НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 12.07.2018 № 33-6834

Судья: Бобрышева Н.В.

Докладчик: Бычковская И.С. № 33-6834

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Кемерово 12 июля 2018 года

судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Л.А.Молчановой,

судей О.А.Овчаренко и И.С.Бычковской,

при секретаре М.А.Черновой,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи И.С. Бычковской гражданское дело по апелляционной жалобе Князева Ивана Викторовича на решение Заводского районного суда г.Кемерово от 25 апреля 2018 года по иску Князева Ивана Викторовича к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области о признании незаконной невыплаты материальной помощи в размере, предусмотренном условиями служебного контракта, наложении обязанности производства выплаты материальной помощи, денежной компенсации за нарушение срока выплаты материальной помощи, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛА:

Князев И.В. обратился в суд с иском к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области о признании незаконной невыплаты материальной помощи в размере, предусмотренном условиями служебного контракта, наложении обязанности производства выплаты материальной помощи в размере 11 384 руб., денежной компенсации за нарушение срока выплаты материальной помощи, компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.

Требования мотивированы тем, что он замещает должность государственной гражданской службы - ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за медицинской деятельностью Территориального органа Росздравнадзора по Кемеровской области.

Указывает, что в соответствии с п. 9 Служебного контракта № 06-ЛС/17 от 03 апреля 2017 года, заключенного между ним и ответчиком, 1 раз в год ему положена выплата материальной помощи в размере 3 окладов денежного содержания. С целью получения материальной помощи 06 марта 2018 года им было подано заявление ответчику, зарегистрированное 06 марта 2018 года, вх. № В42-329/18. На адрес его электронной почты 07 марта 2018 года поступил скан его заявления от 06 марта 2018 года с резолюциями должностных лиц Территориального органа Росздравнадзора по Кемеровской области о том, что заявление написано с нарушениями законодательства, а именно: согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «Положению о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области», утвержденному Приказом Территориального органа Росздравнадзора по Кемеровской области от 31 декабря 2013 года № Пр42-108-ф/13 (с изменениями от 30 октября 2015 года № Пр 42-94-ф/15), при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданским служащим территориального органа производится единовременная выплата в размере в размере двух месячных окладов денежного содержания гражданского служащего. Основанием для единовременной выплаты является заявление гражданского служащего; материальная помощь гражданским служащим выплачивается в размере одного оклада денежного содержания гражданского служащего один раз в календарном году. Материальная помощь гражданскому служащему может быть выплачена по его личному заявлению в течение календарного года независимо от его ухода в ежегодный основной оплачиваемый отпуск. При этом, содержалась просьба переписать заявление для осуществления выплаты в соответствии с законодательством. После его отказа переписать заявление 19 марта 2018 года ему была выплачена материальная помощь в размере 1 оклада денежного содержания, перечисленная на его банковскую карту. Считает, что таким образом ответчиком грубо нарушены существенные условия его служебного контракта, установленные п. 8 ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые в силу ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. В дополнительном соглашении от 08 февраля 2018 года к служебному контракту № 06-ЛС/17 от 03 апреля 2017 года размер материальной помощи остался неизменным: 3 оклада денежного содержания (в расчете на год). Никаких иных письменных соглашений об изменении условий контракта он не подписывал. Положение о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области, утвержденное Приказом Территориального органа Росздравнадзора по Кемеровской области от 31 декабря 2013 года № Пр42-108-ф/13 является локальным актом работодателя, с которым он не был ознакомлен, в связи с чем, по его мнению, указанный документ не может регулировать какие-либо взаимоотношения между ним и ответчиком.

В судебном заседании истец Князев И.В. заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области Дубинец Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала.

Решением Заводского районного суда г.Кемерово от 25 апреля 2018 года постановлено:

В удовлетворении исковых требований к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области о признании незаконной невыплаты материальной помощи в размере, предусмотренном условиями служебного контракта, наложении обязанности производства выплаты материальной помощи, денежной компенсации за нарушение срока выплаты материальной помощи, компенсации морального вреда Князеву Ивану Викторовичу отказать.

В апелляционной жалобе Князев И.В. просит решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом не принят во внимание тот факт, что территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области не является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, деятельность которого регулируется Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Указывает, что приказ от 22.11.2017 № 9630 Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения не может регулировать правоотношения, возникшие в связи с заключением служебного контракта от 03.04.2017. Служебный контракт от 03.04.2017 заключен задолго до 22.11.2017. Считает, что вывод суда о том, что Положение о материальном стимулировании не относится к числу документов, обязанность по ознакомлению с которыми могла быть возложена на ответчика и не могла быть исполнена истцом самостоятельно, основан на неправильном применении норм материального права. Ссылается на положения ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. ст. 8, 15, 22 Трудового кодекса Российской Федерации. Полагает, что он был заведомо лишен возможности самостоятельно ознакомиться с Положением, в силу неисполнения работодателем обязанности, установленной ТК РФ и в силу порядка вступления в силу локальных нормативных актов.

Относительно апелляционной жалобы Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области поданы возражения.

В заседании судебной коллегии Князев И.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель ФС РОсздравнадзор по КО Дубинец Е.С. поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу.

Заслушав лица, участвующие в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему:

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 03.04.2017 между Князевым И.В. и Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области заключен служебный контракт № 06-ЛС/17, согласно которому гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности ведущего специалиста-эксперта отдела контроля и надзора за медицинской деятельностью Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области, а представитель нанимателя обязуется в том числе своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание (п. 2).

Согласно п. 9 Служебного контракта, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4205 руб. в месяц; ежемесячной надбавки в соответствии с присвоенным классным чином (оклада за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 80 процентов этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере одного оклада в сумме 4205 руб.; районного коэффициента и северной надбавки в размере 1,30 (начисляется на фактический заработок без учета материальной помощи); премий по результатам работы в размере двух окладов денежного содержания (в расчете на год); единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере 3 окладов денежного содержания (в расчете на год); других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными и иными нормативными правовыми актами.

06.03.2018, ссылаясь на п. 9 Служебного контракта от 03.04.2017 № 06-ЛС/17, Князев И.В. обратился к ответчику с заявлением о выплате материальной помощи в размере трех окладов денежного содержания в текущем году.

В требуемой выплате Князеву И.В. отказано, в связи с тем, что при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска ему произведена единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания гражданского служащего; размер материальной помощи составляет один месячный оклад денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем, предложено составить заявление о выплате материальной помощи в соответствие с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положением о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области, утвержденным Приказом Территориального органа Росздравнадзора по Кемеровской области от 31.12.2013 № Пр 42-108-ф/13.

14.03.2018 материальная помощь в размере одного месячного оклада перечислена Князеву И.В.

Доводы истца в части размера подлежащей выплате материальной помощи, сводятся к тому, что в соответствии с п. 9 Служебного контракта от 03.04.2017 № 06-ЛС/17 ему обязаны выплатить единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь в размере трех окладов денежного содержания (в расчете на год) с начислением на указанные суммы районного коэффициента. По мнению истца, исходя из того, что размер единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска составляет два месячных оклада денежного содержания гражданского служащего, а размер материальной помощи, как указано в его служебном контракте, составляет три оклада денежного содержания (в расчете на год), то общий размер единовременной выплаты и материальной помощи составит пять месячных окладов денежного содержания гражданского служащего, а не три, как считает ответчик. С учетом того, что при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска ему произведена единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания гражданского служащего, а за март 2018 года ему выплачена материальная помощь в размере одного месячного оклада денежного содержания гражданского служащего, соответственно, ответчик ему незаконно недоплатил материальную помощь в размере двух окладов денежного содержания гражданского служащего с учетом районного коэффициента.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что условия служебного контракта Князева И.В., в том числе, п. 9, полностью соответствует положениям ст. 46,50, 51 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и устанавливают, что размер выплачиваемой гражданскому служащему единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска определено в два месячных оклада денежного содержания гражданского служащего с районным коэффициентом, а размер материальной помощи – в один месячный оклад, то есть, всего в размере трех окладов в расчете на календарный год. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым в их совокупности дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.

Федеральный закон от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В силу ст. 73 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с п. 11 ст. 46 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

В силу ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Аналогичные положения о видах дополнительных выплат содержатся в Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, согласно которым к дополнительным выплатам относится, в том числе материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (пп. «е» п. 2).

