НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 06.10.2022 № 33-9604/2022

Судья Блок У.П.Докладчик Полуэктова Т.Ю.

Дело № 33-9604/2022 (2-3991/2022) УИД 42RS0005-01-2021-009496-58

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 6 октября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Першиной И.В.

судей Бычковской И.С., Полуэктовой Т.Ю.

при секретаре Некрасовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Кемерово» к Сагунову Захару Константиновичу о взыскании денежных средств по договору о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

по апелляционной жалобе заместителя директора Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Кемерово» Толстиковой Юлии Алексеевны, действующей на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, на решение Заводского районного суда города Кемерово от 15 июля 2022 г.

заслушав доклад судьи Полуэктовой Т.Ю.,

У С Т А Н О В И Л А:

Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения г. Кемерово» (далее - ГКУ ЦЗН г. Кемерово) обратилось в суд с иском к Сагунову З.К. о взыскании денежных средств по договору о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования мотивированы тем, между ГКУ ЦЗН г. Кемерово и Сагуновым З.К. заключен договор «О предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданину, признанным в установленном порядке безработным» см от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.1 указанного договора гражданин обязуется организовать предпринимательскую деятельность, а Центр занятости предоставить ему за счёт средств областного бюджета единовременную финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом.

Центр занятости населения выполнил свои обязательства, предусмотренные пунктом 2.2 раздела 2 вышеуказанного договора, перечислив на лицевой счёт ответчика субсидию в сумме 150 000 рублей.

Согласно пункта 2.1 данного договора Сагунов З.К. взял на себя обязательства организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с представленным бизнес-планом «Организация деятельности в рекламно-производственной сфере» и осуществлять её не менее 24 месяцев; обеспечить целевое использование субсидии; не позднее 90 дней со дня получения финансовой помощи предъявлять документы, подтверждающие расходование средств, выделенных Центром в виде субсидии (копии контрольно-кассовых чеков, договоров на приобретение товарно-материальных ценностей, квитанции приходно-кассовых ордеров, накладные и другие документы, предусмотренные инструкциями о ведении бухгалтерского учета); в течение срока действия договора по истечении налогового периода гражданин обязан предъявлять копии деклараций о доходах, предъявляемые в государственную налоговую инспекцию, документы бухгалтерского учёта (другие документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности), а также документы, подтверждающие расходование средств, выделенных Центром занятости в виде субсидии.

В соответствии с пунктом 4.6 вышеуказанного договора в случае не выполнения обязательств, предусмотренных п.п. 2.1.2-2.1.5 договора, гражданин обязуется возвратить сумму субсидии в полном объёме.

Сагунову З.К. было направлено уведомление о необходимости предоставить копии деклараций о доходах за 2019-2020 гг., заверенные ИФНС, данное уведомление проигнорировано.

Ответчик не выполнил условия, предусмотренные п. 2.1.4 договора см от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому считает, что имеются основания для взыскания с Сагунова З.К. денежные средства, выделенные ему в виде субсидии.

Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства по договору «О предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданину, признанному в установленном порядке безработным» см от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 150 000 рублей.

Решением Заводского районного суда города Кемерово от 15 июля 2022 г. в удовлетворении исковых требований ГКУ ЦЗН г. Кемерово отказано.

В апелляционной жалобе и.о. директора ГКУ ЦЗН г. Кемерово Толстикова Ю.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования.

Ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления, а также указывает на неверное толкование судом п.2.2.1 договора «О предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданину, признанным в установленном порядке безработным» см от ДД.ММ.ГГГГ, так как технической возможности получения сведений о декларировании ГКУ ЦЗН г. Кемерово не имеет.

Ответчиком нарушены условия заключенного договора, обязанного предоставлять копии деклараций о доходах.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Кемеровского областного суда, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ЦЗН г. Кемерово и Сагуновым З.К. заключен договор см о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданину, признанному в установленном порядке безработным.

В соответствии с п.1.1 данного договора Сагунов З.К. принял на себя обязательство организовать предпринимательскую деятельность, а «Центр» предоставить ему за счёт средств областного бюджета единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с предоставленным бизнес-планом в размере 150 000 рублей (л.д.8-9).

Пунктом 2.1.4 договора предусмотрена обязанность не позднее 90 дней со дня получения финансовой помощи предъявлять документы, подтверждающих расходование средств, выделенных Центром в виде финансовой помощи (копии контрольно-кассовых чеков, договоров на приобретение товарно-материальных ценностей, квитанции приходно-кассовых ордеров, накладные и иные документы, предусмотренные инструкциями о ведении бухгалтерского учёта), а также в течение срока действия договора по истечении налогового периода (в соответствии с системой налогообложения, выбранной гражданином для ведения предпринимательской деятельности) предъявлять копии деклараций о доходах, документы бухгалтерского учёта и другие документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности.

Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует до ДД.ММ.ГГГГ (п.6.1).

Во исполнение условий договора Сагунов З.К. предоставил в ГКУ ЦЗН г. Кемерово сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и постановке его на учет в налоговом органе с ДД.ММ.ГГГГ с присвоением ОГРНИП и основным видом деятельности - в области прочие виды полиграфической деятельности (л.д.10).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Сагунову З.К. оказана единовременная финансовая помощь на государственную регистрацию в сумме 150 000 рублей в рамках предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан (л.д. 11).

Перечисление единовременной финансовой помощи подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

В связи с неисполнением обязанности, предусмотренной п. 2.1.4 договора, Сагунову З.К. направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении копий деклараций о доходах, подтверждающих ведение предпринимательской деятельности, требования которого ответчиком не исполнены (л.д. 24).

В материалы дела представлены налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 – 2021 гг., которые предъявлены ответчиком в налоговый орган (л.д.56,128-130, 131-134).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исходя из совокупности установленных обстоятельств, установил, что ответчиком нарушены условия договора см от ДД.ММ.ГГГГ ввиду не представления налоговых деклараций и иной бухгалтерской документации за 2019-2020 гг., вместе с тем суд пришёл к выводу, что данное нарушение не может повлечь за собой возложение обязанности на Сагунову З.К. по возврату суммы финансовой помощи, исходя из того, что ответчиком осуществляется деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с заключенным договором, за отчетные периоды 2019-2021 гг. в налоговые органы сданы налоговые декларации о доходе, представленными выписками со счетов в банках и платежные поручениях, договоров на оказание полиграфических услуг подтверждается, что предоставленные по договору денежные средства использованы ответчиком по целевому назначению, он осуществляет предпринимательскую деятельность, предоставляет отчетность в установленном законом порядке в налоговые органы.

При этом суд пришёл к выводу, что непредоставление в ГКУ ЦЗН г. Кемерово копии декларации о доходах, документов бухгалтерского учета и другие документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности за 2019-2020 гг., не может являться основанием для взыскания с ответчика предоставленной ему государством субсидии, целевое использование которой подтверждено, поскольку недостоверности предоставляемых ответчиком документов не имеется, возложение на гражданина, получившего финансовую помощь от государства на развитие бизнеса, ответственности по возврату финансовой помощи только по формальным нарушениям п. 2.1.4 договора за непредставление в центр занятости населения документов, которые гражданином в установленном законом порядке предоставлены в налоговый орган, противоречит самой цели Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», государственной политики в области содействия занятости населения, направленной на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, фактических обстоятельствах дела, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Согласно ч. 2 ст. 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.02.2012 N 17 утверждён Порядок предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации" (действующий на момент возникновения правоотношений и действующий до 07.11.2021) (далее – Порядок №17 от 08.02.2012).

Финансовая помощь и финансовая помощь на подготовку документов предоставляются безработным гражданам и безработным гражданам, прошедшим профессиональную подготовку, в виде разовых выплат на безвозмездной основе за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год (п.1.2. Порядка).

Разделом 2.3 Порядка от 08.02.2012 установлен порядок контроля, согласно которого не позднее 90 дней со дня получения финансовой помощи безработные граждане или безработные граждане, прошедшие профессиональную подготовку, обязаны: предъявлять документы, подтверждающие расходование средств, выделенных им центром занятости в виде финансовой помощи (копии контрольно-кассовых чеков, договоров на приобретение товарно-материальных ценностей, квитанций приходно-кассовых ордеров, накладных и другие документы, предусмотренные инструкциями о ведении бухгалтерского учета); предъявлять в течение срока действия договора по истечении налогового периода копии деклараций о доходах, документы бухгалтерского учета и другие документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности (п.2.3.1).

В случае невыполнения обязательств, предусмотренных пунктом 2.3.1, безработный гражданин или безработный гражданин, прошедший профессиональную подготовку, обязан возвратить финансовую помощь в полном объеме.

Финансовая помощь не подлежит возврату в случае стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации при представлении безработным гражданином и безработным гражданином, прошедшим профессиональную подготовку, заключившим договор о предоставлении единовременной финансовой помощи, документов, выданных уполномоченными органами и организациями, подтверждающих факт произошедшего стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации (п.2.3.5).

Безработный гражданин и безработный гражданин, прошедший профессиональную подготовку, получивший финансовую помощь, несет ответственность за ее использование в соответствии с действующим законодательством (п.2.3.6).

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3.1 ст. 78 указанного Кодекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1089 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат возврату в Федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным законодательством РФ.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий. Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

По условиям договора о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданину, признанным в установленном порядке безработным» см от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязался организовать предпринимательскую деятельность «Организация деятельности в рекламно-производственной сфере», представить в течение 20 дней со дня заключения договора по собственной инициативе выписку из ЕГРИП о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлять её не менее 24 месяцев; обеспечив целевое использование субсидии; и не позднее 90 дней со дня получения финансовой помощи предъявлять документы, подтверждающие расходование средств, выделенных Центром в виде субсидии (копии контрольно-кассовых чеков, договоров на приобретение товарно-материальных ценностей, квитанции приходно-кассовых ордеров, накладные и другие документы, предусмотренные инструкциями о ведении бухгалтерского учета); в течение срока действия договора по истечении налогового периода гражданин обязан предъявлять копии деклараций о доходах, предъявляемые в государственную налоговую инспекцию, документы бухгалтерского учёта (другие документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности), а также документы, подтверждающие расходование средств, выделенных Центром занятости в виде субсидии.

Условия договора в части регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также организации предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом ответчиком выполнено, он по настоящее время осуществляет предпринимательскую деятельность, предусмотренную договором о предоставлении единовременной финансовой помощи, что подтверждается материалами дела (выписки со счетов в банках и платежные поручения, договоры на оказание полиграфических услуг).

Факт того, что ответчиком в период действия договора осуществлялась предпринимательская деятельность по виду экономической деятельности рекламно-производственная деятельность не оспорен стороной истца в судебном заседании.

При этом ответчиком нарушено условие о предоставлении в течение срока действия договора по истечении налогового периода предъявлять копии деклараций о доходах, документы бухгалтерского учета и другие документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности, которые предоставлены в налоговый орган - налоговые декларации о доходе за отчётные периоды за 2019-2021 гг.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком не допущено нецелевое использование предоставленной финансовой помощи, цель предоставленной которой направлена на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, - достигнута, и формальное несоблюдение ответчиком условий по предоставлению копий налоговых деклараций истцу не может повлечь ответственность по возврату финансовой помощи, поскольку это противоречит Закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации» и государственной политики в области содействия занятости населения, направленной на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду, а также понятию и целям государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан.

Сагуновым З.Н. в установленном законом порядке налоговые декларации представлены в налоговый орган, который является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а не предоставление сведений о доходах в ГКУ ЦЗН г. Кемерово, при фактическом осуществлении ответчиком предпринимательской деятельности, предусмотренной договором, и отсутствии сведений о недостоверности предоставляемых ответчиком документов, претензий налоговых органов к деятельности ответчика и срокам предоставления налоговой отчетности, не должно повлечь для гражданина такие негативные последствия, как возврат представленной субсидии в полном объёме, учитывая её целевое использование.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о нарушении ответчиком условий заключенного договора, и как следствие, обязанности произвести возврат оказанной финансовой помощи подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку они направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Ошибочное указание судом первой инстанции на то, что истец имел возможность в соответствии с п. 2.2.1 договора в порядке межведомственного информационного взаимодействия запросить в налоговых органах сведения о декларировании доходов ответчиком в рамках заключенного договора см от ДД.ММ.ГГГГ, не является основанием для отмены постановленного по делу решения, поскольку это не влияет на постановленное по существу верное решение суда.

В целом доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене либо изменению решения суда не содержат, поскольку сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Вопреки доводам апеллянта, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены состоявшегося судебного решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы по ее доводам отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда города Кемерово от 15 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. директора Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Кемерово» Толстиковой Юлии Алексеевны – без удовлетворения.

Председательствующий И.В.Першина

Судьи И.С.Бычковская

Т.Ю.Полуэктова