Судья: Лебедева Е.А. № 33а-5297/2022
Докладчик: Тройнина С.С. (№ 2а-1614/2022)
(42RS0009-01-2022-001152-62)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«01» июня 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Тройниной С.С.,
судей Пронченко И.Е., Решетняк А.М.
при секретаре Климове И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тройниной С.С. административное дело по иску Денцова Сергея Николаевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Кемеровской области-Кузбассу, Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области-Кузбассу об оспаривании решений,
по апелляционной жалобе Денцова С.Н. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 09 марта 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
Денцов С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС №15 по Кемеровской области-Кузбассу, Управлению ФНС по Кемеровской области-Кузбассу об оспаривании решений.
Требования мотивированы тем, что им представлены в налоговую инспекцию налоговые декларации по НДФЛ за 2019 и 2020 год. В представленных декларациях по НДФЛ за 2019, 2020 годы, налогоплательщик заявил инвестиционные налоговые вычеты в размере в размере 52 000руб. за 2020 год, а также 18 525 руб. за 2019 год.
По итогам камеральной проверки налоговых деклараций за 2019, 2020 годы составлены акт налоговой проверки № 17612 от 31.08.2021, акт налоговой проверки № 17614 от 31.08.2021. В указанных актах налоговым органом сделаны выводы о неправомерности заявленных налогоплательщиком налоговых вычетом.
Считает, что налоговым органом камеральная проверка по декларациям за 2019, 2020 годы проведена с существенным нарушением процедуры, установленной НК РФ.
Указывает, что налоговым органом нарушена процедура составления и направления актов налоговой проверки. В личном кабинете сообщение об отказе в возврате НДФЛ появилось 02.09.2021. При этом было указано, что необходимо подать уточненные декларации за 2019, 2020 год. Акты камеральной проверки за 2019, 2020 годы были направлены административному истцу по месту жительства почтовой корреспонденцией 20.09.2021. Таким образом, на дату приняты решения об отказе в возврате НДФЛ у налогоплательщика отсутствовали сведения о несоответствии сведений, представленных в декларации, никаких дополнительных сведений у налогоплательщика не запрашивалось, актов налоговой проверки не направлялось.
Указанное свидетельствует о нарушении прав налогоплательщика на своевременное получение актов камеральной проверки и на предоставление дополнительных материалов, сведений и пояснений.
Налоговым органом в актах камеральной проверки указано, что налогоплательщик нарушил условия предоставления инвестиционного налогового вычета, так как помимо индивидуального инвестиционного счета открытого в ООО «Брокеркредитсервис» налогоплательщик имел еще индивидуальный инвестиционный счет в ПАО ВТБ., следовательно, налогоплательщик не имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в сумме расходов за 2019, 2020 годы.
Считает, что налоговый орган при принятии оспариваемых решений не учел всех фактических обстоятельств по ведению по инвестиционным счетам налогоплательщика.
В целях перевода активов 10.02.2020 им было заключено соглашение о расторжении брокерского счета, открытого в ООО «БКС» (генеральное соглашение № 189294/15-км от 18.12.2015), и, соответственно, 09.01.2020 был открыт брокерский счет в ПАО ВТБ (договор № 102FJJ от 09.01.2020).
В дальнейшем, по определенным обстоятельствам Денцов С.Н., в целях сохранения брокерского счета, открытого в ООО «БКС», заключил соглашение от 12.02.2020 о признании недействующим соглашения о расторжении от 10.02.2020. Согласно указанного соглашения генеральное соглашение №189294/15-км от 18.12.2015 и брокерский счет, открытый в ООО «БКС» является действующим.
Брокерский счет в ПАО ВТБ по заявлению Денцова М.Н. от 12.02.2020 был закрыт 13.02.2020. Более того, на брокерском счете в ПАО ВТБ ни одной операции с денежными средствами, ценными бумагами, совершено не было.
Указанные обстоятельства, налоговым органом не рассматривались, в связи с процессуальными нарушениями, допущенными на этапе камеральной проверки и составления соответствующих актов.
Денцовым С.Н. была подана жалоба в Управление налоговой службы по Кемеровской области на отказ в возврате переплаты по НДФЛ за 2019, 2020 годы.
Управление ФНС дважды рассматривало вопрос о нарушениях, допущенных инспекцией при проведении камеральных проверок. Решением от 26.11.2021 № 07-10/24166 не было найдено нарушений. При рассмотрении повторного обращения, в письме от 18.01.2022 № 18-29/00729@, Управлением ФНС было признано нарушение действующего законодательства при проведении камеральной проверки, однако вопрос о возврате по существу не был разрешен.
С учетом уточнений административный истец просил:
- признать незаконным и отменить решение Межрайонной ИФНС № 15 по Кемеровской области-Кузбассу об отказе в возврате Денцову С.Н. НДФЛ за 2020 год в размере 52 000 руб.;
- признать незаконным и отменить решение Управления ФНС по Кемеровской области-Кузбассу от 26.11.2021 об оставлении без удовлетворения жалобы Денцова С.Н.;
- обязать Межрайонную ИФНС №15 по Кемеровской области-Кузбассу вынести новое решение о возврате НДФЛ за 2020 год.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 09.03.2022 в удовлетворении исковых требований Денцова С.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Денцов С.Н. просит решение суда отменить, удовлетворить требования административного искового заявления.
Отмечает, что судом первой инстанции было принято во внимание решение Межрайонной ИФНС №15 по Кемеровской области-Кузбассу № 19969 от 28.01.2022, хотя указанное решение было принято, примерно, через 5 месяцев, после обжалуемого им решения.
В остальном доводы жалобы повторяют доводы административного искового заявления. Направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств.
Представителем Управления ФНС по Кемеровской области-Кузбассу – Синкиной Е.В., представителем Межрайонной ИФНС № 15 по Кемеровской области – Кузбассу Зиновой Ю.Г. принесены возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Денцов С.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители административных ответчиков Межрайонной ИФНС №15 по Кемеровской области-Кузбассу Глебова Л.А., Управления ФНС по Кемеровской области-Кузбассу Кравченко Е.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела, 18.05.2021 Денцовым С.Н. в межрайонную ИФНС № 15 по Кемеровской области – Кузбассу представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2020 год (форма 3-НДФЛ), согласно которой подлежал возврату имущественный налоговый вычет в сумме 55 250 рублей, с заявлением, в котором он на основании статьи 78 Налогового кодекса РФ просил вернуть излишне уплаченную сумму налога на доходы физических лиц в размере 52000 рублей (приложение к Разделу 1)
В период с 18.05.2021 по 17.08.2021 Межрайонной ИФНС № 15 по Кемеровской области – Кузбассу была проведена камеральная налоговая проверка по представленной Денцовым С.Н. налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма №3-НДФЛ) за 2020 год в размере 52 000 руб.
По итогам камеральной налоговой проверки, в установленный п.1 ст.100 Налогового кодекса РФ срок, Инспекцией был составлен акт налоговой проверки №17614, а также принято решение №17929 от 02.09.2021 об отказе в зачете (возврате) налога, о чем в адрес административного истца направлено сообщение № 17929 от 02.09.2021.
Денцов С.Н., не согласившись с данным решением, обратился с жалобой в Управление ФНС по Кемеровской области – Кузбассу. Решением Управления ФНС по Кемеровской области – Кузбассу от 26.11.2021 № 07-10/24166 жалоба Денцова С.Н. была оставлена без удовлетворения.
Признавая решение Межрайонной ИФНС № 15 по Кемеровской области – Кузбассу от 02.09.2021 № 17929, а также решение Управления ФНС по Кемеровской области – Кузбассу от 26.11.2021 № 07-10/24166, законными и обоснованными, суд первой инстанции исходил из того, что наличие факта излишне уплаченного налога на дату вынесения решения об отказе в возврате налога, Денцовым С.Н. не доказано, также судом не установлено, что действия административных ответчиков и принятые ими решения не соответствуют требованиям закона.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
Пунктом 2 статьи 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Пунктом 1 статьи 100 НК РФ установлено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
В материалах дела отсутствуют доказательства нарушения процедуры налоговой проверки, также такие доказательства не были представлены в суд апелляционной инстанции.
Решением Управления ФНС по Кемеровской области – Кузбассу «О рассмотрении обращения» от 18.01.2022 №18-29/00729@ установлен факт несвоевременного вручения административному истцу акта налоговой проверки, что является нарушением процедуры, однако, как верно указано судом первой инстанции, данное нарушение не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого административным истцом решения об отказе в возврате НДФЛ за 2020 год.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Если иное не предусмотрено статьей 78 Налогового кодекса РФ, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ).
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 78 НК РФ в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 и абз. 1 пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период, или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 НК РФ.
Камеральная налоговая проверка представленной административным истцом налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год завершена и акт по результатам проверки составлен налоговым органом 31.08.2021. Из акта налоговой проверки № 17614 от 31.08.2021 следует, что проверяющим должностным лицом сделан вывод о необходимости уменьшить сумму налога, излишне заявленного к уменьшению на 52000 рублей.
В установленный пунктом 8.1 статьи 78 Налогового кодекса РФ срок налоговым органом принято решение № 17929 от 02.09.2021 об отказе в зачете (возврате) налога по заявлению от 18.05.2021 на сумму 52000 рублей, причиной отказа указана необходимость предоставить уточненные налоговые декларации за 2019, 2020 годы.
Указанное решение оспаривается административным истцом.
Вместе с тем, указанное решение принято налоговым органов в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ, не определяет наличие или отсутствие права Денцова С.Н. на получение инвестиционного налогового вычета, выводов об отсутствии такого права не содержит, порядок принятия указанного решения налоговым органом не нарушен.
