НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 03.06.2018 № 33А-5835

Судья Уфимцева Н.А. Дело № 33А–5835

Докладчик Шалагина О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июня 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда

в составе:

председательствующего Шалагиной О.В.,

судей Пронченко И.Е., Зиновьевой К.В.,

при секретаре Шангареевой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. административное дело по апелляционной жалобе Рябчуна А.М. на решение Заводского районного суда г.Кемерово от 14 марта 2018 года по делу по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово к Рябчуну Анатолию Мефодьевичу о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛА:

ИФНС России по г.Кемерово обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рябчуну А.М. о взыскании задолженности по налогам и пени.

Требования мотивированы тем, что Рябчун A.M. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием зарегистрированного на его имя в 2014, 2015 годах транспортного средства: <данные изъяты>, является плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с наличием в 2014-2015 годах права собственности на недвижимое имущество – квартиру с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>, и плательщиком земельного налога в связи с тем, что является собственником земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>

Задолженность по уплате транспортного налога за 2014г., 2015г. составила 1426 руб., задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014г., 2015г. составила 287 руб. и задолженность по уплате земельного налога за 2015г. составила 559 руб.

В установленный срок налогоплательщику было направлено налоговое уведомление № 65880274 от 18.09.2016 года, налоговое уведомление № 1749621 от 09.04.2015г об уплате налога.

В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налогов, ему в соответствии со ст.75 НК РФ была начислена пеня в сумме 13,61 руб., в том числе: по налогу на имущество физических лиц - 1,89 руб., по транспортному налогу – 9,67 руб., по земельному налогу – 2,05 руб.

Требование об уплате налога и пени № 30842 от 13.12.2016 года, требование № 117055 от 09.11.2015г. были направлены налогоплательщику, но исполнены им не были.

В связи с отменой 26.09.2017 года судебного приказа от 07.08.2017 года по делу № 2-1164/5-2017 в соответствии с ч.3 ст.48 НК РФ требование предъявляется в порядке искового производства.

Просит взыскать с Рябчуна А.М. задолженность по уплате транспортного налога в сумме 1426 руб., задолженность по уплате налога на имущество в сумме 287 руб., задолженность по уплате земельного налога в сумме 559 руб., пени по транспортному налогу в сумме 9,67 руб., пени по налогу на имущество в сумме 1,87 руб., пени по земельному налогу в сумме 2,05 руб., итого 2285,61 руб.

Решением Заводского районного суда г.Кемерово от 14 марта 2018 года требования ИФНС России по г.Кемерово удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Рябчун А.М. просит решение суда отменить, указывая на то, что является инвалидом <данные изъяты> и пользуется налоговой льготой. Ранее подавал заявление о предоставлении ему льготы в налоговый орган.

На апелляционную жалобу ИФНС России по г.Кемерово принесены возражения, а также в суд апелляционной инстанции представителем ИФНС России по г. Кемерово Жилиной О.В., действующей на основании доверенности от 30.08.2017 года, подано заявление об отказе от административного иска в части, согласно которому в связи с тем, что ответчику предоставлена налоговая льгота за 2015 год, Инспекция поддерживает лишь требования о взыскании с Рябчуна А.М. налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 134 руб., пени по налогу на имущество за период с 02.10.2015г. по 06.11.2015г. в сумме 1,33 руб., транспортного налога за 2014 год в сумме 713 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.10.2015г. по 06.11.2015г. в сумме 7,06 руб., всего 855,39 руб.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав Рябчуна А.М., поддержавшего доводы жалобы, представителя ИФНС России по г.Кемерово Максимичеву Т.О., просившую решение суда с учетом заявления об уточнении требований оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно сведениям об имуществе налогоплательщика в 2014-2015 годах на имя Рябчуна A.M. было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>, также он являлся собственником недвижимого имущества – вышеуказанных квартиры и земельного участка с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» (л.д.17, 31), в связи с чем в соответствии с п.1 ст.357, ст.388 и ст.400 НК РФ он признается плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

19.05.2015 года налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 1749621 от 09.04.2015г., согласно которому в срок до 01.10.2015 года Рябчун A.M. обязан уплатить транспортный налог за 2014 год в размере 713 руб., земельный налог за 2014 год в размере 280 руб. и налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 134 руб. (л.д.15, 16).

26.09.2016 года Рябчуну A.M. направлено налоговое уведомление № 65880274 от 18.09.2016г., согласно которому он обязан уплатить до 01.12.2016 года транспортный налог за 2015 год в размере 713 руб., земельный налог за 2015 год в размере 559 руб. и налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 153 руб. (л.д.11, 12).

В установленный законом срок налоги уплачены не были, в связи с чем в соответствии со ст.75 НК РФ на указанные суммы недоимки начислена пеня за периоды с 02.10.2015г. по 06.11.2015г. и с 02.12.2016г. по 12.12.2016г. по транспортному налогу в размере 9,67 руб. и по налогу на имущество физических лиц в размере 1,89 руб.; по земельному налогу за период с 02.12.2016г. по 12.12.2016г. начислена пеня в размере 2,05 руб. (л.д.8) и налогоплательщику выставлены требования об уплате налогов и пени.

Согласно требованию № 117055 по состоянию на 09.11.2015 года Рябчуну A.M. предложено в срок до 26.01.2016 года уплатить за 2014 год транспортный налог в размере 713 руб., пени по транспортному налогу в размере 399,73 руб., налог на имущество физических лиц в размере 134 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 57,21 руб. (л.д.13). Требование направлено в адрес налогоплательщика 25.12.2015 года (л.д.14).

Согласно требованию № 30842 по состоянию на 13.12.2016 года Рябчун A.M. обязан в срок до 10.02.2017 года уплатить за 2015 год транспортный налог в размере 713 руб., пени по транспортному налогу в размере 2,61 руб., налог на имущество физических лиц в размере 153 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,56 руб., земельный налог в размере 559 руб. и пени по земельному налогу в размере 2,05 руб. (л.д.13). Требование направлено в адрес налогоплательщика 19.12.2016 года (л.д.10).

Требования налогового органа об уплате налога и пени налогоплательщиком не были исполнены, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

В связи с возражениями должника определением мирового судьи судебного участка № 5 Заводского судебного района г.Кемерово от 26.09.2017г. судебный приказ от 07.08.2017г. был отменен (л.д.6), после чего административное исковое заявление подано в суд 7.02.2018г. (л.д.3).

Разрешая административные исковые требования, суд установил факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате налога в срок, установленный законом и указанный в налоговом уведомлении, факт неисполнения требования, направленного налоговым органом налогоплательщику, проверил представленные административным истцом расчеты сумм налогов и пени, на основании чего пришел к выводу об удовлетворении заявленных налоговым органом требований.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, который постановлен с нарушением норм материального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Так, в соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п.1).

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подп.5 п.3).

Пунктом 7 статьи 3 НК РФ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Действующее законодательство о налогах и сборах предусматривает возможность предоставления налогоплательщикам налоговых льгот, в том числе, в виде освобождения от уплаты налогов.

Так, Законом Кемеровской области от 28.11.2002г. № 95-ОЗ «О транспортном налоге» на основании главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается и вводится транспортный налог на территории Кемеровской области, определяются ставка налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования.

В силу п.6.2 ст.6 указанного Закона Кемеровской области от уплаты транспортного налога освобождаются, в том числе, инвалиды I и II групп, получающие страховую пенсию по инвалидности или пенсию по инвалидности, если исчисленная сумма транспортного налога равна или менее 1500 рублей.

Льгота предоставляется в отношении только одного транспортного средства по выбору налогоплательщика, в том числе, в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно.

Льгота предоставляется при наличии у пенсионера или его супруги (супруга) удостоверения, подтверждающего право на управление соответствующим транспортным средством.

Согласно п.3 ст.361.1 НК РФ налогоплательщики - физические лица (плательщики транспортного налога), имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В соответствии с п.1 ст.397 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 6 постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005г. № 263 «Об установлении и введении в действие на территории города Кемерово земельного налога» установлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога для отдельных категорий налогоплательщиков, к числу которых относятся физические лица – получатели страховых и социальных пенсий в соответствии с действующими федеральными законами, в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, а также индивидуальных гаражей и коллективных овощехранилищ (п.6.1.3).

Данная налоговая льгота применяется в отношении одного земельного участка по каждому виду использования (по выбору налогоплательщика) (п.6-1).

В соответствии со ст.400 НК налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу ст.407 НК РФ с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют, в том числе, инвалиды I и II групп инвалидности (подп.1 п.1).

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности (п.2).

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п.3).

Налоговая льгота предоставляется в отношении объектов налогообложения, в числе которых, квартира или комната (подп.1 п.4).

Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса (п.6).

Из обстоятельств дела следует, что Рябчун А.М. является инвалидом <данные изъяты> (л.д.48-49).

Как пояснили стороны в судебном заседании суда апелляционной инстанции, и как указано в отзыве ИФНС по г.Кемерово на апелляционную жалобу (л.д.69-70), 22.03.2018г. Рябчун А.М. представил в Инспекцию заявление о предоставлении ему льготы по уплате налогов в связи с наличием инвалидности <данные изъяты> и подтверждающие документы, на основании чего налоговым органом налоговая льгота предоставлена, и он освобожден от уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за 2015 год. В связи с этим налоговый орган не поддерживает заявленные требования в указанной части.

В то же время административный истец настаивает на взыскании с Рябчуна А.М. транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 год и пени в вышеуказанных размерах, так как на основании поданного налогоплательщиком заявления налоговая льгота предоставлена ему только в пределах трехлетнего периода – за 2017, 2016 и 2015 годы.

Судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения указанных требований налогового органа не имеется, поскольку действующее законодательство о налогах и сборах связывает основание освобождения от уплаты налога с наличием самой льготы, а не с соблюдением установленного порядка ее предоставления. Заявительный порядок предоставления налоговых льгот, предусмотренный пунктом 3 статьи 361.1 НК РФ, применяется налоговым органом, то есть во внесудебном порядке. Несоблюдение же этого порядка само по себе не лишает налогоплательщика права на льготу и не свидетельствует о том, что при разрешении спора о взыскании налогов и пени суд не вправе самостоятельно учесть налоговую льготу как основание освобождения от уплаты налога.

При указанных обстоятельствах, поскольку наличие у Рябчуна А.М. льготы, освобождающей его от уплаты налогов за 2014 год, подтверждено материалами дела, при этом налоговым органом не опровергнуты его доводы о том, что он ранее обращался с заявлением о предоставлении льгот по указанному основанию, правовых оснований для взыскания с административного ответчика транспортного и имущественного налогов и пени за 2014 год не имеется.

Кроме того, разрешая требования налогового органа, суд не применил материальный закон, подлежащий применению, и не принял во внимание следующие имеющие существенное значение для административного дела обстоятельства.

Согласно п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Абзацем вторым пункта 2 статьи 48 НК РФ установлено, что, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 НК РФ).

Как видно из материалов дела, с данным административным исковым заявлением ИФНС России по г.Кемерово обратилась в суд после отмены судебного приказа мирового судьи судебного участка № 5 Заводского судебного района г.Кемерово от 07.08.2017г., которым с Рябчуна А.М. была взыскана задолженность по вышеуказанным налогам и пени за 2013, 2014 и 2015 годы всего в сумме 4019,47 руб.

То есть налоговым органом заявление о взыскании было подано мировому судье в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 48 НК РФ, когда в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога подлежащая взысканию с налогоплательщика сумма превысила 3000 рублей.

В таком случае согласно указанной норме Кодекса налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Из требований об уплате налога, пени № 117055 и № 30842 следует, что подлежащая взысканию с Рябчуна А.М. сумма недоимки и пени превысила 3000 рублей по истечении установленного законом срока уплаты налогов за 2015 год, то есть 2 декабря 2016 года. Следовательно, заявление о взыскании должно было быть подано налоговым органом не позднее 2 июня 2016 года.

Однако, как следует из обстоятельств дела, пояснений представителя налогового органа, с учетом того, что судебный приказ был вынесен 7 августа 2017 года, заявление о взыскании подано мировому судье с очевидным пропуском установленного срока его подачи.

Уважительных причин пропуска срока подачи заявления о взыскании налоговым органом не приведено. Ссылка представителя на то, что они руководствовались сроком исполнения требования 10 февраля 2017 года, указанным в последнем требовании об уплате налога, пени № 30842, на законе не основана и не свидетельствует об уважительной причине пропуска срока.

Пропуск без уважительных причин срока подачи заявления о взыскании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких данных решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ИФНС России по г. Кемерово к Рябчуну А.М. административных исковых требований.

Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 14 марта 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово отказать.

Председательствующий: Шалагина О.В.

Судьи: Пронченко И.Е.

Зиновьева К.В.