Судья: Конькова Т.Ю.
Докладчик: Латушкина Е.В. Дело № 33-8289
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«14» июля 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Латушкиной Е.В.
судей Дударёк Н.Г., Пискуновой Ю.А.
при секретаре Паевском А.Ю,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Латушкиной Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Лесниковой Н.Ф.
на решение Яйского районного суда Кемеровской области от 19 апреля 2016 года
по иску Лесниковой Н.Ф. к Администрации Яйского муниципального района о признании решения незаконным, назначении муниципальной пенсии за выслугу лет,
У С Т А Н О В И Л А :
Лесникова Н.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации Яйского муниципального района о признании решения комиссии администрации Яйского муниципального района по назначению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим незаконным, включении периодов работы в стаж для получения муниципальной пенсии, обязании назначить муниципальную пенсию с даты обращения за ее назначением.
Свои требования мотивировала тем, что после окончания Томского учетно-кредитного техникума она была направлена в финансовый отдел Яйского райисполкома, где работала в бюджетном отделе с 01 августа 1967 года по 18 мая 1983 года, т.е. 15 лет 9 месяцев.
В период с 01.06.1983 по 30.12.2006 работала в районном военном комиссариате на гражданской должности начальника отдела финансового и социального обеспечения.
В 2011 году она обращалась в комиссию при администрации Яйского муниципального района, где в назначении пенсии за выслугу лет ей было отказано. В январе 2016 году в назначении муниципальной пенсии ей также было отказано.
Просила суд признать решение комиссии администрации Яйского муниципального района по назначению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим от 08.01.2016 незаконным, включить период работы в финансовом отделе Яйского райисполкома 15 лет 9 месяцев для получения муниципальной пенсии, обязать администрацию Яйского муниципального района назначить муниципальную пенсию за стаж работы в финансовом отделе Яйского райисполкома с даты обращения за ее назначением.
В судебном заседании Лесникова Н.Ф. поддержала свои исковые требования.
Представитель ответчика Администрации Яйского муниципального района, Новицкая М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Яйского муниципального района Нейфельд Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Яйского районного суда Кемеровской области от 19 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований Лесниковой Н.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе Лесникова Н.Ф. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Ссылаясь на то, что она работала в государственном учреждении, выполняла работу в финансовом отделе этого учреждения более 15 лет, считает, что имеет право на получение муниципальной пенсии.
На апелляционную жалобу представителем Администрации Яйского муниципального района Новицкой М.А. принесены возражения, содержащие просьбу решение суда оставить без изменения.
Истица Лесникова Н.Ф. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала, просила отменить обжалуемое решение.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о слушании извещены. Поскольку об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного, надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав истца, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба -профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 указанного Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 10 названного Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Пункт 5 статьи 1 действовавшего до 1 января 2015 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Аналогичное правило содержит часть 6 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 1 января 2015 г.
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ (ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Периоды, включаемые в стаж муниципальной службы на федеральном уровне определены ст. 25 Закона N 25-ФЗ.
Пунктом 2 указанной статьи Закона N 25-ФЗ предусмотрено, что порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 ст. 25 Закона N 25-ФЗ устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Из анализа указанных положений закона следует, что органам местного самоуправления законом предоставлено право самостоятельно, своими правовыми актами регулировать порядок и условия назначения пенсии муниципальным служащим.
Согласно ст. 7 Закона Кемеровской области от 30.06.2007 № 103-03 «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» (ред. от 29.12.2014) в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет включаются периоды работы на:
1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях
муниципальной службы);
2) муниципальных должностях;
3) государственных должностях Российской Федерации и
государственных должностях субъектов Российской Федерации;
4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы).
В соответствии со ст. 8 данного Закона КО муниципальным служащим устанавливается пенсия за выслугу лет. Порядок начисления муниципальному служащему пенсии за выслугу лет регулируется нормативным правовым актом органа местного самоуправления, который принимается в соответствии с законом Кемеровской области, регулирующим начисление пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Кемеровской области.
В силу п. 4 ст. 8 вышеназванного Закона пенсия за выслугу лет выплачивается за счет средств местного бюджета.
Постановлением главы Яйского муниципального района от 18.12.2015 № 2086, которое распространяется на правоотношения, возникшие с 01.12.2015, утвержден порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Яйского муниципального района.
В соответствии с п. 2.1 указанного Порядка право на пенсию за выслугу лет в соответствии с данным Порядком имеют лица, замещавшие муниципальные должности в органах местного самоуправления Яйского муниципального района на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств бюджета Яйского муниципального района, освобожденные от замещения муниципальных должностей Яйского муниципального района в связи с прекращением полномочий.
Условием назначения пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Яйского муниципального района, является назначение страховой пенсии по старости, инвалидности либо пенсии в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (п.2.2 Порядка).
В соответствии с п. 4.1 Порядка право на пенсию имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы Яйского муниципального района при наличии на момент увольнения с должности муниципальной службы стаж муниципальной службы не менее 15 лет. При этом право на назначение пенсии в соответствии с настоящим Порядком возникает при условии выхода на пенсию непосредственно с должности муниципальной службы.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением муниципальных служащих, исходя из положений ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируются гражданским законодательством.
Из материалов дела следует и судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке, справкам, Лесникова Н.Ф. принята на работу в Яйский районный финансовый отдел Кемеровской области с 01.08.1967 на должность инспектора по бюджету, с 01.02.1977 назначена там же экономистом по бюджету, с 13.10.1977 переведена там же на должность ревизора-инспектора по бюджету, где проработала до 18.05.1983. Всего стаж работы составил более 15 лет.
Яйский районный финансовый отдел Кемеровской области с 1997 года переименован в Финансовый отдел Яйского райисполкома, с 1995 года – финансовый отдел Администрации Яйского района, с 2002 года – финансовый отдел Яйского района КО, с 2006 года – финансовое управление по Яйскому району.
С 01.06.1983 по 30.12.2006 Лесникова Н.Ф. работала в Яйском райвоенкомате.
С 01.06.2007 работает бухгалтером в Яйском районном отделении Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда.
Истица является получателем пенсии по старости с 01.08.2003, пенсия назначена в связи с достижением возраста 55 лет.
08.12.2015 истица обратилась на имя Главы администрации Яйского муниципального района с заявлением об установлении ей ежемесячной пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему (лицу, замещавшему муниципальные должности Яйского района).
В ответе от 18.12.2015 истице отказано в назначении указанной пенсии, при этом комиссия пришла к выводу, что работа истицы в спорные периоды с 1967 г. по 1983 г. не является муниципальной службой, на пенсию истица ушла не с должности муниципальной службы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований, придя к выводу, что истица не имеет права на назначение муниципальной пенсии.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Факт работы истицы в спорный период с 1967 г. по 1983 г. в органах местного самоуправления подтвержден материалами дела. Однако доказательств того, что в указанное время истица выполняла работу в должностях муниципальной службы, на муниципальных должностях, государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной гражданской службы, в материалах дела не имеется.
В соответствии с вышеуказанным Порядком назначения данной пенсии, право на данную пенсию имеют лица, имеющие стаж муниципальной службы не менее 15 лет, с условием выхода на пенсию непосредственно с должности муниципальной службы.
Поскольку указанной совокупности условий для назначения муниципальной службы истица не имеет, то при вышеизложенных обстоятельствах суд пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении ее требований.
Доводы апелляционной жалобы основаниями к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводов суда, являлись процессуальной позицией стороны истца, были приведены им в ходе судебного разбирательства, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и их оценка изложена в постановленном решении.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, заявленные требования по существу рассмотрены правильно. При этом каких-либо нарушений норм материального и процессуального права суд не допустил. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда, не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Яйского районного суда Кемеровской области от 19 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лесниковой Н.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий Латушкина Е.В.
Судьи Дударёк Н.Г.
Пискунова Ю.А.