Судья: Попов А.А. № 33А-125
Докладчик: Быкова С.В. (№ 2а-892/2019)
(42RS0014-01-2019-001208-66)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«5» февраля 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Быковой С.В.,
судей Пронченко И.Е., Бегуновича В.Н.,
при секретаре Любушкиной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Мысковская городская больница» к Государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании незаконным и отмене в части предписания государственной инспекции труда в Кемеровской области
по апелляционной жалобе представителя ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» на решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 5 ноября 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании незаконным и отмене в части предписания государственной инспекции труда в Кемеровской области.
Требования мотивированы тем, что согласно Акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 19.09.2019г. в ходе проверки Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Мысковская городская больница» выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов).
Согласно пункту 10 Акта проверки выявлено, что в нарушение ст. 129, ч. 3 ст. 133, ч.ч. 1-4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38- П, Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, работникам отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» при полной норме выработки начисляется и выплачивается минимальный размер оплаты труда (МРОТ), в который включаются оплата труда за работу в ночное время, работу в праздничные дни, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительная работа. Так, согласно расчетным листкам Жучковой А.С. за январь 2019 г. ей начислена заработная плата в размере 14 665,18 руб., за февраль 2019 г. - 14 664,90 руб., за март 2019 г. - 14 664,35 руб., апрель 2019 г. - 14 664,18 руб., май 2019 г. - 14 664,60 руб., июнь 2019 г. - 14 664,01 руб., июль 2019 г. - 14 665,12 руб., в составе которой оклад, дополнительные виды работ, вредность, ночные, выходные и праздничные, стимулирующие выплаты, районный коэффициент. Аналогичные нарушения допущены и в отношении других работников отделения скорой медицинской помощи (Гилев Ю.Н., Мерц Ю.О., и др.). При этом, с января 2019 г. МРОТ с учетом районного коэффициента составляет 14 664 руб.
19 сентября 2019 г. Государственная инспекция труда в Кемеровской области предъявила ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» Предписание об устранении нарушений от 19.09.2019г. № 42/2-45-19-ПР/12-14244-И/69-116.
В предписании Государственной инспекции труда указано на нарушение ими ст. 129, ч. 3 ст. 133, ч.ч. 1-4, 11 ст. 133.1 ТК РФ. Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П и указано следующее:
В п.11, что работникам отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» при полной норме выработки начислять и выплачивать минимальный размер оплаты труда (МРОТ), без включения в него оплату за работу в ночное время, работу в праздничные дни, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительную работу, районный коэффициент.
В п. 12, что работникам отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ КО «Мысковская городская больница», отработавшим полную норму выработки в период январь 2019 г. - июль 2019 г., произвести доплату до минимального размера оплаты труда без включения в него оплату за работу в ночное время, работу в праздничные дни, работу в вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительную работу, районный коэффициент.
Исходя из п. 1 Постановления от 07.12.2017 № 38-П, Конституционный Суд РФ постановил признать взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включении в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Исходя из пункта 10 Акта проверки, с января 2019 г. МРОТ с учетом районного коэффициента составляет 14 664, 00 руб. Согласно расчетным листкам Жучковой А.С. за январь 2019 г. ей начислена заработная плата в размере 14 665,18 рублей, за февраль 2019 г. - 14 664,90 руб., за март 2019 г. - 14 664,35 руб., апрель 2019 г. - 14 664,18 руб., май 2019 г. - 14 664,60 руб., июнь 2019 г. - 14 664,01 руб., июль 2019 г. -14 665,12 руб., в составе которой оклад, дополнительные виды работ, вредность, ночные, выходные и праздничные, стимулирующие выплаты, районный коэффициент.
Считают, что у ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» отсутствуют нарушения исполнения положений ст. 129, ч. 3 ст. 133, ч.ч. 1-4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, так как учреждение производит выплату районного коэффициента сверх суммы минимального размера оплаты труда. Однако, данный факт не был учтен Государственной инспекцией труда в Кемеровской области при предъявлении Предписания.
Сославшись на п. 1 резолютивной части Постановления от 11.04.2019 N 17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова», указывает, что исходя из Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П, работодатели при начислении заработной платы работникам обязаны начислять повышенную оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни сверх минимального размера оплаты труда. ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» исполняет данную обязанность с августа 2019 года, после получения письма Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области № П-139 от 30.07.2019 г.
Исходя из письма Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области № П-139 от 30.07.2019г., в связи с внесением изменений в региональное отраслевое соглашение между Кемеровской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Кемеровской области на 2019-2021 годы необходимо изменить расчет выплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, выплат за сверхурочную работу.
Считают, что Государственная инспекция труда в Кемеровской области вышла за пределы ст. 129, ч. 3 ст. 133, ч.ч. 1-4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, так как обязали работодателя произвести доплату до минимального размера оплаты труда без включения в него оплату за работу в ночное время, работу в праздничные дни, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительную работу, районный коэффициент.
Вместе с тем, в правовых нормах, на которых обосновывает свои требования Государственная инспекция труда, не указано, что работодатель обязан оплачивать работнику работу во вредных условиях труда и дополнительную работу свыше минимального размера оплаты труда.
Таким образом, оплата дополнительной работы, осуществляемой в течение рабочего дня наряду с основной работой и в совокупности не превышающей нормы рабочего времени, должна начисляться работодателем в пределах минимального размера оплаты труда.
Также Государственная инспекция труда в Кемеровской области неправомерно обязала ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» оплачивать работникам учреждения работу во вредных и (или) опасных условиях труда, не включая в минимальный размер оплаты труда.
Так, согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Исходя из п. 1.2. мотивированной части Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П, в связи с тем, что заявитель не осуществлял работу во вредных условиях труда, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются взаимосвязанные положения ст. 129, частей 1 и 3 ст. 133 и частей 1 - 4 и 11 ст. 133.1 ТК РФ в той мере, в какой на основании данных норм решается вопрос о включении в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Между тем, в абзаце 5 пункта 4 мотивированной части этого Постановления Конституционный Суд РФ указал, что, выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.
Конституционный Суд РФ не постановил, что взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты труда во вредных и (или) опасных условиях труда.
Поэтому Государственная инспекция труда неверно истолковала и применила ст. 129, ч. 3 ст. 133, ч.ч. 1-4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, вследствие чего пункты 11 и 12 Предписания от 19.09.2019г. об устранении нарушений № 42/2-45-19-ПР/12-14244-И/69-116 являются незаконными и подлежат отмене.
Государственная инспекция труда в Кемеровской области обязала их произвести доплату до минимального размера оплаты труда без включения в него оплату за работу в ночное время, работу в праздничные дни, работу в вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительную работу, районный коэффициент, работникам отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ КО «Мысковская городская больница», отработавшим полную норму выработки в период январь 2019г. - июль 2019 г.
Вместе с тем, ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» в указанный период уже производила своим работникам оплату районного коэффициента свыше минимального размера оплаты труда.
С учетом того, что Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П вступило в силу со дня официального опубликования 15 апреля 2019 г., требование Государственной инспекции труда произвести доплату работникам скорой медицинской помощи за работу в ночное время и работу в праздничные дни за период с января по июль 2019 г. является незаконным.
Оклады устанавливаются работникам ГБУЗ на основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2011 N 124 «О Примерном положении об оплате труда работников государственных медицинских организаций Кемеровской области, созданных в форме учреждений и находящихся в ведении департамента охраны здоровья населения Кемеровской области».
Согласно п. 2 Примечаний к Приложению № 9, оклады работников, занимающих общеотраслевые профессии рабочих, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими общеотраслевых профессий рабочих к профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2008 N 248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих".
Они правильно начисляет своим работникам доплату за дополнительную работу, осуществляемую в течение рабочей смены, то есть в пределах нормы труда. С учетом того, что оклады работников ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» утверждаются Коллегией Администрации Кемеровской области в размере, существенно меньшем, чем минимальный размер оплаты труда, то доплата за дополнительную работу и оплата работы во вредных и (или) опасных условиях труда включается в минимальный размер оплаты труда.
Административный ответчик не обосновал, на основании какой нормы трудового права он предписал им не включать в минимальный размер оплаты труда оплату работы во вредных и (или) опасных условиях труда.
Решением Мысковского городского суда Кемеровской области от 5 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных требований государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Мысковская городская больница» отказано.
В апелляционной жалобе представитель ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» Яким Л.Н., просит решение суда отменить.
Указывает на то, что нормы ч. 3 ст. 133, ст. 151 ТК РФ РФ допускают включение в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда оплату за дополнительный объем работы, так как данная работа осуществляется в пределах установленной продолжительности рабочего дня (смены), в пределах нормы труда
В части включения оплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в минимальный размер оплаты труда Административный истец руководствуется ст. 147 ТК РФ, согласно которой оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
При вынесении решения суд не учел действие во времени Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П.
Суд усмотрел основания для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным и отмене пункта 12 Предписаний Государственной инспекции труда в Кемеровской области от 19.09.2019г. об устранении нарушений № 42/2-45-19-ПР/12-14244-И/69-116, не смотря на то, что требования в данном пункте предписания предшествуют дате вступления в законную силу Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П.
Суд при вынесении решения не применил ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Суд в решении не отразил то обстоятельство, что Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П устанавливает, что работодатели обязаны не включать в минимальный размер оплаты труда сумму районного коэффициента и данную обязанность они добросовестно исполняют, что подтверждается Актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 19.09.2019г. № 42/2-45-19-ПР/12-14215-И/69-116 и расчетными листками, имеющимися в материалах дела.
Считпет, что у них отсутствуют очевидные нарушения в части выплаты районного коэффициента, не включая в минимальный размер оплаты труда и в данной части предписание административного ответчика также является незаконным и подлежит отмене.
Считает, суд не принял во внимание то обстоятельство, что предъявляя ГБУЗ КО предписания не соответствующего положениям ст. 129, ч. 3 ст. 133, ч.ч. 1-4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, Государственная инспекция труда в Кемеровской области нарушила принцип законности и не выявила очевидные нарушения трудового законодательства у учреждения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзацем 6 п. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Вынесенное государственным инспектором труда в адрес работодателя предписание может быть обжаловано работодателем в суд (ст. 361 ТК РФ).
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) Государственной инспекцией труда в Кемеровской области была проведена внеплановая выездная проверка ГБУЗ КО «Мысковская городская больница».
Актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 19.09.2019 г. установлено, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов).
Согласно пункту 10 акта проверки выявлено, что в нарушение ст. 129, ч. 3 ст. 133, ч.ч. 1-4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38- П, Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, работникам отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» при полной норме выработки начисляется и выплачивается минимальный размер оплаты труда (МРОТ), в который включаются оплата труда за работу в ночное время, работу в праздничные дни, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительная работа. Так, согласно расчетным листкам Жучковой А.С. за январь 2019 г. ей начислена заработная плата в размере 14 665,18 руб., за февраль 2019 г. - 14 664,90 руб., за март 2019 г. - 14 664,35 руб., апрель 2019 г. - 14 664,18 руб., май 2019 г. - 14 664,60 руб., июнь 2019 г. - 14 664,01 руб., июль 2019 г. - 14 665,12 руб., в составе которой оклад, дополнительные виды работ, вредность, ночные, выходные и праздничные, стимулирующие выплаты, районный коэффициент. Аналогичные нарушения допущены и в отношении других работников отделения скорой медицинской помощи (Гилев Ю.Н., Мерц Ю.О., и др.). При этом с января 2019 г. МРОТ с учетом районного коэффициента составляет 14 664, 00 руб. (л.д.11-12).
19 сентября 2019 г. Государственная инспекция труда в Кемеровской области предъявила ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» Предписание об устранении нарушений от 19.09.2019 г.
Согласно п. 11 предписаний Государственная инспекция труда указала, что в соответствии со ст. 129, ч. 3 ст. 133, ч.ч. 1-4, 11 ст. 133.1 ТК РФ. Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, работникам отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» при полной норме выработки начислять и выплачивать минимальный размер оплаты труда (МРОТ), без включения в него оплату за работу в ночное время, работу в праздничные дни, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительную работу, районный коэффициент (л.д.13-14).
Согласно п. 12 Предписаний, в соответствии со ст. 129, ч. 3 ст. 133, ч.ч. 1-4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П. Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, работникам отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ КО «Мысковская городская больница», отработавшим полную норму выработки в период январь 2019г. - июль 2019 г., произвести доплату до минимального размера оплаты труда без включения в него оплату за работу в ночное время, работу в праздничные дни, работу в вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительную работу, районный коэффициент (л.д.13-14).
Согласно письма Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области № П-139 от 30.07.2019г., в связи с внесением изменений в региональное отраслевое соглашение между Кемеровской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Кемеровской области на 2019-2021 годы необходимо изменить расчет выплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, выплат за сверхурочную работу (л.д.15).
Разрешая спор по существу, суд сделал вывод о том, что указанное предписание соответствует требованиям закона.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда правильным по следующим основаниям.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (ч. 1), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.3).
Согласно ст.133.1 ч.1-4 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, установлено, что каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. ч. 6 - 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149).
Заработная плата конкретного работника, которая в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации может состоять из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат) (статья 129), устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135). Системы оплаты труда разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135 названного Кодекса), при этом работодатель должен гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев и вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность, учитывать, что выплаты компенсационного характера призваны компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов и, соответственно, оплата труда, осуществляемого в таких условиях, должна быть повышенной по сравнению с оплатой такого же труда, осуществляемого в нормальных условиях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 года N 1160-О-О и от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О), а стимулирующие выплаты должны выполнять функцию побуждения работника к высокопроизводительному труду, повышению эффективности трудовой деятельности.
С учетом указанных требований закона и Постановления Конституционного суда минимальная заработная плата (МРОТ) работников ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» с учетом районного коэффициента (РК) в размере 1,3 % при полной норме выработки с 01.01.2019 г. должна составлять 14 664 руб. (МРОТ (11280 руб.)*РК (1,3%)= 14664 руб.
При этом оплата за ночные часы, и за работу в выходные и праздничные дни, и за дополнительную работу, и доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, включатся не должна.
Однако, работникам ГБУЗ КО «Мысковская городская больница» в состав заработной платы в размере МРОТ + РК (14 664,00 руб.) входит и оплата за ночные часы, и за работу в выходные и праздничные дни, и за дополнительную работу, и доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, что является нарушением норм действующего трудового законодательства и свидетельствует о том, что оспариваемое предписание Государственной инспекции труда соответствует требованиям закона.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 5 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: