НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 07.12.2023 № 33-10899/2023

Судья: Жигалина Е.А.

Докладчик: Макарова Е.В.

Дело №33-10899/2023 (2-2049/2023)

УИД 42RS0005-01-2023-002147-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 декабря 2023 года г.Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда

в составе:

председательствующего Хомутовой И.В.,

судей Макаровой Е.В., Лемзы А.А.,

при секретаре Амосовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Е.В.

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Среднеманское» ФИО1

на решение Заводского районного суда города Кемерово Кемеровской области от 30 августа 2023 года

по иску Краевого государственного казённого учреждения «Лесная охрана» к ООО «Среднеманское» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Краевое государственное казённое учреждение «Лесная охрана» (далее – КГКУ «Лесная охрана») обратилось в суд с иском к ООО «Среднеманское» о понуждении к совершению действий, с учётом уточнения исковых требований просив обязать ООО «Среднеманское» выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с договором на выполнение работ по лесовосстановлению от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, проектами лесовосстановления; по факту выполнения работ направить в КГКУ «Лесная охрана» акты, подтверждающие такое выполнение.

Требования мотивированы тем, что в КГКУ «Лесная охрана» из Министерства лесного хозяйства Красноярского края поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ о не предоставлении заявления о намерении провести работы по компенсационному лесовосстановлению по истечении десяти дней со дня окончания срока действия лесной декларации арендатором ООО «Среднеманское». Установлено, что между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ООО «Горнопромышленная компания «Алтай»» заключён договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Министерство предоставляет ООО «Горнопромышленная компания «Алтай» для геологического изучения недр, разработки полезных ископаемых во временное пользование на пять лет лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, общей площадью 257,0137 га, расположенный <адрес>

В соответствии с соглашением о переходе прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Горнопромышленная компания «Алтай» передаёт все права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Новые горные технологии».

В соответствии с соглашением о переходе прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Новые горные технологии» передаёт все права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Среднеманское».

Согласно статьям 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации к договору от ДД.ММ.ГГГГ разработан проект освоения лесов, получивший положительное экспертное заключение , утверждённое приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно подпункту «н» пункта 12 договора от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.

Работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, в ходе которых проводилась рубка лесных насаждений, ООО «Среднеманское» производились на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.

В соответствии с пунктом 11 Правил лесовосстановления лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны в течение десяти рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению. Таким образом, заявление о намерении провести работы по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению взамен вырубленных лесных насаждений, в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Среднеманское» должно было направить в уполномоченный орган (Министерство лесного хозяйства Красноярского края) до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

ООО «Среднеманское» не подало в Министерство лесного хозяйства Красноярского края заявления о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению взамен вырубленных лесных насаждений по договору от ДД.ММ.ГГГГ в течение десяти рабочих дней по окончании действия лесной декларации, чем нарушило пункт 11 Правил лесовосстановления.

Главным государственным инспектором по охране леса З. в отношении ООО «Среднеманское» составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подтверждением правонарушения также является постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» Ю., согласно которому ООО «Среднеманское» привлечено к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200000,00 руб.

Определением Заводского районного суда города Кемерово Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Красноярского края, а также Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Определением Заводского районного суда города Кемерово Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Краевое государственное бюджетное учреждение «Хребтовское лесничество».

Решением Заводского районного суда города Кемерово Кемеровской области от 30.08.2023 исковые требования КГКУ «Лесная охрана» к ООО «Среднеманское» о понуждении к совершению действий удовлетворены.

Суд обязал ООО «Среднеманское» выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с согласованными проектами лесовосстановления: проекты лесовосстановления на лесном участке год, год, год, год, год, год, а также по факту выполнения работ направить в КГКУ «Лесная охрана» акты, подтверждающие такое выполнение.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Среднеманское» ФИО1 просит изменить решение Заводского районного суда города Кемерово Кемеровской области от 30.08.2023 в части, дополнив решение суда следующими положениями: выполнения работ по лесовосстановлению (искусственное лесовосстановление – посадка сеянцами с закрытой корневой системой) только в период лесокультурного сезона на территории субъекта Российской Федерации – Красноярского края; учесть, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Правил , пунктом 10 Приложения 2 к Приказу , пунктом 16 Правил агротехнический уход за лесными растениями основных лесных древесных пород осуществляется в течение трёх лет. Указывает, что решение суда следует дополнить указанными выше положениями, поскольку в соответствии с Правилами лесовосстановления посев семян лесных растений выполняется весной и осенью. Посадка и дополнение лесных культур сеянцами, саженцами с закрытой корневой системой осуществляются весной, летом, за исключением засушливых периодов, и осенью не позднее, чем за две недели до устойчивого замерзания почвы, за исключением лесных участков с переувлажнёнными, глинистыми и тяжёлыми суглинистыми избыточно увлажнёнными почвами. То есть, указанные работы проводятся только в период лесокультурного сезона на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с договором, заключённым ООО «Среднеманское» с ООО «ЭкоПланета-Трейд», на выполнение работ по лесовосстановлению от ДД.ММ.ГГГГ осуществляется комплекс работ по компенсационному лесовосстановлению на землях лесного фонда Красноярского края в соответствии с разработанным в рамках договора проектом лесовосстановления в объёме 165,3 га, основные работы должны быть завершены к ДД.ММ.ГГГГ, агротехнический уход за лесными культурами в течение трёх лет в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Проект лесовосстановления разрабатывается на срок, не превышающий трёх лет с момента посадки саженцев и сеянцев, включающий агротехнический уход за лесными растениями основных лесных древесных пород. ООО «Среднеманское» продолжает выполнять работы по компенсационному лесовосстановлению на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Среднеманское» направило в Министерство лесного хозяйства Красноярского края уведомление о выполненных объёмах работ по компенсационному лесовосстановлению в 2023 году по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ по трём земельным участкам общей площадью 30,4 га.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Среднеманское» ФИО1 на доводах апелляционной жалобы настаивал.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы судом апелляционной инстанции.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО «Среднеманское» ФИО1, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

С учётом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности, принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.

В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции – лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81-84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

В соответствии со статьёй 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.

Статьёй 43 данного Кодекса регламентирован порядок использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

В силу статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, повреждённые леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.

Статьёй 62 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, повреждённых лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Введённой в действие с 01.01.2019 статьёй 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения для отдельных категорий лиц.

Так, частью 1 данной статьи (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 указанной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43- 46 Лесного кодекса Российской Федерации, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее, чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 07.05.2019 утвердило Правила №566, устанавливающие порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, в том числе лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений.

Данные Правила действовали на момент возникновения у ответчика обязанности по лесовосстановлению.

Согласно пункту 2 Правил №566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации.Пунктом 5 Правил предусмотрено, что лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 данных Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее, чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьёй 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

По смыслу указанных норм Лесного кодекса Российской Федерации и Правил №566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, на лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведённых нормах Кодекса.

В соответствии с пунктом 11 Правил №566 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение десяти рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешённого использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению (далее – заявление), которое включает в себя следующую информацию: а) наименование – для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) – для индивидуального предпринимателя; б) адрес (местонахождение) – для юридического лица, место жительства – для индивидуального предпринимателя; в) контактный телефон; г) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учёт в налоговом органе; д) основной государственный регистрационный номер записи и дата её внесения в Единый государственный реестр юридических лиц – для юридического лица, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей – для индивидуального предпринимателя; е) сведения о лесной декларации, в соответствии с которой была осуществлена рубка лесных насаждений, или сведения об изменении вида разрешённого использования земельного участка; ж) сведения о выбранных землях, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению.

Согласно пункту 2 действующих Правил №897, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации 18.05.2022, лица, указанные в частях 1 и 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – заинтересованные лица), осуществляют лесовосстановление или лесоразведение в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 3 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно (далее соответственно – проект лесовосстановления, проект лесоразведения).

Таким образом, лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, в том числе в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в силу закона.

В соответствии со статьёй 62 Лесного кодекса Российской Федерации были разработаны Правила лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утверждённые приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2020 №1014, вступившие в силу с 01.01.2021.

Пунктом 6 Правил №1014 установлено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации; лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время действует приказ Минприроды России от 29.12.2021 №1024 «Об утверждении Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления».

Нормы Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 по делу №307-ЭС22-5959).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, в КГКУ «Лесная охрана» из Министерства лесного хозяйства Красноярского края поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ о не предоставлении заявления о намерении провести работы по компенсационному лесовосстановлению по истечении десяти дней со дня окончания срока действия лесной декларации арендатором ООО «Среднеманское» (т.1, л.д.29).

Между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ООО «Горнопромышленная компания «Алтай»» заключён договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Министерство предоставляет ООО «Горнопромышленная компания «Алтай» для геологического изучения недр, разработки полезных ископаемых во временное пользование на пять лет лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, общей площадью 257,0137 га, расположенный <данные изъяты> (т.1, л.д.37-48).

В соответствии с соглашением о переходе прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Горнопромышленная компания «Алтай»» передаёт все права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Новые горные технологии» (т.1, л.д.49).

В соответствии с соглашением о переходе прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Новые горные технологии» передаёт все права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Среднеманское» (т.1, л.д.50).

Согласно статьям 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации к договору от ДД.ММ.ГГГГ разработан проект освоения лесов, получивший положительное экспертное заключение , утверждённое приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.51-71).

Согласно подпункту «н» пункта 12 договора от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.

Работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, в ходе которых проводилась рубка лесных насаждений, ООО «Среднеманское» производились на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.72).

ООО «Среднеманское» не подало в Министерство лесного хозяйства Красноярского края заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, взамен вырубленных лесных насаждений, по договору от ДД.ММ.ГГГГ в течение десяти рабочих дней по окончании действия лесной декларации.

Главным государственным инспектором по охране леса З. в отношении ООО «Среднеманское» составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1, л.д.31-33).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» Ю. ООО «Среднеманское» привлечено к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1, л.д.34-36).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Среднеманское» заключило с ООО «ЭкоПланета-Трейд» договор на выполнение работ по лесовосстановлению (т.1, л.д.106-117).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Среднеманское» и ООО «ЭкоПланета-Трейд» заключили дополнительное соглашение к договору на выполнение работ по лесовосстановлению от ДД.ММ.ГГГГ, в котором объём работ по лесовосстановлению увеличен до 165,3 га, основные работы должны быть завершены к ДД.ММ.ГГГГ, агротехнический уход за лесными культурами в течение трёх лет в срок до ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.118-122).

ООО «Среднеманское» ДД.ММ.ГГГГ обратилось к министру лесного хозяйства Красноярского края с заявлением о намерении произвести работы по лесовосстановлению. Заявление было согласовано письмом Министерства лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.124, 125, 126). Были разработаны: проекты лесовосстановления на лесном участке год; проект лесовосстановления на лесном участке год; проект лесовосстановления на лесном участке год; проект лесовосстановления на лесном участке год; проект лесовосстановления на лесном участке год; проект лесовосстановления на лесном участке год.

Установив, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, в том числе для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в силу закона, принимая во внимание, что ООО «Среднеманское» в период с 2019 по 2020 годы в соответствии с лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ произведена рубка лесных насаждений на арендованном участке и не исполнена обязанность провести лесовосстановительные мероприятия, в том числе путём искусственного лесовосстановления, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ООО «Среднеманское» обязанности по выполнению мероприятий по лесовосстановлению.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на фактических обстоятельствах дела, правильно установленных судом, и нормах материального права.

При этом, судебная коллегия исходит из того, что, как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ, работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, указанные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений.

Решение суда в части возложения на ООО «Среднеманское» обязанности выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с согласованными проектами лесовосстановления: проекты лесовосстановления на лесном участке год, год, год, год, год, год лицами, участвующими в деле, в том числе ответчиком, не обжалуется.

Вместе с тем, обращаясь с апелляционной жалобой, ответчик полагает, что в резолютивной части решения необходимо указать на то, что выполнение работ по лесовосстановлению (искусственное лесовосстановление – посадка сеянцами с закрытой корневой системой) производится только в период лесокультурного сезона на территории субъекта Российской Федерации – Красноярского края; в соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Правил , пунктом 10 Приложения 2 к Приказу , пунктом 16 Правил агротехнический уход за лесными растениями основных лесных древесных пород осуществляется в течение трёх лет.

Судебная коллегия не усматривает необходимости в уточнении резолютивной части решения суда, поскольку резолютивная часть решения в редакции, указанной судом, полностью отвечает требованиям, заявленным КГКУ «Лесная охрана», и в дополнительной конкретизации не нуждается. Спор разрешён судом в пределах заявленных требований. При этом, в случае возникновения вопросов, связанных с порядком исполнения решения суда, апеллянт вправе воспользоваться установленным законом правовым механизмом для разъяснения решения суда или исполнительного документа.

С учётом всех вышеизложенных обстоятельств правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Заводского районного суда города Кемерово Кемеровской области от 30 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Среднеманское» ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: И.В. Хомутова

Судьи: Е.В. Макарова

А.А. Лемза

Мотивированное апелляционное определение составлено 08.12.2023.