Судья: Исакова Е.И. | № 33-3705 |
Докладчик: Галлингер А.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«02» апреля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей: Галлингера А.А., Слепцовой Е.В.,
при секретаре Байгунакове А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Галлингера А.А. апелляционную жалобу ФИО1
на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 10 января 2019 года
по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) об оспаривании решения о приостановлении выплаты пенсии,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) об оспаривании решения, которым ей приостановлена выплата пенсии.
Требования мотивированы тем, что 02.08.2018 истцу стало известно о прекращении выплаты страховой пенсии по старости. Письменного извещения об основании прекращения выплаты не было.
05.10.2018 истец обратилась к ответчику с просьбой о возобновлении выплату пенсии, однако, ответа не получила. С прекращением выплаты страховой пенсии по старости не согласна.
Просила обязать ответчика возобновить выплату страховой части пенсии с даты прекращения выплаты; обязать ответчика выплачивать страховую пенсию по старости в полном объеме; предоставить справку по ее заявлению от 05.10.2018.
ФИО1 в судебном заседании иск поддержала.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, иск не признала.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 10 января 2019 года ФИО1 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить. Считает неверным утверждение суда о том, что с 24.07.2011 возобновлена выплата страховой части пенсии.
Отмечает, что ни один из запрашиваемых документов (расчет страховой пенсии с разъяснениями) ответчик не предоставил.
Настаивает, что ранее пенсия по другому основанию или от другого ведомства ей не назначалась. Заявленные требования считает обоснованными, ссылаясь на представленные в обоснование иска материалы, письменные и устные пояснения, которые она и ответчик дали в ходе рассмотрения дела.
На апелляционную жалобу Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) принесены возражения.
В заседание судебной коллегии явилась представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) ФИО2, действующая на основании доверенности, которая поддержала доводы изложенные в возражениях, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 327, п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Так, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определены категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Согласно части 4 статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В случае получения гражданином пенсии по выслуге лет, eму назначается страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения» (без фиксированной выплаты).
Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» (ст. 6 Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции, 04.07.2011 ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, указав, что ранее пенсия по другому основанию ей не назначалась.
Решением пенсионного органа № 351 от 04.07.2011 ФИО1 с 24.07.2011 была пожизненно назначена страховая пенсия по старости в размере 4 574 руб.
29.06.2018 в связи с проведением проверки правомерности одновременного получения пенсий по линии Министерства обороны РФ и Пенсионного фонда РФ (список граждан представлен Минобороной РФ) был направлен запрос в Военный комиссариат Приморского края о выдаче справки в отношении ФИО1
Согласно полученной справке № № от 08.08.2018, выданной Военным комиссариатом Приморского края, ФИО1 является получателем пенсии за выслугу лет с 26.09.2009 по настоящее время.
04.09.2018 ФИО1 направлено уведомление по вопросу переплаты пенсии. Выплата страховой пенсии по старости была приостановлена.
Обращаясь в суд, истец полагала, что имеет право на получение двух пенсий в полном объеме.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правовых оснований согласиться с позицией истца не нашел.
Данный вывод судебная коллегия находит верным.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования об установлении гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1, страховой части трудовой пенсии по старости, суд с учетом части 4 статьи 7 этого закона и пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ вправе их удовлетворить при соблюдении такими гражданами предусмотренных в Федеральном законе № 173-ФЗ условий, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости (на общих основаниях или досрочной).
Вместе с тем, учитывая, что положения статьи 7 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 года, так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1. В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 г., как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим законом.
Приведенные нормативные положения являются элементом правового механизма, гарантирующего пенсионерам, получающим пенсию по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, возможность получать страховую часть трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии), предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 г. - Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды подлежат учету при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным с военной службы лицам, имеющим особый правовой статус, исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм к необходимым условиям для получения права на страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) относятся достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие минимального размера страхового стажа. При этом в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению военной пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера военной пенсии за выслугу лет (ч. 4 ст. 13 Закона № 400-ФЗ).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 возобновлена выплата страховой части пенсии по старости (без фиксированной выплаты).
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ч. 1 ст. 327.1, ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 10 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: А.А. Галлингер
Е.В. Слепцова