Судья: Шаронина А.А. Докладчик: Молчанова Л.А. | Дело № 33-3958 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 апреля 2019 судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего судьи Першиной И.В.,
судей: Молчановой Л.А., Бычковской И.С.,
при секретаре Гордиенко А.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Молчановой Л.А. гражданское дело по апелляционной жалобе главы Сосновского сельского поселения ФИО1 на решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 11.01.2019
по иску ФИО2 к Администрации Сосновского сельского поселения о признании незаконным решений Главы Администрации Сосновского сельского поселения об отказах в установлении муниципальной пенсии за выслугу лет, обязании назначить пенсию за выслугу лет,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 требования мотивировал тем, что 24.07.2018 он обратился с заявлением к Главе муниципального Сосновского сельского поселения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Сосновского сельского поселения как избранному главе Сосновского сельского поселения с октября 2005 года по февраль 2009 года, а также подал заявление № 388 от 24.07.2018 с требованием выдачи необходимых документов для решении вопроса о назначении пенсии.
27.02.2009 по распоряжению от 27.02.2009 № 18 «О досрочном прекращении полномочий», им были досрочно прекращены полномочия Главы муниципального образования «Сосновская сельская территория» на основании личного заявления, по собственному желанию.
Согласно справке от 15.08.2018 за № 01-36/1030 Администрации Новокузнецкого муниципального района, его муниципальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, составляет 8 лет 11 мес. 20 дней.
Согласно справке, выданной Главой Сосновского сельского поселения, продолжительность его стажа муниципальной службы, дающего право на пенсию за выслугу лет, составляет 3 года 1 месяц 27 дней.
Его общий выборный стаж - 5 лет 2 месяца 18 дней. С учетом периода работы на выборной должности председателя исполнительного комитета Сосновского Сельского Совета народных депутатов с 16.04.1990 по 07.05.1992 в исполнительном комитете Новокузнецкого районного Совета народных депутатов и в должности главы Сосновской сельской территории Администрации Сосновской сельской территории.
13.08.2018 он получил ответ № 557 от 31.07.2018 Главы Сосновского сельского поселения, с отказом в назначении пенсии за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности Сосновского сельского поселения.
Считает, что данный отказ противоречит законодательству, устанавливающему гарантии для муниципальных служащих. Применение нового положения закона, устанавливающего дополнительное условие для назначения пенсии за выслугу лет, но не действующего на момент замещения им должности главы поселения и на момент его отставки по собственному желанию, по существу направлено на придание обратной силы закону, который ухудшает положение муниципальных служащих.
Полагает, что имеет право на установление пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность. Ссылается на изменения, внесенные в ОЗ КО «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности» от 25.04.2008 № 31-ОЗ (п. 4 ст. 5) о возникновении права на указанную пенсию только при наступлении пенсионного возраста в период замещения муниципальной должности, которые не могут быть применены, так как ухудшают положения муниципального служащего.
Считает, что в данном случае подлежат применению условия назначения пенсии муниципальным служащим за выслугу лет, предусмотренные п. 1 и п. 2 ст. 1 Решения «О пенсиях за выслугу лет, лицам замещавшим муниципальные должности Новокузнецкого муниципального района и муниципальным служащим Новокузнецкого муниципального района», принятого Новокузнецким Районным Советом Народных депутатов от 25.12.2008 № 74-МНПА, также как и Закон КО от 25.04.2008 в редакции от 11.07.2008 № 31-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности», которые не содержали и не содержат в качестве обязательного условия для назначения пенсии муниципальным служащим за выслугу лет условие о выходе на пенсию по старости непосредственно с муниципальной должности.
Право на пенсию по выслуге лет возникло у него со дня прекращения добровольно полномочий выборного главы Сосновского сельского поселения, т.е. с 27.02.2009, а установить размер пенсии и получать ее он может только после назначения трудовой пенсии по старости, а также после обращения с заявлением к Главе Администрации Сосновского сельского поселения с требованием о назначении пенсии за выслугу лет.
Данное право возникало у него не единожды, а еще и при избрании на должность 13.04.1990 председателем Исполнительного комитета Сосновского сельского Совета, а затем его увольнении на основании личного заявления, с вынесением распоряжения № 200-к от 06.05.1992. Однако данный стаж, не исследовался комиссией.
Его выборный стаж составляет 5 лет 2 месяца 18 дней. Для выборной должности достаточно 1 года выборного стажа, для назначения муниципальной пенсии в размере 75 %.
Ссылается также на то, что Постановлением Администрации Сосновского сельского поселения от 23.03.2017 № 16 утверждено «Положение о комиссии по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Сосновского сельского поселения».
Решение Главы Сосновского сельского поселения от 31.07.2018 № 557 об отказе в установлении ему муниципальной пенсии за выслугу лет, должно было быть оформлено в виде решения комиссии по установленной форме, а Глава Сосновского сельского поселения, в нарушении комиссионного порядка рассмотрения заявления о назначении пенсии самовольно отказала ему в праве на пенсию за выслугу лет.
ФИО2 в судебном заседании исковые требования уточнил, просил признать незаконным решение Главы администрации Сосновского сельского поселения Новокузнецкого района Кемеровской области от 31.07.2018 № 557 об отказе в установлении ему муниципальной пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность Сосновского сельского поселения.
Признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет от 27.07.2018 № 01 об отказе в установлении ему муниципальной пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность Сосновского сельского поселения. Обязать администрацию Сосновского сельского поселения Новокузнецкого района Кемеровской области назначить ему пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должность главы Сосновского сельского поселения с 24.07.2018.
Представители ФИО2, действующие на основании ордеров адвокаты Сычева А.С. и Маркдорф В.М. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Администрация Сосновского сельского поселения в лице Главы Сосновского сельского поселения. ФИО1 и представителя ФИО3, действующего на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Решением Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 11ю01.2019 постановлено:
Административные исковые требования ФИО2 к Администрации Сосновского сельского поселения о признании незаконными действия должностных лиц – удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение Главы администрации Сосновского сельского поселения Новокузнецкого района Кемеровской области от 31.07.2018 № 557 об отказе в установлении ФИО2 муниципальной пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность Сосновского сельского поселения.
Признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет от 27.07.2018 № 01 об отказе в установлении ФИО2 муниципальной пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность Сосновского сельского поселения.
Обязать администрацию Сосновского сельского поселения Новокузнецкого района Кемеровской области назначить ФИО2 пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должность главы Сосновского сельского поселения с 24.07.2018.
В апелляционной жалобе глава Сосновского сельского поселения ФИО1 просит решение отменить как не законное и не обоснованное.
Излагает обстоятельства, установленные судом, настаивая на том, в назначении пенсии истцу было отказано обоснованно, так как на момент отставки по собственному желанию ФИО2 не имел права на муниципальную пенсию за счет средств местного бюджета.
Не соглашается с выводами суда о том, что на момент обращения ФИО2 с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность, имелась совокупность юридически значимых обстоятельств (назначение истцу пенсии по старости, наличие стажа), в связи с чем отсутствовали основания для отказа ФИО2 в назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность, считая, что они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Приводит содержание п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 5 Закона Кемеровской области от 25.04.2008 № 31-03 «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности».
Ссылается на то, что пенсия по старости ФИО2 на момент увольнения с муниципальной должности не назначалась.
Пенсия по старости назначена ФИО2 только 01.06.2018, в связи с чем, в соответствии с положениями Закона Кемеровской области от 25.04.2008 № 31-03, Решения Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района от 25.12.2008 № 74-МНПА «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Новокузнецкого муниципального района, и муниципальным служащим Новокузнецкого муниципального района» (в редакции, действующей на момент увольнения ФИО2) ФИО2 не имел права на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета.
На момент обращения ФИО2 в Администрацию Сосновского сельского поселения действовало Решение Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения № 196 от 16.03.2017 «Об утверждении Положения о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Сосновского сельского поселения и должности муниципальной службы Сосновского сельского поселения», соответственно Решения Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района от 25.12.2008 г. № 74-МНПА «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Новокузнецкого муниципального района, и муниципальным служащим Новокузнецкого муниципального района» уже не применялось.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие муниципальные должности, которые уволились в период действия данного Решения № 74-МНПА, и имевшие право на ежемесячную доплату к пенсии за счет средств местного бюджета на основании Решения № 74-МНПА.
Судом не было принято во внимание, что на момент увольнения ФИО2 пенсию по старости не получал, право на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счет средств местного бюджета по нормам Решения Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района от 25.12.2008 г. № 74-МНПА не возникло. Следовательно, у суда отсутствовали правовые основания для признания за ФИО2 права на пенсию за выслугу лет.
Лица, замещавшие муниципальные должности, уволенные с должности, и в этот период не достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, права на пенсию за выслугу лет не имеют.
Для возникновения у лица, замещавшего муниципальную должность, права на назначение пенсии за выслугу лет необходимо наличие обязательных условий, указанных в п. 1 ст. 1 Положения, а именно: установленный размер стажа работы на муниципальной должности, увольнение непосредственно с муниципальной должности, и достижения пенсионного возраста на момент увольнения с муниципальной должности.
Также судом не принято во внимание то обстоятельство, что Приложением № 1 к Постановлению Администрации Сосновского сельского поселения от 23.03.2017 № 16 утверждена форма заявления о назначении пенсии за выслугу лет. Поданное истцом в Администрацию Сосновского сельского поселения заявление не соответствует указанной форме.
Кроме того, суд ошибочно объединил понятие «пенсия за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность» и понятие «пенсия за выслугу лет муниципальному служащему».
Поскольку различные условия исчисления стажа и условия наступления выплат за выслугу лет для данных категорий лиц, Администрация Сосновского сельского поселения полагает, что при вынесении решения судом неправомерно применены нормы Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Кемеровской области от 30.06.2007 № 103-03 «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы».
ФИО2 обратился в суд с заявлением об оспаривании правового акта об отказе в установлении ему пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность, следовательно, он не подходит под категорию муниципального служащего.
Поскольку пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальную должность, выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение лиц, замещавших муниципальную должность.
При принятии решения суд учел только право на пенсию за выслугу лет лиц, замещающие муниципальные должности и не учел условия, при котором назначается пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальную должность.
Заявление ФИО2 было рассмотрено Комиссией. По результатам рассмотрения заявления Комиссией принято решение № 1 от 27.07.2018 об отказе в назначении пенсии за выслугу лет ФИО2, о чем он был проинформирован.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение нельзя признать законным и обоснованным.
ФИО2 на апелляционную жалобу поданы возражения.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации Сосновского сельского поселения ФИО3, действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении жалобы, отмене решения суда и отказе в иске.
ФИО2 и его представитель адвокат Сычева А.С., действующая на основании ордера № 401 от 09.04.2019 адвокат Сычева А.С. в суде апелляционной инстанции возражали против удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ФИО2 с 01.01.2006 по 27.02.2009 на основании Распоряжения администрации Сосновской сельской территории № 01 от 10.01.2006 «О вступлении в должность» ФИО2 занимал должность Главы муниципального образования «Сосновская сельская территория» до 27.02.2009 когда на основании Распоряжения администрации Сосновской сельской территории от 27.02.2009 № 18 «О досрочном прекращении полномочий» им были досрочно прекращены полномочия Главы муниципального образования «Сосновская сельская территория» на основании личного заявления, по собственному желанию.
Из Справки без даты и номера о продолжительности стажа муниципальной службы ФИО2, выданной Главой Сосновского сельского поселения, следует, что стаж ФИО2 в указанной должности составляет 3 года 1 месяц 27 дней.
Согласно справке № 01-36/1030 от 15.08.2018 о продолжительности стажа муниципальной службы ФИО2, выданной Администрацией Новокузнецкого муниципального района, стаж ФИО2 составляет 8 лет 11 мес. 20 дней. Из них в Исполнительном комитете Новокузнецкого районного Совета народных депутатов в качестве председателя Исполнительного комитета Сосновского сельского Совета народных депутатов в период с 16.04.1990 по 07.05.1992 (2 года 21 день); в администрации Новокузнецкого района в качестве исполняющего обязанности председателя комитета по социальной политике, председатель комитета по социальной политике в период с 06.05.1998 по 21.09.2000; в администрации Новокузнецкого района в качестве исполняющего обязанности Главы администрации Сосновского сельсовета, Главы администрации Сосновского сельсовета в период с 18.06.2001 по 30.12.2005.
С 01.06.2018 ФИО2 назначена пенсия по старости.
24.07.2018 ФИО2 обратился с заявлением к Главе муниципального Сосновского сельского поселения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Сосновского сельского поселения как избранному Главе Сосновского сельского поселения с октября 2005 года по февраль 2009 года, с копией приложенных документов.
Заявление принято, что подтверждается отметкой Администрации Сосновского сельского поселения № 389 от 24.07.2018 на данном заявлении.
Как следует из протокола № 01 от 27.07.2018 заседания комиссии по вопросам установления стажа работникам администрации Сосновского сельского поселения и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Сосновского сельского поселения, в котором рассматривалось заявление ФИО2 об установлении пенсии за выслугу лет, комиссией принято решение: «ФИО2 право на пенсию за выслугу лет, замещавшему муниципальную должность, отказать».
Решением № 01 от 27.07.2018 комиссии по вопросам установления стажа работникам администрации Сосновского сельского поселения и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Сосновского сельского поселения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., замещавшему должность Главы Сосновской сельской территории, отказано в назначении пенсии за выслугу лет.
13.08.2018 ФИО2 получил ответ за № 557 от 31.07.2018 от Главы Сосновского сельского поселения, с отказом в назначении права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности Сосновского сельского поселения.
На федеральном уровне в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, в отличие от муниципальных служащих (п. 5 ч.1ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий вопрос о доплатах по выслуге лет к трудовой пенсии названной категории лиц.
Правовой статус лиц, замещающих муниципальные должности, установлен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В период нахождения ФИО2 в должности Главы муниципального образования «Сосновская сельская территория» с 2006 года по 2009 год согласно абз. 1 ч. 5.1 ст. 40 «Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» указанного Закона, которая введена Федеральным законом от 04.11.2007 № 253 и действует с 16.11.2007, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В период нахождения ФИО2 в должности Главы муниципального образования «Сосновская сельская территория» в 2006-2009 годах и на момент прекращения данных полномочий 27.02.2009, в соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 25.04.2008 № 31-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности», лицом, замещающим муниципальную должность является член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, которыми являются, в том числе глава муниципального образования, избранный на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона в области пенсионного обеспечения на лиц, замещавших муниципальные должности, в полном объеме распространяются права лиц, замещавших государственные должности Кемеровской области, установленные законодательством Кемеровской области (ч.1). Лицам, замещавшим муниципальные должности, устанавливается пенсия за выслугу лет (ч. 2). Порядок назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность, устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления, который принимается в соответствии с законом Кемеровской области, регулирующим порядок назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кемеровской области (ч.3). Пенсия за выслугу лет выплачивается за счет средств местного бюджета (ч. 4).
В соответствии с абз. 5 ст. 9 данного Закона ст. 5 вступает в силу после вступления в силу Закона Кемеровской области, регулирующего порядок начисления пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Кемеровской области.
Закон Кемеровской области «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кемеровской области и должности государственной гражданской службы Кемеровской области» № 50-ОЗ принят Советом народных депутатов Кемеровской области 28.05.2008.
В соответствии с Законами Кемеровской области от 25.04.2008 № 31-ОЗ, от 30.06.2007 №103-ОЗ, от 07.06.2008 № 50-ОЗ в целях установления условий предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Новокузнецкого муниципального района Новокузнецким районным Советом народных депутатов принято Решение о пенсиях за выслугу лет, лицам замещавшим муниципальные должности Новокузнецкого муниципального района и муниципальным служащим Новокузнецкого муниципального района от 25.12.2008 № 74-МНПА, которое действовало в период замещения ФИО2 должности Главы муниципального образования «Сосновская сельская территория».
В соответствии со ст. 1 данного Решения право на пенсию в соответствии с настоящим Решением имеют лица, замещавшие муниципальные должности Новокузнецкого муниципального района на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств бюджета Новокузнецкого муниципального района, освобожденные от муниципальных должностей Новокузнецкого муниципального района в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно). Условием назначения пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Новокузнецкого муниципального района, является назначение трудовой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и (или) пенсии по старости, инвалидности, выслуге лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» либо пенсии в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». При этом лицам, замещавшим муниципальные должности Новокузнецкого муниципального района и имеющим право на пенсию по основаниям, предусмотренным настоящим Решением, и получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия, установленная настоящим Решением, назначается при условии достижения возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.
Федеральным законом от 30.12.2015 № 446-ФЗ, вступившим в силу с 30.12.2015, ч. 5.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена абзацем 2, согласно которому в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абз. 7 ч. 16 ст. 35, пунктами 2.1,3, 6-9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, пунктами 5-8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, ч. 1 и ч. 2 ст. 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ст. 5 Закона Кемеровской области от 25.04.2008 № 31-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности», Законом Кемеровской области от 29.09.2010 № 96-ОЗ внесены изменения.
Данной редакцией ст. 5 Закона Кемеровской области от 25.04.2008 № 31-ОЗ предусмотрено, что лицам, замещавшим муниципальные должности, устанавливается пенсия за выслугу лет (п.1). Пенсия за выслугу лет выплачивается за счет средств местного бюджета (п.2). Размер и порядок назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность, устанавливается муниципальным нормативным правовым актом (п.3).
