НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 17.05.2018 № 33-4564/2018

Судья: Евсеев С.Н. Дело № 33-4564/2018

Докладчик: Латушкина С.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 мая 2018 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Першиной И.В.,

судей Латушкиной С.Б., Казачкова В.В.,

при секретаре Гордиенко А.С.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Латушкиной С.Б. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Калтанского городского округа Гизатулиной Н.Н.

на решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 24 января 2018 года по иску Сережкиной М.В. к муниципальному образованию - Калтанский городской округ о взыскании невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛА:

Сережкина М.В. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию - Калтанский городской округ, в котором просит взыскать в её пользу недоначисленную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 254199,22 рублей, единовременные выплаты к отпуску за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме 142162 рубля, моральный вред в размере 1000000 рублей.

Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ согласно распоряжению Администрации города Калтан от ДД.ММ.ГГГГ п. 1 она работала в должности "должность""место работы".

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор был прекращён. При приёме на работу с ней был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 4.2 раздела 4 «Оплата труда» трудового договора ей установлен должностной оклад в размере 8250 рублей, ежемесячная премия в размере 25% от должностного оклада, ежемесячная надбавка за сложность и напряжённость в размере 35% от должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 30%, районный коэффициент 30%.

С даты приёма и до увольнения с занимаемой должности с ней не было заключено ни одного дополнительного соглашения к трудовому договору, в том числе и по изменению системы оплаты труда.

Согласно пункту 4.4 трудового договора её должностной оклад (выраженный в трудовом договоре суммой) менялся на основании распоряжений работодателя. В ДД.ММ.ГГГГ - на основании распоряжения администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>», в ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>», в ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>».

Но о возможности изменения размера надбавок и премий, выраженных в трудовом договоре в процентах и являющихся существенным условием оплаты труда, ни в одном пункте трудового договора не обозначено.

Согласно распоряжений администрации Калтанского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ оклад ей был установлен в размере 23616 рублей в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 23910 рублей в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ оклад в размере 23555 рублей в месяц.

Однако, исходя из прикладываемых к настоящему исковому заявлению справок 2НДФЛ, указанные в трудовом договоре процентные надбавки при начислении ей заработной платы не соблюдались, что повлекло за собой снижение уровня её заработной платы и явилось нарушением её прав.

Считает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей было недоначислено 254199,22 рублей и не выплачено (с учётом удержания подоходного налога) 221153,32 рубля.

Кроме того, согласно пункту 5.3 трудового договора считает, что ей полагается единовременная выплата к отпуску в размере 2-х должностных окладов, которая должна была выплачиваться вместе с отпускными. Однако, данные выплаты в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ей также не производились, чем были нарушены её права. Сумма выплат должна была составить 142162 рубля.

Нарушением её прав в части не соблюдения условий заключенного с ней трудового договора, невыплатой в полном объёме причитающейся заработной платы, ей нанесён моральный вред. В данном случае ответчик ограничил её права на достойную жизнь, оплату труда, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, что повлекло страдания и переживания в связи с действиями работодателя, посягающего на трудовые права, и совершил действия, противоречащие Трудовому кодексу Российской Федерации, повлекшие ущемление её прав. Моральный вред оценивает в 1000000 рублей.

Истец Сережкина М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объёме.

Представитель ответчика муниципального образования - Калтанский городской округ - Гизатулина Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объёме, заявила ходатайство о применении срока давности к спорным правоотношениям.

Представитель третьего лица муниципального казённого учреждения «Управление администрации Калтанского городского округа» Абрамова Д.В. в судебном заседании считала требования истца Сережкиной М.В. необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 24.01.2018 постановлено:

Исковые требования Сережкиной М.В. удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования - Калтанский городской округ в пользу Сережкиной М.В. единовременную выплату к отпуску в размере 142162 рубля, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, а всего 147162 рубля, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе представитель администрации Калтанского городского округа Гизатулина Н.Н. просит решение отменить и принять по делу новое решение.

Указывает, что поданный истцом иск о взыскании невыплаченной заработной платы, которая начислялась и выплачивалась конкретным юридическим лицом - МКУ Управление образования администрации Калтанского городского округа. Это означает, что надлежащий ответчик в деле установлен не верно. Также ходатайством ответчика в судебном заседании были заявлены требования о применении срока исковой давности, и истец под протокол согласилась с данным ходатайством. Суд вышел за рамки компетенции, когда самостоятельно взыскал суммы единовременной выплаты к отпускам за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Суд счёл требования о взыскании единовременных выплат к отпускам за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ законными и обоснованными, не учитывая, что Сережкина М.В. на момент заключения трудового договора - ДД.ММ.ГГГГ в части и выплаты заработной плат и выплат социальных гарантий была приравнена к заработной плате муниципального служащего. При этом суд не установил, каким образом выплачивается единовременная выплата к отпуску муниципальным служащим. Полагает, что нет оснований для взыскания морального вреда.

Относительно доводов апелляционной жалобы Сережкиной М.В. принесены письменные возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения.

Начальником муниципального казённого учреждения Управления образования Плюсниной Н.В. поданы письменные возражения, в которых она просит решение суда отменить.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика муниципального образования - Калтанский городской округ - Гизатулина Н.Н., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещёнными, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

Об уважительной причине неявки судебную коллегию не известили. При этом какие-либо доказательства, подтверждающие уважительность неявки в судебное заседание и невозможность принимать в нём участие представлены не были. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Калтан и "должность""место работы" Сережкиной М. В. был заключен трудовой договор (л. д. 116-117).

На основании указанного трудового договора было издано распоряжение п.1 от ДД.ММ.ГГГГ о приёме на работу Сережкиной М. В. в "место работы" на должность "должность" с тарифной ставкой (окладом) 8250 рублей с испытанием на срок шесть месяцев (л. д. 114).

Согласно положениям пункта 4.1 раздела IV данного трудового договора заработная плата работника приравнена к заработной плате муниципального служащего и состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу, премий по результатам работы (л. д. 117).

Согласно пунктам 4.2, 4.3, 4.4. трудового договора Сережкиной М. В. установлен должностной оклад в размере 8250 рублей, ежемесячная премия в размере 25% от должностного оклада, ежемесячная надбавка за сложность и напряженность в размере 35% от должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 30%, районный коэффициент в размере 30%. Общая сумма заработной платы, подлежащая выплате, составляет 20377 рублей. Суммы, отражённые в пунктах. 4.2, 4.3 настоящего договора, подлежат изменению при принятии новых нормативных актов, регулирующих систему оплаты труда (л. д. 117).

В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ в связи с распоряжением администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении новой редакции Устава муниципального учреждения «Управление образования администрации Калтанского городского округа» и в связи с изменением наименования учреждения по тексту указанного трудового договора наименование учреждения «Муниципальное учреждение «Управление образования» заменено на «Муниципальное казённое учреждение Управление образования администрации Калтанского городского округа» (л. д. 118).

Муниципальное казённое учреждение Управление образования администрации Калтанского городского округа (далее – МКУ УО) создано на основании постановления администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ путём изменения типа учреждения.

В соответствии с пунктом 1.3 Устава Муниципального казённого учреждения Управление образования администрации Калтанского городского округа, МКУ УО создано в целях исполнения полномочий, определённых Уставом Калтанского городского округа и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования, опеки и попечительства, защиты прав несовершеннолетних.

В силу пункта 1.4 Устава МКУ УО в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», законами Российской Федерации, актами Президента и Правительства Российской Федерации, правовыми актами администрации Кемеровской области и Калтанского городского округа, инструкциями и указаниями Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента образования и науки Кемеровской области, Уставом Калтанского городского округа, а также настоящим Уставом.

Учредителем и собственником имущества МКУ УО является муниципальное образование – Калтанский городской округ, в лице администрации Калтанского городского округа (пункт 1.5. Устава МКУ УО).

МКУ УО является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, печать и штамп со своим наименованием, бланки и другие реквизиты, вправе иметь самостоятельный баланс, лицевые счета в органах федерального казначейства, может от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, иметь обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах. Является уполномоченным органом, выступающим в качестве работодателя с руководителями муниципальных образовательных учреждений (пункты 1.9, 1.10 Устава МКУ УО).

Согласно пункту 6.1 Устава Управление образования возглавляет начальник Управления образования, осуществляющий руководство Управлением образования на основе единоначалия. В своей деятельности начальник Управления образования подотчётен заместителю главы Калтанского городского округа по социальным вопросам, на которого возложены координация и регулирование вопросов в области образования.

Начальник Управления образования назначается и отстраняется от должности главой Калтанского городского округа в порядке, установленном действующим законодательством.

Начальник Управления образования получает вознаграждение за труд из средств бюджета городского округа, в соответствии с Положением об оплате труда.

Согласно пунктам 1.1, 1.3 должностной инструкции начальника МКУ Управления образования администрации Калтанского городского округа начальник МКУ Управления образования администрации Калтанского городского округа назначается на должность и освобождается от замещаемой должности распоряжением администрации Калтанского городского округа. Начальник Управления образования в своей деятельности непосредственно подчиняется главе Калтанского городского округа и подотчётен заместителю главы Калтанского городского округа по социальным вопросам (л. д. 91-95).

Судом установлено, что Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ введена новая система оплаты труда для работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении департамента образования и науки Кемеровской области, с соблюдением действующего трудового законодательства. Органам местного самоуправления Кемеровской области, руководствуясь настоящим постановлением, рекомендовано разработать и утвердить примерное положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений до ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 249).

Согласно пунктам 2.5, 7.1, 7.4 Положения об оплате труда работников МКУ Управление образования администрации Калтанского городского округа, являющегося приложением № 1 к Постановлению администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата начальника Управления образования, его заместителей и главного бухгалтера состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад начальника Управления устанавливается учредителем учреждения сроком на один календарный год в кратном отношении к средней заработной плате основного персонала Управления и составляет до двух размеров указанной средней заработной платы. Компенсационная часть фонда оплаты труда обеспечивает выплаты компенсационного характера за труд в особых условиях, в том числе в местностях с особыми климатическими условиями, и за труд в условиях, отклоняющихся от нормальных. Стимулирующие выплаты руководителю учреждения за выполнение показателей стимулирования начисляются по согласованию с учредителем. Положение о распределении централизованного фонда учреждения приведено в Приложении № 1 к настоящему Положению. К должностному окладу начальника Управления может быть установлен персональный повышающий коэффициент, который учитывает уровень профессиональной подготовки, сложность, важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, а также опыт, стаж работы и другие факторы.

Порядок установления повышающего коэффициента определяется учредителем. Персональный повышающий коэффициент к должностному окладу может быть установлен только на определенный период времени (л. д. 82-88).

Приложением № 2 к Положению об оплате труда МКУ Управление образование администрации Калтанского городского округа установлены размеры окладов работников Управления, осуществляющих деятельность по должностям руководителей, специалистов и служащих в сфере образования, согласно которому начальнику отдела, заведующему сектором установлены: оклад по ПКГ - 3690 рублей, повышающий коэффициент - 1,7581, оклад (должностной оклад) - 6487 рублей (л. д. 89).

Приложением № 3 к Положению об оплате труда МКУ Управление образование администрации Калтанского городского округа установлены размеры повышающих коэффициентов к окладу, должностному окладу за наличие ученой степени или почетного звания (л. д. 90).

Согласно Распоряжению администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад "должность""место работы" Сережкиной М. В. согласно приложению № 1 к настоящему распоряжению в размере 23616 рублей с ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 119-120).

Распоряжением администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание на ДД.ММ.ГГГГ"место работы", в соответствии с которым должностной оклад "должность""место работы" составил 23616 рублей, районный коэффициент 7085 рублей, а всего в месяц - 30701 рубль (л. д. 225-227).

Согласно Распоряжению администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад "должность""место работы" Сережкиной М.В. согласно приложению № 1 к настоящему распоряжению в размере 23910 рублей с ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 121-122).

Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ"должность""место работы" установлен должностной оклад с ДД.ММ.ГГГГ в размере 23910 рублей, повышающий коэффициент за ученую степень, почетное звание в размере 2391 рубль, районный коэффициент в размере 7890 рублей, итого в месяц: 34191 рубль (л. д. 228-231).

Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ"должность""место работы" установлен должностной оклад с ДД.ММ.ГГГГ в размере 23910 рублей, районный коэффициент в размере 7173 рубля, итого в месяц: 31083 рубля (л. д. 232-235).

Согласно Распоряжению администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад "должность""место работы" Сережкиной М. В. согласно приложению № 1 к настоящему распоряжению в размере 23555 рублей с ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 123-124).

Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ"должность""место работы" установлен должностной оклад с ДД.ММ.ГГГГ в размере 23555 рублей, районный коэффициент в размере 7067 рублей, итого в месяц: 30622 рубля (л. д. 236-239).

Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ вносились изменения в Примерное положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа, утвержденное Постановлением администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О введении новой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа». Согласно данным постановлениям заработная плата руководителей учреждений состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (л. д. 139-189).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа» признано утратившим силу постановление администрации Калтанского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О введении новой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа», при этом утверждено новое Примерное положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа, согласно пункту 5.1 которого заработная плата руководителей учреждений состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (л.д. 190-212).

Согласно пункту 3.1 данного положения к выплатам компенсационного характера относятся: выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент), выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при разъездном характере работы, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определённой трудовым договором, в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочной работе, работе в ночное и вечернее время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), выплаты за дополнительные виды работ, не входящие в должностные обязанности работников, но непосредственно связанные с их выполнением, иные выплаты и надбавки компенсационного характера.

Согласно пункту 4.1 к выплатам стимулирующего характера относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, стимулирующие выплаты по итогам работы, выслугу лет, иные поощрительные разовые выплаты.

Судом установлено, что по факту обращения Сережкиной М.В. о нарушении её трудовых прав Государственной инспекцией труда в Кемеровской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка, в ходе которой установлено, что социальные выплаты Сережкиной М.В. не выплачивались, при этом указаны в пунктах 5.2, 5.3 трудового договора. Выплата по пункту 5.2 трудового договора - материальная помощь, предусмотрена на основании заявления работника, заявления не предоставлены работником, не подтверждает факт обращения по данному вопросу и работодатель. В соответствии с пунктом 5.3 трудового договора работнику производится единовременная выплата к отпуску в размере 2-х должностных окладов. При введении нового Положения об оплате труда Постановлением Администрации г. Калтана от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Коллегии администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ «О введении новой системы оплаты труда для работников государственных образовательных организаций Кемеровской области, созданных в форме учреждений» "должность""место работы" - Сережкина М. В. не была уведомлена за два месяца об изменении условий трудового договора в порядке статьи 74 ТК РФ, система оплаты труда изменилась, единовременная выплата к отпуску не была предусмотрена. Нарушены статьи 74, 57 ТК РФ. За данное нарушение трудового законодательства привлечены к административной ответственности лица, допустившие нарушения (л. д. 96-97, 125-138).

Из материалов дела следует, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ п 1 и распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ п 2 действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с Сережкиной М. В. прекращено в соответствии с пунктом 2 статьи 278, статьёй. 279 ТК РФ, истцу произведена выплата компенсации в размере трёхкратного среднего месячного заработка за счёт средств МКУ Управление образования администрации Калтанского городского округа (л. д. 115, 241).

Разрешая требования истца в части взыскании недополученной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учётом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что трудовые права истца при переходе на новую систему оплаты труда нарушены не были, так как заработная плата истца не уменьшилась, в связи с чем в удовлетворении требований о взыскании невыплаченной заработной платы отказал.

Решение суда в данной части сторонами не обжалуется, в потому в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда в этой части не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Разрешая спор в части требований о взыскании единовременной выплаты к отпуску за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения, взыскав с ответчика в пользу истца Сережкиной М.В. единовременную выплату к отпуску в размере 142162 руб.

Придя к выводу о том, что со стороны работодателя имело место нарушение трудовых прав истца, суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости, пришёл к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 руб.

Удовлетворяя требования истца в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что с введением новой системы оплаты труда социальные гарантии, к которым относится единовременная выплата к отпуску, предусмотренная разделом V «Социальные гарантии» трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, не претерпели изменений, каких-либо дополнительных соглашений с истцом в части отмены пункта 5.3 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ не заключалось, изменения в трудовой договор не вносились.

Суд, руководствуясь положениями статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу, что положения пункта 5.3 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ в части единовременных выплат к отпуску в размере двух должностных окладов являются действующими и подлежащими применению.

Вместе с тем, с данными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны с существенным нарушением норм материального права.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем седьмым части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьёй 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учёта мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовые отношения в силу положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзац пятый части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Калтан и "должность""место работы" Сережкиной М.В. заключен трудовой договор , разработанный на основе Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», Областного закона «О муниципальной службе в Кемеровской области», Устава города Калтан (пункт 1.1 договора).

Пунктом 4.1 трудового договора предусмотрено, что заработная плата Работника приравнена к заработной плате муниципального служащего и состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу, премий по результатам работы.

Разделом 5 «Социальные гарантии» трудового договора предусмотрено, что Работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня, производится единовременная выплата к отпуску в размере 2-х должностных окладов (пункты 5.1., 5.3 договора).

На момент заключения трудового договора единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов денежного содержания муниципального служащего была предусмотрена Положением «О порядке единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы города Калтан», утверждённым решением Калтанского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (принято городским Советом народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ).

Аналогичная единовременная выплата была предусмотрена Положением об оплате труда в органах местного самоуправления Калтанского городского округа», принятого решением Калтанского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» муниципальное учреждение «Управление образования» претерпело изменение типа учреждения и было переименовано в муниципальное казённое учреждение Управление образования администрации Калтанского городского округа, и, как верно указано судом первой инстанции, после вступления в силу указанного Федерального закона заработная плата истца не приравнивается к заработной плате муниципального служащего.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ «О введении новой системы оплаты труда для работников государственных образовательных организаций Кемеровской области, созданных в форме учреждений» в соответствии со статьёй 144 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Кемеровской области» с ДД.ММ.ГГГГ введена новая система оплаты труда для работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении департамента образования и науки Кемеровской области, с соблюдением действующего трудового законодательства, утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных образовательных организаций Кемеровской области, созданных в форме учреждений и рекомендовано органам местного самоуправления, руководствуясь настоящим постановлением, разработать и утвердить примерное положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ «О введении новой системы оплаты труда для работников государственных образовательных организаций Кемеровской области, созданных в форме учреждений», а также на основании Устава Калтанского городского округа, Устава муниципального казённого учреждения управления образования администрации Калтанского городского округа Постановлением Администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об оплате труда работников муниципального казённого учреждения Управления образования администрации Калтанского городского округа.

В соответствии с пунктом 1.7 указанного Положения система оплаты труда работников управления устанавливается локальными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области, а также настоящим Положением об оплате труда.

В соответствии с абзацем 3 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам, которые обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счёт средств местных бюджетов.

Таким образом, порядок и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно. При этом заработная плата работников муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Как видно из материалов дела, система оплаты труда работников Муниципального казённого учреждения Управления образования администрации Калтанского городского округа регулируется Положением об оплате труда об оплате труда работников муниципального казённого учреждения Управления образования администрации Калтанского городского округа, утвержденным постановлением администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Положением об оплате труда работников муниципального казённого учреждения Управления образования администрации Калтанского городского округа не предусмотрена единовременная выплата к отпуску в размере двух должностных окладов.

Не предусмотрена такая выплата и Примерным положением об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа, утверждённого постановлением администрации г. Калтан от ДД.ММ.ГГГГ «О введении новой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа», и Примерным положением об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа, утвержденного Постановлением Администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Калтанского городского округа».

При таких обстоятельствах, основания для взыскания в пользу истца Сережкиной М.В. единовременной выплаты к отпуску за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в размере 2-х должностных окладов у суда первой инстанции не имелось.

При этом суждение суда первой инстанции о том, что каких-либо дополнительных соглашений с истцом в части отмены пункта 5.3 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ не заключалось, изменения в трудовой договор не вносились, а потому в соответствии с требованиями статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации положения трудового договора в части единовременных выплат к отпуску в размере двух должностных окладов являются действующими и подлежат применению, противоречат положениям части 8 статьи 74 и части 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации.

Изменения определённых сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии со статьёй 74 Трудового кодекса Российской Федерации, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями (часть 8 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что условия оплаты труда, определённые трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Из нормативных положений Трудового кодекса Российской Федерации

следует, что работодатели в целях осуществления эффективной экономической деятельности, рационального управления имуществом и управления трудовой деятельностью вправе принимать локальные нормативные акты, в том числе в части, касающейся изменения системы оплаты труда. Нормы таких локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, иначе они не подлежат применению, и отношения сторон трудового договора в этом случае регулируются трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями.

Таким образом, для решения вопроса о законности действий работодателя, направленных на изменение условий трудового договора, юридически значимым обстоятельством является установление факта того, что изменение определённых сторонами условий трудового договора не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения, а при их отсутствии - по сравнению с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а не с прежними условиями трудовых договоров.

Вместе с тем, доказательств того, что в связи с введением новой системы оплаты труда для работников государственных образовательных организаций Кемеровской области, созданных в форме учреждений, утверждением Администрацией Калтанского городского округа Положения об оплате труда работников муниципального казённого учреждения Управление образования администрации Калтанского городского округа не предусматривающих единовременной выплаты к отпуску в размере 2-х окладов, условия оплаты труда истца ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, материалы дела не содержат.

При данных обстоятельствах, решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца единовременной выплаты к отпуску в размере 142162 руб. подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Сережкиной М.В. к муниципальному образованию – Калтанский городской округ о взыскании единовременной выплаты к отпуску и производных требований компенсации морального вреда, в связи с отсутствием доказательств нарушения трудовых прав истца.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 24 января 2018 года в части удовлетворения требований о взыскании с муниципального образования – Калтанский городской округ в пользу Сережкиной М.В. единовременной выплаты к отпуску в размере 142162 рубля, компенсации морального вреда в размере 5000 рублей отменить, апелляционную жалобу представителя администрации Калтанского городского округа Гизатулиной Н.Н. – удовлетворить.

В отменённой части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сережкиной М.В. к муниципальному образованию – Калтанский городской округ о взыскании единовременной выплаты к отпуску, компенсации морального вреда отказать.

Председательствующий: И.В. Першина

Судьи: С.Б. Латушкина

В.В. Казачков