НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 05.09.2013 № 33-8304

Судья: Михайленко И.В. Дело № 33-8304-2013

Докладчик: Третьякова В. П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

05 сентября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Третьяковой В. П.

судей Шаклеиной Г. Н., Чудиновой Т. М.

при секретаре Арикайнен Т. В.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Третьяковой В. П.

гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения Кемеровской области

на решение Заводского районного суда г. Кемерово

от 27 мая 2013 года

по иску Глушко С. М. к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании права на звание «Ветеран труда» и обязании выдать удостоверение «Ветеран труда»,

У С Т А Н О В И Л А:

Глушко С. М. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании права на звание «Ветеран труда» и обязании выдать ему удостоверение «Ветеран труда».

Свои требования мотивировал тем, что 14.03.2013 г. он обратился в Департамент социальной защиты населения Кемеровской области с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда». В качестве основания для присвоения указанного звания он представил документы, подтверждающие награждение ведомственным знаком, а именно: удостоверение № … о том, что Приказом Федеральной службы государственной статистики от 14.05.2012 года за № … он награжден ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».

Письмом за № 09-1118/2 от 21.03.2013 года ему было отказано в присвоении указанного звания по мотивам того, что полученная им медаль могла бы являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда» только в том случае, если бы он обратился с указанным заявлением в органы социальной защиты до 10.08.2012 года, т.е. до вступления в законную силу Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.07.2012 г. о внесении изменений в Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2006 года № 177 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», Положения об удостоверении «Ветеран труда» и Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений «Ветеран труда».

Считает, что отказ является незаконным и необоснованным в связи с тем, что на момент награждения истца ведомственным знаком отличия действующее законодательство предоставляло ему право на присвоение звания «Ветеран труда». Таким образом, его право возникло до внесения изменений в правила присвоения звания «Ветеран труда», и его реализация не может быть поставлена в зависимость от времени обращения в соответствующие органы. Считает, что предоставленные им документы являются достаточным основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» он был награжден до внесения изменений в Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2006 года № 177 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», положения об удостоверении «Ветеран труда» и Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений «Ветеран труда».

Просил признать за ним право на звание «Ветеран труда», обязать Департамент социальной защиты населения Кемеровской области выдать Глушко С. М. удостоверение «Ветеран труда» (л. д. 3-4).

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 27 мая 2013 года постановлено:

Признать за Глушко С. М. право на звание «Ветеран труда», обязать Департамент социальной защиты населения Кемеровской области выдать Глушко С. М. удостоверение «Ветеран труда» (л. д. 75-80).

В апелляционной жалобе Департамент социальной защиты населения Кемеровской области просит решение суда отменить, указывая, что истец не доказал наличие у него трудового стажа в 25 лет, необходимого для назначения пенсии по старости и являющегося условием для присвоения звания «Ветеран труда». Трудовой стаж истца составляет чуть более 7 лет, что недостаточно для присвоения звания «Ветеран труда». Применение судом Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» о назначении трудовой пенсии по старости при наличии страхового стажа менее пяти лет, недопустимо.

Ст. 7 Закона «О ветеранах» предполагает длительный добросовестный труд по трудовому договору, которого Глушко С. М. не имеет.

Кроме того, Глушко С. М. не состоял в трудовых отношениях с территориальным органом статистики и получение им медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Кроме того, данная медаль не является ведомственным знаком отличия в труде. Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда» только при условии, если гражданин состоял в штате органов статистики.

Указанных обстоятельств истец не доказал. Период работы истца стационарным переписчиком по гражданско-правовому договору не является длительным, не может быть учтен для присвоения звания «Ветеран труда», а полученная им медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» является только моральным поощрением, а не наградой за длительный и добросовестный труд. Суд этих обстоятельств не учел (л. д. 82-86).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как видно из материалов дела, Глушко С.М., 1964 года рождения (л.д.5), согласно трудовой книжки имеет стаж работы с 1982 по 1999 год (17 лет) (л.д.10-17). Также видно, что в трудовых отношениях либо в штате организаций органов статистики истец не состоял, являлся переписчиком стационарного участка на основании договора подряда от 08 октября 2010 года (л.д.7-9).

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 14.05.2012 года за № 269 он награжден ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» (л.д.6, 64).

14.03.2013 г. истец обратился в Департамент социальной защиты населения Кемеровской области с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда». Письмом за № 09-1118/2 от 21.03.2013 года ему было отказано в присвоении указанного звания, поскольку этот ведомственный знак с 10 августа 2012 года (момента внесения изменений в Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Кемеровской области может учитываться только в отношении работников, которые состояли в штате органов статистики (согласно записям в трудовой книжке) (л.д. 18-19).

Разрешая спор, и удовлетворяя требования Глушко С.М., суд первой инстанции исходил из того, что Глушко С.М. имеет необходимый трудовой стаж и ведомственный знак отличия, его право на получение звания «Ветеран труда» возникло до 10 августа 2012 года, и поэтому не может быть ограничено датой обращения истца либо фактом наличия трудовых отношений с органами статистики.

Однако с такими выводами суда нельзя согласиться, поскольку они не основаны на законе.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение этого закона в Кемеровской области принят Закон Кемеровской области от 06 июня 2006 года, №78-ОЗ «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», в соответствии со ст. 2 которого звание «Ветеран труда» в соответствии с настоящим Законом присваивается:

гражданам, имеющим стаж работы, учитываемый при установлении трудовой пенсии (далее - стаж), не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин и достигшим возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости;

гражданам, имеющим стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, из них соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на работах в соответствии со Списком N 1 производств работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 N 10.

Порядок и иные условия присвоения звания «Ветеран труда» устанавливаются Коллегией Администрации Кемеровской области.

Таким образом, для присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с приведенными выше нормами права требуется два условия в совокупности, а именно: награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Как усматривается из материалов дела, Глушко С.М. имел ведомственную награду на момент обращения к ответчику 14 марта 2013 года, однако трудовой стаж, необходимый для назначения ему пенсии по старости либо за выслугу лет, у него отсутствовал.

Доводы истца и выводы суда о том, что истец имел трудовой стаж, необходимый для назначения ему пенсии по старости либо за выслугу лет, что этот стаж составляет только пять лет, несостоятельны.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Таким образом, при наличии страхового стажа не менее пяти лет пенсия по старости может быть назначена лишь лицам, достигшим возраста – мужчины – 60 лет. Как видно из материалов дела, Глушко С.М. на момент обращения к ответчику возраста 60 лет не достиг, поэтому права на пенсию по старости не имел, и такая пенсия ему не назначалась. Не была назначена истцу и пенсия по выслуге лет.

Кроме того, во исполнение Закона Кемеровской области от 06 июня 2006 года, №78-ОЗ «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2006 года, №177 утверждено Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с пунктом 1 подпункта «а» этого Положения к ведомственным знакам отличия в труде, в том числе, были отнесены - благодарности, вынесенные в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14.07.89 N 559, за участие в переписи населения, знаки, грамоты, дипломы, выданные Государственным комитетом СССР (Российской Федерации) по статистике, за участие в переписи населения (абзац 8).

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 июля 2012 года, №299 абзац 8 подпункта «а» пункта 1 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», был изменен и изложен в следующей редакции:

«благодарности, вынесенные в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14.07.89 N 559, за участие в переписи населения, медали, знаки, грамоты, дипломы, благодарственные листы, выданные Государственным комитетом СССР по статистике, Федеральной службой государственной статистики за участие в переписи населения,- только в отношении работников, которые состояли в штате органов статистики (согласно записям в трудовой книжке)  ». Указанные изменения вступили в силу с 10 августа 2012 года (л.д.31-34).

В соответствии с пунктом 3 Положения лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» (далее - претендент), подают в орган социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для присвоения звания.

Таким образом, присвоение звания «Ветеран труда» возможно лишь после обращения гражданина с соответствующим заявлением, и обращение этого гражданина носит заявительный характер.

Как усматривается из материалов дела, обращение Глушко С.М. имело место 14 марта 2013 года, то есть после 10 августа 2012 года и в период действия абзаца 8 подпункта «а» пункта 1 Положения в новой редакции, в соответствии с которой к ведомственным знакам отличия в труде, в том числе, были отнесены медали, выданные Федеральной службой государственной статистики за участие в переписи населения, но только в отношении работников, которые состояли в штате органов статистики (согласно записям в трудовой книжке)  .

Глушко С.М. в штате органов статистики не состоял, работником этих органов никогда не являлся, функции переписчика выполнял на основании договора подряда, что никем не оспорено. При таких данных необходимое условие для присвоения ему звания «Ветеран труда» при наличии ведомственной награды - медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» отсутствовало.

Доводы истца и выводы суда о том, что внесенные изменения в Положение нарушают права истца, сужают круг субъектов, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», что дата обращения истца за званием не имеет значение, несостоятельны.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах».

В статье 1 указанного Федерального закона определены категории ветеранов, в том числе категория ветеран труда, которые устанавливаются с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда  .

При этом согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 этого ФЗ порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.

При таких обстоятельствах, суд не учел, что Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Кемеровской области принято уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и по вопросу, находящемуся в его ведении. Соответственно этот орган вправе вносить в указанное Положение и необходимые изменения, поправки. При этом, поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия для присвоения указанного звания.

Таким образом, указание в Положении, что к ведомственным знакам отличия в труде медали, выданные Федеральной службой государственной статистики за участие в переписи населения, относятся только в отношении работников, которые состояли в штате органов статистики (согласно записям в трудовой книжке)  , не определяет круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда и не сужает круг названных лиц, по сравнению с установленным федеральным законом, а лишь устанавливает порядок и условия   присвоения звания «Ветеран труда».

Кроме того, суд не учел, что в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 8 октября 2010 года N 345 "Об учреждении знака отличия - медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» указанный ведомственный знак отличия был учрежден в целях поощрения и морального стимулирования граждан  .

Согласно Положению о медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», утвержденного указанным Приказом, медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики; данной медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.

Также суд первой инстанции, разрешая спор, не принял во внимание, что, учитывая положения статей 1, 7 Федерального закона «О ветеранах», определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет критерий продолжительного добросовестного труда,   за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде.

При этом именно положения Трудового кодекса Российской Федерации регулируют общественные отношения в сфере реализации права граждан на труд путем заключения трудовых договоров, и как следствие, выполнение работником работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы, прописанных в трудовом договоре. Указанных условий применительно к деятельности внештатного работника Трудовой кодекс Российской Федерации не предъявляет в силу специфики и особенностей такой работы, регулирование которой предусмотрено иными нормами права.

Поэтому труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании (штате организации (учреждении и т.д.).

При таких данных решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно, но суд неправильно применил нормы материального права, дал им неправильное толкование, то, отменяя решение суда первой инстанции, коллегия полагает, что возможно постановить по делу новое решение об отказе Глушко С.М. в иске, так как его награждение указанным ведомственным знаком отличия было произведено не за труд, в том правовом понимании, которое предусмотрено указанным Федеральным законом, а в качестве морального стимулирования и поощрения, и у него отсутствуют все необходимые условия, предусмотренные законом, для присвоения звания «Ветеран труда».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 27 мая 2013 года отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Постановить по делу новое решение.

Глушко С. М. в иске к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области о признании права на звание «Ветеран труда» и обязании выдать удостоверение «Ветеран труда» - отказать.

Председательствующий: Третьякова В. П.

Судьи: Чудинова Т.М.

Шаклеина Г.Н.