НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 16.01.2024 № 2-4521/2023

Судья: Алхимова А.Е.

УИД 42RS0009-01-2023-007289-97

Докладчик: Чурсина Л.Ю.

Дело № 33-264/2024; 2-4521/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово

16 января 2024 год.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

Председательствующего : Казачкова В.В.,

судей: Чурсиной Л.Ю., Бычковской И.С.,

при секретаре: Тимошенко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чурсиной Л.Ю.

апелляционную жалобу ФИО1

на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 28 сентября 2023 года,

по делу по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу об оспаривании решения,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить спорные периоды в страховой стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Свои требования мотивировала тем, что она осуществляет трудовую деятельность с 11.09.1984.

15.02.2023 первоначально обратилась в ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия у нее требуемого страхового стажа.

22.03.2023 повторно обратилась в ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу с заявлением, в котором просила включить неучтенные периоды, а также назначить страховую пенсию по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ отказано в установлении пенсии.

С указанными решениями истица ФИО1 не согласна, считает их незаконными и необоснованными, поскольку в ее страховой стаж не были включены периоды отпуска по уходу за ребенком:

с 02.10.1990 г. по 01.04.1992 г.,

с 01.01.2000 г. по 30.06.2000 г.,

с 01.07.2000 г. по 31.12.2000 г.,

с 01.01.2001 г. по 31.01.2001 г.

Просила суд признать решение ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика включить в страховой стаж периоды отпуска по уходу за ребенком: с 02.10.1990 г. по 01.04.1992 г., с 01.01.2000 г. по 30.06.2000 г., с 01.07.2000 г. по 31.12.2000 г., с 01.01.2001 г. по 31.01.2001 г., а также назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения 22.03.2023 г.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 28 сентября 2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу отказано в полном объеме.

На данное решение суда ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой содержится требование об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального права. Настаивает на наличии оснований для включения спорных периодов нахождения в отпусках по уходу за ребёнком в страховой стаж. указывает, что ранее действовавшим пенсионным законодательством предусматривалось включение указанных периодов в общий трудовой стаж, если они имели место до 06 октября 1992 г., в связи с чем период нахождения отпуске до 1992 подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Дополнительный отпуск до 3-х лет засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности, что ранее предусматривалось п. 2 Постановления Совета Министров ССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677, ст.71 Закона СССР от 22 мая 1990 года №1501-1, Закон РФ №3543-1 от 25 сентября 1992 года и предусмотрено п.27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11 декабря 201 №30.

В связи с чем полагала, что спорные периоды подлежат включению в страховой стаж и назначении страховой пенсии ввиду наличия у нее более 37 лет страхового стажа.

Относительно апелляционной жалобы письменных возражений не поступало.

Истица ФИО1 в судебном заседании настаивала на доводах апелляционной жалобы в полном объеме, указывая на то, что согласно сведениям персонифицированного учета у нее страхового стажа более 37 лет, что является безусловным основанием для назначения страховой пенсии по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представив суду апелляционной инстанции распечатку с сайта ОСФР по расчету пенсии, где указано страхового стажа также 37 лет.

Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, уведомлялись надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, ввиду чего судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона № 400-ФЗ, страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В ч.4 ст.5 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В силу положений ч.ч.1 и 2 ст.22 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.5 и 6 настоящей статьи, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившему за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В соответствии с ч.1 ст.8 Закона № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

С 01.01.2019 г. на основании ч.1.2 ст.8 Закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч.1 и ч.1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно ч.1 ст.11 Закона № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В ч.8 ст.13 Закона № 400-ФЗ указано, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В силу ч.9 ст.13 Закона № 400-ФЗ, действующей в период обращения истца в ПФР и вынесения оспариваемых решений, указанным в ч.1.2 ст.8 Закона № 400-ФЗ лицам в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч.1 ст.11 Закона № 400-ФЗ, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, предусмотренный п.2 ч.1 ст.12 Закона № 400-ФЗ. Указанные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж без применения положений ч.8 ст.13 Закона № 400-ФЗ, то есть рассматриваются только исходя из действующего на момент обращения за назначением пенсии законодательства.

На основании ч.1 ст.14 Закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст.11 и 12 Закона № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.14 Закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст.11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015, периоды работы до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах, такие периоды подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды трудовой и иной деятельности после регистрации в качестве застрахованного лица при подсчете страхового стажа подтверждаются только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ОФР по Кемеровской области – Кузбассу с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно в соответствии с ч.1.2 ст.8 Закона № 400-ФЗ, представила документы: диплом, трудовую книжку, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, справки из ФГУП ПО «Прогресс», свидетельство о браке, справку и свидетельство о рождении ее сыновей.

Решением ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47) ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Закона № 400-ФЗ по причине отсутствия необходимого страхового стажа (в наличии – 35 лет 02 месяца 02 дня, при требуемом – 37 лет).

В страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с ч.1.2 ст.8 Закона № Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не зачтены:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 10 дней),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 месяцев 09 дней) – учеба в Кузнецком металлургическом техникуме имени И.Н. Бардина, так как ч.9 ст.13 Закона № 400-ФЗ не предусмотрено включение такого периода в страховой стаж для целей назначения досрочной страховой пенсии по ч.1.2 ст.8 Закона № 400-ФЗ,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 21 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 месяца) – отпуск по уходу за детьми, так как ч.9 ст.13 Закона № 400-ФЗ не предусмотрено включение такого периода в страховой стаж для целей назначения досрочной страховой пенсии по ч.1.2 ст.8 Закона № 400-ФЗ,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 дней) – отпуск без сохранения заработной платы, так как правилами от 11.07.2002 г. № 516 не предусмотрено включение такого отпуска в страховой стаж.

Истец не согласна с указанным решением, в части отказа во включении в страховой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В трудовой книжке серии от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2 имеются записи о ее работе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в ООО ЖД «Прогресс».

Представлены справки о ее работ ФГУП ПО «Прогресс», в которой указано (л.д.27), что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск без содержания по уходу за ребенком (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Справка выдана на основании лицевых счетов.

Согласно справке ФГУП ПО «Прогресс» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67), ФИО1 в период с декабря 1990 г. по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске без содержания по уходу за ребенком. Справка выдана на основании лицевых счетов.

Кроме того, по сведениям, предоставленным работодателями в выписке из индивидуального лицевого счета, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Разрешая заявленные требования, и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что для назначения страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж подлежат включению только периоды, предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть первая статьи 11 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Таким образом, для определения права застрахованного лица на получение страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), а также периоды получения застрахованным лицом пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. (подпункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 14 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Согласно пункту 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.

Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Таким образом, из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.

Отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет в этот стаж не засчитывается.

Суду первой инстанции, суду апелляционной инстанции истцом не представлено доказательств выполнения работы, осуществления трудовой функции в периоды, которые не включены в страховой стаж, а именно:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периоды ухода за ребенком, поскольку из справки ФГУП ПО «Прогресс» (л.д.27), что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (указано наличие листков нетрудоспособности с сентября по ноябрь).

Периоды нахождения на листках нетрудоспособности ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в страховой стаж самостоятельно Пенсионным фондом, что отражено в оспариваемом решении, поскольку периоды нетрудоспособности подлежат включению в страховой стаж.

Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год – отпуск без содержания, по уходу за ребенком (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), что следует из Справки ФГУП «Прогресс» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67) не подлежит включению в страховой стаж.

Справка же представленная истцом, в которой имеется указание на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год как частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет не может быть учтен судебной коллегией по гражданским делам Кемеровского областного суда, однако, данная справка не противоречит справке, выданной ФГУП «Прогресс» от ДД.ММ.ГГГГ по запросу Пенсионного органа, поскольку в Справке имеется ссылка на приказ о предоставлении отпуска.

Кроме того, по сведениям, предоставленным работодателями в выписке из индивидуального лицевого счета, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции на основании представленных в дело доказательств отсутствует подтверждение факта осуществления истцом трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Поскольку у истца на дату обращения в пенсионный орган страховой стаж составил 35 лет 02 месяца 02 дня, с учетом спорного периода, включенного Пенсионным органом самостоятельно, что отражено в Решении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25) - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку являлся периодом нахождения на листке нетрудоспособности, то правовых оснований для назначения страховой пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязательным условием которого необходимо иметь 37 лет страхового стажа, не имеется.

В связи с чем суд первой инстанции верно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25) незаконным.

Доводы апелляционной жалобы истца о неправомерности отказа во включении в страховой стаж периодов отпуска по уходу за ребёнком основаны на ошибочном толковании закона, поскольку исходя из положений части 9 статьи 13 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет не подлежит включению в страховой стаж - 37 лет для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как не поименован в части 1 статьи 11 и пункта 2 части 1 статьи 12 данного Закона.

Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» отпуск по уходу за ребёнком, начавшийся до 6 октября 1992 г., с учётом законодательства, действующего в указанный период, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от момента его окончания, не может быть принят во внимание, поскольку в данном случае речь идёт о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть категориям граждан, занимавшихся определённым видом деятельности.

Представленные документы истцом суду апелляционной инстанции – распечатка с сайта Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу (пенсионный калькулятор), а также сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, в которых указан страховой стаж 37 лет, рассчитан на общих основаниях, а не для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем не могут опровергнуть выводы суда первой инстанции об отсутствии 37 лет страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии именно по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Для назначения другого вида страховой пенсии, истица не достигла необходимого возраста, поскольку ДД.ММ.ГГГГ она достигла 57 лет.

К лицам, которым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполнится 55 (для женщин) лет, которым пенсия по ч. 1 ст. 8 ФЗ – 400 может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, истица не относится.

С учётом изложенного, доводы апелляционной жалобы о неправомерности отказа во включении в страховой стаж спорных периодов, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.

Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

В.В. Казачков

Судьи:

И.С. Бычковская

Л.Ю. Чурсина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.01.2024