Из системного анализа вышеуказанных нормативных правовых актов с учетом положений ст. 50 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» усматривается двойственная юридическая природа материальной помощи. Определяя в ч. 1 данной статьи целевое назначение оплаты труда, федеральный законодатель указал, что денежное содержание является как основным средством материального обеспечения, так и средством стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. А в силу части 2 данной статьи материальная помощь как часть денежного содержания одновременно отнесена к дополнительным выплатам. К числу дополнительных выплат, в том числе относятся: единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь (п. 6 ч. 5 ст. 50).

Представителю нанимателя, которым в силу ст. 1 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является руководитель государственного органа, делегировано право определять порядок выплаты материальной помощи, исходя из установленных федеральным законом критериев.

Приказом от 22.11.2017 № 9630 утверждено Положение о выплате федеральным государственным гражданским служащим федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи и единовременных поощрений, п. 1 которого установлено, что Положение о выплате федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи и единовременных поощрений определяет порядок выплаты гражданским служащим Росздравнадзора премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи, а также единовременных поощрений. ,

П. 11 Положения определено, что гражданским служащим один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска производится единовременная выплата в размере двух окладов месячного денежного содержания.

Согласно п. 14 Положения гражданским служащим на основании личного заявления производится выплата материальной помощи из расчета одного оклада месячного денежного содержания.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, в том числе осуществляется конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

Как следует из п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На основании Положения о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области, утвержденного Приказом Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области от 31.12.2013 № Пр42-108-ф/13, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданским служащим территориального органа производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания гражданского служащего с районным коэффициентом (п. 2); материальная помощь гражданским служащим выплачивается в размере одного месячного оклада денежного содержания гражданского служащего один раз в календарном году с районным коэффициентом (п. 4).

Таким образом, из совокупного анализа указанных правовых норм установлено, что размер выплачиваемой гражданскому служащему единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска определено в два месячных оклада денежного содержания гражданского служащего с районным коэффициентом, а размер материальной помощи - в один месячный оклад денежного содержания гражданского служащего с районным коэффициентом, то есть всего - в размере трех окладов денежного содержания гражданского служащего.

Именно данные положения, зафиксированные как в Федеральном, региональном законодательстве, так и в локальных нормативных актах ответчика нашли отражение в служебном контракте Князева И.В., в котором речь идет о трех окладах денежного содержания гражданского служащего в общей сумме, а отсутствие слова «всего» не указывает на необходимость применения данного размера только к последнему виду выплаты.

В силу изложенного, судом первой инстанции обоснованно доводы истца о том, что единовременная выплата и материальная помощь, предусмотренные п. 9 его Служебного контракта, должны составлять в общем размере пять окладов, а выплата указанных надбавок, исходя из трех месячных окладов денежного содержания гражданского служащего, нарушает условия Служебного контракта, расценены как основанные на неправильном толковании норм материального права.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания гражданского служащего с районным коэффициентом была произведена истцу при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, а материальна» помощь в размере одного месячного оклада денежного содержания гражданского служащего с районным коэффициентом выплачена в марте 2018 года, оснований для взыскания материальной помощи в размере двух окладов у суда не было.

Поскольку в судебном заседании факта нарушения трудовых прав истца и неправомерных действий ответчика по невыплате истцу материальной помощи не установлено, а требования о взыскании денежной компенсации за нарушение сроков выплаты материальной помощи и компенсации морального вреда являются производными от основного требования, в удовлетворении которого отказано, суд обоснованно отказал в удовлетворении данных требований.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, никакие изменения в служебный контракт и Положение о материальном стимулировании работодателем не вносились, в силу чего не требовалось дополнительных соглашений. С момента его подписания – 03.04.2017 – контракт отражает размер единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемой государственному служащему в год – 3 оклада денежного содержания.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы в целом повторяют правовую позицию стороны ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, дополнительной аргументации не содержат, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции. Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, которые являются безусловными основаниями к отмене решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст.ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Заводского районного суда г.Кемерово Кемеровской области от 25 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Князева Ивана Викторовича – без удовлетворения.

Председательствующий: Л.А.Молчанова

Судьи: О.А.Овчаренко

И.С.Бычковская