НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 03.11.2020 № 2А-2991

Судья: Курилов М.К. № 33А-9180

Докладчик: Быкова С.В. (№ 2а-2991//2020)

(42RS0009-01-2020-005373-74)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«03» ноября 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Быковой С.В.,

судей Бегуновича В.Н., Тройниной С.С.,

при секретаре Косик Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по иску Блынской Веры Борисовны об оспаривании решения ИФНС по г. Кемерово от 09.04.2020 года № 27491, обязании произвести возврат переплаты налога,

по апелляционной жалобе Блынской В.Б. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 августа 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

Блынская В.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ИФНС по г. Кемерово от 09.04.2020 года №27491, обязании произвести возврат переплаты налога.

Требования мотивированы тем, что решением Инспекции ФНС России по г. Кемерово № 27491 от 09 апреля 2020 года ей отказано в возврате налога (сбора) на сумму 56 219,30 руб.

На данное решение налогового органа в Управление ФНС России по Кемеровской области подавалась апелляционная жалоба в соответствии со статьями 21, 32, 76, 78, 137-141 НК РФ. Решением по жалобе от 30.05.2020 г. № 07-10/12121 в требованиях отказано.

Считает решение Инспекции ФНС России по г. Кемерово № 27491 от 09 апреля 2020 года незаконным и подлежащем отмене.

В обжалуемом решении налогового органа указано, что причиной отказа является то, что в результате проведённого анализа карточки расчётов с бюджетом установлено, что переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 56 219,30 руб. не подлежит возврату/зачёту, так как согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачёте или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы.

При этом она узнала о том, что у нее имеется переплата и по какому именно налогу только тогда, когда получила справку № 2019-140091 о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 15 декабря 2019 г.

Она является нотариусом, поэтому освобождена от оплаты НДС. Всю налоговую отчётность за нее производил ее представитель по доверенности Шестаков С.В., с которым у нее был заключен договор поручения № 15/01 от 12.01.2015 г.

Считает, что налоговый орган не уведомил ее о наличии такой переплаты.

С учетом уточнения административных исковых требований просила восстановить срок на подачу административного искового заявления, так иск подавался в Арбитражный суд Кемеровской области, а также подавалась апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган.

Признать незаконным решение Инспекции ФНС России по г. Кемерово № 27491 от 09 апреля 2020 года.

Обязать административного ответчика произвести возврат переплаты налога (сбора) на сумму 56 219,30 руб.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 14 августа 2020 года требования Блынской В. Б. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Блынская В.Б. просит решение суда отменить.

Считает, что суд проигнорировал ее доводы о том, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Налоговый орган не высылал ей никаких письменных уведомлений о переплате. Не производил с ней никакой сверки расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Административный ответчик не представил никаких доказательств соблюдения им ч. 3 ст. 78 НК РФ.

При этом он обязан доказать не только факт направления ей данных уведомлений в течение 10 дней, но и получения ею данных уведомлений.

Она узнала о том, что у нее имеется переплата и по какому именно налогу только тогда, когда получила справку № 2019-140091 о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 15 декабря 2019 г.

Именно из этой справки она узнала о том, что переплата возникла по НДС, а она, как нотариус, не является плательщиком НДС.

На апелляционную жалобу и.о. заместителя руководителя УФНС России по г. Кемерово Синкиной Е.В. принесены возражения.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца Митрохина Б.А., поддержавшего доводы жалобы, представителей административных ответчиков Вахмянину Е.А., Разумнову Н.А., просивших оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Блынская В.Б. является нотариусом, что подтверждается Приказом Министерства юстиции РФ по Кемеровской области от 29.11.2001 года №726 – к о назначении Блынской В.Б. нотариусом, занимающимся частной практикой.

Как следует из карточки расчета с бюджетом, по состоянию на 01.01.2010 г. у Блынской В.Б. образовалась переплата в сумме 56 219,30 руб.

27.03.2020 г. она обратилась в ИФНС по г. Кемерово с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 56219, 30 руб.

Решением ИФНС по г. Кемерово №27491 от 09.04.2020 г. Блынской В.Б. отказано в возврате налога на добавленную стоимость в сумме 56 219, 30 руб. в связи с тем, что в силу п. 7 ст. 78 НК РФ заявителем был пропущен срок обращения с таким заявлением.

Не согласившись с данным решением, Блынская В.Б. обратилась с жалобой в УФНС по Кемеровской области.

Решением УФНС по Кемеровской области от 30.06.2020 г. №07-10/12121 жалоба Блынской В.Б. была оставлена без удовлетворения.

Установив указанные обстоятельства, суд сделал вывод о том, что требования Блынской В.Б. являются необоснованными, т.к. Блынская В.Б. обратилась с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов по истечении срока, установленного законом.

Судебная коллегия считает вывод суда правильным по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 21.06.2001 N 173-О, норма пункта 8 статьи 78 НК РФ, предусматривающая возможность подачи налогоплательщиком заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, позволяет плательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса (ст. 196 ГК РФ).

В соответствии со ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Следовательно, налогоплательщик имеет право на возврат налога в судебном порядке в течение трех лет со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, то есть в течение трех лет с момента, когда узнал или должен был узнать о наличии переплаты.

Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным.

Суд обоснованно не принял во внимание доводы о том, что срок исковой давности следует исчислять с момента получения Блынской В.Б. в декабре 2019 года справки №2019-140091 от 15.12.2019 г. о состоянии расчетов по налогам и сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, поскольку в силу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Следовательно, Блынская В.Б., исчисляя и уплачивая налоги самостоятельно, должна была знать об излишне уплаченных суммах налогов непосредственно в момент их уплаты.

Также не имеет значения довод административного истца о том, что всю налоговую отчетность за нее производил ее представитель по доверенности, поскольку как следует из материалов дела, переплата возникла за период до 2010 года, тогда как договор поручения между административным истцом и ее представителем был заключен 12.01.2015 г. Кроме того, Блынская В.Б. не была лишена возможности ранее обратиться самостоятельно в налоговый орган за справкой о состоянии расчетов по налогам.

Не имеет значения и довод административного истца о том, что причиной ее несвоевременного обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм было неисполнение налоговым органом обязанности по извещению налогоплательщика о факте излишней оплаты налога, не проведение совместной сверки расчетов по налогам, предусмотренной ч. 3 ст. 78 НК РФ является несостоятельным.

Согласно ч. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Как следует из письменных возражений административного ответчика, ИФНС по г. Кемерово были сформированы извещения от 08.08.2008 № 29583, от 02.10.2009 №№ 9542, 9237, 8317, от 11.11.2009 № 29870.

Вместе с тем, Приказом МНС РФ от 21.04.2004 N САЭ-3-18/297@ "Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения предусмотрено, что срок хранения почтовых реестров на отправку указанных уведомлений составляет 3 года. В связи с чем, данные документы были уничтожены, согласно акту №72 от 16.09.2014 года о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 78 НК РФ для установления факта излишней уплаты возможно проведение сверки расчетов, как по предложению налогового органа, так и по инициативе налогоплательщика.

Несоблюдение налогоплательщиком установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков для обращения в налоговый орган с заявлением о зачете либо возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога, влечет для него неблагоприятные последствия в виде отказа в возврате суммы излишне уплаченного налога.

Учитывая, что в данном случае переплата образовалась в результате самостоятельного исчисления суммы налога Блынской В.Б. и внесения платежей по налогу на добавленную стоимость и Блынская В.Б. не была лишена возможности обратиться за проведением сверки расчетов с бюджетом в период с 2010 года, то суд сделал правильный вывод о том, что основания исчисления срока на подачу заявления о возврате переплаты с момента получения справки №2019-140091 о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 15.12.2019 г. отсутствуют.

Блынская В.Б. не воспользовался правом провести сверку расчетов для выяснения наличия переплаты и размера такой переплаты.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении требований.

Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами. Несовершение налоговым органом действий, предусмотренных п. 3 ст. 78 НК РФ, при наличии доказательств осведомленности налогоплательщика об имеющейся у него переплате не является основанием для вывода о соблюдении последним срока на возврат излишне уплаченного (взысканного) налога. Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока либо допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что о наличии переплаты истец узнал только в 2019 г., на что Блынская В.Б. ссылается в иске, ею в материалы дела представлено не было.

Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ для установления факта излишней уплаты налогов возможно проведение сверки расчетов как по предложению налогового органа, так и по инициативе налогоплательщика, кроме того, в силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Следовательно, Блынская В.Б., исчисляя и уплачивая налоги самостоятельно, должна была знать об излишне уплаченных суммах налогов непосредственно в момент их уплаты.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Согласно пп. 10 и 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка предоставляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика. Также налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, правильно применил материальный закон и не нарушил процессуальный закон.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в 8 кассационный суд общей юрисдикции.

Апелляционное определение изготовлено 03.11.2020 г.

Председательствующий:

Судьи: