Судья Ларченко М.В. Дело № 33-11912
Докладчик Емельянов А.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.,
судей Кандаковой Л.Ю., Ларионовой С.Г.
при секретаре Батраковой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО "Сбербанк России" на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 06 июля 2015 года
по иску К. к ОАО "Сбербанк России" о понуждении выдать денежные средства,
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с иском к ОАО "Сбербанк России" о понуждении выдать ему денежные средства, указанные в свидетельстве о праве на наследство по закону, ссылаясь в обоснование требований на то, что 02.04.2015 года ему выдано свидетельство о праве на наследство по закону, в котором указано, что наследником указанного в настоящем свидетельстве имущества Ф., умершей дата, является сын К.. Наследство, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из: права требования компенсации по счету №, хранящемуся в Кемеровском отделении № 8615/0133 ОАО "Сбербанк России", остаток на 20.06.1991 года – сумма.; права требования компенсации по счету №, хранящемуся в Кемеровском отделении № 8615/0133 ОАО "Сбербанк России", остаток на 20.06.1991 года – сумма.; компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до сумма.. Настоящее свидетельство подтверждает возникновение его права собственности на вышеуказанное наследство.
02.04.2015 года он обратился в Кемеровское отделение ОАО "Сбербанк России" с просьбой выдать ему указанные в данном свидетельстве денежные средства, однако в их выдаче ему было отказано, а затем 01.05.2015 года он получил письмо ОАО "Сбербанк России", из которого следовало, что Банк перекладывает на него обязанность по проверке достоверности и соответствия Постановлению Правительства РФ от 25.12.2009 г. № 1092 предоставленных Банком нотариусу данных о наследуемом имуществе, что считает не основанным на законе.
Истец К. в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика ОАО "Сбербанк России" Кузьминых О.Ю. исковые требования не признала.
Решением суда от 06 июля 2015 года постановлено: обязать ОАО "Сбербанк России" произвести в пользу К. выплату компенсации по счету № (остаток на 20.06.1991 г. - сумма.) и по счету № (остаток на 20.06.1991 г. - сумма.) в Кемеровском отделении № 8615/0133 ОАО "Сбербанк России", а также компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до сумма.. В удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе ОАО "Сбербанк России" просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что компенсация по вкладу на оплату ритуальных услуг не является частью вклада, она в силу прямого указания закона выплачивается только при наличии установленных законом и соответствующими подзаконными актами оснований за счет средств федерального бюджета. Компенсация по вкладам носит компенсационный характер по вкладам граждан, признанным гарантированными сбережениями граждан и открытым до 20.06.1991 года. Порядок и условия выплаты компенсации в настоящее время установлены Правилами осуществления компенсационных выплат в 2010-2015 годах, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1092 от 25.12.2009 года, в соответствии с которыми Банк обоснованно предложил истцу, представившему свидетельство о смерти владельца вклада с прочерком в графе «гражданство», предоставить документы, подтверждающие гражданство вкладчика на день смерти.
Относительно апелляционной жалобы принесены возражения истцом К..
Заслушав представителя ответчика ОАО "Сбербанк России" Батанину Е.Д., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца К., поддержавшего доводы возражений относительно жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.04.2015 года нотариусом Кемеровского нотариального округа Кемеровской области выдано К. свидетельство о праве на наследство по закону, в котором указано, что наследником указанного в настоящем свидетельстве имущества Ф., умершей дата, является сын К.. Наследство, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из: права требования компенсации по счету №, хранящемуся в Кемеровском отделении № 8615/0133 ОАО "Сбербанк России", остаток на 20.06.1991 года – сумма.; права требования компенсации по счету №, хранящемуся в Кемеровском отделении № 8615/0133 ОАО "Сбербанк России", остаток на 20.06.1991 года – сумма.; компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до сумма.. Настоящее свидетельство подтверждает возникновение права собственности на вышеуказанное наследство (л.д.4).
02.04.2015 года К. обратился в Кемеровское отделение № 8613/0133 ОАО "Сбербанк России" по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 70 с просьбой выдать указанные в Свидетельстве денежные средства, однако получил отказ.
01.05.2015 года К. получил от ОАО "Сбербанк России" письмо, из которого следует, что заявление о начислении компенсации по счетам не может быть исполнено, так как в предъявленном заявителем свидетельстве о смерти не указано гражданство вкладчика. Заявителю К. рекомендовано заново оформить заявление о начислении компенсации и представить документ, подтверждающий, что на дату смерти вкладчик являлся гражданином Российской Федерации. Таким документом может быть справка жилищно-эксплуатационной организации, справка УФМС России, выписка из домовой книги и другой документ, с указанием в них на гражданство (л.д.3).
Разрешая спор и удовлетворяя требования К. о понуждении ОАО "Сбербанк России" произвести выплату компенсаций по счетам №, № в Кемеровском отделении № 8615/0133 ОАО "Сбербанк России", а также компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до сумма., суд исходил из того, что указанные компенсации входят в состав наследства, принятого К. после смерти Ф., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону, в связи с чем у банка отсутствовали основания для отказа К. в выплате компенсаций.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года.
Порядок компенсационных выплат по вкладам (взносам) определяется Постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 г. N 1092, которым утверждены Правила осуществления в 2010-2015 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Согласно п. 4 названных Правил, в случае смерти в 2001 - 2015 годах владельца вкладов, являвшегося на день смерти гражданином Российской Федерации, выплата компенсации на оплату ритуальных услуг осуществляется наследникам либо физическим лицам, осуществившим оплату ритуальных услуг, в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящих Правил: в размере сумма, если сумма вкладов умершего владельца, указанных в заявлении на выплату компенсации, равна или превышает сумма (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). При наличии у владельца вкладов в одном подразделении Сберегательного банка Российской Федерации нескольких вкладов размер компенсации по этим вкладам на указанные цели рассчитывается исходя из их суммарной величины.Пунктом 5 Правил предусмотрено, что выплата компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до сумма осуществляется независимо от компенсаций, полученных владельцем вкладов при жизни.
В силу п. 8 вышеуказанных Правил, выплата компенсации на оплату ритуальных услуг по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации осуществляется в порядке, применимом к выдаче денежных средств, находящихся на вкладе, в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" и разделом V "Наследственное право" части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выплата указанной компенсации осуществляется в подразделениях Сберегательного банка Российской Федерации по месту нахождения вкладов наследникам при предъявлении документов, подтверждающих их право на наследство, либо физическим лицам, осуществившим оплату ритуальных услуг, по предъявлении ими постановления нотариуса (до истечения 6 месяцев со дня открытия наследства) или их представителям на основании указанных документов и доверенности, выданной в установленном порядке, а также при предъявлении паспорта, свидетельства о смерти владельца вкладов и заявления наследника либо заявления физического лица, осуществившего оплату ритуальных услуг.
В силу положений ст. 8.1 Федерального закона от 26.11.2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей ГК РФ", если до введения в действие части третьей ГК РФ, т.е. до 01 марта 2002 года, вкладчиком в соответствии со статьей 561 Гражданского кодекса РСФСР было сделано распоряжение о выдаче вклада в случае своей смерти, находящиеся на данном вкладе денежные средства не входят в состав наследственного имущества и на порядок и условия их выдачи не распространяются нормы раздела V "Наследственное право" части третьей Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи. В случае смерти вкладчика выдача таких денежных средств лицу, указанному в распоряжении, осуществляется банком на основании документов, удостоверяющих факт смерти вкладчика. Если лицо, указанное в распоряжении, умерло до дня смерти владельца вклада или в один день с ним, распоряжение на случай смерти утрачивает свою силу, находящиеся на вкладе денежные средства включаются в состав наследственного имущества владельца вклада и на порядок и условия их выдачи распространяются нормы раздела V "Наследственное право" части третьей Кодекса.
В силу положений п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества. Исключения из общего правила предусмотрены в статьях 6, 7, 8 и 8.1 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
Доказательств того, что до 01 марта 2002 года вкладчиком Ф. в соответствии со статьей 561 Гражданского кодекса РСФСР было сделано распоряжение о выдаче вклада в случае своей смерти, в материалах дела не имеется и ОАО "Сбербанк России" на эти обстоятельства не ссылалось.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сбербанк России" единственным основанием отказа в выплате К. компенсаций, указанных в свидетельстве о праве на наследство по закону от 02.04.2015 года, указало отсутствие сведений о гражданстве умершего вкладчика - Ф., сославшись при этом на Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 г. N 1092.
Названные Правила определяют порядок выплаты определенной федеральным законом категории граждан Российской Федерации, включая наследников, компенсаций по вкладам, внесенным гражданами Российской Федерации в Сберегательный банк Российской Федерации, и не регулируют наследственные отношения, не изменяют установленные нормами наследственного права условия наследования, в связи с чем не могут противоречить статье 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 72 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что выплаты компенсации в 2-кратном и 3-кратном размерах остатков вкладов в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил осуществляются в подразделениях Сберегательного банка Российской Федерации по месту нахождения вкладов вкладчикам (наследникам) или их представителям на основании доверенности, выданной в установленном порядке, при предъявлении паспорта и заявления, а наследникам - также на основании документов, подтверждающих их право на наследство, и свидетельства о смерти владельца вкладов.
При этом, положение пункта 7 Правил, предусматривающее осуществлять выплаты компенсаций наследникам при предъявлении свидетельства о смерти владельца вкладов, основано на приведенных выше нормах федеральных законов, гарантирующих восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации, а также на требованиях статей 67, 68 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", согласно которым сведения о гражданстве умершего вносятся в запись акта о смерти и содержатся в свидетельстве о смерти.
Свидетельство о праве на наследство сведений о гражданстве умершего не содержит, что следует из форм 3 и 4 приложения к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 99 (в редакции от 16 февраля 2009 г.) "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах", поэтому не может являться документом, подтверждающим гражданство умершего владельца вкладов.
Пункт 7 Правил не ограничивает право граждан Российской Федерации на получение денежных компенсаций по вкладам, фактически воспроизводит приведенные выше законоположения и определяет свидетельство о смерти в качестве документа, представляемого в подтверждение гражданства Российской Федерации умершего владельца вкладов, что является необходимым условием осуществления компенсационных выплат.
Исходя из того, что истец К. является наследником владельца вкладов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что он имеет право на получение компенсаций, указанных в выданном ему нотариусом свидетельстве о праве на наследство по закону от 02.04.2015 года.
Указанный вывод суда полностью основываются на фактических обстоятельствах дела и требованиях действующего гражданского законодательства.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что компенсация по вкладу на оплату ритуальных услуг не является частью вклада, компенсация по вкладам носит компенсационный характер по вкладам граждан, признанным гарантированными сбережениями граждан и открытым до 20.06.1991 года, Банк обоснованно предложил истцу, представившему свидетельство о смерти владельца вклада с прочерком в графе «гражданство», предоставить документы, подтверждающие гражданство вкладчика на день смерти, не могут служить основанием для отказа в иске, т.к. истец для выплаты компенсаций, в том числе на оплату ритуальных услуг предъявил ответчику свидетельство о смерти владельца вклада и свидетельство о праве на наследство по закону, которое не отменено, не изменено и не признано недействительным в установленном законом порядке. Пункт 7 Правил фактически определяет свидетельство о смерти в качестве документа, представляемого в подтверждение гражданства Российской Федерации умершего владельца вкладов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2013 г. № АКПИ12-1593).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия считает, что суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иное применение норм материального права, не опровергают выводы суда, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены решения суда, соответствующего фактическим обстоятельствам дела и нормам материального, процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 06 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Сбербанк России" – без удовлетворения.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: Л.Ю. Кандакова
С.Г. Ларионова