Судья: Жигалина Е.А. № 33а-11137
Докладчик: Бегунович В.Н. (№ 2а-3020/2023)
(42RS0005-01-2023-003916-49)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«13» декабря 2023 года судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Бегуновича В.Н.,
судей Бунтовского Д.В., Ершовой Т.А.
при секретаре Климове И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по иску Коленко Натальи Фаритовны к Кемеровской таможне о признании незаконными решения по результатам таможенного контроля и уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и по встречному иску Кемеровской таможни к Коленко Наталье Фаритовне о взыскании таможенных платежей и пени
по апелляционной жалобе Коленко Н.Ф. на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 18 сентября 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Коленко Н.Ф. обратилась в суд с административным иском к Кемеровской таможне о признании незаконными решения по результатам таможенного контроля и уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей.
Требования мотивированы тем, что Кемеровской таможней в отношении истицы проведена камеральная таможенная проверка достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации от 06.12.2022 №№.
По результатам камеральной таможенной проверки составлен акт камеральной таможенной проверки №№ от 20.04.2023 года.
На основании акта таможенной проверки по результатам проведенной камеральной таможенной проверки установлен факт недостоверного декларирования Коленко Н.Ф. автомобиля MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN №№, а именно, заявлена недостоверная дата изготовления. Ориентировочная сумма платежей, подлежащих доплате составляет 1 174 061,84 рублей.
05.06.2023 по результатам таможенного контроля принято решение №№ в отношении транспортного средства для личного пользования MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN №№, принадлежащего истцу в целях устранения выявленных нарушений, - «Решение о выявлении нарушения регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а именно иные случаи, когда таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза подлежат уплате в связи с обстоятельствами, наступившими после выпуска товаров, и в отношении товаров таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины не были исчислены плательщиком».
06.06.2023 Кемеровская таможня направила в адрес Коленко Н.Ф. уведомление (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней №№, согласно которому административному истцу в срок 15 рабочих дней со дня получения настоящего уведомления необходимо уплатить таможенные платежи в размере 1 174 061,84 рублей и пени в размере 42 804,34 рублей, а всего 1 216 866,18 рублей. Уведомление Коленко Н.Ф. получено 06.07.2023, следовательно, уплатить необходимо в срок до 27.07.2023 (включительно).
Истица считает выводы административного ответчика необоснованными, поскольку в пассажирской таможенной декларации (ПТД) ею были заявлены сведения о дате изготовления автомобиля - 05.12.2019, представлен паспорт ТС страны вывоза Германии - №, международная товарно-транспортная накладная (CMR) от 11.11.2022, акт экспертного исследования от 25.11.2022 № 2333/3-6-22, проведенного ФБУ КЛСЭ Министерства юстиции Российской Федерации. ПТС переведен на русский язык и содержит нотариальное заверение.
На момент регистрации ПТД 06.12.2022 исходя из заявленной даты изготовления транспортного средства (05.12.2019) ввозимый автомобиль относится к категории автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3-х, но не более 5-ти лет. При декларировании автомобиля ею заявлена дата изготовления исходя из данных, указанных в паспорте ТС страны вывоза Германии - №, а именно 05.12.2019. Согласно переводу, в графе 24 паспорта ТС указано «...дата изготовления транспортного средства указана ниже – 05.12.2019».
Кроме того, в целях установления и подтверждения даты изготовления автомобиля была проведена экспертиза в ФБУ КЛСЭ МинЮста Российской Федерации, согласно экспертному заключению от 25.11.2022 № 2333/3-6-22 (с уточнением) «автомобиль MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN № №, выпущен 5 декабря 2019 года; «дата изготовления автомобиля: 5 декабря 2019 года». Таким образом, в данных документах отсутствует какая-либо информация о другой дате производства автомобиля, к тому же паспорт транспортного средства страны вывоза Германии - № является официальным документом, который сопровождается с автомобилем.
Кроме того, полагает, что необходимо учитывать, что на момент получения сведений от АО «Мерседес-Бенц РУС» (125167, г. Москва, пр-т. Ленинградский, 39 А), непонятен статус данного юридического лица в отношении правомерности предоставления сведений о годе выпуска автомобилей марки MERCEDES, отсутствует заключение как таковое с содержанием информации об использованных базах производителя концерна MERCEDES.
Ею был направлен запрос продавцу автомобиля MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN № №: <адрес>. На данный запрос была предоставлена информация из базы данных предприятия-изготовителя MERCEDES с учетом идентификационного номера: VSE-OutDatenblatt: №, которой подтверждается, что дата производства автомобиля 05.12.2019.
В пункте 2 «Порядка определения момента выпуска и рабочего объема двигателя авто- и мототранспортных средств, являющихся транспортными средствами для личного пользования» утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 74 (ред. от 01.03.2022) указано, что момент выпуска, то есть дата изготовления, и рабочий объем двигателя транспортного средства определяются декларантом и таможенным органом на основании: информации о дате изготовления и рабочем объеме двигателя транспортного средства, содержащейся в документах, подтверждающих регистрацию этого средства в государстве предыдущей регистрации; информации изготовителя транспортного средства, закодированной в идентификационном номере этого средства или содержащейся на идентификационных наклейках, табличках кузова, шасси автотранспортного средства и идентификационных наклейках, табличках рамы, двигателя мототранспортного средства.
В пункте 3 данного Порядка указано, что в случае отсутствия указанной в пункте 2 настоящего Порядка информации или невозможности однозначного определения на ее основании момента выпуска и (или) рабочего объема двигателя транспортного средства, а также в целях проверки указанной информации момент выпуска и (или) рабочий объем двигателя транспортного средства определяются декларантом на основании вспомогательных источников информации, в качестве которых могут применяться заключение представителя изготовителя транспортного средства в государстве - члене Евразийского экономического союза (далее - государство-член), заключение торгово-промышленной палаты государства-члена (иной аналогичной организации) или экспертной организации государства-члена, а также другие справочные и информационные источники.
При таких обстоятельствах полагает, что документы, представленные ею в таможенный орган, содержат достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную декларантом дату изготовления автомобиля.
Истица просила признать незаконными решение Кемеровской таможни по результатам таможенного контроля № № от 05.06.2023; уведомление (уточнение к уведомлению) Кемеровской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней №.№ от 06.06.2023; обязать Кемеровскую таможню устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца в порядке, установленном ч. 9 ст. 227 КАС РФ.
Кемеровская таможня обратилась в суд со встречным административным исковым заявлением к Коленко Н.Ф о взыскании таможенных платежей и пени.
Требования мотивирует тем, что на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Кемеровской таможней в отношении Коленко Н.Ф. проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации от 06.12.2022 №№, в части полноты уплаты таможенных платежей за ввезенный автомобиль марки MERCEDES-BENZ GLC 220d 4 MATIC, VIN № №, в ходе которой установлен факт недостоверного декларирования Коленко Н.Ф. автомобиля MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN № №, выразившийся в заявлении недостоверных сведений о дате изготовления указанного автомобиля.
По результатам проверки составлен акт камеральной таможенной проверки от 20.04.2023, который направлен в адрес административного истца.
В связи с поступлением в Кемеровскую таможню возражений на акт камеральной таможенной проверки, таможенным органом в адрес Коленко Н.Ф. направлено заключение от 01.06.2023 б/н по возражениям проверяемого лица на акт таможенной проверки от 20.04.2023 №№ (письмо от 02.06.2023 №15-01-16/06929).
По результатам таможенного контроля Кемеровской таможней принято решение от 05.06.2023 № №.
В соответствии с пунктом 4 Порядка таможенным органом в ходе таможенной проверки установлена дата изготовления (момент выпуска) автомобиля MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN №№ - 10.12.2019. Ввезенный Коленко Н.Ф. автомобиль MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN № № относится к категории автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3-х лет.
В соответствии с приложением № 2 к Решению № 107 в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, стоимость которых превышает 42 300 евро в эквиваленте, но не превышает 84 500 евро в эквиваленте, платежи рассчитываются по единой ставке 48 % от стоимости, но не менее 7,5 евро за куб. см рабочего объема двигателя.
Расчет суммы таможенных платежей, подлежащей доплате в бюджет Российской Федерации за ввезенный автомобиль, производится следующим образом: 48% * 48300 (заявленная стоимость автомобиля) * 65,5205 (курс Евро на дату регистрации ПТД) - 344 965,43 (сумма уплаченных таможенных платежей) = 1 174 061,84 руб.
06.06.2023 Кемеровской таможней по адресу регистрации Коленко Н.Ф.: <адрес>, заказным письмом направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 06.06.2023 № №, которое Коленко Н.Ф. не исполнено. В уведомлении исчислены таможенные платежи в размере 1 174 061,84 руб., а также пени в размере 42 804,34 руб., срок исполнения уведомления составляет 15 рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение.
Поскольку в установленный законом срок обязанность по уплате таможенных платежей Коленко Н.Ф. не исполнена, на дату направления административного искового заявления таможенным органом произведено доначисление пени в размере 103 151,12 руб.
Кемеровская таможня просила взыскать с Коленко Н.Ф. в доход федерального бюджета таможенные платежи в размере 1 174 061,84 руб., а также пени за неуплату таможенных платежей в размере 103 151,12 руб. в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации автомобиля марки MERCEDES-BENZ GLC 220d 4 MATIC, VIN № №.
Заявлением от 15.09.2023 Кемеровская таможня уточнила требования в связи с тем, что 06.09.2023 была произведена оплата таможенного платежа в полном размере - 1 174 061,84 руб. Кемеровская таможня с учетом уточнений просила взыскать с Коленко Н.Ф. в доход федерального бюджета пени за несвоевременную уплату таможенных платежей за период до 06.09.2023 (дата погашения задолженности) в сумме 138 549, 08 руб.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 18 сентября 2023 года исковые требования Коленко Н.Ф. оставлены без удовлетворения. Встречные исковые требования Кемеровской таможни удовлетворены, с Коленко Н.Ф. в доход федерального бюджета взысканы пени за неуплату таможенных платежей в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации автомобиля марки MERCEDES-BENZ GLC 220d4MATIC, VIN № №, в размере 138 549,08 руб., а также в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 970,98 руб.
В апелляционной жалобе Коленко Н.Ф. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым требования административного истца удовлетворить, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Также считает ошибочными выводы суда об отсутствии оснований для снижения пени и исчисления указанной суммы пени за иной период в связи с внесением денежных средств 19.08.2023 и 20.08.2023 соответственно.
Начальником Кемеровской таможни Журавлёвым О.Ю. на апелляционную жалобу принесены возражения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Кемеровской таможни Грозная Ж.Г. и Галимова Ю.А. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Истица извещена, не явилась, судебная коллегия определила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителей ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 285 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Закон о таможенном регулировании) любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
В силу части 1 статьи 286 Закона о таможенном регулировании решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 286 Закона о таможенном регулировании обжалование решений, действий (бездействия) таможенного органа в судебном порядке регламентируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС) установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) -совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования регламентированы главой 37 ТК ЕАЭС, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
Пунктом 1 статьи 260 ТК ЕАЭС установлен перечень товаров и транспортных средств для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию.
В частности, таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах ЕАЭС (подпункт 5 пункт 1 статьи 260 ТК ЕАЭС).
Пунктом 11 статьи 260 ТК ЕАЭС установлено, что таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется декларантом либо таможенным представителем, а в случаях, определяемых Комиссией, -иным лицом, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Согласно пункту 9 статьи 109 ТК ЕАЭС подача пассажирской таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.
Статьей 266 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда данной статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.
Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, установлены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
Согласно пункту 3 таблицы 2 Приложения 2 Решения № 107 ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении транспортных средств для личного пользования уплачиваются по единой ставке, в зависимости от года выпуска и объема двигателя автомобиля.
Пунктом 2 Порядка определения момента выпуска и рабочего объема двигателя авто- и мототранспортных средств, являющихся транспортными средствами для личного пользования, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 74 «Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования», установлено, что момент выпуска, то есть дата изготовления, и рабочий объем двигателя транспортного средства определяются декларантом и таможенным органом на основании: информации о дате изготовления и рабочем объеме двигателя транспортного средства, содержащейся в документах, подтверждающих регистрацию этого средства в государстве предыдущей регистрации; информации изготовителя транспортного средства, закодированной в идентификационном номере этого средства или содержащейся на идентификационных наклейках, табличках кузова, шасси автотранспортного средства.
Пунктом 3 Порядка установлено, что в случае отсутствия указанной в пункте 2 Порядка информации или невозможности однозначного определения на ее основании момента выпуска и (или) рабочего объема двигателя транспортного средства, а также в целях проверки указанной информации момент выпуска и (или) рабочий объем двигателя транспортного средства определяются декларантом на основании вспомогательных источников информации, в качестве которых могут применяться заключение представителя изготовителя транспортного средства в государстве-члене Евразийского экономического союза (далее - государство-член), заключение торгово¬промышленной палаты государства-члена (иной аналогичной организации) или экспертной организации государства-члена, а также другие справочные и информационные источники.
Пунктом 4 Порядка установлено, что в случае отсутствия указанной в пункте 2 настоящего Порядка информации или невозможности однозначного определения на ее основании момента выпуска и (или) рабочего объема двигателя транспортного средства, а также в целях проведения таможенного контроля (в том числе после выпуска этого средства) момент выпуска и (или) рабочий объем двигателя транспортного средства определяются таможенным органом на основании вспомогательных источников информации, в качестве которых могут применяться заключение представителя изготовителя транспортного средства в государстве-члене, заключение торгово-промышленной палаты государства-члена (иной аналогичной организации), заключение таможенного эксперта, другие справочные и информационные источники.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Коленко Н.Ф., суд первой инстанции пришел к выводу, что момент выпуска, то есть дата изготовления транспортного средства MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN №№, - 10.12.2019 - была обоснованно определена таможенным органом на основании информации, представленной официальным дилером MERCEDES-BENZ в России.
Судебная коллегия согласна с таким выводом суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кузбасским таможенным постом Кемеровской таможни по пассажирской таможенной декларации (ПТД) от 06.12.2022 №№, выпущен товар - автомобиль MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN № №, рабочий объем двигателя - 1950 см3, страна вывоза Германия, дата выпуска -05.12.2019, таможенная стоимость 48300 Евро, декларант Коленко Наталья Фаритовна.
Согласно международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 11.11.2022 груз MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN №№, 2019 года выпуска, отправитель GAR WIN Gmbh Германия, получатель Коленко Наталья, Кемерово, проставлена отметка таможенного органа (Кемеровской таможни) о том, что товар поступил 21.11.2022 года.
Согласно пассажирской таможенной декларации Коленко Н.Ф. заявлены сведения о дате изготовления автомобиля: «дата изготовления» - 05.12.2019 года.
При декларировании товара Коленко Н.Ф. представлены: свидетельство о регистрации транспортного средства страны вывоза Германии - №, международная товарно-транспортная накладная (CMR) от 11.11.2022, акт экспертного исследования от 25.11.2022 № 2333/3-6-22, проведенного государственным судебным экспертом Андреевым А.К. ФБУ Кемеровской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, согласно которому «автомобиль MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN №№, выпущен 05.12.2019; «год изготовления ТС: 2019 (декабрь)».
08.12.2022 года Коленко Н.Ф. отозван акт экспертного исследования от 25.11.2022 № 2333/3-6-22 в связи с содержащимися в нем неточностями и приобщен акт экспертного исследования от 08.12.2022 года № 2425/3-6-22, проведенного ФБУ Кемеровской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, согласно которому дата изготовления автомобиля - 05.12.2019 года.
На момент регистрации ПТД 06.12.2022 года, исходя из заявленной даты изготовления транспортного средства - 05.12.2019, ввозимый автомобиль MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN № № относился к категории автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3-х, но не более 5-ти лет.
Таким образом, при принятии решения о выпуске товара в распоряжении таможенного органа имелись следующие документы: акт исследования от 08.12.2022 №2425/3-6-22; оригинал и нотариально заверенный перевод иностранного свидетельства о регистрации транспортного средства №№, выполненный бюро переводов Кузбасской торгово-промышленной компании г. Кемерово, согласно которому, в графе 24 свидетельства о регистрации транспортного средства отражено: «...дата изготовления транспортного средства указана ниже - 05.12.2019».
На основании сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации, подтвержденных актом экспертизы, транспортное средство было отнесено к автомобилям с момента выпуска которых прошло более 3-х, но не более 5-ти лет.
В соответствии с пунктом 3 Приложения № 2 к Решению № 107, исходя из заявленной даты изготовления, стоимости и объема двигателя данного автомобиля, таможенная пошлина уплачивается по единой ставке 2,7 Евро за см рабочего объема двигателя.
Согласно таможенному приходному ордеру №, сумма уплаченных таможенных пошлин за данный автомобиль составила 344 965,43 руб.
В ходе проведения проверки таможенным органом направлен запрос в ФБУ Кемеровской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации о получении разъяснений, касающихся методов определения даты изготовления автомобиля MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN №№, указанной в акте исследования 08.12.2022 № 2425/3-6-22 (письмо Кемеровской таможни от 16.01.2023 № 15-04-11/00410).
Согласно ответу ФБУ Кемеровской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации: «...Посредством интернет ресурса (https://mb.vin/) определен год выпуска - 2019. Далее, установлена дата выдачи Сертификата соответствия типам нормам ЕС - 09.10.2019, что указывает на начало производства транспортных средств данной модели. Далее была установлена дата выдачи паспорта транспортного средства (№) -05.12.2019. Исходя из вышеизложенного, а также руководствуясь Методическими рекомендациями по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследования колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки, календарной датой изготовления автомобиля MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN № №, экспертом была принята дата выдачи Сертификата соответствия ЕС и паспорта транспортного средства (№) -05.12.2019».
Согласно представленным ФБУ Кемеровской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации разъяснений следует, что при определении даты изготовления автомобиля эксперт использовал «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследования колесных транспортных средств, в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки», которыми установлено, что: «Настоящие Методические рекомендации устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований по специальности 13.4 Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки». Согласно пояснениям представителя Кемеровской таможни, в Определении Конституционного Суда РФ от 25.03.2021 № 572-0 суд указал, что данные Методические рекомендации в качестве нормативного правового акта в установленном порядке не зарегистрированы, носят рекомендательный характер, являются научно-методической работой авторского коллектива.
16.01.2023 Кемеровской таможней направлен запрос в Региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России в г. Новосибирск (ЦЭКТУ г. Новосибирск), в целях проведения исследования по вопросу определения даты изготовления автомобиля MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN №№.
Согласно полученному таможней ответу информацией о дате изготовления (моменте выпуска) автомобиля MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN № № располагает официальный дилер автопроизводителя транспортного средства; установить дату изготовления (момент выпуска) данного транспортного средства, содержащуюся в свидетельстве о регистрации транспортного средства № № не представляется возможным, оно содержит лишь дату постановки транспортного средства на учет в соответствующий государственный орган страны (в данном случае Германия), дату разрешения в ЕС или общего разрешения на использование модели, а также другие даты, не относящиеся к моменту выпуска транспортного средства; установить дату изготовления (момент выпуска), содержащуюся в информации изготовителя транспортного средства, закодированной в идентификационном номере этого средства (VIN) не представляется возможным, так как легитимно и достоверно дешифровать номер может только официальный дилер автопроизводителя транспортного средства.
Исходя из информации, содержащейся в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, правообладателем торговой марки MERCEDES-BENZ является компания Daimler AG адрес Mercedesstrasse 137, Stuttgart, Germany, доверенным лицом правообладателя на территории Российской Федерации является АО «Мерседес-Бенц РУС» 125167, г. Москва, пр-т. Ленинградский, 39 А.
Кузбасским таможенным постом Кемеровской таможни направлен запрос официальному дистрибьютору производителя MERCEDES-BENZ в России - АО «Мерседес-Бенц Рус» о представлении сведений о дате изготовления автомобиля MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN № № (письмо от 19.12.2022 № 24-22/00624), в ответ на который АО «Мерседес-Бенц Рус» сообщено о дате производства указанного автомобиля -10.12.2019 (письмо от 21.12.2022 № KD-22/00084).
С целью однозначного подтверждения даты выпуска автомобиля и уточнения способа определения даты изготовления ввезенного Коленко Н.Ф. автомобиля Кемеровской таможней направлен запрос в АО «Мерседес-Бенц Рус» о представлении сведений о дате изготовления автомобиля MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN № № (письмо от 16.01.2023 № 15-04- 11/00411), в ответ на который АО «Мерседес-Бенц Рус» сообщено о дате производства указанного автомобиля - 10.12.2019, и о том, что дата производства автомобиля вносится в электронную базу данных концерна после изготовления автомобиля (письмо от 19.01.2023 № KD-23/00004).
Исходя из официального перевода Паспорта транспортного средства, представленного Кемеровской таможней (перевод осуществлен Союзом «Кузбасская торгово-промышленная палата») следует, что «п.24 Настоящий паспорт выдан для указанного автомобиля (орган, выдавший паспорт): Мерседес-Бенц АГ DE (Германия) - 70372 Штутгарт, Дата: 05.12.2019...».
При таких данных суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к правильному выводу о том, что акт исследования от 08.12.2022 года № 2425/3-6-22 и заверенный перевод иностранного свидетельства о регистрации транспортного средства № №, выполненный бюро переводов Кузбасской торгово-промышленной компании г. Кемерово, не подтверждают дату изготовления автомобиля MERCEDES-BENZ GLC 220d 4MATIC, VIN №№ - 05.12.2019, точная дата изготовления транспортного средства обоснованно определена 10.12.2019 года, в связи с чем указанный автомобиль относится к категории автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3-х лет.
Согласно приложению № 2 к Решению № 107 установлены ставки таможенных пошлин в отношении транспортных средств для личного пользования и кузова транспортных средств для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Союза любым способом.
Дата выпуска товара, наряду с объемом двигателя и таможенной стоимостью, в анализируемом случае имеет определяющее значение при расчете таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 14 статьи 266 ТК ЕАЭС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, если иное не установлено ТК ЕАЭС (день регистрации ПТД - 06.12.2022).
В соответствии с приложением № 2 к Решению № 107 в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, стоимость которых превышает 42 300 евро в эквиваленте, но не превышает 84 500 евро в эквиваленте, платежи рассчитываются по единой ставке 48 процентов от стоимости, но не менее 7,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
Расчет суммы таможенных платежей, подлежащей доплате в бюджет Российской Федерации за ввезенный автомобиль, составил 1 174 061,84 руб.
Исходя из чеков по операции от 19.08.2023 и от 20.08.2023 Коленко Э.В. внес таможенные платежи в размере 1 174 061,84 руб.
Однако указанные платежи были зачислены в счет оплаты задолженности Коленко Н.Ф. 06.09.2023, так как в чеках по операции плательщиком был указан Коленко Э.В., который лишь 06.09.2023 обратился с письменным заявлением о зачислении внесенных денежных средств в счет оплаты задолженности Коленко Н.Ф.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о необходимости начисления пени только до 19.08.2023 и 20.08.2023 судебная коллегия находит неосновательными, поскольку без соответствующего заявления Коленко Э.В. произведенные платежи не могли быть идентифицированы, как платежи по оплате задолженности Коленко Н.Ф.
В соответствии со статьей 72 Закона о таможенном регулировании пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Обязанность по уплате пеней исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме независимо от применения иных мер ответственности за нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 Закона о таможенном регулировании.
Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.
Правила взыскания таможенных платежей предусмотрены статьей 71 Закона о таможенном регулировании.
Частью 5 данной статьи предусмотрено, что взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.
В силу частей 9, 10, 11, 16 статьи 72 Закона о таможенном регулировании уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.
Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи.
Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях.; определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин включительно, если на день начисления пеней такая обязанность исполнена.
С учетом погашения задолженности Кемеровской таможней в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании произведен расчет пени на дату погашения задолженности за период с 14.12.2022 года по 06.09.2023 года, которая составляет 138549,08 руб. Расчет пени произведен Кемеровской таможней на дату погашения задолженности 06.09.2023 года, а именно на дату поступления заявления плательщика Коленко Э.Ф. о распоряжении внесенными денежными средствами.
Судом представленный расчет пени проверен, признан арифметически верным.
При таких данных суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных встречных требований Кемеровской таможни, поскольку до настоящего времени возложенная обязанность по уплате суммы пени Коленко Н.Ф. не исполнена.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент получения сведений от АО «Мерседес-Бенц Рус» о дате выпуска автомобиля административного истца был непонятен статус данного юридического лица в отношении правомерности предоставления указанных сведений, поскольку Концерн MERCEDES ушел из России в октябре 2022 года, является безосновательным.
Согласно письму АО «МБ РУС» от 05.09.2023 № O-OL-188/2023, концерн Мерседес-Бенц АГ принял решение об уходе из России и продаже своих долей в местных дочерних компаниях, в том числе АО «Мерседес-Бенц РУС», холдингу АО «Автодом». В конце апреля 2023 года сделка завершена. С этого момента Мерседес-Бенц АГ отключил АО «Мерседес-Бенц РУС» от баз данных и других заводских систем.
Таким образом, судом верно установлено, что информация о дате выпуска автомобиля получена Кемеровской таможней от правообладателя торговой марки MERCEDES-BENZ АО «Мерседес-Бенц РУС» до его официального ухода из России.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дата выпуска автомобиля указана на основании данных паспорта транспортного средства страны вывоза Германии, что свидетельствует о добросовестности Коленко Н.Ф., в связи с чем полностью исключает ее виновные действия, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку данные обстоятельства не освобождает ее от установленной законом обязанности по уплате таможенных платежей.
По сути доводы апелляционной жалобы повторяют доводы и позицию административного истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, они являлись предметом рассмотрения суда и получили надлежащую оценку. Оснований для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.12.2023.
Председательствующий:
Судьи: