НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 09.02.2021 № 33-11404/20

Судья: Путилова Н.А. Дело № 33-607/2021 (33-11404/2020)

Докладчик: Проценко Е.П. 2-3475/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 февраля 2021 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Проценко Е.П.,

судей: Галлингер А.А., Сучковой И.А.,

с участием прокурора Большаковой Е.В.,

при секретаре: Черновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Проценко Е.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Лапандиной Ольги Александровны на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 20 октября 2020 года

по иску прокурора Новокузнецкого района в защиту прав муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» к Лапандиной Ольге Александровне о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛА:

Истец прокурор Новокузнецкого района обратился в суд с иском в защиту прав муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» к Лапандиной Ольге Александровне о взыскании неосновательного обогащения.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой Новокузнецкого района была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района требований бюджетного законодательства.

По результатам проверки были выявлены факты осуществления администрацией Новокузнецкого муниципального района незаконных выплат за счет бюджетных средств МО «Новокузнецкий муниципальный район» начальнику финансового управления Новокузнецкого муниципального района. В связи с чем в адрес главы Новокузнецкого муниципального района ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении выявленных нарушений за .

Главой администрации Новокузнецкого муниципального района представление рассмотрено, признано законным и обоснованным, о чем в адрес прокурора района ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ. Однако из ответа следует, что нарушения в полном объеме не устранены.

Между администрацией Новокузнецкого муниципального района и финансовым управлением по Новокузнецкому району ежегодно заключается соглашение о техническом обеспечении бюджетного процесса.

В соответствии с п.2.2 соглашения, которое заключалось на ДД.ММ.ГГГГ годы администрация района обязана в целях создания оптимальных условий для технического обеспечения бюджетного процесса в МО «Новокузнецкий муниципальный район» при утверждении местного бюджета на соответствующий финансовый год, предусматривать расходы на материальное стимулирование и премирование по итогам работы работников финансового управления.

На основании указанного соглашения, постановления администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, решения Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ начальнику финансового управления в период с ДД.ММ.ГГГГ и по день увольнения выплачены поощрения и материальное стимулирование в сумме 2 338 293,35 руб., данные выплаты являются незаконными и противоречат действующему законодательству.

Должность начальника финансового управления по <адрес> отнесена к должности государственной гражданской службы.

Лапандина О.А., занимая должность начальника финансового управления по <адрес>, имела возможность понимать и осознавать, что выплата поощрений и материального стимулирования за счет средств бюджета МО «Новокузнецкий муниципальный район» в связи с исполнением служебных обязанностей, является неправомерной.

Таким образом, вследствие незаконного начисления и выплаты начальнику финансового управления <адрес> поощрений и материального стимулирования бюджету МО «Новокузнецкий муниципальный район» причинен ущерб в размере 2 338 293,35 руб.

Просит суд взыскать с Лапандиной Ольги Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в доход бюджета муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» неосновательное обогащение в размере 2 338 293,35 руб.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 20 октября 2020 года постановлено: «Взыскать с Лапандиной Ольги Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход бюджета муниципального образования « Новокузнецкий муниципальный район» неосновательное обогащение в размере 2 224 292 руб. 35 коп.

Взыскать с Лапандиной Ольги Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственную пошлину в местный бюджет в размере 19321 руб.»

В апелляционной жалобе Лапандина О.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Указывает, что выплаты произведенные ответчику в спорный период являлись законными и обоснованными, произведенными администрацией Новокузнецкого муниципального района в рамках своей компетенции в соответствии с требованиями законодательства, что не позволяет трактовать данные выплаты как неосновательное обогащение со стороны ответчика и опровергает выводы суда.

Об отсутствии нарушений говорят также заключения прокуратуры <адрес> об исполнении проектов бюджета, а также заключения контрольно- счетной комиссии Новокузнецкого муниципального района.

Как установлено в ходе судебного заседания, подтверждается письменными материалами дела, стимулирующие выплаты сотрудникам финансового управления, в том числе и ответчику, производились за счет средств, предусмотренных в бюджете на соответствующий год на развитие муниципальной программы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность Новокузнецкого муниципального района».

При формировании бюджета в нем не закладывались средства на материальное стимулирование и оплату труда сотрудников финансового управления по Новокузнецкому муниципальному району. Администрацией Новокузнецкого муниципального района в адрес Ответчика выплаты (поощрения) производились на основании нормативных актов Администрации Новокузнецкого муниципального района как сотруднику не являющемуся штатным по коду дохода 4800 «Иные доходы», что в совокупности с вышеизложенным опровергает утверждения суда о том, что данные выплаты производились за выполнение сотрудниками финансового управления своих должностных обязанностей, то есть фактически являлись оплатой труда государственного служащего.

Судом первой инстанции в своем решении не приведены доказательства, на основании которых он пришел к выводу о недобросовестности ответчика. Само по себе занятие должности начальника финансового управления не может свидетельствовать о недобросовестности ответчика.

Выплаты, произведенные ответчику в спорный период, являлись законными и обоснованными, произведенными Новокузнецким муниципальным районом в рамках своей компетенции в соответствии с требованиями Бюджетного законодательства, что не позволяет трактовать данные выплаты как неосновательное обогащение, законные основания для взыскания неосновательного обогащения с ответчика отсутствуют.

Из установленных фактов и правоотношений сторон, законодательного урегулирования финансового обеспечения мероприятий, направленных на производство стимулирующих выплат не следует наличия совокупности условий, исключающих полномочия органа местного самоуправления по установлению дополнительных гарантий сотрудникам финансового управления по Новокузнецкому муниципальному району.

Действия Муниципального образования в виде принятия нормативных актов и производства на их основании определенных выплат подтверждает правомерность возникновения расходных обязательств органа местного самоуправления.

Произведенные ответчику выплаты в силу их целевого назначения и компенсационной природы, следует квалифицировать в качестве средства к существованию, которое является понятием более широким, чем заработная плата.

Факта недобросовестности, допущенной ответчиком при получении спорных выплат, как и счетной ошибки, судом при рассмотрении дела не установлено.

На апелляционную жалобу прокурором, участвующим в деле, принесены возражения.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика ФИО7, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего решение суда отменить, прокурора ФИО6, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами ответчик Лапандина О.А. ДД.ММ.ГГГГ была назначена на должность начальника финансового управления по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. Данное обстоятельство также подтверждается записями в трудовой книжке ответчика (л.д.7 т.2).

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Прокурор Новокузнецкого муниципального района обращаясь в суд с иском к Лапандиной О.А. о взыскании неосновательного обогащения ссылается на то, что она не имела права на получение денежных средств за счет бюджета Новокузнецкого муниципального района, поскольку действия администрации Новокузнецкого муниципального района являются незаконными, при этом ссылается на ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 п.1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

Обязанности же по обеспечению сотрудниками финансового управления Новокузнецкого района технического обслуживания бюджетного процесса являются их трудовой функцией.

Финансовое обеспечение расходов на содержание финансового управления по Новокузнецкому району производится за счет средств областного бюджета, следовательно принятие органом местного самоуправления нормативно-правовых актов, предусматривающих материальное стимулирование работников финансового управления за счет средств местного бюджета противоречит бюджетному законодательству.

В связи с этим полагает, что денежные средства, полученные ответчиком за счет средств бюджета Новокузнецкого муниципального района в сумме 2 338 293,35 руб. получены без установленных законом оснований и в соответствие с ст.1102 ГК РФ подлежат взысканию с ответчика в бюджет Новокузнецкого муниципального района.

Удовлетворяя исковые требования суд сослался на то, что Лапандина О.А. занимала должность начальника финансового управления по Новокузнецкому району, данная должность относится к должности государственной гражданской службы.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.7 ч.3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, получение выплат поощрений и материального стимулирования за счет средств бюджета МО «Новокузнецкий муниципальный район» в связи с исполнением служебных обязанностей начальником финансового управления Новокузнецкого района является незаконным в силу п.6 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.7 ч.3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коллегия полагает, что судом первой инстанции неправильно применен закон. При этом, коллегия исходит из следующего.

В соответствие с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованием. Предмет и основание иска определяет истец. Требования истца основаны на том, что ответчик получил неосновательное обогащение, которое подлежит возврату в бюджет Новокузнецкого муниципального района. В то же время в исковом заявлении указывает, что действия администрации Новокузнецкого муниципального района по факту выплат ответчику являются незаконными (л.д.4 т.1).

Ответчик же, по мнению истца, занимая должность начальника финансового управления Новокузнецкого района имела возможность понимать и осознавать, что выплата поощрений за счет средств бюджета муниципального образования Новокузнецкий муниципальный район является неправомерной.

В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 настоящего Кодекса.

В соответствие с п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсия, пособия, стипендия, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств презюмируется, следовательно бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2020), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020).

Проверяя обоснованность выплаты денежных средств ответчику администрацией Новокузнецкого муниципального района, коллегией исследованы документы, на основании которых производились выплаты ответчику.

В материалах дела представлено Положение о финансовом управлении по Новокузнецкому району от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное заместителем <адрес> – начальником главного финансового управления <адрес> (л.д.186 т.1)

В соответствии с п.1.1 Положения финансовое управление по Новокузнецкому району (далее управление) является территориальным органом главного финансового управления <адрес>, обеспечивающим разработку и реализацию единой финансовой политики и осуществляющим на основе Соглашения техническое обеспечение бюджетного процесса на территории Новокузнецкого муниципального района.

1.2 В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, <адрес>, законами <адрес>, постановлениями и распоряжениями <адрес>, Коллегии администрации <адрес>, Уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, другими нормативными правовыми актами, в том числе приказами, указаниями и инструкциями Министерства финансов РФ и главного финансового управления <адрес> в вопросах составления проекта бюджета и исполнения бюджета, а также настоящим Положением.

1.3 Начальник управления непосредственно подчиняется начальнику главного финансового управления <адрес>.

1.4 Управление взаимодействует с органами местного самоуправления на основании Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса (далее Соглашение).

1.5 Работники управления, должности которых внесены в реестр должностей государственной гражданской службы <адрес> являются государственными гражданскими служащими <адрес>, на них полностью распространяются права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и <адрес> о государственной гражданской службе.

1.6 Финансовое обеспечение расходов на содержание управления осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

4.1 Управление возглавляет начальник финансового управления (далее начальник управления), назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником главного финансового управления <адрес>.

4.4. Начальник управления издает в пределах компетенции управления приказы на основании и во исполнение законодательства РФ и <адрес>, актов вышестоящих органов государственной власти, актов органов местного самоуправления и обеспечивает их исполнение. Распоряжается бюджетными средствами в пределах ассигнований по росписи расходов. Решает вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы в управлении, принимает решение о поощрении работников управления (л.д.187-193 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ с ответчицей с нанимателем (начальником Главного финансового управления <адрес>) заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы <адрес> и замещении должности государственной гражданской службы <адрес>.

В соответствии с п.2 Контракта представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему своевременную выплату денежного содержания.

В разделе 4 Контракта предусмотрено право гражданского служащего на получение ежемесячного денежного поощрения.

В соответствии с п.1.5 должностного регламента государственного гражданского служащего <адрес>, замещающего должность начальника финансового управления по <адрес>, - по оперативным вопросам гражданский служащий, замещающий должность начальника финансового управления по <адрес>, подчиняется и взаимодействует с Главой муниципального образования в рамках соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса.

В материалах дела представлено Соглашение о техническом обеспечении бюджетного процесса от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между администрацией Новокузнецкого муниципального района в лице главы Новокузнецкого муниципального района (далее администрация) и финансовым управлением (далее управление) по <адрес> в лице Лапандиной О.А. (л.д.194-198 т.1)

В соответствии с п.2.1 Соглашения управление формирует перечень и коды целевых статей расходов местного бюджета.

В соответствии с п.2.2 Соглашения администрация в целях создания оптимальных условий для технического обеспечения бюджетного процесса в муниципальном образовании Новокузнецкий муниципальный район при утверждении местного бюджета на соответствующий финансовый год, предусматривает расходы на материальное стимулирование и премирование по итогам работы работников Управления в целях достижения высоких результатов в работе, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Пункт 5.4 – соглашение действует со дня подписания до ДД.ММ.ГГГГ.

Имеется также соглашение между теми же сторонами от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с абзацем четвертым п.2.2 которого администрация в целях создания оптимальных условий для технического обеспечения бюджетного процесса в муниципальном образовании Новокузнецкий муниципальный район (далее муниципальное образование), при утверждении местного бюджета на соответствующий финансовый год, предусматривает расходы на материальное стимулирование и премирование по итогам работы работников управления в целях достижения высоких результатов в работе, повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п.5.4 соглашение действует со дня подписания до ДД.ММ.ГГГГ с правом автоматической пролонгации (л.д.205-208).

Пункт 2.2 Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса от ДД.ММ.ГГГГ аналогичен соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

В соглашении от ДД.ММ.ГГГГ исключен пункт, предусматривающий расходы администрации на материальное стимулирование и премирование по итогам работы работников финансового управления по Новокузнецкому муниципальному району.

Таким образом, в период работы ответчика соглашение о премировании работников финансового управления по <адрес> за счет средств бюджета Новокузнецкого муниципального района не было отменено и оспорено, поскольку ответчик уволилась ДД.ММ.ГГГГ.

В пункте <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений о размерах и условиях денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, денежного содержания муниципальных служащих и оплаты труда лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района» указано, - утвердить положение о размерах и условиях оплаты труда лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района, согласно приложению к настоящему решению.

В пункте 1.1 Приложения указывается, что настоящее Положение о размерах и условиях оплаты труда лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района разработано в соответствии с Трудовых кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

1.2 - настоящее положение определяет порядок установления должностных окладов, надбавок к должностным окладам, основания и условия оказания материальной помощи работникам, занимающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы и осуществляющим техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района.

В пункте 2.1 приложения указывается, что оплата труда технических работников включает в себя в том числе премию по результатам работы, материальную помощь, другие виды надбавок и выплат, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

2.6 – техническому работнику может быть выплачена единовременная премия по результатам выполнения разовых и иных поручений в пределах фонда оплаты труда.

Решение о выплате единовременной премии и ее размере принимаются руководителем соответствующего органа местного самоуправления.

7.2 – право на поощрение имеют лица, осуществляющие техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления администрации Новокузнецкого муниципального района.

7.3 – поощрения выплачиваются в виде единовременного денежного вознаграждения.

7.4- поощрения не носят систематический характер и не являются социальными гарантиями в соответствии с общими требованиями трудового законодательства РФ, финансирование осуществляется за счет средств бюджета Новокузнецкого муниципального района (л.д.33-35 т.1).

Администрацией Новокузнецкого муниципального района ДД.ММ.ГГГГ принято постановление , которым утвержден перечень лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района, имеющих право на поощрение в соответствии с пунктом 7.2 приложения к решению <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38 т.1)

К лицам, осуществляющим техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района, имеющим право на поощрение отнесены в том числе работники финансового управления по <адрес>, в случае заключения соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса Новокузнецкого муниципального района (л.д.39 т.1)

Кроме того в материалах дела представлено Постановление администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено Положение «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников», согласно приложению к настоящему положению.

В приложении указывается, что финансирование социальной меры осуществляется из бюджета Новокузнецкого муниципального района при наличии необходимых денежных средств. Статья 3 – право на социальную выплату имеют работники, осуществляющие техническое обеспечение бюджетного процесса. Работники, осуществляющие техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района. В перечне учреждений, работники которых имеют право на социальную поддержку поименовано финансовое управление по <адрес> (л.д.118-121 т.1)

Таким образом, выплаты истцу производились на основании поименованных выше нормативно-правовых актов, которые в период выплат истцу не были оспорены.

Более того, как следует из письма администрации Новокузнецкого муниципального района в адрес прокурора <адрес> выплаты (в том числе ответчику) осуществлялись на основании постановления администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении положения «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников», решения <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ МНПА «Об утверждении положений о размерах и условиях денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, денежного содержания муниципальных служащих и оплаты труда лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района», приказом Главного финансового управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения», решения Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ МНПА «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-МНПА «Об утверждении положений о размерах и условиях денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, денежного содержания муниципальных служащих и оплаты труда лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района, постановления администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района, имеющих право на поощрение в соответствии с п.7.2 приложения к решению <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-МНПА и т.д. (л.д.11.12 т.1)

На все указанные нормативные правовые акты администрацией Новокузнецкого муниципального района были получены заключения прокуратуры <адрес> об отсутствии в них замечаний и коррупциогенных факторов (л.д.12 т.1).

В материалах дела представлены заключения контрольно-счетной комиссии Новокузнецкого муниципального района, согласно которых не выявлены факты нарушения расходования бюджетных средств и факты нарушения формирования бюджета (л.д.226-232 т.1)

Еще до того, как ответчик была назначена на должность начальника финансового управления <адрес>, администрацией Новокузнецкого муниципального района принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников», согласно которому меры поддержки распространяются на работников финансового управления <адрес>. Постановление получило положительное заключение прокуратуры <адрес> на соответствие требованиям закона, в том числе Бюджетному кодексу РФ (заключение от ДД.ММ.ГГГГ л.д.199 т.1). Данное постановление отменено только ДД.ММ.ГГГГ.

То есть в период работы ответчика выплаты за счет средств бюджета Новокузнецкого муниципального района производились на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Доказательств недобросовестности действий ответчика истцом не представлено. Отсутствует и счетная ошибка при выплатах ответчику.

Даже если исходить из позиции прокурора о неправомерности действий администрации Новокузнецкого муниципального района в связи с принятием не соответствующих закону нормативно-правовых актов, данное обстоятельство не может служить основанием для вывода о недобросовестности действий ответчика и соответственно, для удовлетворения требований о взыскании с нее неосновательного обогащения. Как верно указывает прокурор в возражениях на апелляционную жалобу, установление недобросовестности возможно только при наличии умышленной формы вины (л.д.100 т.2). Умышленной формы вины в действиях ответчика коллегия не усматривает.

Кроме того, коллегия учитывает, что премии ответчиком были получены по итогам трудовой деятельности, в связи с добросовестным выполнением трудовой функции. В силу п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Коллегия не усматривает в действиях ответчика недобросовестности, отсутствует и счетная ошибка.

Применив срок исковой давности по требованиям о взыскании неосновательного обогащения за период с марта 2017 по июнь 2017 в резолютивной части решения суд не указал, что требования удовлетворены частично и в какой части требований отказано. При этом, коллегия полагает необходимым отметить, что иск о взыскании неосновательного обогащения за период с марта 2017 по июнь 2017 не подлежит удовлетворению не только по мотиву пропуска срока, но и по существу. При таких обстоятельствах, коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 20 октября 2020 года отменить, апелляционную жалобу Лапандиной Ольги Александровны удовлетворить и вынести новое решение.

Отказать прокурору Новокузнецкого района Кемеровской области в удовлетворении требований о взыскании с Лапандиной Ольги Александровны в доход бюджета муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный район» неосновательного обогащения за период с июля 2017 по январь 2020 включительно.

Председательствующий:

Судьи: