НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 05.04.2018 № 33А-3869

Судья Шмакова Е.С. Дело № 33А–3869

Докладчик Копылова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 апреля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Копыловой Е.В.,

судей Михеевой С.Н., Никулиной И.А.,

при секретаре Шангареевой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Копыловой Е.В. административное дело по апелляционной жалобе Муминахунова Серожиддина Бахадировича на решение Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка от 26 января 2018 года

по административному исковому заявлению Муминахунова Серожиддина Бахадировича к Управлению по вопросам миграции Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, Департаменту по труду и занятости населения Кемеровской области о признании незаконными решения об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, от 28.08.2017 года, решения об отказе в приеме в качестве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, от 21.08.2017 года, возложении обязанности по выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом,

УСТАНОВИЛА:

Муминахунов С.Б. обратился в суд с иском к УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области, Департаменту по труду и занятости населения Кемеровской области, в котором просит, с учетом уточненных требований, признать незаконным решение № 609/142/406513 от 28.08.2017 года, принятое УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области об отказе Муминахунову С.Б. в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, признать незаконным решение № 509 от 21.08.2017 года, принятое Департаментом по труду и занятости населения Кемеровской области об отказе Муминахунову С.Б. в приеме в качестве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, обязать ГУ МВД России по Кемеровской области выдать Муминахунову С.Б. свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Свои требования мотивирует тем, что в августе 2017 года в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637, истец обратился в УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области с заявлением об участии в указанной Государственной программе, приложив необходимые документы. По результатам рассмотрения заявления 28.08.2017 года было принято решение об отказе ему в выдаче свидетельства участника Государственной программы. Основанием для отказа послужило решение Департамента труда и занятости населения Кемеровской области № 590 от 21.08.2017 года об отказе в приеме в качестве участника Государственной программы по причине несоответствия требованиям программы. С решениями административных ответчиков об отказе в приеме в участники программы, а также об отказе в выдаче свидетельства участника программы истец не согласен, в связи с чем обратился в суд с настоящими требованиями.

Решением Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка от 26 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований Муминахунову С.Б. отказано.

В апелляционной жалобе представитель Муминахунова С.Б. – Канцлер Н.Н. просит решение суда отменить как незаконное.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в административном иске, а именно, об отсутствии у ГУ МВД России по Кемеровской области оснований для отказа в выдаче истцу свидетельства участника Государственной программы. Указывает на незаконность решения Департамента труда и занятости населения Кемеровской области об отказе в приеме в качестве участника Государственной программы, поскольку наличие вакансий по профессии истца проверялось только по г. Новокузнецку. При этом при подаче заявления истцом все требования и критерии по Государственной программе были соблюдены, однако в выдаче свидетельства участника было необоснованно отказано.

Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем решение по данному делу подлежит отмене.

Представителями ГУ МВД России по Кемеровской области, Департамента труда и занятости населения Кемеровской области на апелляционную жалобу принесены возражения (л.д. 161-163, 167-168).

В заседании суда апелляционной инстанции административный истец Муминахунов С.Б. на доводах апелляционной жалобы настаивал.

Представитель ГУ МВД России по Кемеровской области ФИО9 действующая на основании доверенности, доводы возражений поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом требований ст.ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав явившихся лиц, рассмотрев дело в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет административный иск об оспаривании решения государственного органа в том случае, если оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии одного из названных условий (при отсутствии совокупности этих условий) суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решений, что явилось основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда ввиду следующего.

Так, часть 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» относит к соотечественникам лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства.

В соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (далее - Государственная программа) соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы (пункт 16). Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Федеральной миграционной службы по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения (пункт 17). Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется (пункт 27).

Согласно действующему на момент возникновения спорных правоотношений Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утвержден приказом ФМС России от 14 мая 2012 года № 166) при подаче заявления в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет копии документов, в том числе об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются) (пункт 30). В оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается в случае, если соотечественник не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения (подпункт 10 пункта 48).

Во исполнение Указа Президента РФ от 22.06.2006 года № 637 постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2015 года № 434 утверждена Государственная программа Кемеровской области по оказанию содействия добровольному переселению в Кемеровскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016 - 2020 годы.

Разделом 3 названной Программы установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Кемеровской области, ответственным за реализацию Программы и ее текущим управлением, является Департамент труда и занятости населения Кемеровской области.

Исполнение программных мероприятий осуществляется уполномоченным органом, органами исполнительной власти Кемеровской области во взаимодействии с ГУ МВД России по Кемеровской области (по согласованию) и органами местного самоуправления Кемеровской области (по согласованию).

Представитель координатора Государственной программы - ГУ МВД России по Кемеровской области осуществляет функции (в пределах полномочий, определяемых действующим законодательством) по координации деятельности органов исполнительной власти Кемеровской области, ответственных за реализацию Программы; поддержке и наполнению единого централизованного информационного ресурса (банка данных), в котором отражается информация о каждом участнике Государственной программы и членах его семьи на каждой из стадий переселения, а также о выплаченных компенсациях; вынесению решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы; оформлению документов, удостоверяющих правовой статус участника Государственной программы и членов его семьи; выплате компенсаций и иных выплат за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Государственной программой; учету соотечественников, углубленному разъяснению содержания и возможностей Государственной программы; подготовке соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, которым предоставлено временное убежище, к постановке на учет в качестве участников Государственной программы, оформлению свидетельства участника Государственной программы.

Механизм взаимодействия органов исполнительной власти Кемеровской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при реализации Программы в части обустройства соотечественников на территории муниципальных образований Кемеровской области (далее - территории вселения) установлен Регламентом приема на территории Кемеровской области участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории Кемеровской области (Приложение № 6 к Программе Кемеровской области, утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2015 № 434).

Регламентом предусмотрено, что координация работы с соотечественниками в территориях вселения осуществляется администрациями муниципальных образований (далее администрации территорий вселения) через созданные территориальные межведомственные комиссии (по согласованию).

Согласно Регламенту, уполномоченный орган (Департамент труда и занятости населения Кемеровской области) после получения из ГУ МВД России по Кемеровской области (по защищенным каналам) информации о соотечественнике организует согласование кандидатуры с администрацией территории вселения, при необходимости кандидатура соотечественника согласовывается с другими заинтересованными органами.

Уполномоченный орган с учетом мнения администрации территории вселения готовит решение о приеме (отказе в приеме) на территории Кемеровской области в качестве участника Государственной программы в отношении соотечественника и направляет его в ГУ МВД России по Кемеровской области.

В целях минимизации возможных рисков при реализации Программы Кемеровской области устанавливаются определенные критерии отбора соотечественников для участия в Программе.

При этом Регламентом установлено, что при согласовании кандидатур соотечественников учитываются, в том числе, профессиональные навыки/квалификация и востребованность на рынке труда соотечественников.

Как установлено и судом и подтверждается материалами дела, 04.08.2017 года Муминахунов С.Б. обратился в ГУ МВД России по Кемеровской области с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637. В заявлении указана территория вселения - город Новокузнецк Кемеровской области (л.д. 51-58).

В заявлении административный истец указал, что планирует осуществлять трудовую деятельность на территории РФ в качестве техника противопожарной безопасности (л.д. 54), приложил документы об образовании - диплом профессионального колледжа, по окончании которого 16.04.2000 года истцу присвоена квалификация - техник противопожарной охраны (л.д. 18-22).

Рассмотрев заявление Муминахунова С.Б., Департамент труда и занятости населения Кемеровской области решением от 21.08.2017 года № 590 отказал в приеме его в качестве участника Государственной программы, по причине не соответствия требованиям программы (л.д. 59)

Решением ГУ МВД России по Кемеровской области № 609/142/406513 от 28.08.2017 года Муминахунову С.Б. отказано в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в связи с тем, что уполномоченный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию Государственной программы Кемеровской области - Департамент по труду и занятости населения Кемеровской области 21.08.2017 года принял решение № 590 о несоответствия заявителя требованиям региональной программы переселения (л.д. 60-61).

Принимая решение о несоответствии кандидатуры Муминахунова С.Б. требованиям региональной программы содействия переселению соотечественников в Кемеровскую область, Департамент труда и занятости населения Кемеровской области, проанализировав заключение государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Кемерово» об отказе в согласовании кандидатуры истца на включение в качестве участника программы в связи с невозможностью гарантированного трудоустройства по причине отсутствия вакансий, решение межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, пришел к выводу о невостребованности на рынке труда города Новокузнецка Кемеровской области специальности «техник пожарной безопасности» (специальность административного истца) (л.д.99-107).

Выводы Департамента обоснованы, доказательства, которые бы их опровергали, в материалах дела отсутствуют.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявитель не соответствует Региональной программе, а потому уполномоченные органы обоснованно отказали ему в выдаче свидетельства участника Государственной программы.

Таким образом, поскольку оспариваемые решения административными ответчиками были приняты в пределах их полномочий и соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, то суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правильно отказал в удовлетворении административного иска.

Довод апелляционной жалобы о том, что Департамент труда и занятости населения Кемеровской области необоснованно указал на отсутствие вакансий по профессии истца только на территории г. Новокузнецка, не свидетельствуют о незаконности принятого им решения об отказе в приеме в качестве участника Государственной программы, поскольку в своем заявлении Муминахунов С.Б. указал в качестве территории вселения город Новокузнецк. В связи с чем все действия по реализации положений Государственной программы осуществлялись исходя из социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации программы в соответствии с особенностями муниципального образования, выбранного соотечественником в качестве территории вселения.

Учитывая изложенное, при отсутствии доказательств со стороны административного истца нарушения его прав, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в жалобе, поскольку они аналогичны тем, на которые заявитель ссылался в суде первой инстанции в обоснование заявленных требований, а также, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка от 26 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Копылова Е.В.

Судьи: Михеева С.Н.

Никулина И.А.