Судья: Чащина Л.А.
Докладчик: Потлова О.М. Дело № 33-11366
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«08» сентября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Потловой О.М.,
судей Булатовой Т.И. и Зайцевой Е.Н.
при секретаре Гилевой К.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Потловой О.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Анжеро-Судженского городского округа
на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 31 мая 2016 года
по иску Устименко Н.Ю. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании незаконным постановления об отказе в постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛА:
Устименко Н.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о признании незаконным постановления Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 30.03.2016 № об отказе в постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Свои требования мотивировал тем, что он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
16.02.2016 он обратился в жилищный отдел с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
30.03.2016 Администрацией Анжеро-Судженского городского округа было вынесено постановление №, на основании которого он получил уведомление об отказе в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что не были предоставлены документы, предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ (справки о доходах за 12 месяцев).
Считает данное постановление незаконным, нарушающим его жилищные права.
Указывает, что при обращении 16.02.2016 в Администрацию Анжеро-Судженского городского округа поданное им заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со всеми прилагающимися документами было принято и зарегистрировано за № от 16.02.2016 специалистом жилищного отдела, ему была выдана расписка в получении документов.
Согласно данной расписке в жилищный отдел Управления строительства и жилищной политики администрации городского округа им представлены следующие документы: справка БТИ, справка 8а из ЖЭУ, копия паспорта, копия договора социального найма жилого помещения, копия трудовой книжки, копия технического паспорта, справка из ЦЗН, справка из ФНС.
В подтверждение наличия или отсутствия трудовой деятельности при постановке на учет граждан им была предоставлена трудовая книжка.
Кроме того, были представлены справка из налоговой инспекции, согласно которой на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица он не состоит, и справка из Центра занятости населения, согласно которой он зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с 28.10.2015 с указанием начисленного пособия.
Считает, что обязанность по предоставлению документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложенная законом, им исполнена.
Так, в силу положений пункта 12 раздела 2.6.2 Административного регламента к числу документов, определяющих размер дохода за последние 12 месяцев, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, относятся справка о зарплате, справка о стипендии, документ, подтверждающий суммы уплачиваемых (получаемых) алиментов.
Поскольку он является неработающим гражданином, обучение не проходит, алиментных обязательств не имеет, им были представлены трудовая книжка, справки из налоговой инспекции и из Центра занятости населения, что свидетельствует об исполнении в полном объеме возложенной законом обязанности.
В части документов, предусмотренных пунктами «г-з» п. 12 раздела 2.6.2 Административного регламента, а именно: справки о суммах начисленных пенсий, доплат к ним и пособий; справки из органа социальной защиты населения о размере получаемых компенсационных (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и социальных выплат; документов о выплатах, производимых органом службы занятости по месту жительства гражданина; копий налоговых деклараций о доходах, в том числе о доходах налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, заверенные налоговыми органами, или других документов, подтверждающих доходы за расчетный период; актов сверки расчетов налогоплательщика по платежам в бюджет, обязанность по их запросу по каналам межведомственного информационного взаимодействия возложена на специалиста, ответственного за предоставление муниципальной услуги.
Вместе с тем, данная обязанность ответчиком не исполнена, необходимые документы не истребованы.
Как следствие, административная процедура ответчиком осуществлена не в полном объеме, с нарушением требований закона.
Несоблюдение органом местного самоуправления установленного законом порядка ведения учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, повлекло принятие незаконного решения об отказе ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и нарушение закрепленного Конституцией РФ права граждан на жилище, тогда как в соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны создавать условия для осуществления и реализации данного права.
Просил суд признать незаконным постановление Администрации Анжеро-Судженского городского округа № от 30.03.2016 об отказе в постановке на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа рассмотреть его заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, принять решение по результатам рассмотрения данного заявления, в соответствии с порядком, установленным Законом Кемеровской области от 10.06.2005 № 68-ОЗ (ред. от 21.07.2014) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», постановлением Администрации Анжеро-Судженского городского округа «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Истец Устименко Н.Ю. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика - Администрации Анжеро-Судженского городского округа Петракова Е.Н. исковые требования не признала.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 31 мая 2016 года исковые требования Устименко Н.Ю. удовлетворены, признан незаконным п. 2 постановления Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 30.03.2016 № об отказе Устименко Н.Ю. в постановке на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении; на Администрацию Анжеро-Судженского городского округа возложена обязанность рассмотреть заявление Устименко Н.Ю. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма № от 16.02.2016, и принять решение по результатам рассмотрения данного заявления в соответствии с порядком, установленным Законом Кемеровской области от 10.06.2005 № 68-ОЗ (ред. от 21.07.2014) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», постановлением Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 29.06.2012 № 668 (ред. от 22.04.2016) «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; установлен срок для исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа Петракова Е.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что при разрешении спора судом не были учтены положения Закона Кемеровской области № 65-ОЗ «О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими», согласно которым в целях признания граждан малоимущими, орган местного самоуправления устанавливает пороговые значения дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению. Таким образом, право быть признанными малоимущими не может быть реализовано, если на дату обращения за его реализацией граждане и (или) члены их семей, учтенные при исчислении среднедушевого дохода, не предоставили документов, подтверждающих их занятость в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» либо учет их в органе службы занятости в качестве безработного гражданина.
Отмечает, что в решении суда не указано основание, согласно которому трудоспособный гражданин, не занятый в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и не состоящий на учете в органе службы занятости в качестве безработного гражданина, должен быть признан органом местного самоуправления малоимущим.
Обращает внимание, что администрацией не истребована справка о пенсии истца из пенсионного органа, так как Устименко Н.Ю. не предоставил справку об инвалидности, согласно которой начисляется пенсия, а также исходя из того, что возраст Устименко Н.Ю. не является пенсионным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела (Устименко Н.Ю. - 31.08.2016, Администрация Анжеро-Судженского городского округа - 22.08.2016), в суд не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с чем, Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
В соответствии с ч. 7 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Основанием к обращению истца в суд стал отказ органа местного самоуправления - Администрации Анжеро-Судженского городского округа в постановке Устименко Н.Ю. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно выписке из постановления Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 30.03.2016 года № пункту 2, отказ в постановке на учет мотивирован непредоставлением Устименко Н.Ю. перечня всех документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ.
Об отказе в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Устименко Н.Ю. было направлено уведомление от 04.04.2016 года №.
Функции по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, согласно Постановлению администрации Анжеро-Судженского городского округа от 29.06.2012 № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» возложены на жилищный отдел Управления строительства и жилищной политики администрации города.
Управление строительства и жилищной политики администрации Анжеро-Судженского городского округа, в соответствии с утвержденной решением Анжеро-Судженского городского Совета народных депутатов от 26.11.2010 г. № 578 структурой администрации города, является органом администрации, не наделенным правами юридического лица.
Согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
При этом, в силу требований ч. 2 вышеуказанной статьи Закона, решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 данной статьи.
Согласно п. 2 постановления администрации Анжеро-Судженского городского округа от 30.03.2016 № Устименко Н.Ю. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (не представлены документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ) - п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, с которым судебная коллегия согласна, поскольку основания, указанные в качестве основания для отказа в постановке на жилищный учет, не соответствуют закону.
Согласно ст.ст. 2, 4 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 № 68-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления Кемеровской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления.
Согласно п. 12 раздела 2.6.2 Административного регламента, необходимо предоставить справку, подтверждающую статус малоимущего, либо документы, определяющие размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 месяцев:
а) справка о зарплате - подлинник;
б) справка о стипендии - подлинник;
в) документ, подтверждающий суммы уплачиваемых (получаемых) алиментов - подлинник;
г) справка о суммах начисленных пенсий, доплат к ним и пособий - подлинник;
д) справка из органа социальной защиты населения о размере получаемых компенсационных (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и социальных выплат - подлинник;
е) документы о выплатах, производимых органом службы занятости по месту жительства гражданина - подлинник;
ж) копии налоговых деклараций о доходах, в том числе о доходах налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, заверенные налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы за расчетный период - подлинник и копия;
з) акт сверки расчетов налогоплательщика по платежам в бюджет - подлинник.
При этом документы, указанные в пп. а - в п. 12 раздела 2.6.2 настоящего административного регламента, предоставляются заявителем.
Документы, указанные в пп. г - з п. 12 раздела 2.6.2 настоящего административного регламента запрашиваются специалистом, ответственным за предоставление муниципальной услуги по каналам межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно п. 2.6.4 Административного регламента при постановке на учет в качестве малоимущего дополнительно необходимы также документы, в том числе документы, подтверждающие наличие или отсутствие трудовой деятельности на момент постановки на учет граждан (трудовая книжка, трудовой договор, справки и иные документы, содержащие сведения о работе) - подлинник и копия.
С заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, в жилищный отдел Управления строительства и жилищной политики администрации городского округа Устименко Н.Ю. обратился 16.02.2016 года, приложив к заявлению справку БТИ, справку 8а из ЖЭУ; копию паспорта; копию договора социального найма жилого помещения; копию трудовой книжки; копию технического паспорта; справку из ЦЗН, согласно которой Устименко Н.Ю. зарегистрирован в качестве безработного с 28.10.2015 года, доход за три месяца с октября 2015 года по январь 2016 года составил 3 457,58 руб.; справку из ФНС, согласно которой в ЕГРИП не содержится сведений об Устименко Н.Ю. как об индивидуальном предпринимателе (л.д. 11-19).
Таким образом, Устименко Н.Ю. обязанность по предоставлению документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложенная Законом, исполнена в полном объеме, в соответствии с требованиями установленного административного регламента, поскольку налоговые декларации, документы о выплатах, производимых центром занятости, Администрация Анжеро- Судженского городского округа должна запросить самостоятельно.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что несоблюдение процедуры, предусмотренной Законом Кемеровской области от 10.06.2005 № 68-ОЗ (ред. от 21.07.2014) «О порядке ведения органами местного самоуправления Кемеровской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в рамках действующего жилищного законодательства РФ, послужило основанием к принятию органом местного самоуправления решения об отказе в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, в частности п.2 в отношении Устименко Н.Ю., что свидетельствует о незаконной правовой позиции в виде правового акта, влекущего нарушение жилищных прав гражданина.
Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно указал на необходимость истребования справки об инвалидности, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу Административного регламента ответчик не освобожден от проверки таких данных в отношении истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не указал основание, по которому трудоспособный гражданин должен быть признан малоимущим, не могут быть приняты во внимание, не соответствуют сути разрешенного спора. Суд первой инстанции не разрешал и истец не заявлял требований о признании его малоимущим, равно как и ответчик не принимал решение по указанному вопросу, отказав в постановке на учет по причине непредставления документов, которые должен истребовать самостоятельно.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены или изменения не имеется.
Представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, выводы суда мотивированы.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 31 мая 2016 года без изменения, апелляционную жалобу Администрации Анжеро-Судженского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий О.М. Потлова
Судьи: Т.И. Булатова
Е.Н. Зайцева