НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 13.03.2018 № 33-2386/2018

Судья: Исакова Е.И.

Докладчик: Пискунова Ю.А. Дело № 33-2386/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 марта 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Ворожцовой Л.К.

судей: Пискуновой Ю.А., Ветровой Н.П.

при секретаре: Байгунакове А.Р.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пискуновой Ю.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Суворова А.Д. на решение Центрального районного суда г. Кемерова Кемеровской области от 13 декабря 2017 года

по иску Суворова А.Д. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области» (межрайонное) об оспаривании решения,

У С Т А Н О В И Л А:

Суворов А.Д. обратился с иском к Пенсионному фонду об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О Страховых пенсиях» ФЗ № 156 от 22.07.2008 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения» в виду отсутствия права на снижение общеустановленного пенсионного возраста.

Истец полагает решение Пенсионного фонда незаконным, т. к. он относится к категории граждан, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС, что подтверждается соответствующим удостоверением.

Законом № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена возможность снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости.

В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», истец как получатель пенсии за выслугу лет (военный пенсионер), считает, что имеет право на получение второй - страховой пенсии без фиксированной выплаты со снижением пенсионного возраста.

Просит признать за ним право на получение страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты) со снижением пенсионного возраста и обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с мая 2017 года.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 13 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований Суворову А.Д. отказано.

В апелляционной жалобе Суворов А.Д. с решением суда не согласен, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Указывает, что он является гражданином, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, в связи с чем к нему подлежат применению нормы Федерального закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Полагает, что имеет право на получение страховой пенсии со снижением возраста на 3 года на основании п.6 ч.3 ст.3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

На апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области поданы возражения.

В судебное заседание явились истец Суворов А.Д., не явился представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим способом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав Суворова А.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Суворов А.Д. является получателем пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ как военный пенсионер пожизненно в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиков, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ Суворову А.Д. выдано удостоверение как лицу,
подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, а именно: выехавшему добровольно из зоны
проживания с правом на отселение из <адрес> (время проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ Суворов А.Д. обратился в отделение ПФР в г. Кемерово с заявлением о назначении страховой пенсии по
старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400 от 28.12.2013
«О страховых пенсиях», ФЗ № 156 от 22.07.2008 «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного
обеспечения» и Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС».

Решением управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кемерово и Кемеровскому району от ДД.ММ.ГГГГ Суворову А.Д. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием права у заявителя на снижение общеустановленного пенсионного возраста (л.д.8).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ по г. Кемерово и Кемеровскому району от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и назначении пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что право на одновременное получение лицом государственной пенсии за выслугу лет по Закону № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", как военнослужащему и государственной пенсии по старости по Закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» как лицу, пострадавшему вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС пенсионным законодательством не предусмотрено.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться.

Истец является получателем пенсии за выслугу лет как военный пенсионер в соответствии с законом Российской Федерации № 4468-1.

В силу ч.1 ст.7 Федерального закона № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

В силу п.2 ст.3 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пп.2 и пп.5 ч.1 статьи 4 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. К указанной категории граждан отнесены лица, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение (подп.10 п.1 ст.10 ФЗ № 166-ФЗ).

Согласно п. 6 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Поскольку истец иметь статус лица, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, он вправе был претендовать на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пп.5 ч.1 статьи 4 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» как гражданин, пострадавший в результате радиационной катастрофы.

При этом и в силу ч.1 ст.7 закона Российской Федерации № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и в силу п.2 ст.3 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец реализовал свое право на государственное пенсионное обеспечение по Закону № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и является получателем пенсии за выслугу лет как военный пенсионер.

Вместе с тем, в соответствии с ч.4 ст.7 Закона № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Аналогичное положение закреплено в п.6 ст.3 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которому военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Таким образом, указанными положениями законов закреплена возможность одновременного получения пенсий за выслугу лет (или инвалидности) и страховой пенсии по старости.

Возможность одновременного получения государственной пенсии за выслугу лет по Закону № 4468-1 и пенсии в соответствии с законом № 166-ФЗ законодателем не предусмотрена.

Ссылка апеллянта на возможность назначения страховой пенсии по старости со снижением общеустановленно возраста на 3 года на основании Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» судебной коллегией отклоняется.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно ч. 2 ст. 28.1 Закона N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

В силу ч. 5 ст. 28.1 Закона РФ N 1244-1 по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

В силу ч.2 ст.32 Закона РФ N 1244-1 Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Вместе с тем ч.5 ст.28.1 Закона РФ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает право граждан на получение пенсии по одному основанию.

Кроме того, судебной коллегией принимается во внимание, что возможность получения пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф предусмотрена пп.5 ч.1 ст.4 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», то есть назначение пенсии по указанному основанию, в том числе и по основаниям, предусмотренным ст.28.1 Закона РФ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет льготный характер, не позволяющих отнести их к страховым пенсиям.

Таким образом, учитывая, что пенсия, назначаемая в соответствии с положениями Закона N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не является страховой, принимая во внимание, что положениями Закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначение досрочно страховой пенсии по старости военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет) не предусмотрено, судебная коллегия приходит к выводу, что военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 Закона N 1244-1, назначена быть не может.

Являясь получателем пенсии за выслугу лет (военным пенсионером) по Закону N 4468-1, Суворов А.Д. в силу ч. 4 ст. 7 Закона N 4468-1, п. 6 ст. 3 Закона N 166-ФЗ имеет право на одновременное получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), при этом основания назначения страховой пенсии по старости определяются Законом N 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Вместе с тем, при обращении в пенсионный фонд условия для назначения страховой пенсии по старости у истца отсутствовали, поскольку он не достиг возраста 60 лет.

Таким образом, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Ссылка апеллянта, что он претендует на получение страховой пенсии по старости на основании п.6 ст.3 Закона Российской Федерации № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» на правильность вывода суда первой инстанции не влияет, поскольку указанным пунктом предусмотрена возможность одновременного получения пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости на условиях и порядке, предусмотренном ФЗ «О страховых пенсиях», то есть без учета возможности снижения общеустановленного пенсионного возраста, на что претендует истец.

Иные доводы апелляционной жалобы истца, аналогичны позиции истца в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, основаны на неправильном понимании норм материального права, регулирующего возникшие отношения. Повлечь отмену состоявшегося решения данные доводы не могут.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 13 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Суворова А.Д. - без удовлетворения.

Председательствующий Л.К. Ворожцова

Судьи Ю.А. Пискунова

Н.П. Ветрова