НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 03.08.2017 № 33-8155

Судья: Ижболдина Т.П.

Докладчик: Бычковская И.С. Дело № 33-8155

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Кемерово 3 августа 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего И.С.Бычковской,

судей Л.А.Молчановой и Н.П.Ветровой,

при секретаре В.В.Винюковой,

заслушав в открытом судебном гражданское дело по апелляционной жалобе Пинчук Г.А. на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 12 мая 2017 года по иску Пинчук Г.А. к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Комитету социальной защиты администрации г. Новокузнецка о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛА:

Пинчук Г.А. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Комитету социальной защиты администрации г. Новокузнецка о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании принять решение о присвоение ей звания «Ветеран труда» и внести в проект распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области «О присвоении звания «Ветеран труда».

Требования мотивированы тем, что согласно приказу Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ истец была награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения». В сентябре 2014 г. при оформлении трудовой пенсии в присвоении звания «Ветеран труда» работниками органов социальной защиты ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что до внесения изменений в Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ « (от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) ведомственные знаки отличия Федеральной службы государственной статистики (медали, знаки, почетные дипломы) могли являться основанием для оформления документов на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии договора или акта сдачи-приемки выполненных работ. Однако с учетом внесенных изменений в Положение о порядке присвоения «Ветеран труда», утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, данные награды могут учитываться только в отношении тех граждан, которые состояли в штате органов статистики или работали в их системе (согласно записи в трудовой книжке).

В суде первой инстанции истец Пинчук Г.А исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Департамента социальной защиты населения Кемеровской области - в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором исковые требования не признает.

Представитель ответчика - Комитета социальной защиты администрации г. Новокузнецка - ФИО12 действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований.

Решением Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 12 мая 2017 года постановлено:

В удовлетворении требований Пинчук Г.А. отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе Пинчук Г.А просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что не согласна с выводами суда о необходимости состоять в штате органов статистики для присвоения звания «Ветеран труда», отсутствии критерия продолжительности добросовестного труда. Считает, что суд, в нарушение ст.330 ГПК РФ, не принял во внимание, что на момент награждения медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» действовала редакция Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утвержденная Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой ведомственные знаки отличия Федеральной службы государственной статистики могли являться основанием для оформления документов на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии договора или акта сдачи-приемки выполненных работ. Только в последующем, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда» были внесены изменения, в соответствии с которыми данные награды могут учитываться только в отношении тех граждан, которые состояли в штате органов статистики или работали в их системе. Судом не дано обоснование применения материального закона во времени. Право на присвоение звания «Ветеран труда» возникло у Пинчук Г.А. ДД.ММ.ГГГГ, однако, ранее она не обращалась в силу незнания. Апеллянт просит учесть, что внесение изменений в Положение о порядке присвоения званий не было обусловлено изменениями в Федеральный закон «О Ветеранах». Поскольку медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» является ведомственной наградой, истец имеет необходимый страховой стаж, имеются все основания для присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законодательством. Каких-либо полномочий, направленных на дифференциацию как круга лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, так и самих ведомственных знаков отличия в труде в связи с присвоением им звания «Ветеран труда», субъекту Российской Федерации не представлено. Субъект вправе определять порядок и условия присвоения звания, а не критерии, обусловившие награждение ведомственными знаками отличия в труде. Между тем, региональный законодатель ограничил круг лиц, имеющих право на звание «Ветеран труда» работниками, состоящими в штате.

На апелляционную жалобу ответчиками принесены возражения.

В заседание судебной коллегии стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Кемеровского областного суда, не явилась, своих представителей не направила, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявила.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему:

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Пинчук Г.А. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ истец награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», что подтверждается удостоверением.

При оформлении трудовой пенсии в присвоении звания «Ветеран труда» работниками органов социальной защиты ей было отказано.

Как следует из трудовой книжки истца, ДД.ММ.ГГГГ Пинчук Г.А. уволена по сокращению штата Завода РУСАЛ Новокузнецк филиала г. Москва, где она работала с 2007 года. Более истец в трудовых отношениях ни с кем не состояла, в том числе, с органами статистики, что подтверждено Пинчук Г.А, и в судебном заседании. Осуществление работ по переписи населения в 2010 году истец осуществляла на основе гражданско-правового договора.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что награждение Пинчук Г.А. ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» не может рассматриваться как награждение ведомственными знаками отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (далее - Закон "О ветеранах"), статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.

Отношения, связанные с присвоением звания "Ветеран труда", урегулированы статьей 7 названного Федерального закона, в соответствии с пунктом 1 которой ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

С учетом системного толкования приведенных норм и исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия для присвоения указанного звания.

Законом Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», в том числе с целью реализации п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», устанавливаются Коллегией Администрации Кемеровской области.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», Положения об удостоверении «Ветеран труда» и Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений «Ветеран труда» утверждено Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с пунктом 1.3 Положения, звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Положением установлено, что к ведомственным знакам отличия в труде, в том числе относятся благодарности, вынесенные в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР за участие в переписи населения, медали, знаки, грамоты, дипломы, благодарственные листы, выданные Государственным комитетом СССР по статистике, Федеральной службой государственной статистики за участие в переписи населения, - только в отношении работников, которые состояли в штате органов статистики (согласно записям в трудовой книжке).

В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ г. , медаль является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики.

Медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.

Согласно статье 9 Федерального закона от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" к работе по сбору сведений о населении привлекаются граждане Российской Федерации, прошедшие специальное обучение.

Таким образом, деятельность лиц, привлеченных к участию по подготовке и проведению переписи населения, представляла собой не постоянную трудовую деятельность, а временное участие в сборе статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах, выполнялась в краткосрочный период на основании договора подряда, без зачисления их в штат организации, в то время как определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина по месту его работы, поэтому не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания, а лишь знак, отмечающий особые заслуги в труде.

Аналогичное правовое регулирование было как на момент вручения истцу медали (14.05.2012), так и на момент обращения за присвоением звания «Ветеран труда» (октябрь 2014 г.). Положения ст. ст. 1, 7 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в своей совокупности указывают на определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" критерия продолжительного, добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде. Правовой смысл норм, регулирующих основания возникновения права на звание «Ветеран труда» не изменился.

При этом, труд подразумевает трудовые отношения, которые в соответствии со ст. 15 ТК РФ основываются на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет все основания для присвоения звания «Ветеран труда», а именно: награжден ведомственной медалью и имеет страховой стаж для назначении пенсии, что федеральное законодательство не ставит присвоение звание «Ветеран труда» в зависимость от того, состоял ли награжденный гражданин в штате или являлся внештатным сотрудником, правового значения по делу не имеют и отмену решения не влекут, поскольку положения Трудового кодекса Российской Федерации регулируют общественные отношения в сфере реализации права граждан на труд путем заключения трудовых договоров, и как следствие, выполнение работником работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы, прописанных в трудовом договоре. Указанных условий применительно к деятельности внештатного работника Трудовой кодекс Российской Федерации не предъявляет в силу специфики и особенностей такой работы, регулирование которой предусмотрено иными нормами права, в том числе по договору подряда нормами Гражданского законодательства.

Медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" была учреждена в целях поощрения и морального стимулирования лиц, принимавших участие в организации отдельно взятого мероприятия (Всероссийской переписи населения 2010 года). Награждение Пинчук Г.А. данной медалью не свидетельствует о ее награждении ведомственным знаком отличия за продолжительный добросовестный труд.

Доводы жалобы о нарушении в отношении истца принципа равенства в связи с присвоением звания «Ветеран труда» другим гражданам, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку вопрос о присвоении звания решается в каждом конкретном случае с учетом установленных в отношении гражданина обстоятельств.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения не имеется.

Руководствуясь ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 12 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пинчук Г.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: И.С.Бычковская

Судьи: Л.А.Молчанова

Н.П.Ветрова