается только на то, что фактически время на отдых и приём пищи ему не предоставлялось в том объеме часов, которые указаны в распорядке дня. При этом истец не мог пояснить конкретно в какие дни его смены и в количестве скольких часов в указанный им период работы в ФКУ ИК - 43 ему не предоставлялось время на отдых и приём пищи. При этом истец утверждает, что все время, предусмотренное на отдых и прием пищи, следует включить в служебное время и считать его сверхурочной работой, подлежащей оплате. В период работы в ФКУ ИК – 43 он не вел этот учет и не обращался с требованием об учете этого времени как фактически не предоставленного.

Таким образом, доказательств того, что Прилуцкий В.А. не использовал предоставленное в течение смены время для приёма пищи и отдыха, исполнял в это время служебные обязанности, не представлено и не добыто, не представлено таких доказательств и в апелляционную инстанцию.

В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (абзац 3 статьи 24 названного Закона).

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания (абзац 4 статьи 24 названного Закона).

Согласно статье 106 Трудового кодекса Российской Федерации время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

В силу части 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приёма пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Из приведённых положений трудового законодательства следует, что обязанность работодателя по обеспечению работнику возможности отдыха и приема пищи в рабочее время возникает в случае отсутствия у работодателя условий для предоставления работнику такого времени, то есть отсутствия возможности для освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей.

Частью 2 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 10.12.2002 № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы», согласно которому особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти – Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26.09.2013 № 533 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Согласно п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утверждённого Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26.09.2013 № 533 в течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

При работе в ночное время, при продолжительности смены 12 и более часов, сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте. Указанный перерыв в рабочее время не включается (п. 9 Положения).

Из приведённых нормативных положений следует, что перерыв для отдыха и питания в течение смены не включается в служебное время сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, поскольку в это время сотрудник освобождён от выполнения служебных обязанностей, в связи с чем при суммированном учёте служебного времени, отработанного сотрудником, из расчёта служебного времени подлежат исключению часы, отведённые ему для отдыха и приёма пищи.

Суд установил, что сотрудникам ФКУ ИК-43 в течение смены предоставляется перерыв для отдыха и приема пищи в специальном оборудованном для этого помещении, в это время они освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей.

Доказательств того, что в ФКУ ИК-43 отсутствует специально оборудованное помещение для отдыха и приема пищи истцом не представлено и опровергается исследованными в суде первой инстанции материалами – инвентаризационной описью, фотоснимками. При этом истцом и его представителем не было заявлено возражений в суде первой инстанции о несоответствии фотоснимков в действительности оборудованию помещения, в котором истец отдыхал и принимал пищу. В суде первой инстанции истец не оспаривал того факта, что имеется специально отведенное и оборудованное помещение для отдыха и приема пищи, ссылаясь только на то, что фактически предоставленное время на отдых и прием пищи составлял менее 2-х часов за смену.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.12.2012 №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30.12.2012 №283-Ф3) денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

Согласно ч.ч.3 и 6 ст.2 Федерального закона от 30.12.2012 №283-Ф3 денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий рудников определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.27 ст.2 Федерального закона от 30.12.2012 №283-Ф3).

Приказом ФСИН России от 27.05.2013 года №269 (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.06.2013 года), утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок), в соответствии с которым установлен порядок расчета доплат за работу в ночное время. Этим же приказом финансово-экономическому управлению Федеральной службы исполнения наказаний, начальникам учреждений, непосредственно подчиненным Федеральной службе исполнения наказаний, начальникам территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний приказано обеспечить с 01 января 2013 года выплату денежного довольствия и оказание материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы в соответствии с настоящим приказом.

В п. 17 Порядка установлено, что за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: 1) плата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с п. 16 настоящего Порядка; 2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с п. 16 настоящего Порядка.

В п. 18 Порядка указано, что сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учёт рабочего времени. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего распорядка учреждения. При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника. Служба в выходные, нерабочие дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней отдыха.

Согласно ст. 104 Трудового кодека Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

По смыслу названной нормы, допуская суммированный учет рабочего времени, закон лишь изменяет порядок подсчета продолжительности рабочего времени за учетный период, который в итоге должен быть равен рабочим часам при нормированном рабочем дне, неделе в течение аналогичного учетного периода. Иными словами, выходные дни для этих работников устанавливаются в различные дни недели, а работа по графику может выпадать на нерабочие праздничные дни. Для таких работников выходными являются дни, указанные в этом качестве в их графиках работы, что согласуется с выписками из графиков работы отдела охраны (л.д.78-96) с учетом изменений в табелях (л.д.97-135).

Согласно п.п.14.1, 14.2 Приказа Минюста РФ от 06.06.2005 года №76 «Об утверждении инструкции о порядке применения Положения в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» в каждом учреждении и органе уголовно-исполнительной системы, а также во временно создаваемых структурах при откомандировании сотрудников из пунктов постоянной дислокации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы и в иных случаях устанавливается строго регламентированный внутренний трудовой распорядок, определяемый особенностями оперативно-служебной деятельности и оперативной обстановки, временем года, местными условиями и другими конкретными обстоятельствами. Правила внутреннего трудового распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы разрабатываются в строгом соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и утверждается приказом по учреждению.

В целях определения порядка организации и осуществления охраны исправительных учреждений, их объектов, следственных изоляторов, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, была принята Инструкция по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденная Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.02.2006 №21-дсп.

Для выполнения задач по охране учреждений уголовно-исполнительной системы в каждом из них создаются отделы охраны (п.3). Сотрудники служб охраны обязаны строго соблюдать законность, выполнять служебные задачи с полным напряжением моральных и физических сил, проявлять при этом стойкость, мужество, смелость, выносливость, честность и неподкупность, разумную инициативу и находчивость (п.6). Основными задачами отделов охраны учреждений являются: охрана жилых зон исправительных колоний; охрана жилых и смежных с ними производственных зон исправительных колоний, на которых осужденные реализуют свое право на трудовую адаптацию; охрана лечебных учреждений; охрана воспитательных колоний; охрана следственных - изоляторов; охрана тюрем; осуществление пропускного режима на охраняемых объектах; конвоирование осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений из учреждений на обменные пункты и обратно, а также между учреждениями УИС территориального органа; конвоирование осужденных из жилых зон исправительных колоний на производственные объекты и обратно; охрана производственных объектов во время работы на них осужденных (п.7). Деятельность по охране учреждения включает: организацию выполнения поставленных задач; несение службы; действия при чрезвычайных обстоятельствах; всестороннее обеспечение службы охраны (п.8). Объем служебных задач определяется количеством охраняемых учреждений и их объектов, обменных пунктов, наряжаемых караулов, служебных нарядов (п.9). Объем службы определяется среднесуточным количеством постов. При расчете объема службы время несения службы начальниками караулов и служебных нарядов, их помощниками и другими лицами, входящими в состав караулов и служебных нарядов, приводится к постам в суточном исчислении (приложение №1).

Охрана учреждений и их объектов представляет собой комплекс мероприятий, проводимый службой охраны, совместно с оперативными, режимными и другими службами учреждений в целях обеспечения изоляции, недопущения побегов и других правонарушений осужденными, содержащимися под стражей лицами, проникновения на объект нарушителей, перемещения вещей, веществ, предметов и продуктов питания, которые осужденным, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений запрещается иметь при себе, обеспечения сохранности материальных средств учреждения (п.11). Для выполнения задач по охране учреждений и их объектов, конвоирования осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, создается система охраны, которая должна отвечать характеру и особенностям охраняемого объекта, степени оснащенности и технического состояния комплекса ИТСОН, установленного на объекте, обеспечивать надежную охрану, а также эффективное и рациональное использование сил и средств. Система охраны включает в себя: караулы, места их расположения, посты несения службы часовыми, сектора наблюдения и ведения огня; маршруты движения, посты (маршруты несения службы лицами дежурной смены учреждения); комплекс ИТСОН; посты караульных собак; резервы (их состав, размещение и наиболее вероятные направления действий) другие используемые для охраны средства (п. 13).

Оружие, боеприпасы и специальные средства на службу, занятия и чистку из комнаты для хранения оружия выдаются сотрудникам отдела охраны учреждения с письменного разрешения начальника учреждения или его заместителя по охране начальником склада вооружения, спецсредств и имущества или лицом, его замещающим, с отметкой об этом в книге выдачи и приема вооружения и боеприпасов. За полученные оружие, боеприпасы и специальные средства каждый сотрудник из состава караула (служебного наряда) расписывается лично, а начальник караула (служебного наряда) - за общее их количество (п.42). Перед заступлением на службу личный состав караула в обязательном порядке подвергается медицинскому осмотру. Сотрудники, не прошедшие медицинский осмотр, и больные к выполнению служебных обязанностей не допускаются. Караулы и служебные наряды обеспечиваются медицинскими аптечками и индивидуальными перевязочными пакетами. Инструктаж о порядке пользования ими при ранениях, травмах и других несчастных случаях проводится медицинскими работниками учреждения в период подготовки караула к службе (п.51). Подготовка сил и средств к выполнению служебных задач включает: систему обучения сотрудников отдела охраны по выполнению возложенных на них обязанностей (осуществляется в процессе занятий по служебной и физической подготовке); проведение учений, тренировок личного состава по действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Проведение тренировок (учений) на охраняемых объектах в период нахождения на них осужденных запрещается; подготовку сотрудников для несения службы в качестве начальников караулов, их помощников, часовых КПП и часовых-операторов ПУТСО (подготовка проводится на учебных сборах по программе, разработанной территориальным органом ФСИН России, по окончании сборов от каждого обучаемого принимаются зачеты и издается приказ территориального органа ФСИН России о допуске к самостоятельному несению службы); подготовку караулов (служебных нарядов) перед заступлением на службу; подготовку караульных помещений, мест несения службы, вооружения, техники, средств связи, ИТСО, транспорта и другого имущества, а также служебных собак; проведение мероприятий по подготовке к несению службы в переходный период (летний, зимний) (п. 72). Подготовка караулов (служебных нарядов) включает: инструктаж начальника караула и его помощников, часовых КПП, часовых-операторов ПУТСО; инструктивные занятия со всем личным составом караула (не менее 30 минут); материально-техническое обеспечение; медицинский осмотр сотрудников, заступающих в караул; получение необходимых документов и другие мероприятия (п.76).

Сотрудники, заступающие в караул, перед получением оружия и боеприпасов проходят медицинский осмотр, осуществляемый медицинскими работниками учреждения, получают необходимые документы и материальные средства. Для выполнения служебных задач от отдела охраны учреждений снаряжаются караулы, служебные наряды. Караулом называется группа вооруженных сотрудников, предназначенная для охраны объектов, на которых содержатся осужденные, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, или конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей (п,80). Сотрудники, входящие в состав караула, кроме начальника караула, его помощников и разводящих, до заступления на посты именуются караульными. В соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудники отделов охраны УИС имеют право, в частности: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним (п.114).

Часовой обязан, в числе прочего: бдительно охранять и стойко оборонять свой пост; нести службу бодро, не отвлекаться, не выпускать из рук оружия и никому не отдавать его, включая и лиц, которым он подчинен; внимательно осматривать подступы к посту и ограждению, не оставлять поста, пока не будет сменен или снят, даже если бы жизни его угрожала опасность, кроме случаев, указанных в табеле постам; иметь оружие заряженным по правилам, указанным в настоящей Инструкции, и всегда быть готовым к действию, применять его в порядке, изложенном в табеле постам; строго соблюдать порядок обращения с оружием и меры безопасности; не допускать к посту ближе расстояния, указанного в табеле постам и обозначенного на местности, никого, кроме начальника караула, помощника начальника караула, своего разводящего и лиц, которых они сопровождают, а также начальника отдела охраны учреждения (в случае, предусмотренном настоящей Инструкцией); услышав лай караульной собаки или при срабатывании ТСО, немедленно сообщать об этом начальнику караула и усилить бдительность; докладывать начальнику караула через каждые 20 минут днем и 15 минут ночью (а при происшествии немедленно) об обстановке и результатах несения службы (п. 142). Часовой-оператор ПУТСО отвечает за обеспечение заданного режима работы ТСО; надежную охрану объекта в границах порученного участка запретной зоны (если это предусмотрено табелем поста). Он подчиняется начальнику караула и его помощнику. Часовой-оператор ПУТСО, в том числе обязан: при заступлении на пост принять от часового служебную документацию, имущество, инвентарь по описи; обеспечить заданный режим работы ТСО; контролировать по показаниям приборов и индикаторов работу ТСО; немедленно докладывать начальнику караула и дежурному по учреждению о сигналах, поступивших от средств обнаружения, неисправностях ТСО и электроснабжения; включать (выключать) по распоряжению начальника караула охранное освещение; переводить по распоряжению начальника караула отдельные участки рубежей обнаружения в режим «Контроль»; вести наблюдение за запретной зоной и территорией объекта в секторе, указанном в табеле постам, а при наличии системы видеонаблюдения за запретной зоной всего объекта докладывать начальнику караула о всех замеченных нарушениях; соблюдать меры электробезопасности; аккуратно вести служебную документацию; фиксировать выполнение графика выхода сотрудников дежурной смены на осмотр состояния внутренней запретной зоны, вести журнал учета выхода сотрудников на проверку внутренней запретной зоны, а в случае нарушения графика - немедленно сообщать начальнику караула (п.148).

Оставляя без удовлетворения исковые требования Прилуцкого В.А. о признании времени в количестве 2,5 часов в смену, затраченное на подготовку к несению караула и времени на чистку вооружения – служебным временем, суд первой инстанции установил, что непосредственной трудовой функцией (служебной задачей) истца, проходившим службу в уголовно-исполнительной системе в качестве младшего инспектора 2, 1 категории отдела охраны исправительного учреждения, являлась охрана поста.

Выполнение данной служебной задачи невозможно без подготовки караулов (служебных нарядов), которая включает: инструктаж; инструктивные занятия со всем личным составом караула (не менее 30 минут); материально-техническое обеспечение, в том числе получение оружия и боеприпасов; медицинский осмотр сотрудников, заступающих в караул; получение необходимых документов и другие мероприятия.

Из постовых ведомостей и пояснений сторон судом установлено, что непосредственно выполнение служебных задач осуществлялось истцом в течение 8 часов за смену, 2 часа служебного времени (1 час начала смены и 1 час окончание смены) учтены в качестве подготовки выполнения служебных задач.

Согласно Типовому распорядку дня караула (в том числе определенных в приказах от 12.02.2016 №132, от 08.02.2017 №110, от22.03.2017 №178, отдельно утвержденному Типовому распорядку дня караула от 12.02.2016) на подготовку караулов (служебных нарядов) к выполнению служебных задач за смену затрачивается следующее количество времени (на примере дневной смены): проведение медицинского осмотра – 15 минут (с 07 часов 30 минут до 07 часов 45 минут); инструктаж должностных лиц – 15 минут (с 07 часов 45 минут по 08 часов 00 минут); получение оружия, боеприпасов заступающим личным составом караула на службу – 15 минут (с 08 часов 00 минут по 08 часов 15 минут); развод на службу – 10 минут (с 08 часов 30 минут по 08 часов 40 минут); подготовка к сдаче караула – 30 минут (с 19 часов 30 минут по 20 часов 00 минут); смена караула, подведение итогов службы караула- 30 минут (с 20 часов 40 минут по 21 час 20 минут), итого за смену 01 час 55 минут.

Таким образом, 12-часовая смена истца состоит из следующих периодов: подготовка к выполнению служебных задач – 2 часа (фактически – 1 час 55 минут); выполнение служебных задач – 8 часов; время отдыха и приема пищи – 2 часа, фактически оплата производилась истцу за 10 часов рабочего времени.

Как указано выше, трудовое законодательство Российской Федерации не включает в рабочее время перерывы для отдыха и питания, а также подготовку к работе и заключительные мероприятия после её окончания.

Необходимость проведения данных мероприятий вызвана особым характером службы, в связи с которым служащим в системе исполнения наказаний предоставляется ряд гарантий и компенсаций.

Вместе с тем, исходя из положений ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Пунктом 3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 №269, сотрудникам устанавливаются ежемесячные и иные дополнительные выплаты, в частности, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы.

В соответствии с п.16 Приказа ФСИН России от 15.09.2017 № 936 «Об утверждении перечня должностей сотрудников УИС, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы» сотрудникам подразделений охраны выплачивается надбавка в размере 10% от должностного оклада (ранее по приказу ФСИН России от 09.04,2015 № 342, в период службы истца, размер надбавки составлял 7%).

Таким образом в суде первой инстанции не нашло подтверждений нарушения ответчиком права истца - на отдых и приём пищи во время исполнения служебных обязанностей и как следствие включение этого времени в служебное время и его оплату как за сверхурочную работу. Суд обоснованно не признал служебным временем - время, затраченное на подготовку караула, включающее в себя: инструктаж, инструктивные занятия со всем личным составом караула, время на чистку и сдачу вооружения после смены караула, и как следствие обоснованно не признал, что указанное время является сверхурочной работой и подлежит оплате.

Прилуцкий В.А. был ознакомлен с указанными типовыми распорядками дня караула, из которых следует, что подготовка к несению службы, чистка оружия после службы во время несения службы не входит.

Вследствие чего требования о нарушении ответчиком порядка привлечения к работе в сверхурочное время в 2016-2017 г.г., а также отсутствие надлежащего учёта служебного времени в отношении истца являются необоснованными и не подтверждены допустимыми доказательствами.

С учётом указанного, вывод суда первой инстанции об оставлении указанных требований без удовлетворения является правильным.

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции об оставлении без удовлетворения исковых требований Прилуцкого В.А. о признании незаконным нарушения ответчиком порядка привлечения к работе в сверхурочное время в 2016-2017 г.г., а также ненадлежащий учёт служебного времени в отношении истца. В связи с чем оснований для отмены дополнительного решения не имеется.

В соответствии с п. 17 Приказа ФСИН России от 27.05.2013 № 269 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы» за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам выплачиваются денежные компенсации.

Привлечение сотрудника к сверхурочному несению службы возможно только по инициативе нанимателя, оно должно подтверждаться соответствующим приказом. В отсутствие такого приказа (распоряжения) сотрудник не может считаться привлечённым нанимателем к сверхурочной работе (службе).

Утверждение истца о выполнении сверхурочной работы опровергаются расчётом времени, отработанного сверхурочно Прилуцким В.А. в 2016 году, а также справками, выписками из графика работы охраны на декабрь 2016 года, табелями учёта использования рабочего времени (т. 1 л.д. 72-135), постовыми ведомостями за спорный период.

Приказы (распоряжение) о привлечении истца к сверхурочной работе (службе) отсутствуют.

Каких - либо требований по оформлению работодателем документов в связи с переработкой сверх нормальной продолжительности рабочего времени истец не предъявлял в течение всего спорного периода работы.

Учитывая, что служба в уголовно-исполнительной системе, связана с выполнением особых задач, оплата иного времени, не учитываемого в качестве рабочего, носит компенсационный характер. Принимая во внимание вышеизложенное, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы не является выплатой за определенный трудовой результат, предусмотренный служебными обязанностями, а признается компенсацией затрат времени сотрудника, связанного с их исполнением, выплата которой предусмотрена также п.4.8 Положением об оплате труда ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области.

С учетом расчетов заработной платы Прилуцкого В.А. (л.д.37-41), расчета времени, отработанного сверхурочно (л.д.72-75), иных доказательств наличия неучтенного рабочего времени истцом суду, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представлено.

Разрешая вышеприведенные требования, суд первой инстанции обоснованно указал, что на основании гл. 9 Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.02.2006 № 21-дсп подготовка караулов (служебных нарядов) к несению службы проводится перед заступлением на службу в предусмотренные распорядком дня время до момента постановки им задач. На подготовку отводится: караула по охране объекта, наряжаемого на сутки, - не менее 1 часа, других караулов и служебных нарядов (не менее 30 минут). Подготовка включает себя: инструктаж начальника караула и его помощников, часовых КПП, операторов ПУТСО: инструктивные занятия со всем личным составом караула, материально-техническое обеспечение (в том числе получение оружия и боеприпасов); медицинский осмотр сотрудников, заступающих в караул, получение необходимых документов и другие мероприятия.

Следовательно, в указанное время сотрудник не приступает к исполнению служебных обязанностей, а потому это время не может включаться в рабочее время, так как в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что рабочее время - это время когда работником выполняются трудовые обязанности, в том числе и по периодам сдачи дежурства, которые не подлежат включению в служебное время.

Согласно гл.16 Инструкции, после смены караула проверяются ведомости, происходит разряжение оружия, осмотр его, подписание ведомостей, сдача оружия и боеприпасов и иные мероприятия установленные инструкцией при смене караула.

Таким образом, судом первой инстанции исследованы все обстоятельства имеющие значение для рассмотрения спора и по ним даны мотивированные ответы, основанные на положениях нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

Таким образом, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности за сверхурочную работу в 2016-2017 годах, индексации компенсации за сверхурочную работу в 2016-2017 годах, а также компенсации морального вреда не имеется, поскольку в материалы дела не представлено доказательств выполнения истцом сверхурочной работы.

Доводы апелляционной жалобы Прилуцкого В.А. сводятся к несогласию с выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, вследствие чего отклоняются судебной коллегией по указанным выше основаниям и как не нашедшие подтверждения в ходе рассмотрения жалобы судом апелляционной инстанции.

Доводы о том, что приказ от 22.03.2017 №178 Об утверждении регламента работы и распорядка дня исправительного учреждения нельзя признать утвержденным ввиду отсутствия обязательных реквизитов, таких как «р» после цифр 178, не заслуживают внимания, поскольку такие недостатки не являются значимыми.

Методические рекомендации ФСИН России от 18.11.2016, на которые апеллянт ссылается в жалобе, не могут служить поводом к отмене решения, поскольку носят рекомендательный характер по оплате труда.

Утверждения о том, что судом не исследовались постовые ведомости за весь спорный период не заслуживает внимания и опровергается протоколом судебного заседания. При этом из протокола судебного заседания не усматривается, что истец высказал возражения относительно оглашения постовых ведомостей.

Доводы апелляционной жалобы о произвольном изменении судом предмета заявленных исковых требований, также подлежат отклонению, поскольку как следует из решения суда, а также дополнительного решения, судом первой инстанции полностью рассмотрены исковые требования Прилуцкого В.А., по каждому исковому требованию решение суда и дополнительное решение содержат мотивированные суждения.

С учётом изложенного судебная коллегия считает что, разрешая спор сторон, суд правильно оценил собранные по делу доказательства, верно определил юридически значимые по делу обстоятельства, и вынес решение и дополнительное решение для отмены которых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 28.02.2018, дополнительное решение Заводского районного суда г. Кемерово от 07.06.2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Прилуцкого В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Т.В. Фролова

Судьи: М.В. Лавник

С.А. Пастухов