Судья Кострова Т.В. Дело № 33А–11845
Докладчик Шалагина О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Бегуновича В.Н., Пушкаревой Н.В.,
при секретаре Циглер М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. административное дело по апелляционной жалобе АО «Кемеровская теплосетевая компания» на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 30 сентября 2015 года по делу по административному иску Акционерного Общества «Кемеровская теплостетвая компания» к Отделу государственной инспекции дорожного движения Управления внутренних дел по городу Кемерово о признании незаконным предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения от 28 апреля 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Отдела государственной инспекции дорожного движения Управления внутренних дел по городу Кемерово от 28 апреля 2015 года.
Требования, с учетом дополнения, мотивированы тем, что 28 апреля 2015 года заместителем главного государственного инспектора безопасности дорожного движения подполковником полиции Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городу Кемерово Беловым С.В. в адрес юридического лица ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» было выдано предписание, которым было предписано исключить эксплуатацию транспортных средств, не оборудованных техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами), а равно с незаполненными тахографами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей.
Предписание считает незаконным, поскольку в соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Положения «О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, предписания даются главным государственным инспектором безопасности дорожного движения. Между тем в нарушение указанного положения оспариваемое предписание от 28.04.2015 года выдано заместителем главного государственного инспектора безопасности дорожного движения, что влечет его незаконность.
За неисполнение предписания должностного лица в установленный срок наступает административная ответственность, в связи с чем предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Между тем указание на конкретные пункты нормативных правовых актов, нарушение которых вменяется АО «Кемеровская теплосетевая компания», в предписании от 28.04.2015 года отсутствует. Предписание не содержит сведений о том, какие именно нарушения требований безопасности дорожного движения допущены Обществом, что нарушает права и законные интересы Общества. Из текста предписания не представляется возможным установить, какие конкретно транспортные средства, принадлежащие Обществу, подвергались проверке, так как акт проверки не составлялся.
Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, определены Приказом Минтранса России от 13.02.2013 года №36, в приложении № 2 к которому содержится перечень транспортных средств, на которые устанавливаются тахографы, при этом указанное приложение содержит исключения - транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог.
По своему определению коммунальное хозяйство - это совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения и промышленных предприятий водой, электроэнергией, газом.
Исходя из видов деятельности, указанных в Уставе и уведомлении Кемеровостата от 04.05.2012 и фактически осуществляемых АО «Кемеровская теплосетевая компания», общество является организацией, которая производит обеспечение населения и предприятий г. Кемерово и Кемеровского района тепловой энергией и горячей водой.
Кроме того, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (арендодатель) и АО «Кемеровская теплосетевая компания» (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества города Кемерово № 13/517 от 01.07.2013 года, согласно которому, арендодатель передал, а арендатор принял во временное возмездное владение и пользование муниципальное движимое имущество - автотранспорт, самоходные машины без экипажа, указанное в Приложении №1 (п. 1.1 договора). При этом в пункте 1.2 указанного договора назначение имущества: содержание, обслуживание и эксплуатация в целях обеспечения деятельности по оказанию услуг по предоставлению населению и прочим потребителям на территории муниципального образования «Город Кемерово» тепловой энергии.
Таким образом, с учетом приложения N 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 N 36 АО «Кемеровская теплосетевая компания» освобождено от обязанности по оснащению тахографами транспортных средств.
Управление транспортными средствами, принадлежащими Обществу, осуществляется на основании путевых листов, в которыхе отражается время выезда из гаража, время возвращения в гараж, а также пробег автомобиля. С учетом данных, отраженных в путевом листе, можно проверить фактическое время нахождения водителя в пути на данном автомобиле. Кроме того, в АО «Кемеровская теплосетевая компания» 8 часовой рабочий день с перерывом на обед 1 час, в связи с чем переработка водителя исключена.
Все вышеуказанные нарушения, допущенные административным органом при вынесении предписания от 28.04.2015 в отношении Общества, являются грубыми процессуальными нарушениями, что влечет признание незаконным и отмену оспариваемого предписания.
Просит признать незаконным и отменить вынесенное заместителем главного государственного инспектора безопасности дорожного движения подполковником полиции Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городу Кемерово Беловым С.В. предписание от 28 апреля 2015 года.
В судебном заседании представитель ОГИБДД УМВД России по г. Кемерово Братчиков А.Н. заявленные требования не признал.
Решением Центрального районного суда города Кемерово от 30 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований АО «Кемеровская теплосетевая компания» отказано.
В апелляционной жалобе представитель АО «Кемеровская теплосетевая компания» Лихачева Н.В., действующая на основании доверенности от 16.07.2014 года, просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, приведенные в исковом заявлении. Также указывает на то, что судом ошибочно сделан вывод о том, что АО «Кемеровская теплосетевая компания» обязано установить тахографы, так как владеет транспортными средствами категории № 3 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн), которые используются в коммерческой деятельности. Исходя из целей и видов деятельности АО «Кемеровская теплосетевая компания», с учетом приложения N 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 N 36, транспортные средства, используемые АО «Кемеровская теплосетевая компания», относятся к транспортным средствам коммунального хозяйства, являющимся исключением из требований по оснащению транспортных средств тахографами. Следовательно, на Общество не может быть возложена обязанность по оснащению транспортных средств тахографами.
На апелляционную жалобу заместителем начальника ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово Беловым С.В. поданы возражения.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель АО «Кемеровская теплосетевая компания» не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав представителя ОГИБДД Управления МВД России по г.Кемерово Зыкова В.В., просившего решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия на находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложена обязанность организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный Приказом Минтранса России от 21.08.2013г. № 273, разработан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы» и устанавливает процедуру оснащения тахографами транспортных средств, категории и виды которых утверждены приказом Минтранса России от 13 февраля 2013г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», и сроки оснащения транспортных средств тахографами (п.1 Порядка).
Настоящий Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха (п.2 Порядка).
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В соответствии с подп. «б» п.12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998г. № 711, госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах;
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 28 апреля 2015 года заместителем главного государственного инспектора безопасности дорожного движения подполковником полиции Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Кемерово Беловым С.В. в адрес юридического лица ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» выдано предписание, которым в целях устранения нарушений требований Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказа Минтранса РФ от 21.08.2013г. № 273, приказа Минтранса РФ от 13.02.2013г. № 36, Правил дорожного движения РФ, постановления Правительства РФ от 10.05.2010г. № 316, выявленных 28 апреля 2015 года при проведении проверки технического состояния и контроля за конструкцией транспортных средств при надзоре за дорожным движением, предписано исключить эксплуатацию транспортных средств, не оборудованных техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей (л.д.71).
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данным выводом.
В соответствии с приложением № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» тахографами оснащаются транспортные средства, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).
Согласно п.3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 21.08.2013г. № 273, оснащение тахографами транспортных средств категории (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, производится до 1 сентября 2014 года.
Согласно п.2 названного Порядка он применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.
Из обстоятельств дела следует, что в апреле 2015 года был выявлен факт управления водителем Бойковым Д.А. автомобилем КАМАЗ 55111, г/н В 259 МВ 42, не оборудованным тахографом, эксплуатируемым ОАО «Кемеровская теплосетевая компания», за что водитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ (л.д.82-84).
Административным истцом не оспаривается и в материалах дела не содержится сведений о том, что указанный автомобиль КАМАЗ 55111 не относится к транспортным средствам категории N3, используемым для перевозки грузов, не относящихся к опасным, которые должны быть оснащены тахографами.
Как следует из карточки учета транспортных средств, разрешенная максимальная масса транспортного средства КАМАЗ 55111, г/н В 259 МВ 42, составляет 22200 кг.
Таким образом, АО «Кемеровская теплосетевая компания» является владельцем транспортных средств категории N3, которые используются для коммерческой деятельности и подлежат оснащению тахографами.
Доводы АО «Кемеровская теплосетевая компания» о том, что Общество относится к коммунальным организациям, в связи с чем автомобили организации не должны быть оснащены тахографами, были проверены судом и обоснованно отклонены, поскольку установлено, что транспортные средства, предусмотренные ГОСТ 31544-2012 «Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности» в организации отсутствуют.
Следовательно, установка на транспортных средствах технических средств контроля (тахографов) является обязанностью АО «Кемеровская теплосетевая компания». Доказательств отсутствия оснований для оснащения транспортных средств техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха Обществом не представлено.
Доводы жалобы о неисполнимости предписания являются необоснованными, поскольку содержание предписания изложено ясно и понятно, в нем не содержится указаний об оборудовании тахографами транспортных средств, но имеется указание об исключении из эксплуатации транспортных средств, не оборудованных такими средствами контроля.
Ссылка на то, что предписание выдано неуполномоченным должностным лицом, не может быть принята во внимание, поскольку должностное лицо, выдавшее оспариваемое предписание, - заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по г.Кемерово также наделен правом выдачи предписаний в соответствии с п.14.1 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД от 08.06.1999 года № 410, действующего на дату выдачи предписания.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеуказанные нормы действующего законодательства, предоставляющие право должностным лицам органов ГИБДД выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения, оснований для признания оспариваемого предписания незаконным не имеется, поскольку оно вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий и при наличии к тому законных оснований.
При таких данных оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 30 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Шалагина О.В.
Судьи: Бегунович В.Н. Пушкарева Н.В.
Согласовано. Судья _______________ О.В. Шалагина