НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 07.08.2018 № 33-7820

Судья: Минина Н.А.

Докладчик: Сучкова И.А. Дело № 33-7820

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«07» августа 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Проценко Е.П.,

судей: Сучковой И.А., Сорокина А.В.,

при секретаре: Поленок Ю.А.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой И.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе Новоселовой Валентины Васильевны

на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2018 года

по иску Новоселовой Валентины Васильевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконными решений об отказе в назначении пенсии, об обязании зачесть периоды работы в льготном размере, период ухода за ребенком, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначения пенсии,

У С Т А Н О В И Л А:

Новоселова В.В. обратилась с иском к Управлению Пенсионного
фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах Кемеровской области (межрайонное) (далее – УПФР (ГУ) в г.Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах) о признании незаконными решений об отказе в назначении пенсии, об обязании зачесть периоды работы в льготном размере, период ухода за ребенком, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначения пенсии.

Требования мотивированы тем, что она с 01.02.2002 по настоящее время застрахована в системе обязательного пенсионного страхования за в УПФР (ГУ) в г.Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах Кемеровской области, а также с 14.11.2013 по настоящее время зарегистрирована в ГКУ ЦЗН города Мариинска Кемеровской области в качестве безработной, что подтверждается юридически значимыми документами Российской Федерации.

В связи отсутствием работы и денежных средств для ее жизнедеятельности с достижением ее пенсионного возраста в установленном законом порядке РФ 10.12.2015 и 08.02.2018 она неоднократно обращалась в УПФР (ГУ) в г.Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах с заявлением о назначении ежемесячного государственного пенсионного обеспечения в связи с выслугой лет за работу в районе Крайнего Севера до 2001 года. 09.12.2015 в юридической помощи по выбору варианта пенсионного обеспечения и написанию заявления о назначения пенсии должностными лицами ответчика - Пенсионного фонда Российской Федерации ей было отказано.

В результате бездействия ответчика 10.12.2015 ею была направлена претензия с приложением заявления о ежемесячном государственном пенсионном обеспечении в связи выслугой лет за работу в районах Крайнего севера до 2001 года.

О внесении корректировок с учетом п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ № 173 в ее индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в ОПС с учетом включения кратного исчисления специального стажа работ до 2001 года период с 17.04.1987 по 06.07.1992 = 05 лет 02 месяца в кратном х 1,6= 08 лет 03 месяца календарных лет + с учетом кратного включения в РКС периода службы МВД с 05.05.1982 по 01.01.1984 = 01 год 07 месяцев 26 дней х 1,6= в льготном кратном = 2 года 08месяцев 04 дня с учетом которых ее стаж составляет - 11 лет 01 месяц календарных лет до 2001 года, который превышает необходимых для пенсионного обеспечения 7 лет 06 месяцев.

Истцом 10.12.2015 и 08.02.2018 были поданы заявления о назначении ей досрочной трудовой пенсии по пп.2, пп.1 п.3, п.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с наличием требуемого стажа на 2001 год с учетом стажа работы с вредными условиями труда по Списка №1, службы с осужденными в учреждениях МВД с 05.05.1982 по 01.01.1984, который исчисляется в льготном 1,5 кратном порядке календарных лет, а также периода работы в Районах Крайнего Севера с 17.04.1987 по 06.07.1992, с представлением необходимых документов.

Решениями заседаний УПФР (ГУ) в г.Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах от 18.12.2015, от 22.12.2015 и от 16.02.2018 года в досрочном назначении пенсии по старости ей было отказано, поскольку ее специальный стаж не включен в индивидуальный лицевой счет.

Кроме того, в период с 14.10.1997 по 01.01.2002 ею осуществлялась предпринимательская деятельность, которая также не была учтена.

С учетом уточнения исковых требований просит обязать УПФР (ГУ) в г.Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах включить в лицевой счет вариант пенсионного обеспечения 1966 года и старше; отменить решения УПФР (ГУ) в г.Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах об отказе в назначении пенсии, обязать включить в личный индивидуальный лицевой счет застрахованного страховой стаж 22 года 02 месяца 20 дней в том числе, выслугу 08 лет 13 дней специального стажа за работу до 01.01.2002 в районах Крайнего Севера, период службы в УВД с 05.05.1982 по 01.01.1984 в льготном 1,5 кратном размере 2 года 08 месяцев 04 дня календарных лет, а также период с 14.10.1997 по 01.01.2002 предпринимательской деятельности - 4 года, период ухода за ребенком с 28.06.1988 года по 28.06.1991 года, включить период учебы в Мариинском лесотехническом техникуме с 01.09.1978 по 03.03.1982 - 3 года 06 месяцев 05 дней, назначить пенсию с 10.12.2015.

В судебном заседании истец Новоселова В.В. на исковых требованиях настаивала.

Представитель УПФР (ГУ) в г.Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах Никитина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.

Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований Новоселовой Валентины Васильевны отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Новоселова В.В. просит отменить решение суда как незаконное, указывая, что судом необоснованно произведен расчет стажа в Районах Крайнего Севера и службы на общих основаниях. Кроме того, на дату пенсионной реформы 01.02.2002 подлежат сохранению ранее приобретенные права в льготном исчислении специального трудового стажа в Районах Крайнего Севера.

На апелляционную жалобу начальником УПФР (ГУ) в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах Вотолиной И.И. принесены возражения.

Истец Новоселова В.В. в заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала в полном объеме. Просила решение суда отменить, ее требования удовлетворить.

Представитель ответчика УПФР (ГУ) в г.Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах Никитина Н.В., действующая на основании доверенности, в заседании апелляционной инстанции полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежащая удовлетворению.

До начала рассмотрения дела истцом Новоселовой В.В. заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы в Сибирский региональный центр судебных экспертиз по установлению и расчету, а также назначении ей досрочной льготной пенсии, оценки ее пенсионных прав. Судебная коллегия с учетом мнения стороны ответчика, отказывает в удовлетворении заявленного ходатайства за необоснованностью, поскольку на разрешение экспертизы истцом поставлены правовые вопросы. Кроме того в суде первой инстанции указанное ходатайство не заявлялось.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненной к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

На основании ч.1 ст. 33 указанного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 – 10 и 16- 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Новоселова В.В. 10.12.2015 обратилась в УПФР (ГУ) в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к страховой пенсии, о назначении ей пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, произвести перевод страховой на трудовую в соответствии с п.4 ст. 30 Федерального закона №173 на пенсию, выбранную застрахованным лицом 1966 года рождения и старше, об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии (если общая сумма ее материального обеспечения не достигнет величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации) (л.д.13-17).

Согласно протоколу заседания комиссии УПФР (ГУ) в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 18.12.2015 № 333 (л.д.58-61) комиссия не усматривает права у Новоселовой В.В. на установление пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению по нормам Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года, а также на установление досрочной страховой пенсии по старости по нормам Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года в связи с отсутствием специального стажа, требуемой продолжительности

и установление одновременно двух видов пенсии - пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии по старости. Истцу разъяснено, что при данных условиях право на страховую пенсию возникнет не ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, то есть 13.08.2018 года.

Истец обратилась в УПФР (ГУ) в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах с заявлением о включении в стаж периода деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно протоколу заседания комиссии УПФР (ГУ) в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12.02.2016 года (л.д.102) в страховой стаж истца включен период осуществления индивидуальной трудовой деятельности с 07.12.2000 года по 30.04.2001 года по копиям лицевых счетов по уплате единого налога на вмененный доход, дата выдачи 30.12.2015 года. При этом в страховой стаж не был включен период осуществления предпринимательской деятельности с 18.01.1999 по 31.12.1999, т.к. истец не состояла на учете в Пенсионном фонде РФ и не уплачивала страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, и с 01.05.2001 по 31.12.2002, ввиду отсутствия доказательств уплаты налога на вмененный доход (л.д. 102-103).

08.02.2018 Новоселова В.В. вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением УПФР (ГУ) в г.Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах от 16.02.2018 (л.д.62-63) Новоселовой В.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8, п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку отсутствует право на установление досрочной страховой пенсии по старости на 08.02.2018 года.

В соответствии с ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 5 указанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п.3 Правил № 516 при суммировании периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, к периодам работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях могут прибавляться периоды работы по Спискам № 1 и 2 и Малым Спискам.

Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).

В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указывается сумма начисленными страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.

Для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.

Новоселова В.В. является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования с 01.02.2002, лицевой счет (л.д.7).

Как следует из паспорта Новоселовой В.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.6), то есть является лицом 1966 года и старше, которым в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не предоставлено право отказаться от формирования накопительной трудовой пенсии и направить все страховые взносы на формирование страховой пенсии или продолжать формировать накопительную трудовую пенсию.

При указанных обстоятельствах, требование истца о возложении на ответчика обязанности предоставить ей вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования, выбранный застрахованным лицом 1966 года рождения и старше, и включить его в ее лицевой счет, являются необоснованными, поскольку основан на неверном толковании норм права.

Из трудовой книжки Новоселовой В.В. (л.д.79-88), следует, что с 01.09.1978 по 03.03.1982 она обучалась на дневном отделении Мариинского лесотехнического техникума; с 05.05.1982 по 01.01.1984 служила в органах внутренних дел в Учреждении ИЗ - 39/3 (1 год 7 месяцев 26 дней); с 20.01.1984 работала комплектовщицей изделий и инструмента третьего разряда в управление обеспечения и распределения запасных частей на Волжском автомобильном заводе Министерства автомобильной промышленности СССР, 01.12.1984 года переведена инженером-технологом в технологический отдел по срочному трудовому договору, уволена 01.04.1985 года по собственному желанию; с 14.08.1985 по 02.09.1985 работала на Новосибирском химическом заводе лаборантом по эл.изоляционным материалам 3 разряда в цехе изделий из полимеров и сополимеров на основе фтороорганических соединений; с 20.09.1985 по 23.12.1985 работала инженером проектно-сметной группы треста «Кемерововостокремстрой»; с 07.01.1986 года по 07.05.1986 работала инспектором ОК Мариинского РСУ-12; с 03.07.1986 по 14.07.1986 работала зам.гл.бухгалтера Мариинского РСУ-15; с 03.09.1986 по 23.01.1987 работала техником в отделе капитального строительства регионального объединения «АвтоВАЗтехобслуживание Северо-Западной зоны» Волжского автозавода; с 17.04.1987 по 03.06.1987 работала инженером по сбыту на швейной фабрике г.Кировска, Мурманской области; с 29.06.1987 года - мастером ЖСЭУ-4 Жилищно-производственного эксплуатационного треста г.Апатиты, Мурманской области, в связи с объединением ЖПЭТ и АККП и было создано производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства с 01.04.1989, уволена 06.07.1992 по собственному желанию по уходу за ребенком до достижения им возраста 14 лет; с 23.10.1992 по 28.09.1993 работала социальным работником отделения социальной помощи на дому одиноким и нетрудоспособным гражданам Управления социальной защиты населения администрации г.Мариинска; с 12.04.1999 по 28.10.1999 работала инженером строителем Мариинского психоневрологического дома-интерната.

Согласно архивной справке, выданной МКУ «Муниципальный архив города Апатиты» от 23.01.2014 года (л.д.28), содержатся сведения о работе Новоселовой В.В. 29.06.1987 года - ЖПЭТ, ЖЭУ-4 мастер (приказ от 26.06.1987 ); 06.07.1992 года уволена по уходу за ребенком до 14 лет, ст.31 КЗоТ РФ (приказ от 07.07.1992 года ).

Жилищный производственно-эксплуатационный трест находился в городе Апатиты Мурманской области. В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029 (с последующими изменениями и дополнениями).

Отказывая в удовлетворении заявленных Новоселовой В.В. требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для установления досрочной страховой пенсии по старости на 10.12.2015 года.

Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции, поскольку они согласуются с подлежащими применению нормами права, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании собранных по делу доказательств.

Как следует из представленного в материалы дела копии пенсионного дела, в страховой стаж истца ответчиком включены все периоды работы, а также учебы, в том числе период работы в районах Крайнего Севера, который с учетом кратного порядка исчисления составил 05 лет 02 месяцев 14 дней, при требуемом для снижения пенсионного возраста 07 лет 06 месяцев.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовавший ранее право на досрочную трудовую пенсию по старости в 50 лет предоставлялось женщинам при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет при наличии не менее 20 лет страхового стажа.

Таким образом, кратный порядок подсчета трудового стажа в соответствии с указанными нормами права в период их действия при определении права на досрочную трудовую пенсию также не применялся.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г. о льготах для лиц, работающий в этих районах и местностях, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года №1029, Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в подсчет страхового стажа истца включены все периоды трудовой и иной деятельности, за исключением периодов нахождения в отпусках без содержания, указанных в индивидуальных сведениях работодателями, которые не входят в подсчет страхового стажа.

Продолжительность страхового стажа по состоянию на 01.04.2018 года составляет 21 год 1 месяц 19 дней. Продолжительность специального стажа составляет 05 лет 02 месяца 14 дней, в который включены периоды работы: с 14.08.1985 по 02.09.1985 (19 дней ) - Новосибирский химический завод цех изделий из полимеров и сополимеров на основе фторорганических соединений лаборантом по эл.изоляционным матералам (Список № 1); с 17.04.1987 по 03.06.1987 (01 месяц 17 дней) – Швейная фабрика г.Кировск Мурманской области (район Крайнего Севера); с 29.06.1987 по 06.07.1992 (05 лет 00 месяцев 08 дней) ЖКХ г. Апатиты Мурманской области (район Крайнего Севера).

При указанных обстоятельствах оснований для назначения Новоселовой В.В. страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, не имеется, поскольку период работы в районах Крайнего Севера обоснованно зачтен истцу в трудовой стаж, так как составляет менее половины требуемого стажа для снижения пенсионного возраста, оснований для включении указанных периодов в специальный стаж не имеется.

Кроме того указанная истцом норма п. 4 ст. 30 № 173-ФЗ периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере. Указанная норма Закона применяется только в целях определения расчетного размера трудовой пенсии, а не для определения прав на пенсию. При оценке пенсионных прав истца, с учетом указанной нормы применяется кратное исчисление стажа работы в Районах Крайнего Севера период учебы включается, однако период и продолжительность специального стажа работы не возрастет, также как и включение в общий трудовой стаж периода прохождения истцом службы в органах внутренних дел с 05.05.1982 по 01.01.1984 не повлияет на продолжительность специального стажа, поскольку истец не приходила Службу по призыву.

Также судебная коллегия находит законным и обоснованным решение суда в части отсутствия оснований включения в подсчет страхового стажа осуществление Новоселовой В.В. предпринимательской деятельности в период с 14.10.1997 по 06.12.2000 г.г.

Согласно протоколу заседания комиссии УПФР (ГУ) в г. Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12.02.2016 Новоселовой В.В. включен в страховой стаж период осуществления индивидуальной трудовой деятельности с 07.12.2000 по 30.04.2001 на основании копий лицевых счетов по уплате единого налога на вмененный доход, при этом отказано во включении периода осуществления предпринимательской деятельности с 18.01.1999 по 31.12.1999 и с 01.05.2001 по 31.12.2002.

Периоды работы и иной деятельности подлежат включению в страховой стаж и подтверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчетам подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий». Кроме того, в части, не противоречащей названным Правилам, для подтверждения трудового стажа применяется «Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР» от 04.10.1991 № 190.

Согласно указанных нормативно-правовых актов время работы физических лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, после 01.01.1991 до 01.01.2001 устанавливается по справкам Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов с доходов, полученных от предпринимательской деятельности и справок налоговых органов о размере этих доходов.

Время работы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью с 01.01.2001 по 31.12.2001, подтверждается документами об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Согласно п.6 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» таким документом является свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности или иные документы, выдаваемые территориальными налоговыми органами.

Установлено, что по данным МИ ФНС России № 1 по Кемеровской области Новоселова В.В. состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 14.10.1997 по 30.01.2002.

По сведения УПФР (ГУ) в г.Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах Новоселова B.C. на учете в Пенсионном фонде в качестве индивидуального предпринимателя с 14.10.1997 по 30.01.2002 не состояла.

При указанных обстоятельствах, в силу прямого указания закона, включение периода осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж осуществляется только при наличии регистрации такого лица в Пенсионном фонде РФ и уплате страховых взносов, за период осуществления такой деятельности, а также представление документов об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Поскольку истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о регистрации в Пенсионном фонде РФ в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность с внесением соответствующих страховых взносов, период осуществления предпринимательской деятельности с 14.10.1997 по 06.12.2000 не подлежит включению в подсчет страхового стажа.

Судебная коллегия находит несостоятельными доводы истца о том, что в индивидуальный лицевой счета застрахованного лица включены не все сведения трудовой деятельности.

В силу ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и пункта 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н территориальные органы Пенсионного фонда РФ производят оценку представленных для установления пенсии документов и содержащихся в них сведений и принимают решения на основе всестороннего, полного и объективного их рассмотрения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.31 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированной» учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденном Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 № 2п «Правила заполнения формы «Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К)» документ представляется страхователем или застрахованными лицом в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в целях проведения конвертации пенсионных прав застрахованных лиц. Документ заполняется страхователем на основании трудовой книжки и других документов, представленным застрахованным лицом для подтверждения трудового стажа. При этом первой записью о периодах трудовой или иной общественно полезном деятельности является запись о первом периоде, второй записью является запись о втором периоде и так далее. Сведения представляются за период до 01.01.2002.

Застрахованное лицо должно ознакомиться со сведениями о трудовом стаже и поставить в форме СЗВ-К свою подпись.

Отражение сведений о льготном 1,5 кратном размере трудового стажа в указанной форме не предусмотрено.

Как установлено, сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в форме СЗВ-1 были предоставлены в территориальный орган УПФР 16.10.2003 года МУП «Ремонтно-эксплуатационное управление по г.Мариинску и Мариинскому району», являющимся на тот момент работодателем Новоселовой В.В. Сведения о трудовом стаже до 01.01.2002 года внесены на основании трудовой книжки Новоселовой В.В. в календарном и хронологическом порядке в соответствии с Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 № 2п, зарегистрированного в Минюсте России 02.02.2017 года №45509.

В форме СЗВ-К, представленной истцом (л.д.65-66) общий трудовой стаж истца по состоянию на 01.01.2002 для оценки пенсионных прав застрахованного лица (конвертации) указан 10 лет 6 месяцев 23 дня. Со сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (форма СЗВ-К) (л.д.65-66) 16.10.2003 года имеется подпись Новоселовой В.В.

Таким образом, как следует из материалов дела, сведения содержат все предусмотренные Федеральным законом от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» данные о Новоселовой В.В. как застрахованном лице, которые необходимы для назначения трудовой пенсии и определения ее размера, в том числе о периодах ее трудовой деятельности, начисленных, уплаченных и поступивших за нее страховых взносах, были представлены работодателями в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, соответственно, отсутствуют основания полгать о неполноте сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения Новоселовой В.В. пенсии с 10.12.2015 ввиду отсутствия требуемого стажа.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется и доводы жалобы не могут служить основаниями, предусмотренными ст. 330 ГПК РФ к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 28 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новоселовой Валентины Васильевны - без удовлетворения.

Председательствующий: Е.П. Проценко

Судьи: И.А. Сучкова

А.В. Сорокин