Судья: Белобородова Е.Ю.
Докладчик: Калашникова О.Н. Дело № 33-7431/2023 (2-78/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Калашниковой О.Н.,
судей: Сучковой И.А., Котляр Е.Ю.,
при секретаре Горячевской К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Калашниковой О.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу ФИО2, действующей на основании доверенности № 71 от 12.01.2023, апелляционной жалобе ФИО4
на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2023 года
по иску ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, взыскании судебных расходов,
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском Государственному учреждению -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным.
Требования мотивированы тем, что 26.07.2022 она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу) от 03.08.2022 за № 423502/22 в установлении пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемого стажа для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как на дату обращения за пенсией стаж на соответствующих видах работ истца ФИО4 составляет 4 года 10 месяцев 19 дней, при этом в стаж на соответствующих видах работ ответчиком не включены периоды работы:
с 03.02.1997 по 01.09.1997 - в качестве лаборанта в средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан (6 месяцев 29 дней);
с 02.09.1997 по 20.02.1999 - в должности старшей вожатой в Средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан (2 года 17 дней), т.к. должность не предусмотрена Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 08.09.1991 №463, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781;
с 01.03.1999 по 31.08.2001 - в должности учителя истории в Средней школе № 7 г. Шахтинска Республики Казахстан (2 года 6 месяцев 1 день);
с 01.09.2001 по 31.08.2017 - в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе № 1 г. Шахтинска Республики Казахстан (16 лет 1 день).
С указанным решением ФИО4 не согласна, указывая на то, что порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза СССР, регулируется принятым 13.03.1992 Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
С учетом уточнения исковых требований (л.д. 101), ФИО4 просила признать решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу от 03.08.2022 № 423502/22 незаконным и дискриминацией ее прав; зачесть в страховой и в стаж для назначения пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы:
с 05.02.1997 по 31.08.1997 - в качестве учителя истории в средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан (6 месяцев 29 дней);
с 01.09.1997 по 20.02.1999 - в должности старшей вожатой в Средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан (2 года 17 дней);
с 01.03.1999 по 31.08.2001 - в должности учителя истории в Средней школе № 7 г. Шахтинска Республики Казахстан (2 года 6 месяцев 1 день);
с 01.09.2001 по 31.08.2017 - в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе № 1 г. Шахтинска Республики Казахстан (16 лет 1 день) - календарно.
Зачесть в страховой стаж для назначения пенсии по Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды:
с 01.09.1993 по 03.06.1996 - учеба в техническом колледже Мин. образования Республики Казахстан (2 лет, 9 месяцев, 3 дней);
с 03.02.1997 по 04.02.1997 - в качестве лаборанта в средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан (2 дня).
Также просила обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу назначить ей досрочную страховую пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права, взыскать с ответчика расходы на представителя в размере 30000 рублей и оплату государственной пошлины 300 руб.
Определением суда от 26.01.2023 в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (л.д. 72).
Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель истца – ФИО5 поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу ФИО2, действующая на основании доверенности № 71 от 12.01.2023 (л.д. 86), возражала против удовлетворения иска.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2023 года постановлено:
Исковые требования ФИО4 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Признать решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 03.08.2022 № 423502/22 незаконным в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы:
с 05.02.1997 по 31.08.1997
с 01.03.1999 по 14.06.1999
с 26.08.1999 по 31.08.2000
не включения в страховой стаж периодов работы:
с 03.02.1997 по 04.02.1997
с 05.02.1997 по 31.08.1997
с 01.09.1997 по 20.02.1999
с 01.03.1999 по 31.08.2001
с 01.09.2001 по 31.08.2017
учебы:
с 01.09.1993 по 03.06.1996.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу включить ФИО4 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды:
с 05.02.1997 по 31.08.1997 - в должности учителя истории в средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан
с 01.03.1999 по 14.06.1999 - в должности учителя истории в средней школе № 7 г. Шахтинска Республики Казахстан
с 26.08.1999 по 31.08.2000 - в должности учителя истории в средней школе № 7 г. Шахтинска Республики Казахстан.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу включить ФИО4 в страховой стаж периоды:
с 03.02.1997 по 04.02.1997 - в качестве лаборанта в средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан
с 05.02.1997 по 31.08.1997 - в качестве учителя истории в средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан
с 01.09.1997 по 20.02.1999 в должности старшей вожатой в Средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан
с 01.03.1999 по 31.08.2001 в должности учителя истории в Средней школе № 7 г. Шахтинска Республики Казахстан
с 01.09.2001 по 31.08.2017 - в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе № 1 г. Шахтинска Республики Казахстан
с 01.09.1993 по 03.06.1996 - учеба в техническом колледже Мин.образования Республики Казахстан.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу в пользу ФИО4 судебные расходы по оплате юридической помощи адвоката в сумме 12000 рублей, по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что действующее в период с 02.09.1997 по 20.02.1999 законодательство предусматривает зачет в стаж работы учителей и других работников просвещения, дающий право на пенсию за выслугу лет, работу в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве старших пионервожатых.
Кроме того, полагает, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с августа 2002 по август 2003 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а выводы суда об обратном основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу ФИО2 просит решение суда в части удовлетворенных исковых требований отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что спорные периоды работы после 27.07.1996 на территории Республики Казахстан не могут быть учтены в подсчет страхового и специального стажа, так как с 01.01.1998 в Республике Казахстан начал действовать Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан были отменены. В связи с чем, работа на территории Республики Казахстан в период с 01.01.1998 не может быть приравнена к стажу на соответствующих видах работ.
Также указывает, что пенсии за выслугу лет учителям, непосредственно занятым на педагогической работе в школах, устанавливались на основании ст.37 Закона Республики Казахстан от 17.06.1991, действие данной статьи было приостановлено с 27.07.1996.
Указывает, что на запросы ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу о подтверждении стажа, заработной платы, в установленный действующим пенсионным законодательством трехмесячный срок ответ не поступил, т.е. страховой стаж, стаж на соответствующих видах работ и заработная плата не подтверждены надлежащим образом.
На апелляционную жалобу возражения не поданы.
В заседание судебной коллегии стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, не явились, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, ввиду чего судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Явившийся в судебное заседание в качестве представителя истца ФИО5 к участию в деле в отсутствие истца не допущен в связи с отсутствием доверенности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.
13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение от 13.03.1992).
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13.03.1992.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Соглашение от 13.03.1992 распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (статья 5 Соглашения).
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно статье 11 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений части 2 статьи 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13.03.1992, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29.10.2002 № 781).
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002 №781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность учителя, а пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, которым определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, установлены пунктом 8 Правил от 29.10.2002 №781.
В подпункте «а» пункта 8 Правил указано, что в стаж работы засчитывается: а) работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;
Списком предусмотрен: заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом школ всех наименований.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от 29.10.2002 № 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных, в том числе в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Судом первой инстанции установлено, что 26.07.2022 ФИО4 обратилась в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерльного закона «О страховых пенсиях» (л.д. 31-32).
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу № 423502/22 от 03.08.2022 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку на дату обращения стаж на соответствующих видах работ составил 4 года 10 месяцев 19 дней (л.д. 20-22).
При этом, в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы:
с 02.09.1997 по 20.02.1999 - в должности старшей вожатой в Средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан (2 года 17 дней), т.к. должность не предусмотрена Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета министров РСФСР от 08.09.1991 № 463, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781;
с 01.03.1999 по 31.08.2001 - в должности учителя истории в Средней школе № 7 г. Шахтинска Республики Казахстан (2 года 6 месяцев 1 день);
с 01.09.2001 по 31.08.2017 - в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе № 1 г. Шахтинска Республики Казахстан (16 лет 1 день).
Не включен в страховой стаж период работы с 03.02.1997 по 01.09.1997 - в качестве лаборанта в средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан (6 месяцев 29 дней).
Из данных о стаже, представленных Пенсионным фондом следует, что спорные периоды работы ФИО4 в Республике Казахстан не включены в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (л.д. 33).
Из трудовой книжки истца следует, в период с 1993 года по 1996 год ФИО6 обучалась в Шахтинском технологическом колледже Министерства образования Республики Казахстан, с 03.02.1997 принята лаборантом в Среднюю школу № 15 г. Шахтинска, с 02.09.1997 переведена на должность старшего вожатого, с 20.02.1999 уволена по собственному желанию, с 01.03.1999 принята учителем истории в Среднюю школу № 7, с 31.08.2001 переведена учителем истории в Среднюю школу № 1, с 01.09.2001 принята преподавателем истории в Среднюю школу № 1, с 01.09.2004 переведена заместителем директора по Воспитательной работе, с 01.04.2008 переведена заместителем директора по учебно-воспитательной работе, с 01.09.2013 КГУ «ОШ № 1 акимата города Шахтинска» переименовано в КГУ «Гимназия № 1 акимата города Шахтинска», 31.08.2017 трудовой договор расторгнут по инициативе работника (л.д. 5-9).
Согласно копии диплома серии ОАБ-II № 0125745, ФИО6 в 1993 году поступила в Шахтинский технологический колледж Министерства образования Республики Казахстан и в 1996 году окончила по специальности экономики и планирования в отраслях народного хозяйства (л.д. 119).
В материалы дела представлены архивные справки, подтверждающие стаж работы истца, размер заработной платы истца в спорные периоды работы в Средней школе № 15 (л.д. 76-77), в Средней школе № 7 (л.д. 78-79), в Средней школе №1 г. Шахтинска Республики Казахстан (л.д. 53).
Согласно архивной справке (л.д. 109-112), в документах Шахтинского городского отдела народного образования имеются лицевые счета начисления заработной платы ФИО6 с февраля 1997 года по ноябрь 1998 года, с марта 1999 года по сентябрь 2002 года, с сентября 2003 года по декабрь 2013 года. С 03.02.1997 ФИО4 принята лаборантом химии СШ № 15, с 02.09.1997 переведена старшей вожатой, с 21.11.1998 уволена, с марта 1999 года по август 2001 года - учитель истории СШ № 7, с 15 июня по 25 августа 1999 года - отпуск без содержания заработной платы, в июле 1999 года находилась в отпуске без содержания заработной платы, с 01 сентября 2001 года - учитель истории СШ № 1, с 25 марта по июль 2002 года - больничный лист, с 01 сентября 2003 года приступила к работе после декретного отпуска. Приказ о нахождении в декретном отпуске 2002-2003 годы не обнаружен.
Как следует из материалов дела, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ родила сына ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 107).
Из документов (обороты по транзитным счетам вкладчика), представленным Центральным филиалом НК АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения республики Казахстан, следует, что накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 01.01.1998, в базе данных имеются сведения, что на ФИО4 перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 14.08.1998 по 24.08.2017 (л.д. 10-19).
Разрешая спор, установив указанные обстоятельства. оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, при этом суд счел подлежащими удовлетворению требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы истца с 05.02.1997 по 31.08.1997 - в должности учителя истории в средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан; с 01.03.1999 по 31.08.2000 - в должности учителя истории в средней школе № 7 г. Шахтинска Республики Казахстан, за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 15.06.1999 по 25.08.1999.
Поскольку материалами дела не подтверждено выполнение истцом нормы педагогической нагрузки, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода ее работы с 01.09.2000 по 31.08.2001 - в должности учителя истории в средней школе № 7 г. Шахтинска Республики Казахстан, а также с 01.09.2001 по 31.08.2017 - в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе № 1 г. Шахтинска Республики Казахстан.
Кроме того, установив, что с 01.01.1992 Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при условии работы в период действия Положения от 17.12.1959 №1397, то есть до 01.01.1992 и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01.01.1992 в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения периода работы истца с 01.09.1997 по 20.02.1999 в должности старшей вожатой в Средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан, в связи с отсутствием у истца стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии до 01.01.1992 в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397.
Также, установив, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком имел место после 06.10.1992, то есть после внесения изменений в законодательство, в соответствии с который указанный отпуск подлежал включению в специальный трудовой стаж, суд первой инстанции отказал во включении периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с августа 2002 года по август 2003 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований ФИО4 в части включения в ее страховой стаж периодов: с 03.02.1997 по 04.02.1997 - в качестве лаборанта в средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан; с 05.02.1997 по 31.08.1997 в качестве учителя истории в средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан; с 01.09.1997 по 20.02.1999 в должности старшей вожатой в Средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан; с 01.03.1999 по 31.08.2001 в должности учителя истории в Средней школе № 7 г. Шахтинска Республики Казахстан; с 01.09.2001 по 31.08.2017 в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе № 1 г. Шахтинска Республики Казахстан, суд первой инстанции исходил из того, что факт осуществления трудовой деятельности истца в спорные периоды на указанных истцом должностях и в организациях подтвержден документально, равно как и факт уплаты страховых взносов, обязательных пенсионных взносов за данные периоды.
Кроме того, руководствуясь статьей 89 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пунктом 14 части 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд пришел к выводу о включении в страховой стаж истца периода учебы в техническом колледже Министерства образования Республики Казахстан с 01.09.1993 по 03.06.1996.
Руководствуясь статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», установив, что у истца отсутствует требуемый специальный стаж (4 года 10 месяцев 19 дней – учтены Пенсионным фондом + 1 год 10 месяцев 17 дней – учтены судом = 6 лет 10 месяцев 19 дней), суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п.19 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Установив факт несения истцом судебных расходов в размере 30000 руб., признав указанные расходы относящимися к рассмотрению настоящего дела, руководствуясь статьями 98, 100 Гражданского процессуального права Российской Федерации, суд первой инстанции счел расходы подлежащими частичному возмещению в сумме 12000 рублей, находя данный размер разумным, с учетом обстоятельств настоящего дела, объема проделанной представителем работы по оказанию истцу правовой помощи.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на нормах материального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно исходил из того, что согласно нормам Соглашения от 13.03.1992, пенсионное обеспечение истца должно осуществляться по законодательству Российской Федерации, на территории которой он проживает.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что пенсии за выслугу лет учителям, непосредственно занятым на педагогической работе в школах, устанавливались на основании ст. 37 Закона Республики Казахстан от 17.06.1991, действие данной статьи было приостановлено с 27.07.1996, правового значения не имеют, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.
Выводы суда первой инстанции в части включения в страховой и специальный стаж истца спорных периодов работы на территории Республики Казахстан основаны на документах, подтверждающих периоды работы истца и уплаты страховых взносов на территории Республики Казахстан, выданных компетентным учреждением. Для установления права истца на пенсию правомерно учтен стаж, приобретенный на территории Республики Казахстан - участника Соглашения.
При разрешении настоящего дела судом были исследованы и оценены все представленные доказательства в их совокупности. Нарушений правил оценки доказательств судом первой инстанции не допущено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части включения спорных периодов в страховой стаж, судебная коллегия принимает во внимание, что трудовая книжка на имя истца содержит сведения о приеме, увольнении, со ссылкой на соответствующие приказы работодателя, послужившие основанием к их изданию, записи в трудовой книжке истца по спорным периодам внесены последовательно, с соблюдением нумерации.
Кроме того, сведения о спорных периодах работы истца в трудовой книжке согласуются с информацией, содержащейся в архивных справках, которые приняты судом первой инстанции в качестве надлежащих доказательств и оценены по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ввиду предоставления документального подтверждения осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды, а также подтверждения факта уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) Республики Казахстан, суд первой инстанции обоснованно включил в общий трудовой и страховой стаж спорные периоды работы истца на территории Республики Казахстан.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на запросы пенсионного органа о подтверждении стажа и заработной платы в установленный действующим пенсионным законодательством трехмесячный срок ответы не поступили, не могут являться основанием к отмене решения суда.
Отсутствие ответов из компетентных органов по запросам ответчика, при наличии архивных справок, не может создавать для истца неблагоприятных последствий в виде отказа во включении спорных периодов работы в стаж для назначения пенсии по старости при условии подтверждения данного стажа в судебном заседании достоверными и допустимыми доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с выводами суда об удовлетворении исковых требований ФИО4 в части включения в ее специальный и страховой стаж вышеуказанных периодов со ссылкой на то, что с 01.01.1998 в Республике Казахстан начал действовать Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан были отменены, не влекут отмену состоявшегося по делу решения в обжалуемой части.
Отмена института досрочных пенсий для работников, осуществляющих подземные работы, работы с вредными условиями труда на территории Республики Казахстан не является основанием для невключения спорных периодов в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан.
Как указано выше, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При этом документами Центрального филиала НК АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения республики Казахстан следует, что на ФИО4 перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 14.08.1998 по 24.08.2017 (л.д. 10-19).
Доводы апелляционной жалобы истца в части несогласия с выводами суда первой инстанции относительно отказа включения в специальный стаж периода работы с 01.09.1997 по 20.02.1999 в должности старшей вожатой в Средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан, не влекут отмену судебного решения в связи с необоснованностью.
Находя выводы суда первой инстанции в части отказа включения в специальный стаж истца периода работы с 01.09.1997 по 20.02.1999 в должности старшей вожатой в Средней школе № 15 г. Шахтинска Республики Казахстан и их мотивировку в решении правильными, суд апелляционной инстанции не усматривает необходимости повторно приводить их в настоящем определении.
Кроме того, не могут быть приняты во внимание доводы жалобы истца о том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с августа 2002 по август 2003 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1, с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из изложенного, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности до 06.10.1992.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, решение суда основано на правильном применении норм материального права, изложенные в нем выводы сформулированы по результатам полного и всестороннего исследования юридически значимых обстоятельств дела и надлежащей оценки представленных доказательств, нарушений норм процессуального права, которые являются безусловными основаниями к отмене решения, не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу ФИО2, действующей на основании доверенности, апелляционной жалобе ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий: О.Н. Калашникова
Судьи: Е.Ю. Котляр
И.А. Сучкова
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22.08.2023.