НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 06.12.2017 № 33А-13185

Судья: Голева Н.В. № 33А- 13185

Докладчик: Михеева С.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«06» декабря 2017 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Михеевой С.Н.

судей: Шалагиной О.В., Никулиной И.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Михеевой С.Н. административное дело по частной жалобе начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на определение Ленинского районного суда г. Кемерово от 3 октября 2017 года,

по делу по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово об изменении наименования взыскателя в исполнительном листе по административному делу по административному исковому заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) к Полищук Надежде Алексеевне о взыскании задолженности по страховым взносам,

У С Т А Н О В И Л А:

ИФНС России по г. Кемерово просит произвести процессуальное правопреемство по исполнительному производству.

Требования мотивированы тем, что решением Ленинского районного суда г. Кемерово по делу №2а-3243/2015 были удовлетворены требования Управления Пенсионного фонда РФ о взыскании пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возмещении судебных расходов в отношении ФИО7

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, полагает необходимым произвести изменение наименования взыскателя, указанного в исполнительном листе, выданным Ленинским районным судом г.Кемерово.

Определением Ленинского районного суда г. Кемерово от 3 октября 2017 года произведена замена взыскателя по делу по административному исковому заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) к ФИО8 о взыскании пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возмещении судебных расходов, взыскании государственной пошлины.

В частной жалобе начальник УПФ РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), ФИО9 просит определение суда отменить в части замены взыскателя о возмещении судебных расходов, ссылаясь на то, что определение нарушает права и законные интересы взыскателя, так как государственная пошлина в сумме 400 рублей уплачена из бюджета Пенсионного фонда РФ, а не из федерального бюджета, следовательно, подлежит возврату плательщику государственной пошлины Управлению ПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонному), а не ИФНС России по г. Кемерово.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда в соответствии с требованиями ст.315 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 12.11.2015 с ФИО10 в пользу УПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) взыскано: пени на страховую часть за 2010-2014 годы <данные изъяты> рублей (КБК );

пени за недоимку в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2010-2014 годы <данные изъяты> рублей (КБК );

пени на страховую часть за 2010-2014 годы — <данные изъяты> рублей (КБК

);

пени за недоимку в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2010-2014 годы - <данные изъяты> рублей (КБК ), общая сумма задолженности по пени <данные изъяты> рублей, а также возмещение расходов по уплате государственной пошлины сумме 400 рублей (л.д. 24-25). Решение вступило в законную силу, по делу выдан исполнительный лист 12.11.2015 (л.д. 29-30).

Удовлетворяя заявленные требования в части замены взыскателя о возмещении судебных расходов, суд в порядке процессуального правопреемства, суд произвел замену взыскателя - УПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово по административному делу, а не по исполнительному производству, при этом суд первой инстанции исходил из того, что положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.

Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может.

Часть 1 статьи 44 КАС РФ предусматривает, что в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 12.11.2015 с ФИО11. в пользу УПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) взысканы пени на страховую часть за 2010-2014гг- <данные изъяты> руб; пени на недоимку в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2010-2014гг- <данные изъяты> руб; пени на страховую часть за 2010-2014гг- <данные изъяты> руб; пени на недоимку в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2010-2014гг-<данные изъяты> руб; уплаченную государственную пошлину в размере 400 руб.

На основании указанного решения, вступившего в законную силу, Ленинским районным судом г.Кемерово выдан исполнительный лист по делу № 2а-3243/2015 от 12.11.2015 о взыскании выше перечисленных сумм с ФИО12. в пользу УПФ РФ в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), (л.д.29-31).

Доказательств того, что исполнительное производство в отношении ФИО1 было возбуждено, в деле не имеется.

Удовлетворяя заявленные требования, суд в порядке процессуального правопреемства по административному делу произвел замену взыскателя - УПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово, при этом суд первой исходил из того, что положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.

Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и в ФФОМС осуществляют территориальные органы ПФР (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую НК РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ).

Частью 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).

Согласно частям 1, 2 статьи 19 Закона N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017 взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами, соответственно, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости замены выбывшей стороны взыскателя ее правопреемником.

Однако суд не учел, что исходя из указанных выше норм закона в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, налоговый орган является правопреемником пенсионного органа только в части взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам.

В части возмещения пенсионному органу понесенных им судебных расходов на оплату государственной пошлины такого правопреемства быть не может, поскольку при подаче административного иска УПФ РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) произвело оплату государственной пошлины из бюджетных средств, не связанных со средствами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в которые поступают страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, администрируемые налоговыми органами, соответственно, возмещение расходов на оплату государственной пошлины должно быть произведено ее плательщику.

Производя замену взыскателя в целом по административному делу, суд указанные обстоятельства не учел.

При таком положении определение суда признать законным нельзя и судебная коллегия по административным делам полагает необходимым отменить судебное постановление, разрешить вопрос по существу.

Руководствуясь статьей 316 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Ленинского районного суда г. Кемерово от 03 октября 2017 года отменить, разрешить вопрос по существу.

Произвести замену взыскателя по исполнительному листу, выданному Ленинским районным судом г. Кемерово по административному делу № 2а-3243/2015 по административному исковому заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) к ФИО14 о взыскании пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возмещении судебных расходов, с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово в части взыскания с ФИО13. пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Отозвать исполнительный лист ФС№ 007963547, выданный 12 ноября 2015 года Ленинским районным судом г. Кемерово по административному делу № 2а-3243/2015 по административному исковому заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) к ФИО15 о взыскании пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возмещении судебных расходов.

Выдать по административному делу № 2а-3243/2015 исполнительный лист о взыскании в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово с ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки города <адрес>, проживающей: <адрес>, пени на страховую часть за 2010-2014гг- <данные изъяты> руб ( КБК ); пени за недоимку в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2010-2014гг- <данные изъяты> руб (КБК ); пени на страховую часть за 2010-2014гг- <данные изъяты> руб (КБК ); пени за недоимку в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2010-2014гг- <данные изъяты> руб (КБК ).

Выдать по административному делу № 2а-3243/2015 исполнительный лист о взыскании с ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки города <адрес>, проживающей: <адрес>, в пользу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) расходов на оплату государственной пошлины 400 рублей.

Председательствующий: С.Н.Михеева

Судьи: О.В.Шалагина

ФИО2