НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 23.05.2018 № 33А-5209

Судья Данилова О.Н. Дело № 33А–5209

Докладчик Шалагина О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда

в составе:

председательствующего Шалагиной О.В.,

судей Зиновьевой К.В., Пронченко И.Е.,

при секретаре Ламбиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. административное дело по апелляционной жалобе Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 1 марта 2018 года по делу по административному иску Кастуевой Елены Павловны к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в адрес объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛА:

Кастуева Е.П. обратилась в суд с административным иском к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в адрес объектов недвижимости.

Требования мотивированы тем, что она является собственником двухэтажного жилого дома с кадастровым номером , площадью 142,7 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.12.2016г.

Также она является собственником земельного участка площадью 1140+/-11 кв.м. с кадастровым номером , адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, который ранее находился в государственной собственности, а в последующем был приобретен ею в собственность по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.03.2017 года.

Земельный участок и жилой дом расположены в Орджоникидзевском районе г.Новокузнецка в границах ДНТ «Островок», которое как юридическое лицо прекратило свою деятельность в связи с исключением 02.05.2017г. из ЕГРЮЛ.

Она намерена владеть и пользоваться жилым домом и земельным участком по назначению, поэтому считает, что присвоенная адресация жилому дому должна содержаться в государственном адресном реестре. В настоящее же время, несмотря на присвоенный адрес, таковая государственная регистрация отсутствует, так как регистрация адреса произошла «внутри» ДНТ «Островок» без указания элементов дорожно-уличной сети (улица, проспект, бульвар и т.д.).

Отсутствие в присвоенном жилому дому адресе элементов дорожно-уличной сети (улица, проспект, бульвар и т.д.) не позволяет его включить в государственный адресный реестр и внести данные в ФИАС (Федеральной информационной адресной системы), поскольку основанием для внесения данных в ФИАС являются решения о присвоении, изменении и аннулировании адреса объекта адресации органов местного самоуправления, органов государственной власти городов федерального значения. Тем самым нарушаются ее права, так как фактически она лишена права на предоставление государственных и муниципальных услуг, не может воспользоваться услугами почтовой связи, услугами скорой помощи и другими услугами.

В связи с этим в октябре 2017 года она обратилась в Комитет градостроительства и земельных ресурсов с заявлением о внесении изменений в присвоенный вышеуказанным объектам адрес.

Уведомлением Комитета градостроительства и земельных ресурсов Новокузнецкого городского округа № 10000-04 от 23.10.2017г. ей было отказано о внесении изменений в адрес в связи с отсутствием элемента дорожно-уличной сети.

Считает, что поскольку жилой дом, расположенный в садоводческом обществе, которое ликвидировалось, является созданным, состоит на государственном учете, право собственности на данный объект, а также на земельный участок под этим домом, зарегистрировано в установленном порядке, дом расположен в черте города, в Орджоникидзевском районе, в зоне малоэтажной жилой застройки в непосредственной близости с улицей Технологической, то препятствий для присвоения адреса не имеется, отказ административного ответчика является незаконным.

Просит признать незаконным отказ Комитета градостроительства и земельных ресурсов Новокузнецкого городского округа № 10000-04 от 23.10.2017 г. о внесении изменений в присвоенный объектам недвижимости адрес - жилому дому и земельному участку; обязать Комитет градостроительства и земельных ресурсов Новокузнецкого городского округа внести изменения в адрес, присвоенный жилому дому с земельным участком, присвоив элемент дорожно-уличный сети, наименование улицы, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу в рамках действующего законодательства.

Представитель административного ответчика Борисов М.М. в судебном заседании заявленные требования не признал.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 1 марта 2018 года постановлено:

Признать незаконным решение Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка от 23.10.2017г. № 10000-04 об отказе во внесении изменений в присвоенный адрес объектам недвижимости: жилому дому с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес> земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: Российская <адрес>

Обязать Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка устранить допущенные нарушения.

В апелляционной жалобе представитель Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г.Новокузнецка Борисов М.М., действующий на основании доверенности от 27.12.2017 года, просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что в пункте 12 Правил в случае присвоения наименований элементам планировочной структуры и элементам улично-дорожной сети изменения или аннулирования их наименований, изменения адресов объектов адресации, решения по которым принимаются уполномоченными органами, осуществляется одновременно с размещением уполномоченным органом в государственном адресном реестре сведений о присвоении наименований элементам планировочной структуры и элементам улично-дорожной сети, об изменении или аннулировании их наименований в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра. Поскольку на территории садового общества нет элемента улично-дорожной сети (улица, переулок, проезд и пр.), оснований для внесения изменений в адрес у Комитета не имелось.

Вывод суда о проведении мероприятий по разработке и подготовке документации по планировке территории с указанием элемента улично-дорожной сети является неверным, поскольку проводить мероприятия по разработке и подготовке документации по планировке территории с целью установить элементы улично-дорожной сети в зоне коллективных садоводств не предусмотрено нормами действующего законодательства. Проведение мероприятий по планировке территории не входит в обязанности органа местного самоуправления.

В соответствии с зонированием, установленным Правилами землепользования и застройки города Новокузнецка, земельный участок и жилой дом, в отношении которого запрашивалось присвоение адреса, расположены в зоне СХ-2 - зона коллективных садоводств. Жилая застройка как вид разрешенного использования в данной территориальной зоне не предусмотрена, при этом могут находиться отдельно взятые жилые дома, но вид разрешенного использования участка от этого не изменится. В связи с этим присвоение, изменение и аннулирование адресов должно производиться на основании решений, принятых правлением соответствующего садового (дачного) общества в соответствии с требованиями Федерального закона от 15.04.1998 года № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Поскольку в данном случае ДНТ «Островок» ликвидировано, иное общество не создано, такое решение не может быть принято, в связи с чем внести изменение в адрес земельного участка и жилого дома не представляется возможным.

Отказ во внесении изменений в адрес объекта недвижимости не нарушает права заявителя, поскольку существующий адрес, присвоенный объекту, имеется на всех информационных ресурсах, которые находятся в свободном доступе для физических и юридических лиц, предоставляющих информацию о месторасположении объектов недвижимости (Дубль Гис и пр.), что позволяет идентифицировать объект и его месторасположение.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно подп.27 п.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.

Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.11.2014г. № 1221, установлены порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, требования к структуре адреса.

Согласно п.6 указанных Правил присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.

В соответствии с положениями п.7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил. Изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.

Согласно п.п.12, 13 Правил в случае присвоения наименований элементам планировочной структуры и элементам улично-дорожной сети изменения или аннулирования их наименований, изменения адресов объектов адресации, решения по которым принимаются уполномоченными органами, осуществляется одновременно с размещением уполномоченным органом в государственном адресном реестре сведений о присвоении наименований элементам планировочной структуры и элементам улично-дорожной сети, об изменении или аннулировании их наименований в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра. Изменение адреса объекта адресации в случае изменения наименований и границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов осуществляется на основании информации Государственного каталога географических названий и государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, предоставляемой оператору федеральной информационной адресной системы в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.

Заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право пожизненно наследуемого владения; право постоянного (бессрочного) пользования (п.27 Правил).

В силу п.40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случае, если:

а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил;

б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;

в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;

г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8-11 и 14-18 настоящих Правил.Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения (п.41).

Из материалов дела следует и установлено судом, что Кастуева Е.П. является собственником двухэтажного жилого дома, кадастровый номер , площадью 142,7 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, и земельного участка площадью 1140+/-11кв.м. с кадастровым номером , адрес (местонахождение) объекта: <адрес> Право собственности ее на объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке в 2016 и 2017 году, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 11.12.2015г.

Дачное некоммерческое товарищество «Островок», ОГРН 1124253006272, ИНН 4253009731 (ДНТ «Островок»), прекратило свою деятельность 02.05.2017г., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц.

02.10.2017г. Кастуева Е.П. обратилась в Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка с заявлением, в котором просила внести изменения в ранее присвоенный адрес объектов адресации – вышеуказанных жилого дома с земельным участком в части указания элемента дорожно-уличной сети, присвоив наименование улицы. В обоснование заявления указала, что она намерена пользоваться домом и земельным участком по назначению, зарегистрироваться в доме по месту жительства. Поскольку в настоящее время государственная регистрация адреса объектов отсутствует, фактически регистрация адреса произошла внутри ДНТ «Островок» без указания элементов улично-дорожной сети, то должна быть произведена адресация с размещением ее в государственном адресном реестре.

В ответе на обращение от 23.10.2017г. № 10000-04 Комитет градостроительства и земельных ресурсов отказал Кастуевой Е.П. в изменении адреса в связи с отсутствием элемента улично-дорожной сети со ссылкой на п.12 Правил, указав, что элементы улично-дорожной сети являются частью городских путей сообщения, обеспечивающих необходимые грузовые и пассажирские связи. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями, утвержденными распоряжением администрации г.Новокузнецка от 19.10.2016г. № 1766 «Об утверждении документации по проекту планировки улично-дорожной сети Новокузнецкого городского округа» в соответствии с единым реестром адресных наименований г.Новокузнецка.

В судебном заседании представитель административного ответчика в обоснование возражений ссылался также на п.«г» п.40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Комитета от 23.10.2017г. об отказе изменения адреса объектам недвижимости является незаконным, в связи с чем принял решение об удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия полагает решение суда по существу правильным.

Пунктом 21 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения об адресе объекта недвижимости.

Согласно ст.2 Федерального закона от 28.12.2013г. № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать. Государственный адресный реестр – это государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах.

В государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов. В случае изменения или аннулирования адреса ранее внесенные в государственный адресный реестр сведения об адресе сохраняются в государственном адресном реестре со статусом "архивная информация" (ч.1 ст.4 названного Федерального закона).

В соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов структура адреса включает в себя следующую последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами: наименование страны (Российская Федерация); наименование субъекта Российской Федерации; наименование муниципального района, городского округа или внутригородской территории (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; наименование городского или сельского поселения в составе муниципального района (для муниципального района) или внутригородского района городского округа; наименование населенного пункта; наименование элемента планировочной структуры; наименование элемента улично-дорожной сети; номер земельного участка; тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства; тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении (п.44).

При описании адреса используется определенная последовательность написания адреса, соответствующая последовательности адресообразующих элементов в структуре адреса, указанная в пункте 44 настоящих Правил (п.45).

Перечень адресообразующих элементов, используемых при описании адреса объекта адресации, зависит от вида объекта адресации (п.46).

Обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов) (п.47).

Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации (п.48).

Структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 настоящих Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); номер земельного участка (п.49).

Структура адреса здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 настоящих Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства (п.50).

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2015г. № 492 адреса объектов адресации, как и кадастровые номера объектов недвижимости, являющихся объектами адресации, подлежат размещению в государственном адресном реестре (п.п.4, 6 Состава сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре).

Установленный Правилами порядок присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса также предусматривает, что решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения. Датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр (п.п.25, 26 Правил).

Таким образом, адрес объекта недвижимости имеет самостоятельное правовое значение, содержит в себе описание, позволяющее идентифицировать объект недвижимости, и может считаться присвоенным в соответствии с законом в случае, если соблюден порядок его присвоения с внесением сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр.

Из обстоятельств дела следует, что указанные в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости адреса принадлежащих административному истцу жилого дома и земельного участка по адресообразующим элементам структуре адреса не соответствуют, решения уполномоченного органа местного самоуправления о присвоении адресов в установленном законом порядке в материалах дела отсутствуют, в государственный адресный реестр сведения об адресах не внесены, и, обращаясь с заявлением в Комитет, Кастуева Е.П. указывала фактически на отсутствие адреса у данных объектов недвижимости. В связи с этим при рассмотрении ее заявления Комитет должен был разрешить вопрос о присвоении адреса спорным объектам в установленном порядке.

Пунктом 40 Правил предусмотрен перечень случаев, когда может быть отказано в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Поскольку при рассмотрении дела административный ответчик ссылался на наличие оснований для отказа в присвоении адреса спорным объектам, предусмотренных подп. «г» п.40 Правил, суд первой инстанции правомерно указал на то, что исходя из положений п.п.5, 8-11, 14-18 Правил отсутствие элементов улично-дорожной сети не является основанием для отказа в присвоении адреса объекту адресации. При этом также следует отметить, что в материалах дела не имеется доказательств отсутствия элементов улично-дорожной сети на спорной территории, а отсутствие их наименования не означает, что таких элементов нет.

Суд обоснованно не согласился с доводами Комитета о том, что, поскольку дом и земельный участок, принадлежащие административному истцу, расположены в зоне СХ-2 - зона коллективного садоводства, то присвоение и (или) аннулирование адресов должно производиться на основании решений, принятых Правлением соответствующего садового (дачного) общества.

Федеральным законом от 15.04.1998 года № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не регламентированы вопросы присвоения, изменения или аннулирования адресов объектов адресации, расположенных на территории дачного объединения граждан, к компетенции общего собрания или органов управления эти вопросы не отнесены.

В то же время из положений пунктов 29, 34 Правил следует, что с заявлением о присвоении адреса вправе обратиться и члены садоводческого, огороднического, дачного некоммерческих объединениях граждан, в том числе через уполномоченного ими представителя. При этом не предусмотрено приложение к заявлению какого-либо решения Правления садового (дачного) общества о присвоении адреса.

Кроме того, нормами вышеприведенного законодательства, регулирующего вопросы присвоения, изменения или аннулирования адресов, не установлено каких-либо особенностей либо различий в присвоении адресов объектам адресации в зависимости от территориальной зоны, в которой они расположены.

Таким образом, обязанность по присвоению, изменению, аннулированию адресов возлагается исключительно на уполномоченный орган местного самоуправления независимо от того, что спорные объекты адресации расположены на территории прекратившего свою деятельность ДНТ «Островок».

В противном случае, если следовать позиции Комитета, собственники объектов недвижимости, расположенных на территории ДНТ «Островок», вообще лишены возможности когда-либо присвоить адрес жилому дому и земельному участку, что противоречит требованию обязательности адреса, установленному подп. «б» п.3 Правил, в соответствии с которым каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно признал оспариваемый отказ незаконным и справедливо возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, но не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального или процессуального права, ввиду чего не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 01 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Шалагина О.В.

Судьи: Пронченко И.Е.

Зиновьева К.В.