Законом Кемеровской области от 12.04.2016 № 18-ОЗ в ст. 5 Закона Кемеровской области от 25.04.2008 № 31-ОЗ введен п. 4, в соответствии с которым пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абз.7ч. 16 ст. 35, пунктами 2.1, 3, 6-9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, пунктами5-8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, ч.1 и ч. 2 ст. 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанные изменения вступили в силу со дня официального опубликования.
Абзацем аналогичного содержания дополнен п. 1 Решения о пенсиях за выслугу лет, лицам замещавшим муниципальные должности Новокузнецкого муниципального района и муниципальным служащим Новокузнецкого муниципального района от 25.12.2008 №74-МНПА на основании Решения Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района от 29.04.2016 N 173-МНПА.
Кроме того, Решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения № 196 от 16.03.2017 утверждено Положение «О пенсиях за выслугу лет лицам замещавшим муниципальные должности Сосновского сельского поселения и должности муниципальной службы Сосновского сельского поселения», в котором в п.1 ст. 1 содержится условие для назначения муниципальной пенсии только в отношении лиц, замещавших муниципальные должности Сосновского сельского поселения на постоянной основе не менее одного года и получавших денежное вознаграждение за счет средств бюджета Сосновского сельского поселения, освобожденные от муниципальных должностей Сосновского сельского поселения в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно). Пенсии за выслугу лет устанавливаются только в отношении лиц, замещавших муниципальные должности Сосновского сельского поселения на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абз.7ч. 16 ст. 35, пунктами 2.1, 3, 6-9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, пунктами5-8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, ч.1 и ч. 2 ст. 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (абз. 2 п.1).
Администрацией Сосновского сельского поселения принято Постановление от 23.03.2017 № 16 «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Сосновского сельского поселения и утверждении Положения о комиссии по установлению стажа работникам администрации Сосновского сельского поселения и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Сосновского сельского поселения»,
Оценив установленные по делу обстоятельства и приведенные выше нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ о том, что придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ч. 1 ст. 1, статей 2, 17, 18Ю 19 и 54, частей 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, изложенную в Решении от 01.10.1993 № 81-р, Постановлении от 24.10.996 № 17-П, от 20.07.2011 № 20-П и от 22.04.2014 № 12-П, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку истец ушел в добровольную отставку с должности Главы Муниципального образования «Сосновская сельская территория» 27.02.2009, т.е. до введения в действие указанных изменений, и ему с 01.06.2018 назначена пенсия по старости, то он имеет право на назначение ему муниципальной пенсии за выслугу лет без условия выхода на пенсию по возрасту непосредственно с муниципальной должности, а изменение законодательства в период после отставки истца и до момента назначении ему пенсии по старости, не может служить основанием для ущемления права истца в области пенсионного обеспечения.
С такими выводами судебная коллегия согласна.
Вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, законодатель - в силу ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 54 и части 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Распространение нового правового регулирования назначения пенсии за выслугу лет на тех лиц, кто занимал муниципальную должность в период действия законодательства, не предусматривавшего такого условия для назначения такой пенсии как достижение возраста в период замещения муниципальной должности, и кто правомерно рассчитывал на получение доплаты к пенсии, противоречит указанным нормам Конституции РФ.
В случае изменения условий предоставления данных гарантий, а именно указание на такое условие назначения пенсии за выслугу лет как достижение возраста в период замещения муниципальной должности, исходя из необходимости соблюдения принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в указанной сфере, назначение пенсии за выслугу лет должно производиться на основе правового регулирования, действовавшего в период приобретения такого права.
Установление же менее благоприятных условий предоставления пенсии за выслугу лет, лицам занимавшим муниципальные должности ранее введения в действие нового правового регулирования, по сравнению с теми условиями, которые были законодательно определены при назначении их на должность, означает снижение уровня таких гарантий, что, по смыслу Конституции РФ и в силу правовых позиций Конституционного Суда РФ, не может быть признано допустимым.
Кроме того, проанализировав Положение о комиссии по установлению стажа муниципальной службы и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Сосновского сельского поселения, состав указанной комиссии, утвержденные Постановлением Администрации Сосновского сельского поселения от 23.03.2017 № 16 (Приложение № 2 и №3), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Главы администрации Сосновского сельского поселения Новокузнецкого района Кемеровской области от 31.07.2018 № 557 в установлении ФИО2 муниципальной пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность Сосновского сельского поселения, а равно как решение от 27.07.2018 № 01 об отказе в установлении ФИО2 муниципальной пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность Сосновского сельского поселения, не соответствует требованиям Постановления Администрации Сосновского сельского поселения от 23.03.2017 № 16 по форме и являются не законными.
С данными выводами судебная коллегия также согласна ввиду следующего.
В соответствии с Порядком назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Сосновского сельского поселения лицо, замещавшее муниципальные должности Сосновского сельского поселения, претендующее на назначение пенсии обращается в уполномоченный орган (в данном случае – администрация Сосновского сельского поселения – п. 1.2 Порядка) с письменным заявлением по форме Приложения № 1 к настоящему Порядку с приложением ряда документов (п. 1 и п. 2 Порядка). Специалист, ответственный за назначение пенсии, проверяет правильность и достаточность представленных документов и выдает заявителю расписку-уведомление, подтверждающую получение заявления и приложений к нему. Заявление и приложенные к нему документы в течение 5-ти рабочих дней должны быть переданы в Комиссию по установлению стажа муниципальной службы и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Сосновского сельского поселения. (п. 2.3 Порядка). Пенсия назначается со дня обращения в уполномоченный орган. Днем обращения за пенсией считается день приема и регистрации уполномоченным органом соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2.4 Порядка).
Заявление, и приложенные к нему документы, должны быть рассмотрены Комиссией в течение 10-ти рабочих дней со дня их получения. По результатам их рассмотрения Комиссия устанавливает наличие или отсутствие у заявителя права на пенсию. В случае отсутствия у заявителя права на пенсию секретарь Комиссии информирует заявителя в течение 10-ти дней по форме Приложения № 9 к настоящему Порядку и копия решения об отказе в назначении пенсии направляется заявителю со всеми представленными документами (п. 2.5 Порядка).
Согласно Приложения № 9 Решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет должно быть подписано председателем и секретарем Комиссии.
Из Положения о комиссии по установлению стажа работникам администрации Сосновского сельского поселения и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Сосновского сельского поселения (Приложение № 2 к Постановлению Администрации Сосновского сельского поселения от 23.03.2017 № 16) следует, что состав Комиссии утверждается постановлением администрации Сосновского сельского поселения, общий состав Комиссии не может быть менее 5 человек (п. 3.2 Положения о Комиссии). Решение Комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих членов Комиссии (п. 4.4). Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комиссии, присутствующими на заседании. При не подписании протокола членом Комиссии, участвующим в заседании, он обязан приложить к протоколу мотивированное пояснение о причинах отказа в подписании протокола. Протокол является основанием для издания правового акта, в том числе, о назначении и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, ранее замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы (п.4.5).
Приложением № 3 к Постановлению Администрации Сосновского сельского поселения от 23.03.2017 № 16, утвержден персональный состав Комиссии по установлению стажа работникам администрации Сосновского сельского поселения и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Сосновского сельского поселения, состоящей из председателя Комиссии, заместителя председателя Комиссии, и четырех членов комиссии.
Ответчиком, вопреки его утверждениям, не представлены сведения о направления ФИО2 копии решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, как того требует вышеуказанное Положение.
Кроме того, из представленной ответчиком копии протокола № 01 от 27.07.2018 Комиссии следует, что в заседании Комиссии присутствовали председатель и заместитель Комиссии и три члена комиссии.
При этом указанный протокол имеет только две подписи – председателя Комиссии и секретаря Комиссии, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия Комиссией решения об отказе в назначении ФИО2 пенсии за выслугу лет и незаконности указанного решения.
Поскольку протокол № 01 от 27.07.2018 Комиссии является основанием для принятия решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет ФИО2, то и решение об отказе в назначении пенсии № 01от 27.07.2018, подписанное председателем и секретарем Комиссии, несмотря на соответствие данного решения форме, предусмотренной Приложением № 9 к Постановлению Администрации Сосновского сельского поселения от 23.03.2017 № 16, нельзя признать законным.
Ввиду изложенного, и отказ Главы администрации Сосновского сельского поселения Новокузнецкого района Кемеровской области от 31.07.2018 за № 557 в установлении ФИО2 муниципальной пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность Сосновского сельского поселения, является незаконным.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм права, для чего оснований не имеется, и потому доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда и отказа в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 11.01.2019 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий | Першина И.В. |
Судьи | Молчанова Л.А. Бычковская И.С. |