Судья: Шпирнов А.В. № 33А- 10235 Докладчик: Бегунович В.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«18» октября 2018 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Бегуновича В.Н.,
судей Евтифеевой О.Э., Михеевой С.Н.
при секретаре Алексеевой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по иску Шупа Елены Николаевны к Комитету социальной защиты населения Беловского городского округа о признании права на льготы
по апелляционной жалобе Комитета социальной защиты населения администрации Беловского городского округа на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 16 июля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Шупа Е.Н. обратилась в суд с административным иском к Комитету социальной защиты населения Беловского городского округа, ГУ МВД РФ по Кемеровской области об оспаривании действий (бездействия) государственного органа.
Требования мотивированы тем, что в сентябре 2016 года истица обратилась в отдел по делам ветеранов Комитета социальной защиты населения Беловского городского округа с просьбой выдать ей удостоверение о праве на льготы взамен испорченного, так как она является вдовой участника боевых действий ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
С 2006 года по 2016 год она пользовалась льготами в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» по удостоверению, выданному ей Комитетом социальной защиты населения в 2006 году на основании справки из МВД о нахождении ФИО1 в служебной командировке на Северном Кавказе и его участии в боевых действиях.
В сентябре 2016 года удостоверение о праве на льготы было испорчено. В выдаче документа ей было отказано и предложено получить удостоверение по месту начисления пенсии по потере кормильца, которую она получает на дочь ФИО3, так как удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение.
25.05.2017 года Шупа Е.Н. обратилась в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД РФ по Кемеровской области с письменным заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на льготы, так как этот отдел занимается начислением пенсии по потере кормильца ее дочери.
В отделе пенсионного обслуживания в выдаче удостоверения ей отказали, так как муж ФИО1 умер раньше, чем стали выдавать удостоверения «Ветеран боевых действий», поэтому удостоверение он не получал. На основании вышеизложенного выдать удостоверение члена семьи «Ветеран боевых действий» они не могут.
Истица указывает, что она не просила выдать ей удостоверение «Ветеран боевых действий», так как она не ветеран и получить данное удостоверение не имеет права, а просит выдать ей удостоверение о праве на льготы, то есть сохранить ее льготу, так как при любом изменении закона ее положение не может быть ухудшено. Льгота должна сохраняться и выплачиваться, так как такую льготу продолжает получать ее дочь.
Истица с учетом уточнений просила признать за ней право на льготы с выдачей соответствующего удостоверения.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 16 июля 2018 года постановлено:
«Признать право Шупа Елены Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы участника боевых действий ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на льготы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Обязать Комитет социальной защиты населения Беловского городского округа выдать Шупа Елене Николаевне удостоверение члена семьи умершего ветерана боевых действий».
В апелляционной жалобе представитель Комитета социальной защиты населения администрации Беловского городского округа Герман В.В. просит решение суда отменить, принять новое решение по делу. Мотивирует тем, что в соответствии с действующим законодательством удостоверение о праве на меры социальной поддержки должно выдаваться отделом пенсионного обеспечения ГУ МВД РФ по Кемеровской области. В любом случае Комитет социальной защиты населения администрации Беловского городского округа не уполномочен выдавать гражданам удостоверение члена семьи умершего ветерана боевых действий.
На апелляционную жалобу Шупа Е.Н. принесены возражения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета социальной защиты населения администрации Беловского городского округа Герман В.В. доводы жалобы поддержала, пояснила также, что Комитет не оспаривает право истицы на получение льгот.
Шупа Е.Н. и представитель ГУ МВД России по Кемеровской области Сорокина Н.Н. просили решение суда оставить без изменения.
Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, ГУ УПФ РФ в г.Белово и Беловском районе, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей не направили, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Комитета социальной защиты населения администрации Беловского городского округа, ГУ МВД России по Кемеровской области, истицу Шупа Е.Н., обсудив доводы жалобы и возражений, рассмотрев дело в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В ином случае суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истица обладает правом на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем отказ органов социальной защиты в выдаче ей удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий является неправомерным.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласна, вместе с тем полагает, что суд неверно определила орган, на который следует возложить обязанность по выдаче удостоверения.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах» - к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Перечень государств, городов, территорий, и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации включает в себя: «Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года».
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий ), ветераны военной службы, ветераны труда.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:
1) создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;
2) реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;
3) выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» - меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; 3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; 7) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 9) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке.
Согласно абз.4 п.2 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки предоставляются супруге погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак и проживающей одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 года № 519 «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида война, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» утверждены: единый образец бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; описание бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий. Установлено, что удостоверения, выданные членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий до вступления в силу настоящего постановления, а также удостоверения о праве на льготы, единый образец которых утвержден до 1 января 1992 года, действительны для предоставления членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий мер социальной поддержки.
Согласно Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида вона, участника ВОВ, ветерана боевых действий, удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (далее соответственно - член семьи погибшего (умершего), удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки. Выдача удостоверений членам семьи погибшего (умершего) производится на основании личного заявления члена семьи погибшего (умершего) или законного представителя члена семьи погибшего (умершего), поданного в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553, следующими уполномоченными органами:
- гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", - органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение;
- гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также гражданам, не получающим пенсию, - государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Удостоверение выдается члену семьи погибшего (умершего) под роспись.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно свидетельству о смерти №ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Истица Шупа Елена Николаевна вступила в брак с ФИО1 12.08.1999г. и является вдовой ФИО1, умершего <данные изъяты>., в повторный брак не вступала.
Из справки Управления внутренних дел г.Белово следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в составе сводного отряда ГУВД КО в период с 22.12.2001 года по 26.03.2002 года находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона, где принимал участие в проведении контртеррористических операций, где фактически 14 дней участвовал в боевых действиях на территории Чеченской Республики.
ФИО1 награжден нагрудными знаками «Участник боевых действий МВД», «За службу на Кавказе», «За верность долгу», что подтверждается соответствующими удостоверениями.
Согласно справке Комитета социальной защиты населения № 13 от 14.06.2012 года дочь умершего ветерана боевых действий ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес> состоит на учете в Комитете социальной защиты населения, имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах» до 16.12.2017 года.
Из представленных суду апелляционной инстанции справки с места учебы, справки с места жительства, свидетельства о рождении ФИО3 установлено, что истица Шупа Е.Н. проживает совместно со своей <данные изъяты> дочерью ФИО3, отцом которой являлся умерший ФИО1ФИО3 обучается по очной форме обучения в <данные изъяты>
Исходя из приведенных положений закона и обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истица Шупа Е.Н. имеет право на льготы на основании п.2 ст.21 Федерального закона «О ветеранах», так как является супругой умершего ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак и проживающей с ребенком, не достигшим возраста 23 лет и обучающимся в образовательной организации по очной форме обучения.
Из материалов дела следует, что право истицы на льготы по указанному основанию участвующие в деле лица не оспаривали.
Доводы представителя Комитета социальной защиты населения администрации Беловского городского округа и департамента социальной защиты населения Кемеровской области, изложенные в письме от 25.11.2016г., о том, что удостоверение умершего ветерана боевых действий ФИО1 должно выдать ГУ МВД России по Кемеровской области, судебная коллегия находит необоснованными.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Шупа Е.Н. в ГУ МВД России по Кемеровской области пенсионное или иное обеспечение не получает, ГУ МВД России по Кемеровской области осуществляет пенсионное обеспечение только ее дочери ФИО3
Следовательно, в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида вона, участника ВОВ, ветерана боевых действий, удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий выдачу удостоверения Шупа Е.Н. должен осуществлять государственный орган, уполномоченными в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.05.2009 N 210 утверждено Положение о департаменте социальной защиты населения Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 4.19 указанного Положения департамент социальной защиты населения Кемеровской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кемеровской области по выдаче удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий гражданам, указанным в абзаце третьем пункта 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 519 "Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий".
С учетом изложенного удостоверение члена семьи умершего ветерана боевых действий истице обязан выдать департамент социальной защиты населения Кемеровской области, а не ГУ МВД России по Кемеровской области или Комитет социальной защиты населения администрации Беловского городского округа.
Оснований полагать о пропуске истицей установленного ст.219 КАС РФ срока обращения в суд судебная коллегия не усматривает, поскольку право истицы на получение льгот, как и оспариваемое бездействие государственного органа по выдаче удостоверения, носят длящийся характер, вследствие чего истица праве оспорить такое бездействие в течение всего периода времени, в продолжении которого она сохраняет право на получение льгот.
При таком положении решение суда первой инстанции следует изменить в части возложения обязанности по выдаче удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий, возложив данную обязанность на департамент социальной зашиты населения Кемеровской области.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 16 июля 2018 года изменить в части возложения обязанности по выдаче удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий. Обязать департамент социальной зашиты населения Кемеровской области выдать Шупа Елене Николаевне удостоверение члена семьи умершего ветерана боевых действий. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: