НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 25.05.2016 № 33А-6634

Судья Оленбург Ю.А. Дело № 33А–6634

Докладчик Шалагина О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда

в составе:

председательствующего Шалагиной О.В.,

судей Никулиной И.А., Быковой С.В.,

при секретаре Дорожкиной О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. административное дело по апелляционной жалобе ООО «Водоканал» на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка от 05 февраля 2016 года по делу по административному иску ООО «Водоканал» к Новокузнецкому городскому Совету народных депутатов о признании недействующим нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Водоканал» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим нормативного правового акта в части.

Просит признать Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 05.06.2014г. № 7/64 «О внесении изменений и дополнений в Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.09.2013г. №12/114 «О размерах платы граждан за коммунальные услуги и размерах компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям по коммунальным услугам»» недействующим со дня его принятия в части подпункта 1.3.1, которым изложены в новой редакции подпункты 2.4 пунктов 2.2 приложений № 1 к Порядкам расчета и организации предоставления из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению услуги.

Требования мотивированы тем, что решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 05.06.2014г. № 7/64 в части оспариваемых пунктов фактически отсрочивает получение организацией в полном объеме экономически обоснованных расходов в размере, утвержденном органом регулирования цен, до 31.12.2016г., в то время как действующее законодательство предписывает получение экономически обоснованных расходов ежемесячно и в срок не позднее 15-го числа месяца следующего за расчетным. Кроме того, устанавливая сроки оплаты, Новокузнецкий городской Совет народных депутатов превышает свои полномочия, так как органы местного самоуправления не уполномочены изменять установленные действующим законодательством сроки внесения оплаты за коммунальный ресурс.

В судебном заседании представитель Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Рутковский В.М. возражал против заявленных требований.

Определением Центрального районного суда г.Новокузнецка к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Администрация г.Новокузнецка, Комитет ЖКХ Администрации г.Новокузнецка.

Представитель администрации г.Новокузнецка Баскакова И.Ю. возражала против заявленных требований.

Представитель Комитета ЖКХ Администрации г.Новокузнецка в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором возражает против исковых требований.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 05 февраля 2016 года в удовлетворении требований ООО «Водоканал» отказано.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Водоканал» Чикурова А.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2016г., просит решение суда отменить, указывая, что оно полностью противоречит ст.422 ГК РФ, Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 года №2-П и Постановлению Пленума ВАС РФ от 06.12.2013г. №87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь РСО, вызванных межтарифной разницей».

Ссылается на то, что комитет ЖКХ Администрации г.Новокузнецка выставил ООО «Водоканал» муниципальный контракт на основании решения Новокузнецкого городского СНД № 12/114 от 79.09.2013 года и решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 05.06.2014 № 7/64. Условия муниципального контракта, который содержит в себе предельный срок оплаты «до 31.12.2016 года», т.е. через 2 года после наступления обязанностей у органа местного самоуправления, противоречит действующему законодательству РФ. Следовательно, муниципальный контракт в части срока оплаты нарушает нормы действующего законодательства РФ, ст.422 ГК РФ «договор и закон», Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах».

Не согласна с выводом суда об отсутствии в нормах действующего законодательства указания на обязанность предоставления субсидий в конкретные сроки, поскольку данные сроки вытекают из совокупности нормативно-правовых актов, а именно ч.1 ст.5, ст.12, ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.1 ст.155, п.2 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп.5 п.2 ст.3, ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п.38 и 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, п.22 и 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.

Полагает, что отсрочка оплаты на 2 года ставит ресурсоснабжающую организацию в трудное положение, так как свои обязательства перед потребителями РСО обязано выполнять круглосуточно и бесперебойно.

В связи с тем, что в соответствии с Жилищным Кодексом РФ собственники вносят плату за коммунальные услуги не позднее 15 числа месяца следующего за расчетным, субсидия в виде возмещения потерь, связанных с межтарифной разницей, должна быть выплачена в аналогичные сроки, так как является частью тарифа.

