НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 17.01.2018 № 33А-1034

Судья: Чащина Л.А. № 33А- 1034

Докладчик: Пронченко И.Е.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«17» января 2018 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Пронченко И.Е.,

судей: Евтифеевой О.Э., Михеевой С.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по частной жалобе начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на определение Кировского районного суда г.Кемерово от 13 октября 2017 года по делу по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово об изменении наименования взыскателя в исполнительном листе по административному делу по административному исковому заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) к Комарову Максиму Владимировичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, возмещении судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л А:

Инспекция ФНС России по г. Кемерово обратилась в суд с заявлением об изменении, стороны исполнительного производства, свои требования мотивирует следующим. Решением Кировского районного суда г. Кемерово по делу №2а-1859/2015 были удовлетворены требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании задолженности по страховым взносам за 2013-2014 год и пени, а также расходы по уплате государственной пошлины, в отношении Комарова Максима Владимировича. Решение суда вступило в законную силу, выдан исполнительный лист серии . В соответствии с Федеральным законом от 30.07.2016г. №243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» администрирование страховых взносов осуществляет Инспекция федеральной налоговой службы г. Кемерово.

Определением Кировского районного суда г.Кемерово от 13 октября 2017 года требования административного истца удовлетворены полностью.

В частной жалобе начальник Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) Денисова А.А. просит определение отменить в части взыскания судебных расходов, так как государственная пошлина была уплачена из бюджета учреждения УПФ РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда в соответствии с требованиями ст.315 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 статьи 44 КАС РФ предусматривает, что в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Как следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г. Кемерово от 01.12.2015г. в порядке упрощенного (письменного) производства по административному делу по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) к Комарову Максиму Владимировичу о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени, постановлено: взыскать с Комарова Максима Владимировича в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) пеню за несвоевременную уплату страховых взносов за 2013г., 2014г., из них: на страховую часть трудовой пенсии - 2863,67 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 384,84 руб., а также взыскать в возмещение расходов по оплате государственной пошлины - 400,00 руб. По делу выдан исполнительный лист 08 февраля 2016 года.

Удовлетворяя заявленные требования, суд в порядке процессуального правопреемства по административному делу произвел замену взыскателя - УПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово, при этом суд первой инстанции исходил из того, что положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.

Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и в ФФОМС осуществляют территориальные органы ПФР (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую НК РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон № 243-ФЗ).

Частью 2 статьи 4 Закона № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Закон № 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон № 250-ФЗ).

Согласно частям 1, 2 статьи 19 Закона № 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017 взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами, соответственно, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости замены выбывшей стороны взыскателя ее правопреемником.

Однако суд не учел, что исходя из указанных выше норм закона в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, налоговый орган является правопреемником пенсионного органа только в части взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам.

В части возмещения пенсионному органу понесенных им судебных расходов на оплату государственной пошлины такого правопреемства быть не может, поскольку при подаче административного иска УПФ РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) произвело оплату государственной пошлины из бюджетных средств, не связанных со средствами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в которые поступают страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, администрируемые налоговыми органами, соответственно, возмещение расходов на оплату государственной пошлины должно быть произведено ее плательщику.

Производя замену взыскателя в целом по административному делу, суд указанные обстоятельства не учел.

При таком положении определение суда признать законным нельзя и судебная коллегия по административным делам полагает необходимым отменить судебное постановление, разрешить вопрос по существу.

Руководствуясь статьей 316 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Кировского районного суда г. Кемерово от 13 октября 2017 года отменить, разрешить вопрос по существу.

Произвести замену взыскателя по исполнительному листу, выданному Кировским районным судом г. Кемерово по административному делу №2а-1859-15 по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) к Комарову Максиму Владимировичу о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени на - Инспекцию ФНС России по г. Кемерово в части взыскания с Комарова Максима Владимировича задолженности по страховым взносам за 2013г., 2014г., из них: на страховую часть трудовой пенсии - 2863,67 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 384,84 руб.

Отозвать исполнительный лист , выданный 08 февраля 2016 года Кировским районным судом г. Кемерово по административному делу № 2а-1859-15 по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) к Комарову Максиму Владимировичу о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени.

Выдать по административному делу № 2а-1859-15 исполнительный лист о взыскании в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово с Комарова Максима Владимировича <адрес> задолженности по страховым взносам за 2013г., 2014г., из них: на страховую часть трудовой пенсии - 2863,67 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 384,84 руб.

Выдать по административному делу 2а-1859-15 исполнительный лист о взыскании с Комарова Максима Владимировича <адрес>, в пользу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) расходов на оплату государственной пошлины 400 рублей.

Председательствующий:

Судьи: