Судья: Воронович О.А.
Докладчик: Калашникова О.Н. Дело № 33-1679/2020
(2-4456/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей: Калашниковой О.Н., Слепцовой Е.В.,
при секретаре Гилевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Калашниковой О.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) Бадьиной М.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2019, выданной на срок по 31.12.2019,
на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 10 декабря 2019 года
по иску Данилова Владимира Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным,
установила:
Данилов В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным.
Требования мотивированы тем, что 11.12.2018 истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (peг. номер заявления № 1143397/18), по п. 5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400 - ФЗ «О страховых пенсиях», так как он отработал более 12 лет 6 месяцев в качестве работника локомотивных бригад (машинист тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда) и имеет более 25 лет страхового стажа. Вся трудовая деятельность осуществлялась в Казахской ССР, а после распада СССР, на территории Республики Казахстан.
Решением об отказе в установлении пенсии от 13.03.2019 №1143397/18 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы. В решении об отказе в назначении пенсии зафиксирован документально подтвержденный специальный стаж, который составил 8 лет 06 мес. 06 дней, при необходимом специальном стаже для назначения досрочной страховой пенсии не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин. Общий страховой стаж согласно расчетам ответчика составил 26 лет 07 месяцев 26 дней.
При рассмотрении вышеуказанного заявления в специальный стаж, дающий права на досрочное назначение страховой пенсии, не был включен стаж работы за период с 01.12.1991 по 01.06.2007 в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно - транспортное управление» (на момент подачи искового заявления - Товарищество с ограниченной ответственностью «Kazakhmys Coal (Казахмыс Коал)» в должности машиниста тепловоза (31.12.1991 - 27.11.2002), слесаря по ремонту подвижного состава (28.11.2002 - 13.08.2003), машиниста тепловоза (14.08.2003 - 01.06.2007), в результате чего в специальный стаж истца не было включено 15 лет 06 мес. 01 дн. Данные периоды не включены в специальный стаж, так как не подтверждено, что соответствующие периоды специального стажа учитываются в назначении досрочной пенсии в соответствии с законодательством республика Казахстан. Так как в Республике Казахстан с 01 января 1998 года отсутствует такой вид пенсии, как досрочная пенсия в связи с осуществлением деятельности в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, то в специальный стаж истца для определения его права на такую пенсию на территории Российской Федераций могут быть включены периоды на территории Республики Казахстан, имевшие место в период вхождения республики в состав СССР и до 01 января 1998 года - до даты вступления в силу Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 года №136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», отменившего институт досрочных пенсий.
Данилов В.В. с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное)от 13.03.2019 №1143397/18 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика включить в специальный стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»:
- период трудовой деятельности в должности машиниста тепловоза с 01.12.1991 по 31.12.1997 (06 лет 01мес. 01 дн.) в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление»,
обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы:
- в должности машиниста тепловоза с 01.01.1998 по 27.11.2002 в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно - транспортное управление»,
- в должности слесаря по ремонту подвижного состава с 28.11.2002 по 13.08.2003 в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно - транспортное управление»,
- в должности машиниста тепловоза с 14.08.2003 по 01.06.2007 в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно - транспортное управление»,
- в должности машиниста тепловоза с 02.06.2007 по 02.06.2014 в филиале ТОО «Пром Транс - Менеджмент» «Нуринский железнодорожный комплекс»,
- в должности машиниста локомотива с 03.06.2014 по 1.12.2016 в филиале ТОО «КМ Тгапсо» «Нуринский железнодорожный комплекс»,
- в должности машиниста локомотива с 01.01.2017 по 11.12.2018 в ТОО «Тгапсо Nura» «Нуринский железнодорожный комплекс»,
обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ с момента обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости, т.е. с 11.12.2018, взыскать с ответчика расходы по составлению искового заявления в размере 3 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В судебном заседании истец Данилов В.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) Бадьина М.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 10 декабря 2019 года постановлено:
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) №1143397/18 от 13.03.2019г. об отказе в установлении пенсии Данилову Владимиру Владимировичу незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы Данилова Владимира Владимировича в должности машиниста тепловоза в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление» с 01.12.1991г. по 31.12.1997г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) включить в страховой стаж Данилова Владимира Владимировича периоды работы в должности машиниста тепловоза в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление» с 01.01.1998г. по 27.11.2002г., в должности слесаря по ремонту подвижного состава в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление» с 28.11.2002г. по 13.08.2003г., в должности машиниста тепловоза в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление» с 14.08.2003г. по 01.06.2007г., в должности машиниста тепловоза в филиале ТОО «Пром Транс-Менеджмент» «Нуринский железнодорожный комплекс» с 02.06.2007г. по 02.06.2014г., в должности машиниста локомотива в филиале ТОО «КМ Tranco» «Нуринский железнодорожный комплекс» с 03.06.2014г. по 31.12.2016г., в должности машиниста локомотива в филиале ТОО «Tranco Nura» «Нуринский железнодорожный комплекс» с 01.01.2017г. по 11.12.2018г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) назначить Данилову Владимиру Владимировичу досрочную страховую пенсию по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 11.12.2018г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) в пользу Данилова Владимира Владимировича расходы по составлению искового заявления в сумме 2000руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) Бадьина М.В., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что для включения спорных периодов работы истца в стаж для назначения пенсии на льготных основаниях необходима справка, уточняющая особый характер работы от работодателя и подтверждение этого стажа как льготного компетентными органами Республики Казахстан, но таких документов в качестве доказательств льготного характера работы представлено не было.
Ссылается на то, что периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 г. могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. № ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Указывает, что во исполнении указанных норм, специалистами УПФР был оформлены соответствующие запросы, в том числе в Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий» о предоставлении сведений об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение, необходимых для назначения льготной страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако на момент вынесения решения об отказе в установлении пенсии ответ на указанный запрос не поступил, в судебные заседания сведения об уплате страховых взносов из Республиканского Государственного Казенного Предприятия «Государственный центр по выплате пенсий» также не представлялись. Кроме того, Управлением был оформлен запрос для уточнения особого характера работы истца в спорные периоды и подтверждения уплаты страховых взносов, но полученные ответы не подтвердили льготный стаж истца в период с 01.12.1991г. по 31.12.1997г. и уплату страховых взносов в спорные периоды.
Также указывает, что представленная в суд справка № 272 от 25.10.2019г. Товарищества с ограниченной ответственностью «kazakhmys Coal (Казахмыс Коал)» не подтверждает льготный характер работы, не содержит сведений об осуществлении деятельности по льготным Спискам и не может отвечать требованиям п. 65 Правил N 884н.
Указывает, что в деле отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из соответствующего органа Республики Казахстан, суд не проанализировал имеющуюся в представленных документах информацию.
Полагает, что оценка имеющихся в деле доказательств в совокупности с представленными трудовой книжкой, справками о подтверждении страхового стажа не позволяют прийти к однозначному выводу о том, что истцом доказано осуществление трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, дающей право на включение в специальный стаж в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, поскольку ни в Пенсионный орган РФ, ни в суд не предоставлено справок о льготном характере работы и справок из компетентного органа республики Казахстан в подтверждение спорного стажа на территории республики Казахстан в спорные периоды.
На апелляционную жалобу Даниловым В.В. поданы возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили.
Учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», п. "б" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Разделом XXX «Транспорт» Списка № 2 от 22.08.1956 № 1173 предусмотрены машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро) секций, мотовозов; машинисты-инструкторы локомотивных бригад: паровозных, тепловозных, электровозных, дизельпоездов, моторвагонных (электро) секций; машинисты (механики) рефрижераторных поездов, при этом никаких особых показателей (условий) при которых предоставляются пенсионные льготы по этой специальности, не указаны.
Согласно разъяснениям Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 2 апреля 1976 г. № 5/8 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов железнодорожного транспорта имеют право на пенсионное обеспечение на льготных условиях согласно разделу XXX Списка № 2 независимо от того, являются ли они работниками сети железных дорог Министерства путей сообщения или работниками внутризаводского железнодорожного транспорта какого-либо предприятия другого министерства или ведомства.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272 был утвержден Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», который в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте, как грузовом, так и пассажирском, метрополитене.
Должность «машиниста тепловоза», в которой работал истец, прямо предусмотрена Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 272.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.12.2018 Данилов В.В. обратился в Управление Пенсионного фонда г.Новокузнецка (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
На дату обращения Данилов В.В. достиг возраста 55 лет.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) №1143397/18 от 13.03.2019 истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа, так как документально подтвержденный специальный стаж истца составил 08 лет 06 месяцев, общий страховой стаж составил 26 лет 07 месяцев 26 дней.
Удовлетворяя иск и включая спорные периоды работы, имевшие место на территории Республики Казахстан, в специальный, а также в страховой стаж истца, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства, произведя оценку пенсионных прав истца на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, которые оценены судом с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно учел, что 13.03.1992 между государствами - участниками СНГ, а именно Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).
В силу п. 4 указанных Рекомендаций, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно данным трудовой книжки истца, его трудовой стаж в спорные периоды работы протекал на территории Республики Казахстан.
Данилов В.В. обратился в Комитет труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан о предоставлении сведений о действии института досрочных пенсий в части установления выплаты за работу в качестве рабочего локомотивных бригад, учете периода работы при досрочном обеспечении в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Из письма Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 17.09.2019 следует, что согласно ранее действовавшему до 01 января 1998 года Закону Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», рабочие локомотивных бригад и отдельные категории работников, непосредственно осуществлявших организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитенах имели право на пенсию за выслугу лет по спискам профессий и должностей, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством. В перечне и списках профессий, должностей и видов работ, дающих право на назначение пенсий за выслугу лет и на льготных условиях, были поименованы машинисты и помощники машинистов тепловозов. Пенсии за выслугу лет устанавливались отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых вело к утрате профессиональной трудоспособности и пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту. Исходя из вышеизложенного, при соблюдении норм действовавшего до 1998 года законодательства машинистам и помощникам машинистов тепловозов назначалась пенсия за выслугу лет. С 01 января 1998 года в Республике Казахстан начал действовать Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», в связи с чем, существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан (в том числе машинисты и помощники машинистов) с 1998 года были отменены.
Поскольку в республике Казахстан с января 1998 года назначение досрочных пенсий за работу во вредных и тяжелых условиях труда отменено, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что периоды работы истца до 01 января 1998 года по Спискам льготных профессий, утвержденных Постановлением Республики Казахстан от 19.12.1999 №2 1930 могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации при их соотнесении с соответствующими Списками Российской Федерации и надлежащем подтверждении компетентным органом Республики Казахстан.
Согласно сведениям Филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Карагандинской области от 10.10.2019, Данилов В.В., 14.03.1963 года рождения получателем пенсии в г. Караганде не является, за назначением не обращался. Проверка произведена по журналам регистрации заявлений на назначение пенсий и пособий с 01.01.1999, а также централизованной базе данных получателей пенсионных и социальных выплат по г. Караганде по состоянию на 08.10.2019.
Истцом в подтверждение периода работы с 01.12.1991 по 31.12.1997 представлена справка №272 от 25.10.2019, выданная Товариществом с ограниченной ответственностью «Казахмыс Коал» (правопреемник ОАО «Корпорация Казахмыс» - Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление»).
Из указанной справки следует, что Данилов В.В. действительно работал в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» - Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление» с 31.12.1991 по 01.06.2007. Режим работы - полный, условия труда- вредные. Режим работы - полный рабочий день, особые условия труда - вредные. Данилов В.В. 31.12.1991 был принят в порядке перевода с КПТУ машинистом тепловоза пр. № 1-к от 02.01.1992, 28.11.2002 переведен слесарем по ремонту подвижного состава 3 (третьего) разряда пр.№ 113-к от 28.11.2002, 14.08.2003 переведен машинистом тепловоза пр. № 79-к от 15.08.2003, 01.06.2007 трудовой договор расторгнут в соответствии с п.1 ст.52 ТК РК (соглашение сторон) пр.№ 63-к от 01.06.2007.
Справка выдана на основании приказов по личному составу и кадрам за период с 1991 г. по 2007 г., личной карточки Т-2, расчётных ведомостей за период 1991 г. по 2007 г., положения об оплате труда, табеля выхождаемости за период с 1991 г. по 2007 г.
Доказательств, опровергающих достоверность изложенных в справке сведений, ответчиком суду не представлено, сомнений не вызывают, в связи с чем у суда, вопреки доводам апелляционной жалобы, имелись достаточные правовые основания для включения истцу в специальный стаж спорного периода.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно указал, что в период с 01.12.1991 по 31.12.1997 в должности машиниста тепловоза в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление» Данилов В.В. в течение полного рабочего дня был занят выполнением работ, предусмотренных Списками № 2, в связи с чем данный период работы подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Принимая во внимание, что на момент обращения с заявлением в Пенсионный фонд за назначением досрочной пенсии, истец имел специальный стаж 14 лет 07 месяцев 06 дней (неоспоримый стаж 08 лет 06 месяцев 06 дней) +(спорный период 06 лет 01 месяц), при необходимом специальном стаже 12 лет 06 месяцев, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о праве истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период не может быть включен в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, т.к. отсутствует документальное подтверждение льготного характера работы в этот период времени, являются необоснованными, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, тогда как оснований для их переоценки не имеется.
Кроме того, судом первой инстанции включены в страховой стаж истца в календарном порядке периоды работы: в должности машиниста тепловоза в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление» с 01.01.1998 по 27.11.2002, в должности слесаря по ремонту подвижного состава в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление» с 28.11.2002 по 13.08.2003, в должности машиниста тепловоза в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление» с 14.08.2003 по 01.06.2007, в должности машиниста тепловоза в филиале ТОО «Пром Транс-Менеджмент» «Нуринский железнодорожный комплекс» с 02.06.2007 по 02.06.2014, в должности машиниста локомотива в филиале ТОО «КМ Тгапсо» «Нуринский железнодорожный комплекс» с 03.06.2014 по 31.12.2016, в должности машиниста локомотива в филиале ТОО «Tranco Nura» «Нуринский железнодорожный комплекс» с 01.01.2017 по 11.12.2018.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) №1143397/18 от 13.03.2019 было отказано во включении вышеуказанных периодов в страховой стаж, поскольку периоды страхового стажа не подтверждены страхователем Республики Казахстан, не представлены подтверждающие справки.
Разрешая спор, суд первой инстанции учел представленные архивные справки, в том числе архивную справку, выданную Коммунальным государственным учреждением «Государственный архив Бухар-жырауского района» от 17.10.2018, согласно которой, в документах архивного фонда ТОО «Пром Транс менеджмент» Нуринского железнодорожного комплекса имеются приказ № 1-к от 07 июня 2007 года о заключении трудового договора с 01 июня 2007 года с Даниловым В.В. машинистом тепловоза ТД № 114 (так в документе); приказ № 434-к от 02 июня 2014 года о расторжении трудового договора с Даниловым В.В. - машинистом тепловоза службы Подвижного состава Нуринского ЖДК филиала ТОО «ПромТранс Менеджемент» с 02 июня 2014 года согласно п. 1 ст. 52 Трудового Кодекса Республики Казахстан, по соглашению сторон (так в документе).
В соответствии со сведениями, указанными в архивной справке, выданной КГУ «Государственный архив Бухар-Жырауского района» управления культуры, архивов и документации Карагандинской области от 16.10.2018, в документах архивного фонда филиала ТОО «KM TRANCO» Нуринского железнодорожного комплекса имеются: приказ № 150 л/с от 03 июня 2014 года о приеме Данилова В.В. (таб. № 146) на должность машиниста локомотива (старшего) Локомотивного цеха (Куу - Чек) с 03 июня 2014 года в соответствии условиями трудового договора № 146 от 3 июня 2014 года (так в документе); приказ № 1304-07 л/с от 30 декабря 2016 года о расторжении трудового договора № 146 от 3 июня 2014 г. с Даниловым В.В. машинистом локомотива (старшим) 1 класса Локомотивного цеха (Куу - Чек) с 31 декабря 2016 года в соответствии с п. 1 ст. 49 Трудового Кодекса РК, по соглашению сторон (так в документе).
Из справки - подтверждения, выданной Товариществом с ограниченной ответственностью следует, что Данилов В.В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) действительно работал в ТОО «Tranco Nura» (Транко Нура) с 01.01.2017 по 15.01.2019, 01.01.2017 принят в качестве машиниста тепловоза (старшего), работал полный рабочий день на работах с вредными условиями труда.
Согласно выписке из индивидуального пенсионного счета по учету обязательных пенсионных взносов Пенсионного фонда Республики Казахстан, с 26.09.2013 по 20.12.2018 за Данилова В.В. перечислялись обязательные пенсионные взносы.
Письмом от 29.12.2018 Центральный филиал некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения» сообщает, что накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 1 января 1998 г. согласно Закону Республики Казахстан «О Пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
По имеющимся в базе данных сведениям, на Данилова Владимира Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения перечислялись обязательные пенсионные взносы. В базе данных отражается информация, содержащая в платежных поручениях, которыми производились перечисления обязательных пенсионных взносов. Поле «период» в платежных поручениях для перечисления обязательных пенсионных взносов, в связи с изменениями в платежной системе Республики Казахстан, было введено с июля 2006 г.
В подтверждение представлена выписка с индивидуального пенсионного счета вкладчика по учету обязательных пенсионных взносов за период с 24.02.1998 по 25.12.2018. (л.д.78-95).
Исходя из изложенного, судом установлено, что 01.01.1998 в Республике Казахстан стала действовать накопительная пенсионная система, заменившая государственное социальное страхование, и за работающих граждан республики Казахстан уплачивались соответствующие взносы. Установлено, что за истца уплачивались взносы с 1998 года, что подтверждается вышеуказанными доказательствами, в том числе сведениями Центрального филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения.
Принимая во внимание, что указанные доказательства подтверждают уплату обязательных пенсионных взносов за период с 24.02.1998 по 25.12.2018, суд пришел к обоснованному выводу о включении в страховой стаж Данилова В.В. спорных периодов работы в должности машиниста тепловоза в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление» с 01.01.1998 по 27.11.2002, в должности слесаря по ремонту подвижного состава в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление» с 28.11.2002 по 13.08.2003, в должности машиниста тепловоза в филиале ОАО «Корпорация Казахмыс» Угольный департамент «Борлы» «Нуринское погрузочно-транспортное управление» с 14.08.2003 по 01.06.2007, в должности машиниста тепловоза в филиале ТОО «Пром Транс-Менеджмент» «Нуринский железнодорожный комплекс» с 02.06.2007 по 02.06.2014, в должности машиниста локомотива в филиале ТОО «КМ Tranco» «Нуринский железнодорожный комплекс» с 03.06.2014 по 31.12.2016, в должности машиниста локомотива в филиале ТОО «Tranco Nura» «Нуринский железнодорожный комплекс» с 01.01.2017 по 11.12.2018.
Учитывая, что общий страховой стаж истца составляет более требуемых 25 лет, общий специальный стаж истца составляет более требуемых 12 лет 6 месяцев, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11.12.2018, т.е. с даты обращения истца к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии.
Отсутствие в деле справки компетентного органа Республики Казахстан, не препятствует установлению соответствующих обстоятельств судом на основании полученных им при рассмотрении дела документов.
Как видно из постановленного решения, каждое представленное суду доказательство оценены судом с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности. Судом первой инстанции оценены достаточность и взаимная связь всех собранных по делу доказательств в их совокупности, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном решении.
Доводов, опровергающих выводы суда в оспариваемой части, апелляционная жалоба не содержит.
В целом доводы жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом первой инстанции и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и выводами суда, поэтому не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 10 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) Бадьиной М.В., действующей на основании доверенности – без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: О.Н. Калашникова
Е.В. Слепцова