Само по себе решение налогового органа от 02.09.2021 прав и законных интересов административного ответчика не нарушает, поскольку после окончания камеральной налоговой проверки и вручения административному истцу акта налоговой проверки, материалы налоговой проверки были рассмотрены инспекцией в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса РФ, так как при проведении камеральной налоговой проверки выявлено нарушение Денцовым СН. законодательства о налогах и сборах, выразившегося в исчислении налога на доходы физических лиц за 2020 год, подлежащего возврату из бюджета, о чем указано в акте налоговой проверки № 17614 от 31.08.2021.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В соответствии с пунктом 7 указанной статьи по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
28.01.2022 заместителем начальника межрайонной ИФНС № 15 по Кемеровской области – Кузбассу принято решение № 19969 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым постановлено уменьшить сумму налога, излишне заявленного к возмещению, на 52000 рублей.
Указанное решение административным истцом при рассмотрении настоящего административного дела оспорено не было.
Указанные административным истцом нарушения, в том числе нарушение срока ознакомления с актом налоговой проверки, относятся к процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки, установленной статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ и могут иметь значение при оценке решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.01.2022 (пункт 5 статьи 101 Налогового кодекса РФ), которое административным истцом не оспорено.
Судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о неподтверждении административным истцом права на применение инвестиционного налогового вычета.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210, со статьями 214.1 и 214.9 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет.
Особенности предоставления инвестиционного налогового вычета в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, установлены пунктом 3 статьи 219.1 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта пункта 3 статьи 219.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет предоставляется при условии, что в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета налогоплательщик не имел других договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу.
Указанная норма Кодекса корреспондирует с нормой пункта 2 статьи 10.2-1 Федерального закона от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг", согласно которой физическое лицо вправе иметь только один договор на ведение индивидуального инвестиционного счета. В случае заключения нового договора на ведение индивидуального инвестиционного счета ранее заключенный договор на ведение индивидуального инвестиционного счета должен быть прекращен в течение месяца.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг заключает договор на ведение индивидуального инвестиционного счета, если физическое лицо заявило в письменной форме, что у него отсутствует договор с другим профессиональным участником рынка ценных бумаг на ведение индивидуального инвестиционного счета или что такой договор будет прекращен не позднее одного месяца.
При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, налогоплательщиком заявлен инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный пп.2 п.1 ст.219.1 НК РФ в сумме денежных средств внесенных на индивидуальный инвестиционный счет, открытый в соответствии с договором на ведение индивидуального инвестиционного счета № 189294/15-км от 18.12.2015, в размере 400 000,00 руб.
Инспекцией, в рамках проведения камеральной проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 год, было установлено, что налогоплательщиком Денцовым С.Н. заключены договоры на ведение индивидуального инвестиционного счета:
1. договор № 189294/15-км от 18.12.2015, заключенный с ООО «КОМПАНИЯ БРОККЕРКРЕДИТСЕРВИС». Дата расторжения договора на ведение ИИС - 21.07.2021.
2. договор №102FJJ от 09.01.2020. Дата расторжения договора на ведение ИИС - 13.02.2020.
Инспекцией, в рамках проведения камеральной проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 год, в Межрайонную ИФНС России №4 по г. Санкт-Петербургу было направлено поручение об истребовании документов (информации) у Банка ВТБ (ПАО) № 16791 от 11.08.2021, в отношении открытия Денцовым С.Н. ИИС по договору №102FJJ от 09.01.2020.
Согласно представленному на основании указанного поручения Банком ВТБ (ПАО) заявлению на открытие, обслуживание, ведение индивидуального инвестиционного счета от 09.01.2020, Денцов С.Н. указал об отсутствии у него договора с другим профессиональным участником рынка ценных бумаг на ведение индивидуального инвестиционного счета, в то время, как договор от 18.12.2015, заключенный с ООО «Компания БКС» на указанную дату расторгнут не был.
Таким образом, в ходе налоговой проверки установлено, что Денцовым С.Н. не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 3 части 3 статьи 219.1 Налогового кодекса РФ, поскольку Денцов С.Н. в течении срока действия договора на ведение ИИС № 189294/15-км от 18.12.2015, по которому заявлено право на инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный пп.2 п.1 ст. 219.1 НК РФ, административный истец имел второй договор на ведение ИИС №102FJJ от 09.01.2020.
Доводы административного истца о наличии особенных обстоятельств, в связи с которыми он изменил свое решение о переводе активов на новый счет, открытый 09.01.2020, при установленных судом обстоятельствах юридического значения не имеют и на выводы суда не влияют, о незаконности решения налогового органа от 02.09.2021 не свидетельствуют.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности оспариваемых административным истцом решений.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, которым дана надлежащая оценка, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств.
Нарушений норм процессуального права, которые могут являться основанием для отмены судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Оспариваемое решение Центрального районного суда г. Кемерово от 09.03.2022 является законным и обоснованным, предусмотренные ст.310 Кодекса административного судопроизводства РФ основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 09 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в 8 кассационный суд общей юрисдикции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 3 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: