НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 17.09.2019 № 33-10019/19

Судья: Логвинова О.В. Дело № 33-10019/19

Докладчик: Сучкова И.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Акининой Е.В.

судей: Сучковой И.А., Проценко Е.П.

при секретаре: Черновой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой И.А. апелляционную жалобу представителя Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) – Яковлевой М.П.

на решение Анжеро-Судженского городского Кемеровской области от 08 июля 2019 года,

по делу по иску Калаева Сергея Григорьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии

УСТАНОВИЛА:

Истец Калаев С.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) (далее УПФР) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии, мотивируя свои требования следующим.

14.12.2017 истец обратился в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях». Решением № 1186456/17 от 26.12.2017 ему было отказано в установлении пенсии по старости по указанному основанию в связи с недостаточностью специального стажа для назначения данного вида пенсии.

Из специального стажа ответчиком были исключены периоды работы с 22.01.2007 по 05.04.2015 (8 лет 2 месяца 16 дней) в должности преподавателя факультета среднего профессионального образования «Тайгинский техникум железнодорожного транспорта» в Тайгинском институте железнодорожного транспорта, филиал ОМГУПС.

В соответствии с решением об отказе в назначении пенсии от 26.12.2017 № 1186456/17 истцу учтен стаж педагогической деятельности 16 лет 10 месяцев 04 дня.

Истец просил признать решение УПФР № 1186456 от 26.12.2017 об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать УПФР включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» период работы истца с 22.01.2007 по 05.04.2015 в Тайгинском техникуме железнодорожного транспорта в должности преподавателя и обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента обращения, т.е. с 14.12.2017.

Истец, в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточнений.

Представитель истца Гуляева К.В., действующая на основании заявления, поддержала уточненные требования и доводы истца.

Представитель ответчика Расторгуева К.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в решении УПФР об отказе в назначении пенсии.

Решением Анжеро-Судженского городского Кемеровской области от 08 июля 2019 года, постановлено:

Исковые требования Калаева Сергея Григорьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области (межрайонное) от 26.12.2017 № 1186456/17 об отказе в назначении Калаеву Сергею Григорьевичу пенсии на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области (межрайонное), расположенное по адресу: пер. Электрический, 12, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, 652470, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях в РФ», периоды работы Калаева Сергея Григорьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с. Н-Кулундинка, Благовещенского района, Алтайского края, преподавателем в Тайгинском институте железнодорожного транспорта - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» на факультете среднего профессионального образования «Тайгинский техникум железнодорожного транспорта» с 22.01.2007 по 23.02.2007, с 25.02.2007 по 11.02.2008, с 22.02.2008 по 15.04.2009, с 19.04.2009 по 01.05.2009, с 03.05.2009 по 12.12.2010, с 19.12.2010 по 06.03.2011, с 08.03.2011 по 17.02.2012, с 19.02.2012 по 05.11.2012, с 07.11.2012 по 30.12.2012, с 01.01.2013 по 05.04.2015 и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.02.2008 по 21.02.2008, с 13.12.2010 по 18.12.2010.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области (межрайонное) назначить Калаеву Сергею Григорьевичу досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения, с 14.12.2017.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) в пользу Калаева Сергея Григорьевича государственную пошлину в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе представитель ГУ УПФ РФ в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) – Яковлева М.П. просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении требований истца будет отказано.

Указывает, что истец в спорный период не работал в должности преподавателя техникума, а работал преподавателем Тайгинского института железнодорожного транспорта (филиала ОмГУПСа). Судом сделан неверный вывод, что сам по себе правовой статус факультета среднего профессионального образования «Тайгинский институт железнодорожного транспорта», не имеющего правомочий юридического лица, не может являться фактом, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение.

Также согласно п. 14 Правил № 781, количество студентов в возрасте до 18 лет необходимо определять от общего числа обучающихся в Тайгинском институте железнодорожного транспорта, а не только на факультете среднего профессионального образования.

Ссылается на то, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не могут быть учтены льготным стажем, поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение курсов повышения квалификации в специальный стаж.

Кроме того, считает, что решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Калаеву С.Г. Управлением вынесено обосновано, так как на дату обращения у него отсутствовало право на назначение досрочной страховой пенсии.

На указанную апелляционную жалобу письменных возражений не подано.

В заседание судебной коллегии не явились лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, ввиду чего судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Аналогичные положения содержались в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.

В силу ч.3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с пп. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, с применением положений абзаца 3 пункта третьего указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Согласно п. 4 Правил от 29.10.2002 № 781, периоды работы, выполняющиеся до 01.09.2000 в должностях и учреждениях, указанных в списке, зачитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), и, начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другом местам работы) норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Пунктом 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрены техникумы всех наименований в составе образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведения).

Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» указанного Списка предусмотрена должность преподавателя.

Согласно пункту 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 и применяемых на основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), таких как техникум.

Таким образом, работа в соответствующих должностях в учреждениях для детей, которые не обладают правами юридического лица, а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Пункт 14 Правил, предусматривая зачет в специальный стаж работы за период с 1 ноября 1999 г. в определенных должностях в образовательных учреждениях среднего профессионального образования при условии обучения в них не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, лишь конкретизирует механизм реализации закрепленного в названной норме Федерального закона о трудовых пенсиях права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях для детей, т.е. в учреждениях, в которых основной контингент обучающихся составляют лица в возрасте до 18 лет.

Удовлетворяя требования истца, суд пришел к выводу о необходимости включения в специальный стаж спорного периода работы истца преподавателем в Тайгинском институте железнодорожного транспорта с 22.01.2007 по 05.04.2015 (8 лет 2 месяца 15 дней), в том числе периодов нахождения на курсах повышения квалификации, за исключением дней без сохранения заработной платы ( 9 дней), специальный стаж истца составит более 25 лет, требуемых п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы ответчика.

Довод жалобы о том, что истец в спорный период не работал в должности преподавателя техникума, а работа преподавателем Тайгинского института железнодорожного транспорта (филиала ОмГУПСа), судебной коллегией признаются незаслуживающими внимания.

Наименование учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии как «Тайгинский техникум железнодорожного транспорта» в Тайгинском институте железнодорожного транспорта, филиал ОМГУПС., в соответствующих Списках действительно отсутствует.

То обстоятельство, что факультет среднего профессионального образования «Тайгинский техникум железнодорожного транспорта» являлся структурным подразделением образовательного учреждения высшего профессионального образования, не названного в Списке, не может служить основанием для отказа в зачете спорных периодов работы истца в специальный педагогический стаж для назначения страховой пенсии.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

В данном случае исследовав представленные доказательства в совокупности, судом было установлено, что истец фактически работал в среднем специальном учебном заведении (колледж, ранее техникум), осуществлял трудовые функции и обязанности преподавателя, которое неоднократно переименовывалось и реорганизовано в форме присоединения к институту с образованием на его основе обособленного структурного подразделения - филиала. Каких-либо доказательств того, что указанное учреждение не осуществляет образовательный процесс, не имеется. При реорганизации музыкального колледжа в филиал образовательного учреждения высшего профессионального образования функциональные обязанности истицы остались неизменными.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, с которым соглашается судебная коллегия о том, что спорный период работы подлежит включению в педагогический стаж, так как независимо от вышеуказанных изменений наименования учреждения оно является образовательным учреждением среднего профессионального образования.

Организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 26.11.2004 любая реорганизация образовательного учреждения не должна являться основанием для исключения периодов осуществления педагогической деятельности в данном учреждении из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.

Применительно к данному случаю тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, периодов работы Калаева С.Г. в «Тайгинский техникум железнодорожного транспорта» в Тайгинском институте железнодорожного транспорта, филиал ОМГУПС может быть установлена судами общей юрисдикции.

Исключение соответствующей возможности, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Право судов по установлению соответствия (тождественности) должностей, предусмотренных Списками, следует из предоставленных им гражданским процессуальным законодательством полномочий.

Как разъяснено Верховным Судом РФ, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно п. 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, работа за период с 01.11.1999 в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

В силу п. 13 Правил в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.

В соответствии с п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

17.06.2005 на основании распоряжения Правительства РФ от 01.06.2005 № 708-р и в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 года № 100 переименовать в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тайгинский техникум железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения Российской Федерации в Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тайгинский техникум железнодорожного транспорта (ТТЖТ);

01.02.2007 на основании распоряжения Правительства РФ от 01.12.2005 № 2101-р и приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 28.12.2006 г. № 243 реорганизовать Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тайгинский техникум железнодорожного транспорта (ТТЖТ) в Тайгинский институт железнодорожного транспорта филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» (ТИЖТ (филиал ОмГУПСа);

16.12.2010 присвоена высшая квалификационная категория по должности преподаватель;

08.12.2011 в соответствии с приказом Росжелдора от 31.05.2011 № 250у Тайгинский институт железнодорожною транспорта - филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» (ТИЖТ (Филиал ОмГУПСа) переименован в Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессиональною образования «Омский государственный университет путей сообщения (ТИЖТ (филиал ОмГУПСа);

30.12.2015 Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения (ТИЖТ (филиал ОмГУПСа) переименован в Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения (ТИЖТ (филиал ОмГУПСа) в соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 18.12.2015№ 580;

02.11.2016 переведен преподавателем высшей квалификационной категории в структурное подразделение среднего профессионального образования «Тайгинский техникум железнодорожного транспорта».

В соответствии с Уставом (л.д.21-45) федеральное государственное образовательное учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» является образовательным учреждением высшего профессионального образования (п. 1.1). В состав Университета входят структурные подразделения: кафедры по отраслям знаний и факультеты (институты) по направлениям подготовки специалистов, научно-исследовательские и научно-технические подразделения, медицинское училище, центры, секторы, лаборатории и другие структурные подразделения (п. 1.11, п. 1.12). Структурные подразделения Университета действуют на основании положений, определяющих их статус и функции, которые утверждаются ректором Университета (п. 1.12). Согласно п. 1.14 Устава университет имеет филиал в г. Тайге - Тайгинский институт железнодорожного транспорта – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» (сокращенное наименвание ТИЖТ (филиал ОмГУПСа), созданный на основании указания МПС России от 06.05.1996 № Б-400у, осуществляющий подготовку по образовательным программам среднего профессионального образования, а также подготовку с неполным циклом обучения по образовательным программам высшего образования с последующим обучением в Университете.

Из п. 1.2-1.3 Положения о Тайгинском институте железнодорожного транспорта - филиале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» (л.д.46-48), следует, что институт является обособленным структурным подразделением, не обладающим статусом юридического лица. В состав института входят Центр подготовки и повышения квалификации и структурное подразделение среднего профессионального образования «Тайгинский техникум железнодорожного транспорта». Согласно п.2 институт имеет право на осуществление образовательной деятельности в сфере профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного образования в соответствии с лицензией.

В соответствии с Положением о структурном подразделении среднего профессионального образования «Тайгинский техникум железнодорожного транспорта» Тайгинского института железнодорожного транспорта - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» структурное подразделение среднего профессионального образования «Тайгинский техникум железнодорожного транспорта» является структурным подразделением института (п. 1.2); имеет право на осуществление образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования в очной и заочной формах обучения по программа подготовки специалистов среднего звена в соответствии с лицензией (п. 1.3).

Судебная коллегия согласившись с выводами суда первой инстанции, считает, что сам по себе правовой статус факультета среднего профессионального образования «Тайгинский институт железнодорожного транспорта», не имеющего правомочий юридического лица, не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение.

Кроме того, в соответствии с п. 14 Правил, предусматривая зачет в специальный стаж работы за период с 1 ноября 1999 г. в определенных должностях в образовательных учреждениях среднего профессионального образования при условии обучения в них не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, лишь конкретизирует механизм реализации закрепленного в названной норме Федерального закона о трудовых пенсиях права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях для детей, т.е. в учреждениях, в которых основной контингент обучающихся составляют лица в возрасте до 18 лет.

Данный факт подтвержден информацией из справки от 23.05.2019 № 17, выданной Тайгинским институтом железнодорожного транспорта – филиалом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» (л.д.64), что в соответствии с приведенным контингентом студентов, обучающихся на факультете среднего профессионального образования «Тайгинский техникум железнодорожного транспорта» за 2007-2014 г.г., и обучающихся в структурном подразделении среднего профессионального образования «Тайгинский техникум железнодорожного транспорта» за 2015-2018 г.г., студентов в возрасте до 18 лет обучалось более 50 %.

Таким образом, наличие указанного довода жалобы подтверждено справкой от 23.05.2019 № 17, выданной Тайгинским институтом железнодорожного транспорта о возрасте студентов в структурном подразделении среднего профессионального образования (л.д.64-65). Довод автора жалобы о том, что необходимо учитывать количество всех обучающихся студентов указанного высшего учебного учреждения, а не только факультета среднего профессионального образования «Тайгинский техникум железнодорожного транспорта» при выведении пропорции с количеством лиц, не достигших 18 летнего возраста, не может быть учтен поскольку истец осуществляет свою педагогическую деятельность только в указанном подразделении. Доказательства обратного со стороны УПФР не представлены.

Судебная коллегия отмечает, что отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд, кода особых условий труда в спорные периоды работы истца не должно влечь для истца неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда лежит на работодателе. Кроме того, работодатель подтвердил льготный характер работы истца в спорный период.

Суд правильно исходил из фактически выполняемой истцом работы с учетом психофизиологической нагрузки преподавателя вне зависимости от наименования структурного подразделения (училище, колледж, филиал), являющегося в действительности как и прежде независимо от переименования средним специальным учебным заведением. Действующее пенсионное законодательство связывает право на досрочную пенсию в связи с работой в определенной сфере профессиональной деятельности, поэтому сам по себе факт формального переименования в результате реорганизации образовательного учреждения не может повлечь ограничение пенсионных права педагогических работников.

Довод жалобы о том, что курсы повышения квалификации не могут быть учтены льготным стажем, поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение курсов повышения квалификации в специальный стаж, также отклоняется судебной коллегией.

Согласно справке от 05.07.2019 № 28, выданной Тайгинским институтом железнодорожного транспорта – филиалом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» Калаев С.Г. в периоды с 12.02.2008 по 21.02.2008 и с 13.12.2010 по 18.12.2010 проходил краткосрочные курсы повышения квалификации с отрывом от производства, за период нахождения на курсах производилась оплата по среднему заработку (л.д.91). Справка выдана на основании приказов от 07.02.2008 № 53-к, от 20.12.2010 № 903-к, лицевых счетов за 2008, 2010 г.г. и расчетных листов по зарплате за соответствующие месяцы.

Как установлено судом, истец в спорные периоды в течение полного рабочего дня находился на курсах повышения квалификации, прослушала курсы обучения, по итогам обучения ему были выданы удостоверения о повышении квалификации (л.д. 89-90), за период нахождения на курсах получал заработную плату.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 4). При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (п. 5).

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе и для работников, осуществляющих педагогическую деятельность, повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения профессиональных должностных обязанностей.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, о том, что в спорные периоды прохождения повышения квалификации истец не увольнялся из учреждения, продолжая там работать, за ним сохранялось его рабочее место, должность, средний заработок, работодателем производились необходимые страховые отчисления. Истец был направлен на курсы повышения квалификации на основании приказов руководителя в целях повышения его квалификации, для усовершенствования навыков работы, с целью использования полученных знаний и навыков в дальнейшей работе, нахождение истца на курсах повышения квалификации являлось необходимым условием подтверждения его квалификационной категории, как работника, осуществляющего педагогическую деятельность.

Таким образом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения пенсионного органа от 26.12.2017 № 1186456/17 об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии является незаконным и о том, что необходимо включить в специальный стаж спорного периода работы истца преподавателем в Тайгинском институте железнодорожного транспорта с 22.01.2007 по 05.04.2015 (8 лет 2 месяца 15 дней), в том числе периодов нахождения на курсах повышения квалификации, за исключением дней без сохранения заработной платы.

С учетом включенных периодов у истца возникло право с момента обращения на назначения ему досрочной страховой пенсии в связи и педагогической деятельностью (стаж педагогической деятельности более 25 лет).

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1 ч. 1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Анжеро-Судженского городского Кемеровской области от 08 июля 2019 года без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области (межрайонное) – Яковлевой М.П. без удовлетворения.

Председательствующий: Е.В. Акинина

Судьи: И.А. Сучкова

Е.П. Проценко