Из положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» следует, что хотя действующим законодательством на уровне федерального закона и не определены единые правила, регулирующие порядок и организацию предоставления из бюджета местного органа самоуправления компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги, в том числе и услуги холодного водоснабжения и водоотведения, это не означает, что орган местного самоуправления может произвольно определять предоставление подобной компенсации.

Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на холодное водоснабжение и водоотведение, субъектом, обязанным возместить организации ВКХ расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом этим публично-территориальным образованием должна быть установлена компенсация потерь и порядок компенсации потерь. Причем порядок возмещения не должен нарушать действующее законодательство РФ, а также права и свободы организации.

В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Рутковский В.М. Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Рутковского В.М., просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Рубана А.В., полагавшего решение суда отменить, производство по делу прекратить, рассмотрев дело в соответствии со ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27 сентября 2013 года № 12/114 «О мере социальной поддержки и размерах компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям по коммунальным услугам» были, в том числе, утверждены:

пунктом 1.3 - Порядок расчета и организации предоставления из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению услуги горячего водоснабжения и отопления, согласно приложению № 3 к данному Решению;

пунктом 1.4 - Порядок расчета и организации предоставления из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению услуги холодного водоснабжения и водоотведения, согласно приложению № 4 к данному Решению.

Пунктами 2.1 названных Порядков установлено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации заключают муниципальный контракт с Комитетом ЖКХ администрации города Новокузнецка на выплату компенсации выпадающих доходов по форме согласно приложениям № 1 к этим Порядкам.

В указанных приложениях № 1 приведена форма примерного муниципального контракта на выплату компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления (Порядок согласно приложению № 3 к Решению) и аналогичная форма примерного муниципального контракта на выплату компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения (Порядок согласно приложению № 4 к Решению).

Пунктами 2.4 примерных муниципальных контрактов (в первоначальной редакции Решения) было установлено, что «оплата Комитетом компенсации выпадающих доходов производится в течение 10 рабочих дней после зачисления финансирования на лицевой счет Комитета на основании счетов-фактур и согласованных сторонами актов о предоставлении компенсации».

Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27 сентября 2013 года № 12/114 опубликовано в печатном издании «Новокузнецк. Специальный выпуск», № 74, 28.09.2013г., вступило в силу со дня, следующего за днем официального опубликования, и распространяет действие на правоотношения, возникшие с 1 октября 2013 года (п.3 Решения).

Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 05 июня 2014 года № 7/64 в названное Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27 сентября 2013 года № 12/114 внесены изменения и дополнения. В частности, пунктом 1.3.1 Решения подпункты 2.4 пунктов 2.2 приложений № 1 к Порядкам приняты в новой редакции, в соответствии с которой пункты 2.4 примерных муниципальных контрактов предусматривают, что «оплата Комитетом компенсации выпадающих доходов производится на основании счетов-фактур и согласованных сторонами актов о предоставлении компенсации в срок до 31.12.2016».

Решение от 05 июня 2014 года № 7/64 опубликовано в газете «Новокузнецк», № 22, 12.06.2014 года и вступило в силу с 1.07.2014г. (п.2 Решения).

ООО «Водоканал», предоставляющее населению коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения и заключившее муниципальный контракт № ВК-5/1-НФУ от 12 августа 2014 года на выплату компенсации из местного бюджета выпадающих доходов (л.д.54-56), полагая нарушенными свои права на своевременное возмещение местным бюджетом выпадающих доходов при оказании этих услуг, обратилось в суд с настоящим иском о признании недействующим со дня принятия Решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 05 июня 2014 года № 7/64 в части пункта 1.3.1.

Фактически ООО «Водоканал» оспаривает установленный примерным муниципальным контрактом срок оплаты компенсации выпадающих доходов - до 31 декабря 2016 года.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а указание на срок оплаты не исключает оплаты ранее указанной даты и не нарушает права и законные интересы административного истца.

Судебная коллегия находит выводы суда неправильными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.

В силу ч.1 ст.208 КАС РФ (и аналогичных положений ранее действующей ст.251 ГПК РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как указано выше, ООО «Водоканал» является организацией, предоставляющей населению коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения. Коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления оно не предоставляет, муниципального контракта на выплату компенсации выпадающих доходов по коммунальным услугам горячего водоснабжения и отопления оно не заключало.

Следовательно, оспариваемое Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 05 июня 2014 года № 7/64 в той части, в которой внесены изменения в пункт 2.4 примерного муниципального контракта, являющегося приложением № 1 Порядка расчета и организации предоставления из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению услуги горячего водоснабжения и отопления, утвержденного пунктом 1.3 Решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27 сентября 2013 года № 12/114 согласно приложению № 3 к данному Решению, не затрагивает права, свободы и законные интересы ООО «Водоканал», которое не является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым Решением в указанной части.

При таких данных в силу положений п.3 ч.1 ст.128, ч.1 ст.208 КАС РФ у суда не имелось законных оснований для принятия и рассмотрения по существу заявленных ООО «Водоканал» требований в этой части.

В соответствии с ч.ч.1, 2, 4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения установлены ч.2 ст.5, ст.6 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктом 23 части 2 статьи 28 Устава Новокузнецкого городского округа к полномочиям городского Совета народных депутатов относится реализация полномочий, переданных на основании ч.2 ст.5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (ч.1).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (п.3 ч.2).

Как следует из Решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27 сентября 2013 года № 12/114, им утверждена форма примерного муниципального контракта на выплату компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения (Порядок согласно приложению № 4 к Решению).

В силу того, что названное Решение принято в установленном порядке органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, оно является нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, в том числе и в части утвержденной формы примерного муниципального контракта, следовательно, подлежит обязательному применению и исполнению на территории соответствующего муниципального образования.

Как следует из содержания примерного муниципального контракта, муниципальный контракт заключается между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка и организацией, предоставляющей населению коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения. Предметом контракта является порядок расчета и выплаты из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов этой организации, предоставляющей услуги по тарифам организаций коммунального комплекса, не обеспечивающим возмещение издержек. Контракт также включает в себя порядок расчетов, ответственность сторон, срок действия контракта, изменение и расторжение контракта и иные условия.

По своей сути примерный контракт представляет примерную форму гражданско-правового договора, содержащего его существенные условия, которые в обязательном порядке должны быть включены в договор, что прямо следует из предписаний пункта 2.1 Порядка расчета и организации предоставления из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению услуги холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с ч.1 ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора (ч.1). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (ч.4).

Согласно ст.427 ГК РФ в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати (ч.1). Примерные условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия (ч.3).

Из приведенных положений гражданского законодательства следует, что при заключении договора возможно использование формы примерного договора, в котором определяются примерные условия, общие для данного вида договоров с учетом их специфики, однако конкретные условия каждого договора определяются самими сторонами. Соответственно, форма примерного договора не может содержать конкретные условия.

Между тем установленное в пункте 2.4 примерного муниципального контракта условие о сроке оплаты компенсации выпадающих доходов является конкретным, определено календарной датой - до 31 декабря 2016 года, что противоречит самой природе формы примерного договора и не соответствует вышеуказанным положениям закона.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в главе 21 «Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов» устанавливает, что предметом судебного обжалования могут быть действующие нормативные правовые акты, которые нарушают права, свободы и законные интересы обратившегося лица.

Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.06.2015г. № 7/79 решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.09.2013г. № 12/114 «О мере социальной поддержки и размерах компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям по коммунальным услугам», как и решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 05.06.2014г. № 7/64 о внесении изменений и дополнений в решение от 27.09.2013г. № 12/114, признаны утратившими силу и не действуют с 1 июля 2015 года.

В соответствии частью 2 статьи 194 и пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является незаконным и подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка от 05 февраля 2016 года отменить, производство по делу прекратить.

Председательствующий:

Судьи:

"Согласовано" ________________ судья Щалагина О.В.