НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 23.06.2016 № 33-7806/2016

Судья: Гильманова Т.А. Дело № 33-7806/2016

Докладчик: Проценко Е.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июня 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Проценко Е.П.,

судей Хомутовой И.В., Сорокина А.В.,

при секретаре Паевском Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Проценко Е.П. гражданское дело по апелляционной жалобе главы Мариинского муниципального района ФИО1 на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 апреля 2016 года,

по иску ФИО2 к администрации Мариинского муниципального района об исчислении стажа муниципальной службы,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском к администрации Мариинского муниципального района, в котором просит исчислить стаж муниципальной службы.

Требования мотивировал тем, что он работал заведующим правовым отделом Администрации Мариинского района, и 23.10.2002 года был уволен по ее ликвидации.

Решением Мариинского городского суда от 12.02.2004г. восстановлен в прежней должности с 24.10.2002. Исполнительный лист о восстановлении на работе был утрачен. Дубликат исполнительного листа получить не представилась возможность.

Для установления ему пенсии за выслугу лет 03.12.2015г. он обратился к ответчику с заявлением об исчислении стажа муниципальной службы Мариинского муниципального района. Просил включить в стаж муниципальной службы 15л 6м 26 дн по стажу на 01.10.1996, на основании архивной справки от 12.11.2015 (распоряжение №.. .) от 16.12.1996 «Об утверждении стажа для назначения ежемесячных надбавок за выслугу лет для работников администрации района» и 6л.0м.23дн с 01.10.1996 по 23.10.2002, а всего 21г7м.19дн. В соответствии с п.2ст.12 Закона Кемеровской области от 30.062007 № 103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» если лицу, поступившему на муниципальную службу до вступления в силу настоящего Закона были зачтены периоды работы (службы) не указанные в ст.7 и п.2ст.8 настоящего Закона, данные периоды учитываются при установлении пенсии за выслугу лет. Представил определение суда от 24.01.2011г. о переходе прав и обязанностей администрации Мариинского района администрации Мариинского муниципального района.

30.12.2015 ответчик сообщил, что «исчислить стаж муниципальной службы не представляется возможным, так как не представлены необходимые документы».

На его заявление от 12.01.2016 на имя главы Мариинского муниципального района об издании правового акта 19.01.2016 ему отказано -комиссия по определению стажа не исчислила ему стаж муниципальной службы.

Ответчик не учел, что 24.11.1993 № 2020-РБ зам.министра труда РФ ФИО3 разъяснил органам местного самоуправления, что Постановлением Министерства Труда РФ от 09.08.1993 № 145 с 01.09.1993 вводятся ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет. Согласно приложению к Постановлению стаж работы о надбавке за выслугу лет определяется комиссией по установлению трудового стажа, утверждаемой руководителем. Документом, определяющим общий стаж работы на получение ежемесячных надбавок за выслугу лет, является трудовая книжка.

Комиссия по определению стажа работникам администрации Мариинского района на основании трудовой книжки в соответствии с действующими нормами трудового права исчислила ему стаж работы для выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу по состоянию на 01.10.1996- 15л 6м 26 дн. Исчисленный стаж утвержден правовым актом и.о.главы администрации 16.12.1996, имеет юридическую силу и не подлежит пересмотру.

На основании вышеизложенного, для издания правового акта главой Мариинского муниципального района о стаже муниципальной службы просит обязать комиссию по рассмотрению вопросов исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих Мариинского муниципального района исчислить ему стаж муниципальной службы по состоянию на 23.10.2002г.- 21 год 7 месяцев 19 дней.

21.03.2016 истец ФИО2 изменил исковые требования и просил суд обязать комиссию по рассмотрению вопросов исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих Мариинского муниципального района принять решение об исчислении ему стажа муниципальной службы 15 лет 4 месяца 7 дней.

24.03.2016 истец ФИО4 дополнил исковые требования и просил суд исчислить стаж муниципальной службы 15 лет 4 месяца 7 дней и включить в него следующие периоды работы (службы): с 27.11.1956 по 03.08.1959- прохождение срочной службы в Советской Армии; с 01.11.1992 по 30.06.1994-юрисконсульт Мариинского хлебоприемного предприятия; с 01.07.1994 по 31.12.1994 -юрист Администрации Мариинского района; с 01.01.1995 по 23.10.2002 - заведующий правовым отделом администрации Мариинского района.

В судебном заседании истец ФИО2 измененные и дополненные им исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Мариинского муниципального района ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать в связи с пропуском истцом срока исковой давности.

Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 апреля 2016 года постановлено:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Исчислить ФИО2 стаж муниципальной службы 15 лет 4 месяца 2 дня и включить в него следующие периоды работы (службы): с 27.11.1956 по 03.08.1959 период прохождения срочной службы в Советской Армии; с 01.11.1992 по 30.06.1994 период работы в должности юрисконсульта Мариинского хлебоприемного предприятия; с 01.07.1994 по 31.12.1994 период работы в должности юриста Администрации Мариинского района; с 01.01.1995 по 23.10.2002 период работы в должности заведующего правовым отделом администрации Мариинского района (л.д. 125-134).

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Мариинского муниципального района просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.

Суд не учел, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Кемеровской области от 30.06.2007 № 103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» для рассмотрения вопросов по исчислению стажа муниципальной службы в органе местного самоуправления создается комиссия.

Суд не принял во внимание, что в администрации Мариинского муниципального района распоряжением Главы Мариинского района от 14.05.2008 № 100-р «О создании комиссии по рассмотрению вопросов исчисления стажа муниципальной службы» создана комиссия по рассмотрению вопросов исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих Мариинского муниципального района, утвержден её состав и положение.

21.12.2015 года на заседании комиссии было рассмотрено заявление ФИО2 об исчислении стажа муниципальной службы, согласно которому исчислить стаж муниципальной службы не представилось возможным, так как им не представлены в комиссию необходимые документы, что подтверждается письменными материалами дела.

В настоящее время решение комиссии является действующим и никем не оспорено.

Полагает, что суд подменил полномочия комиссии и тем самым, нарушил нормы материального права.

Суд необоснованно пришел к выводу о том, что факт работы ФИО2 в администрации Мариинского муниципального района подтвержден записями в трудовой книжке.

Также суд необоснованно включил в стаж муниципальной службы прохождение истцом срочной службы в Советской Армии в двойном размере.

Судом не принято во внимание, что истцом пропущен срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, который истек 23.01.2003г., поскольку истец был уволен 23.10.2002г. и с указанной даты ему было известно о его стаже муниципальной службы и ее периодах (л.д. 137-138).

На апелляционную жалобу истцом принесены возражения (л.д. 142).

Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в соответствие с ч.3 ст. 167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотрет дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, относительно доводов жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, истец в период с 28.07.1994г. по 01.01.1995г. работал юристом администрации Мариинского района.

С 01.01.1995г. по 23.10.2002г. заведующим правовым отделом администрации Мариинского района.

Судом включены указанные период в стаж муниципальной службы, с чем не согласен ответчик.

В соответствие с п.4 ст. 25 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Ответчик, указывая на то, что такого закона материалы дела не содержат, полагает данное обстоятельство одним из оснований к отказу в иске.

Действительно, в материалах дела отсутствует закон, действующий на территории Мариинского муниципального района или г.Мариинска, позволяющий исчислить стаж муниципальному служащему, однако данное обстоятельство, по мнению коллегия не может негативным образом отражаться на правах гражданина, в том числе на праве получения муниципальной пенсии.

Коллегия полагает, что при отсутствии данного закона следует руководствоваться законами Кемеровской области и Федеральными законами.

Статус муниципальной службы был определен Законом от 08.01.1998г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

Кроме того, в период работы истца действовал Федеральный закон от 31.07.1995г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации»

В статье 1 Закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» указывалось, что муниципальная должность – должность в органах местного самоуправления, образуемая в соответствие с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение данных обязанностей.

К муниципальным должностям относятся в том числе иные муниципальные должности ( закрытый перечень не приведен) в законе.

Муниципальная служба – профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной (статья 2 Закона).

В соответствии с п.2 ст. 4 Закона законодательное регулирование муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим федеральным законом, другими федеральными законами.

В соответствие с п.1 ст. 18 Закона на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полной мере распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые законами субъекта Российской Федерации и Федеральными законами.

В соответствие со ст. 19 в стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы в муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях. Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.

Во исполнение данного закона субъекты РФ должны были принять местные законы, регулирующие прохождение муниципальной службы. Такого закона ни истцом ни ответчиком, как указано выше представлено не было.

В части первой статьи 33 Устава Мариинского района ( принят на референдуме 17 декабря 1995г.) указывается, что в составе администрации района создаются функциональные, отраслевые и иные подразделения.

Распоряжением №271-р от 30.10.1998г. «О мерах по совершенствованию структуры администрации Мариинского района» утвержден перечень подразделений Администрации Мариинского района и штатное расписание. Структурным подразделением администрации Мариинского района является правовой отдел администрации Мариинского района, в котором предусмотрен и заведующий отделом.

Судом достаточно полно и подробно проанализированы распоряжения администрации, архивные выписки, относящиеся к периоду работы истца с 01.07.1994г. по 23.10.2002г. Коллегия полагает законным и обоснованным вывод суда о том, что в приведенный выше период истец находился на муниципальной службе, получал заработную плату из муниципального бюджета. Следовательно, этот период подлежит включение в стаж муниципальной службы.

Довод апеллянта относительно того, что истец не замещал муниципальную должность в администрации Мариинского муниципального района, что подтверждается справкой (л.д.40), не служит основанием к отказу в удовлетворениии требований о включении в муниципальный стаж периода работа юристом и зав. отделом.

Действительно, истец не замещал муниципальную должность в администрации Мариинского муниципального района, а работал в администрации Мариинского района.

Однако, администрация Мариинского муниципального района является правопреемником администрации Мариинского района, впоследствии администрации г.Мариинска и Мариинского района. Данное обстоятельство нашло отражение в решении суда от 12 февраля 2014 г. (л.д.44-46). В октябре 2002г. уволен в связи с ликвидацией администрации Мариинского района. Упразднение одних муниципальных образований и создание новых происходит в результате реорганизации а не ликвидации п.1ч.1ст.1 Закона Кемеровской области «О муниципальных образованиях в Кемеровской области и порядке их реорганизации».

Коллегия полагает, что истец выбрал надлежащий способ защиты права. В компетенцию Комиссии по рассмотрению вопросов исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих Мариинского муниципального района входят вопросы подготовки рекомендаций по определению стажа муниципальной службы. Только работодатель издает правовой акт, определяющий стаж муниципальной службы муниципального служащего (л.д.29). То есть истец не обязан был до обращения в суд обжаловать решение комиссии, заключение которой носит рекомендательный характер.

Довод относительно отсутствия правого акта муниципального образования об исчислении стажа муниципальной службы, не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку неисполнение закона ответчиком не является основанием к отказу в иске.

Коллегия полагает также законным и обоснованным решение суда в части включения в стаж муниципальной службы службу по призыву в двойном размере.

В п.4 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2011 N 1648н, установлено, что исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном п.3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных па военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Ссылка апеллянта на Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2013г. №960-О не влияет на существо обжалуемого решения, поскольку касается иной правовой ситуации.

В настоящее время действует Закон Кемеровской области «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» от 30 июня 2007г. В п.3 ст. 7 приведенного Закона указывается, что исчисление стажа муниципальной службы производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж муниципальной службы в порядке, установленном ФЗ «О воинской службе». То есть служба по призыву учитывается в двойном размере.

Довод относительно пропуска срока на обращение в суд, содержит по существу несогласие с позицией суда, который пришел к обоснованному выводу о том, что этот срок не пропущен.

В то же время, коллегия полагает, что решение суда в части включения в стаж муниципальной службы периода работы истца с 01.11.1992г. по 30.06.1994г. не соответствует фактическим обстоятельствам, установленным по делу.

Суд правильно указал, что рассмотрение вопросов о включении в стаж гражданской службы гражданского служащего иных периодов работы возможно в исключительных случаях, если характер деятельности, связанный с исполнением должностных обязанностей в периоды работы, предлагаемые к включению в стаж гражданской службы и приобретенные при этом знания и опыт были необходимы для выполнения этим гражданином функций в соответствии с его должностным регламентом ( Пункт 3 Положения «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы Кемеровской области периодов работы…», утв. 25.09.2008г. №413 Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области.

В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что работа юристом на хлебокомбинате являлась необходимой для замещения должности юриста в администрации Мариинского района.

Кроме того, определение исключительности тех или иных обстоятельств, позволяющих включить в муниципальный стаж иные периоды работы, относится исключительно к компетенции ответчика. Суд не вправе подменять своим решением решение государственного или муниципального органа власти. Коллегия учитывает, что в материалах дела представлены распоряжения администрации об исчислении стажа для надбавок (л.д. 41-43). Однако из данных распоряжений не следует что исчислялся стаж именно муниципальной службы, из распоряжений можно сделать вывод об общем трудовом стаже.

Коллегия полагает, что решение суда в этой части подлежит отмене.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 апреля 2016 года в части включения в стаж муниципальной службы ФИО2 периода работы с 01.11.1992г. по 30.06.1994г. в должности юрисконсульта Мариинского хлебоприемного предприятия отменить, апелляционную жалобу администрации Мариинского муниципального района удовлетворить частично.

В отмененной части вынести новое решение.

Отказать ФИО2 во включении в стаж муниципальной службы периода работы с 01.11.1992г. по 30.06.1994г. в должности юрисконсульта Мариинского хлебоприемного предприятия.

В остальной части решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мариинского муниципального района без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Согласовано. Судья Е.П. Проценко

23.06.2016г.