Судья: Гуляева Т.С. Дело № 33А–10757
Докладчик: Пронченко И.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 октября 2019 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе: председательствующего Пронченко И.Е.,
судей: Бегунович В.Н., Копыловой Е.В.,
секретаре: Пахомовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е., административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 05 июля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Кемеровской области к ФИО1 о взыскании платежей в бюджет,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Кемеровской области обратилась в суд с иском и просит взыскать с ФИО1 задолженность по уплате: налога на имущество физических лиц за 2017 в размере 16 285 рублей и земельного налога за 2017 в размере 38 835 рублей, а всего в размере 55 120 руб.
Требования мотивированы тем, что согласно имеющимся в налоговом органе сведениям ФИО1 является владельцем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, кадастровая стоимость 9 689 087 руб. Межрайонной ИФНС России № 2 по КО должнику был исчислен земельный налог за 2017 в сумме 38 835 руб. Налоговое уведомление об уплате налога № 36369271 от 09.09.2018 направлено налогоплательщику через личный кабинет. В соответствии со ст.69,70 НК РФ налогоплательщику через личный кабинет направлено требование об уплате налога № 31192 от 14.12.2018.
Также по сведениям базы данных налогового органа, ФИО1 является владельцем имущества: по адресу: 652507, Россия, <адрес>, дата возникновения собственности – 11.03.2013. Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц, установленному главой 32 НК РФ признается инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, или кадастровая стоимость объекта недвижимости, если в субъекте Российской Федерации будет принято решение об установлении особенностей при определении налоговой базы.
На территории города Ленинска-Кузнецкого ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы установлены Решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 24.05.2018 №30 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа» от 26.11.2015 № 72 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа». Налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. В отношении прочих объектов налогообложения налоговая ставка установлена в размере 0,5 процента.
Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России № 2 по Кемеровской области должнику был исчислен налог на имущество физических лиц за 2017 в размере 16 285 руб. ФИО1 направлено налоговое уведомление № 36369271 от 09.09.2018 об уплате налогов за 2017. В соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ и в связи с отсутствием оплаты выставлено требование № 31192 от 14.12.2018, срок уплаты по которому 15.01.2019.
Ранее налоговый орган обращался с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении ФИО1
05.04.2019 определением мирового судьи судебного участка № 3 Беловского городского судебного района судебный приказ в отношении ФИО1 по делу № 2-318/2019 от 12.03.2019 отменен, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 05 июля 2019 года постановлено:
Взыскать с ФИО1 в доход государства задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 в размере 16 285 рублей, задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017г. в размере 38 835 рублей, а всего в сумме 55 120 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 853,60 рублей.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение по делу. Свои доводы мотивирует тем, что административному истцу было известно, что у ФИО1 отсутствует доступ к личному кабинету налогоплательщика, и поэтому она полагает, что был нарушен досудебный порядок урегулирования спора. Налоговое уведомление и требование об уплате налогов заказной корреспонденцией ей не направлялось.
На апелляционную жалобу МИФНС №2 принесены возражения.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителя МИФНС №2 ФИО2 просившую решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии со ст. 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, п.1 ст.3, подп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно абз. 1, 2 п.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога – извещение о неуплаченной сумме налога и обязанности в установленный срок ее уплатить. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.п.1,2 ст. 69 НК РФ).
Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п.1 ст.389 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п.1 ст.390 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга) (п.1 ст.394 НК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что ФИО1 является плательщиком земельного налога.
ФИО1 в отчетном налоговом периоде – 2017 году принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 2 589 000 руб.
В отношении указанного объекта налогообложения ФИО1 был исчислен земельный налог за 2017 год в сумме 38 835 рублей, исходя из кадастровой стоимости по налоговой ставке 1,5 %.
Также ФИО1 является плательщиком налога на имущество.
Статьей 400 НК РФ определено, что плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно представленным административным истцом сведениям, административный ответчик является собственником строения (помещения/сооружения), кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. В связи с изложенным, административный ответчик обязан уплачивать налог на имущество физических лиц.
В соответствии со ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В нарушение пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик ФИО1 не исполнила свою обязанность по уплате налога в установленный законом срок и имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц по указанному объекту налогообложения за налоговый период 2017 в размере 16 285 рублей.
В связи с неуплатой ФИО1 задолженности по земельному и имущественному налогам за 2017 год Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налоговым платежам.
Мировым судьей судебного участка №3 Беловского городского судебного района 12 марта 2019 года выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налоговым платежам в общей сумме 55 120 руб., который в последующем был отменен определением мирового судьи судебного участка №3 Беловского городского судебного района от 05.04.2019 года в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа.
До настоящего момента задолженность по налогам за 2017 год ФИО1 не оплачена.
Удовлетворяя требования Инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что требования административного истца основаны на законе. Вывод суда об обоснованности требований Инспекции о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам является правильным, основанным на приведенных положениях НК РФ и установленных в судебном заседании обстоятельствах.
Довод ФИО1 о том, что ей был утрачен логин и пароль от личного кабинета, соответственно у неё нет доступа к личному кабинету и, следовательно, Инспекцией нарушен порядок уведомления налогоплательщика, судебной коллегией признается несостоятельным.
В соответствии с п. 2, п. 4 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@, утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).
Согласно п. 2 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Из материалов дела следует и не оспаривалось ФИО1, что она имеет личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган в виде электронного документа направил 13.09.2018 ФИО1 в личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление № 36369271 от 09.09.2018 о необходимости оплатить в срок не позднее 03.12.2018 начисленные за 2017 год налоги, в том числе, земельный налог в сумме 38 835 руб. и налог на имущество физических лиц в размере 16 285 руб., что подтверждено документально.
В установленный срок административный ответчик не уплатил налог, в связи, с чем 14.12.2018 в его адрес в личный кабинет направлено требование № 31192 об уплате налога, в котором предлагалось в добровольном порядке в срок до 15.01.2019 уплатить земельный налог в сумме 38 835 руб., налог на имущество физических лиц в размере 16 285 руб., пени по земельному налогу в размере 97,09 руб., исчисленные в порядке ст.75 НК РФ. Данное обстоятельство также подтверждено стороной истца документально.
Таким образом, учитывая наличие у ФИО1 личного кабинета налогоплательщика, процедура извещения налогоплательщика о необходимости уплаты исчисленного налога налоговым органом соблюдена, направленные в адрес налогоплательщика уведомление и требование считаются полученными, следовательно, оснований для освобождения ФИО1 от уплаты налога не имеется.
Сведений о том, что ФИО1 обращалась в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.
В случае утраты логина и пароля, необходимых для получения доступа в личный кабинет, ФИО1 не была лишена возможности обратиться в налоговый орган с целью повторного получения логина и пароля, либо получения документов на бумажном носителе, однако этого ей не сделано.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 05 июля 2019 года оставить – без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: