НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 15.12.2016 № 33-15635

Судья: Гапанцова А.А.

Докладчик: Жуленко Н.Л. Дело № 33-15635

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Жуленко Н.Л.

судей Хомутовой И.В., Сорокина А.В.,

при секретаре Амосовой Т.С.,

заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Жуленко Н.Л. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Захарчука В.Г. - Ефремова В.Н. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2016 года

по делу по иску Захарчука В.Г. к Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области, Главному финансовому управлению по Кемеровской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании компенсационной выплаты, судебных расходов,

УСТАНОВИЛА:

Захарчук В.Г. обратился с исковым заявлением к Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области, Главному финансовому управлению по Кемеровской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании компенсационной выплаты, судебных расходов.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Захарчуком В.Г. и МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ» заключен трудовой договор , истец принят на должность врача-рентгенолога в Трудармейскую районную больницу с ОВП - Педиатрическое отделение с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Департаментом заключен договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику (далее Договор).

В соответствии с п. 1 Договора, Департамент обязуется перечислить медицинскому работнику за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области и перечисляемых в установленном порядке в областной бюджет, из средств областного бюджета единовременную компенсационную выплату в размере <данные изъяты> в течении 30 дней со дня заключения Договора на счет, открытый медицинским работником в кредитной организации.

На сегодняшний день компенсационная выплата на расчетный счет истца не поступила, в устной форме ответчик мотивирует это отсутствием средств в бюджете. Так как истец не обладает познаниями в области права, ему пришлось воспользоваться юридической помощью и понести соответствующие расходы.

На основании изложенного просит суд взыскать с Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области в порядке, установленном ст. 51 Федерального закона 29.11.2010 №326-Ф3 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 №682 «О предоставлении в 2014-2015 годах единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников» компенсационную выплату за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за счет средств бюджета Кемеровской области в размере 1000000 (один миллион) рублей в пользу Захарчука В.Г..

Взыскать с ответчика оплату государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере <данные изъяты>

Взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2016 года постановлено:

Требования Захарчука В.Г. к Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области, Главному финансовому управлению по Кемеровской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании компенсационной выплаты, судебных расходов - оставить без удовлетворения в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Захарчука В.Г. - Ефремов В.Н. решение просит отменить и удовлетворить исковые требования, указывая, что судом необоснованно сделан вывод о том, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является стороной договора. Отсутствие финансирования не может является основанием для лишения истца права на получение единовременной компенсационной выплаты.

Относительно апелляционной жалобы представителем ТФОМС Кемеровской области Звягиной А.С. принесены возражения.

Заслушав представителя ТФ ОМС КО Кудрицкую Н.В., представителя Главного финансового управления по КО Румянцеву Н.С., возражавших против доводов жалобы и просивших оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда.

В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 14.12.2015 № 18) в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.

Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 -2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 12.2 статьи 51 Федерального закона № 326-ФЗ иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 данной статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:

1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;

2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;

3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» данного пункта.

Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Захарчук В.Г. заключил трудовой договор с МБУЗ «Прокопьевская ЦРБ», был принят на должность врача-рентгенолога в Трудармейскую районную больницу с ОВП с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области с заявлением о предоставлении компенсационной выплаты на имя начальника департамента с приложением требуемого пакета документов.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области и Захарчуком В.Г. заключен договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты.

В соответствии с пунктом 1 Договора «Департамент обязуется перечислить Медицинскому работнику за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области и перечисляемых в установленном порядке в областной бюджет, и средств областного бюджета единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 (один миллион) рублей в течение 30 дней со дня заключения Договора на счет, открытый медицинским работником в кредитной организации».

ДД.ММ.ГГГГ Департамент направил в ТФОМС Кемеровской области заявку на апрель 2015 года, в которую был включен истец.

ДД.ММ.ГГГГ ФОМС отказал в предоставлении иных межбюджетных трансфертов по причине того, что «трудовой договор медицинских работников с медицинской организацией (работодателем) заключен в 2014 году, тогда как по законодательству Российской Федерации условием для получения единовременной компенсационной выплаты в 2015 году является прибытие на работу в сельскую местность либо рабочий поселок только в 2015 году».

ДД.ММ.ГГГГ территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области в адрес и.о. начальника Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области А.В. Иванова было направлено письмо об осуществлении единовременных компенсационных выплат в 2014 году, согласно которому, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в РФ» заявка на выделение средств для единовременных компенсационных выплат в Федеральный фонд ОМС предоставляется до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам. Таким образом, для получения денежных средств в 2014 году крайний срок предоставления заявки был 15.11.2014.

Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений норм материального права, действующих на момент возникновения спорных отношений.

Так, в 2015 году осуществлялись единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществлялось за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.

Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 20) в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Из приведенных норм материального права следует, что обязательными условиями для получения указанных выплат является наличие трудового договора и гражданско-правового договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, заключенных в году прибытия (переезда) медицинского работника на работу.

Положения части 12.1 статьи 51 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» являются императивными и ставят зависимость права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты от даты прибытия (переезда) на работу в сельскую местность из другого населенного пункта и даты обращения в уполномоченный орган исполнительной власти по предоставлению компенсационных выплат.

Статьей 5 Бюджетного кодекса РФ установлено, что закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря.

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год исполнен в полном объеме, 05 октября 2015 года принят Федеральный закон №282-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда медицинского страхования за 2014 год». Таким образом, финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат за счет Федерального фонда медицинского страхования в отношении работников, прибывших в сельскую местность в 2014 году, было выполнено и завершено.

Условием получения единовременной компенсационной выплаты в 2015 году и в 2016 году является прибытие на работу в сельскую местность соответственно в 2015 и в 2016 году.

Предоставление в 2016 году иных межбюджетных трансфертов на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в 2014 году в сельский населенный пункт, действующим законодательством не предусмотрено и является нарушением требований, установленных в статье 51 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Таким образом, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не вправе нарушать установленные нормативными правовыми актами условия предоставления иных межбюджетных трансфертов и порядок их финансирования, то есть предоставлять в 2016 году межбюджетные трансферты на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в 2014 году на работу в сельский населенный пункт.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 № 682 «О предоставлении в 2014 - 2016 годах единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников» утвержден Порядок предоставления в 2014 - 2016 годах единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников.

В соответствии с Порядком в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с департаментом договор, предусмотренный пунктом 4 данного Порядка.

Из материалов дела следует, что медицинский работник Захарчук В.Г. не имеет права на единовременную компенсационную выплату, так как не соответствует критериям, установленным Федеральным законом N 326-ФЗ и вышеуказанным Порядком для предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа в 2016 году.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 №1798-О, от 25.09.2014 №1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О установление единовременной денежной выплаты отдельной категории медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и, соответственно, является исключительной компетенцией законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие финансирования не может является основанием для лишения истца права на получение единовременной компенсационной выплаты, основаны на неверном толковании закона.

Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, при этом судом правильно применены нормы материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы в целом не влияют на существо постановленного решения суда и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Захарчука В.Г. - Ефремова В.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий: Н.Л. Жуленко

Судьи: И.В. Хомутова

А.В. Сорокин