НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 25.08.2016 № 33-10697

Судья: Путилова Н.А. Дело № 33-10697

Докладчик: Жуленко Н.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Жуленко Н.Л.,

судей Чуньковой Т.Ю., Молчановой Л.А.,

при секретаре Мельничук В.Е.,

заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Жуленко Н.Л. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 19 апреля 2016 года

по иску МБУ ДО «Детская школа искусств № 58» к Государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании незаконным предписания Государственного инспектора труда в Кемеровской области № 82/7-6657-15-ОБ/187/123/3 от 14.01.2016 г.,

УСТАНОВИЛА:

МБУ ДО «Детская школа искусств № 58» обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Кемеровской области и просит суд приостановить действие Предписания Государственной инспекции труда в Кемеровской области № 82/7-6657-15-ОБ/187/123/3 от 14.01.2016 до рассмотрения дела по существу и вынесения судебного постановления (решения) по настоящему исковому заявлению; предписание Государственной инспекции труда в Кемеровской области № 82/7-6657-15-ОБ/187/123/3 от 14.01.2016 признать незаконным; предписание Государственной инспекции труда в Кемеровской области № 82/7-6657-15-ОБ/187/123/3 от 14.01.2016 отменить.

Свои требования мотивировало тем, что 14.01.2016 по результатам проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Кемеровской области в отношении МБУ ДО «ДШИ № 58» было вынесено предписание № 82/7-6657-15-ОБ/187/123/3 от 14.01.2016 об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Предписанием № 82/7-6657-15-ОБ/187/123/3 от 14.01.2016 на МБУ ДО «ДШИ № 58» возложена обязанность выполнить требования об устранении нарушений отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

1. Привести сроки выплаты заработной платы работникам не реже, чем каждые полмесяца, в соответствии со ст. 136 ТК РФ, с учетом требований ст.ст. 190, 372 ТК РФ. В срок до 14.03.2016 года.

2. Привести в соответствии с требованиями ст.ст. 92, 212, 333 ТК РФ, Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» режим рабочего времени не более 36 часов в неделю с ФИО4, ФИО11, ФИО9, ФИО13 В срок до 14.03.2016.

3. Оплатить работу ФИО4, ФИО11, ФИО9, ФИО13, за период с сентября по декабрь 2015, как за сверхурочную работу (за пределами 36 часов в неделю), в соответствии со ст. 152 ТК РФ. В срок до 30.01.2016.

4. Соблюдать режим труда и отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, с учетом требований ст. 106 ТК РФ, п. 4.2. Положения об особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», п. 4.7.2.1 Решения НГСНД от 30.03.2011 № 3/31 «О введении новой системы оплаты труда работников учреждений культуры образовательных учреждений дополнительного образования в сфере культуры города Новокузнецка» (с дополнениями и изменениями). В срок до 31.12.2016.

5. Вести точный учет рабочего времени и указывать фактически отработанное работниками время (в часах) в табелях учета рабочего времени, в соответствии со ст. 91 ТК РФ. В срок до 31.12.2016.

С предписанием Государственной инспекции труда в Кемеровской области № 82/7-6657-15-ОБ/187/123/3 от 14.01.2016, по мнению истца, согласиться нельзя как по существу, так и по процедуре, которая была инспекцией нарушена.

Истец полагает, что обязанности, возложенные на заявителя предписанием Государственной инспекции труда в Кемеровской области № 82/7-6657-15-ОБ/187/123/3 от 14.01.2016, являются необоснованными и незаконными.

При проведении проверки в МБУ ДО «ДШИ № 58» Государственной инспекцией труда в Кемеровской области были допущены также нарушения по процедуре проведения проверки.

Нарушения по начислению и выплате заработной платы в МБУ ДО «Детская школа искусств № 58» отсутствуют. Работникам МБУ ДО «ДШИ № 58» заработная плата установлена трудовыми договорами (с учетом дополнительных соглашений к трудовым договорам) в соответствии действующими в МБУ ДО «ДШИ № 58» системам оплаты труда, принятыми в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.

В МБУ ДО «ДШИ № 58» заработная плата выплачивается работникам в соответствии с действующим законодательством РФ не реже чем каждые полмесяца. В МБУ ДО «ДШИ № 58» установлены следующие сроки выплаты заработной платы: первая часть заработной платы - ежемесячно по 15 число отработанного месяца; вторая часть заработной платы - ежемесячно по 30 (31) число отработанного месяца (в соответствии с локально -нормативным актом МБУ ДО «ДШИ № 58» Правилами внутреннего трудового распорядка МБОУ ДОД «ДШИ № 58», утв. 17.04.2013) путем перечисления на указанные работниками счета в банке. Соблюдение сроков выплаты заработной платы в МБУ ДО «ДШИ № 58» подтверждается реестрами денежных средств с результатами зачисления за период с 01.09.2015 по 30.11.2015.

В МБУ ДО «ДШИ № 58» учет фактически отработанного работниками времени осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ посредством заполнения табелей учета рабочего времени по унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», которые в последующем передаются в бухгалтерию, где рассчитывается заработная плата работникам МБУ ДО «ДШИ № 58». В МБУ ДО «ДШИ № 58» все сведения в табеля учета рабочего времени заносятся только на основании оформленных надлежащим образом документов.

Учебная нагрузка преподавателей и концертмейстеров МБУ ДО «ДШИ № 58» определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения учреждения, осуществляющего образовательную деятельность в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» и не ограничивается верхним пределом.

Работникам МБУ ДО «ДШИ № 58» установлена продолжительность нормируемой части рабочего времени в трудовых договорах (с учетом дополнительных соглашений к трудовым договорам) в соответствии действующим законодательством РФ.

В МБУ ДО «ДШИ № 58» установление графика работы сотрудников МБУ ДО «ДШИ № 58» в каникулярное время осуществлялось приказом учреждения в строгом соответствии с условиями трудовых отношений с сотрудниками МБУ ДО «ДШИ № 58» и в соответствии с положениями действующего законодательства РФ.

Приказом МБОУ ДОД «ДШИ № 58» № 95 от 16.10.2015 года «О режиме рабочего времени в каникулярный период» педагогам и концертмейстерам МБОУ ДОД «ДШИ № 58» был установлен график выполнения педагогической, методической и организационной работы нормируемой части рабочего времени (учебной (преподавательской) работы) в соответствии с «Графиком продолжительности нормируемой части рабочего времени (учебной (преподавательской) работы) преподавателей и концертмейстеров МБОУ ДОД «ДШИ № 58» в каникулярный период (с 02.11.2015 по 07.11.2015)». Приказом МБОУ ДОД «ДШИ № 58» № 101 от 28.10.2015 года «О режиме рабочего времени преподавателей и концертмейстеров МБОУ ДОД «ДШИ № 58» в каникулярный период по месту работы (в МБОУ ДОД «ДШИ № 58») приказ МБОУ ДОД «ДШИ № 58» № 95 от 16.10.2015 «О режиме рабочего времени в каникулярный период» был отменен, установлено время выполнения преподавателями и концертмейстерами МБОУ ДОД «ДШИ №58» педагогической, методической и организационной работы с 9.00 часов продолжительностью в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения другой части педагогической работы, которая не конкретизирована по количеству часов и вытекает из их должностных обязанностей, согласно трудовых договоров (с учетом дополнительных соглашений к трудовым договорам) преподавателей и концертмейстеров МБОУ ДОД «ДШИ № 58» (с равным распределением продолжительности по дням рабочей недели).

Пункт 3.1 приказа МБОУ ДОД «ДШИ № 58» № 101 от 28.10.2015 года «О режиме рабочего времени преподавателей и концертмейстеров МБОУ ДОД «ДШИ № 58» в каникулярный период по месту работы (в МБОУ ДОД «ДШИ № 58») издан согласно действующего законодательства РФ и в точности соответствует пункту 4.2. приказа Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 года № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», никаким образом не увеличивая рабочее время и не нарушая законные права работников МБУ ДО «ДШИ № 58».

В связи с изложенным, истец считает предписание незаконными и подлежащими отмене.

Ответчик ГИТ в Кемеровской области Новокузнецкий отдел в лице государственного инспектора труда ФИО1, возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 19 апреля 2016 года постановлено:

Признать Предписание Государственного инспектора труда в Кемеровской области 82\7-6657-15-ОБ\187\123\3 от 14.01.2016 г. незаконным.

В апелляционной жалобе представитель Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО1 просит решение суд отменить. Указывает, что индивидуальный трудовой спор возникает с момента заявления полномочному органу о разногласиях по вопросам применения норм трудового права.

Однако, работники МБУ ДО «Детская школа искусств № 58» не обращались в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Таким образом, данные вопросы не подлежат разрешению в рамках индивидуального трудового спора, в силу статьи 381 Трудового кодекса РФ.

Защита трудовых прав работников - это установленные государством средства и способы, с помощью которых осуществляется охрана трудовых прав и интересов, а также принудительное восстановление их в случае нарушения и возмещение при этом работнику в полном объеме материального ущерба и морального вреда.

Основанием возникновения трудовых споров является невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей одним из субъектов трудового правоотношения.

Восстановление нарушенного права может происходить путем выдачи предписания органами государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Основанием для внеплановой проверки послужило коллективное обращение работников МБУ ДО «Детская школа искусств № 58» о нарушении трудового законодательства, согласно абз. 5 ч. 4 ст. 360 Трудового кодекса РФ. Проверка проведена в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ.

В результате проведения проверки в МБУ ДО «Детская школа искусств № 58» составлен акт, выдано Предписание от 14.01.2016 № 82/7-6657-15-ОБ/187 /123/3 об устранении нарушений трудового законодательства РФ, которые были вручены руководителю.

Очевидность нарушений подтверждает и тот факт, что именно после проведения проверки и выдачи юридическому лицу предписания были выполнены пункты данного предписания (согласно срокам), что подтверждается предоставленными отчетами МБУ ДО «Детская школа искусств № 58» о выполнении предписания и приложенными к нему документами.

Относительно апелляционной жалобы представителем МБУ ДО «ДШИ «58» ФИО2 поданы возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе и возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что 24.10.2015 г. работники МБУ ДО «ДШИ № 58» ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 обратились в Государственную инспекцию труда в Кемеровской области с заявлением, в котором указывали на нарушение трудового законодательства при издании приказа директором школы «О режиме рабочего времени в каникулярный период».

Проверка Государственной инспекцией труда в отношении МБУ ДО «Детская школа искусств № 58» была проведена на основании распоряжения от 04.12.2015 № 82/7-6657-15-ОБ/187/123/1.

23.12.2015 года составлен акт проверки № 82/7-6657-15-ОБ/187/123/2.

14.01.2016 по результатам проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в Кемеровской области, в отношении МБУ ДО «ДШИ № 58» было вынесено предписание № 82/7-6657-15-ОБ/187/123/3 от 14.01.2016 об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Предписанием № 82/7-6657-15-ОБ/187/123/3 от 14.01.2016 на МБУ ДО «ДШИ № 58» возложена обязанность выполнить требования об устранении нарушений, отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

1. Привести сроки выплаты заработной платы работникам не реже, чем каждые полмесяца, в соответствии со ст. 136 ТК РФ, с учетом требований ст.ст. 190, 372 ТК РФ. В срок до 14.03.2016 года.

2. Привести в соответствии с требованиями ст.ст. 92, 212, 333 ТК РФ, Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» режим рабочего времени не более 36 часов в неделю с ФИО4, ФИО11, ФИО9, ФИО13 В срок до 14.03.2016.

3. Оплатить работу ФИО4, ФИО11, ФИО9, ФИО13, за период с сентября по декабрь 2015, как за сверхурочную работу (за пределами 36 часов в неделю), в соответствии со ст. 152 ТК РФ. В срок до 30.01.2016.

4. Соблюдать режим труда и отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, с учетом требований ст. 106 ТК РФ, п. 4.2. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических, и других работников образовательных учреждений, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», п. 4.7.2.1 Решения НГСНД от 30.03.2011 № 3/31 «О введении новой системы оплаты труда работников учреждений культуры образовательных учреждений дополнительного образования в сфере культуры города Новокузнецка» (с дополнениями и изменениями). В срок до 31.12.2016.

5. Вести точный учет рабочего времени и указывать фактически отработанное работниками время (в часах) в табелях учета рабочего времени, в соответствии со ст. 91 ТК РФ. В срок до 31.12.2016.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, данный вопрос подлежит разрешению в рамках индивидуального трудового спора, который в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статьей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Россией 11 апреля 1998 г., инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Между тем, судом установлено, что заявление работников МБУ ДО «Детская школа искусств № 58» ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО4, поданное в инспекцию труда, касалось вопроса неправильной оплаты их труда, в том числе за сверхурочное время, и несогласия с режимом работы в каникулярный период, установленного приказом работодателя. Из акта проверки государственного правового инспектора труда № 82/7-6657-15-ОБ/187/123/2 также следует, что внеплановая выездная проверка МБУ ДО «Детская школа искусств № 58» проведена в связи с обращением указанных работников МБУ ДО «Детская школа искусств № 58» по вопросу несогласия с приказом от 16.10.2015 № 95 «О режиме рабочего времени в каникулярный период». Проверка проведена в отношении продолжительности рабочего времени конкретных работников, обратившихся с заявлением в инспекцию труда (л.д. 99-102).

Таким образом, фактически работниками оспаривался приказ директора школы. Из пояснений Государственного правового инспектора труда ФИО1, данных в судебном заседании, также следует, что проверка проводилась по заявлению конкретных работников и только в отношении нарушения прав данных работников.

Представителем МБУ ДО «Детская школа искусств № 58» директором ФИО2 оспаривается законность предписания ГИТ на том основании, что оплата труда и режим рабочего времени указанных работников устанавливались в точном соответствии с нормами действующего законодательства.

В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно счел, что данные вопросы подлежат разрешению в рамках индивидуального трудового спора, который подлежит рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.

Исполнение истцом отдельных пунктов предписания не свидетельствует об отсутствии индивидуального спора, а подтверждает установленную законом обязательность исполнения предписаний ГИТ.

Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с данной судом оценкой представленных доказательств, к иному толкованию закона, что не может являться основанием для отмены постановленного судом решения.

Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 19 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Кемеровской области – без удовлетворения.

Председательствующий Н.Л. Жуленко

Судьи Т.Ю. Чунькова

Л.А. Молчанова